Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Драндров Г.Л. 1 Плешаков А.А. 2
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
2 Московский политехнический университет
Втехнико-тактической подготовки юных футболистов в зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять несколько последовательных этапов. Первый этап нацелен на развитие психических качеств и психомоторных способностей, второй – на формирование ориентировочной основы разучиваемых технико-тактических действий, третий - на практическое овладение технико-тактическими действиями на уровне умения и обучение творческому выбору и применению с учетом игровой ситуации. На завершающем этапе осуществляется формирование навыков их импровизированного применения в сочетании с освоенными технико-тактическими действиями в условиях соревновательно-игровой деятельности. Для совершенствования технико-тактической подготовки в футболе предлагаются моделирование игровых ситуаций, обеспечивающих освоение ситуационной техники и развитие ситуационного восприятия, обучение знаниям типовых игровых ситуаций и адекватным им технико-тактическим действиям, применение методов активного обучения. Одним из перспективных направлений повышения эффективности обучения групповым технико-тактическим действиям выступает разработка методики формирования их ориентировочной основы у каждого из группы взаимодействующих игроков. Владение каждым из них полными и точными знаниями о сути игровой ситуации обеспечивает согласование их действий в структуре целостного группового технико-тактического действия. Однако это направление остается в настоящее время малоисследованным.
юные футболисты
моделирование
игровая ситуация
технико-тактические действия
технико-тактическая подготовка
этапы
задачи
ориентировочная основа
1. Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2030 года (Утверждена Постановлением № 8 Конференции РФС от 08 апреля 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/47640912-Obshchenacionalnaya-strategiya-razvitiya-futbola-v-rossiyskoy-federacii-na-period-do-2030-goda.html (дата обращения: 18.01.2019).
2. Айткулов С.А. Формирование технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини-футболе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Челябинск, 2005. 181 с.
3. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учеб.для студ. / под ред. Ю.Д. Желязняк, Ю.М. Портнова, В.П. Савина. М.: Академия, 2004. 400 с.
4. Драндров Г.Л., Сафронов Е.Л., Плешаков А.А. Характеристика игрового мышления футболистов и методические подходы к его развитию // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www.science-education.ru/121-18337 (дата обращения: 19.01.2019).
5. Драндров Г.Л., Краснов Ю.И., Фаттахов Р.В. Обучение юных футболистов групповым тактическим действиям на основе формирования их обобщенной ориентировочной основы // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 205–212.
6. Драндров Г.Л., Краснов Ю.И., Фаттахов Р.В. Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2011. № 2 (70). Ч. 2. С. 86–92.
7. Макаров Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. Москва, 2013. 325 с.
8. Кугаевский С.А., Козин В.В. Деятельностно-ситуативный способ обучения баскетболистов 8-11 лет технико-тактическим действиям // Омский научный вестник. 2014. № 4 (131). С. 137-140.
9. Яхонтов Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2006. С. 242–254.
10. Козин В.В., Лалаков Г.С. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции // Физическое воспитание студентов. 2011. № 3. С. 53-56.

Принятые в последние годы законодательные и программные документы (Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ», «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года») нацеливают специалистов физической культуры и спорта на достижение нашими спортсменами высоких соревновательных результатов на международной спортивной арене. В соответствии с этой целевой установкой большое внимание обществом и государством уделяется созданию благоприятных социокультурных, организационно-педагогических, финансовых и материальных условий для развития футбола на всех этапах спортивной подготовки, создания в нашей стране сильной отечественной сборной команды, состоящей из футболистов высокой спортивной квалификации.

Подготовка футболистов международного уровня начинается с детских лет и затрагивает подростковый и юношеский возраст. Как показывает анализ зарубежного опыта подготовки футболистов в странах, добившихся высоких достижений на крупнейших международных соревнованиях, основное внимание в реализуемых государственных программах развития футбола уделяется созданию условий для функционирования системы подготовки спортивного резерва.

Поэтому в «Общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве одной из стратегических задач определено опережающее развитие детско-юношеского футбола, повышение эффективности подготовки спортивного резерва для профессиональных и cборных команд [1]. Выдвижение этой задачи в качестве приоритетной продиктовано, прежде всего, тем, что игроки ведущих зарубежных футбольных клубов существенно превосходят отечественных футболистов в уровне технико-тактической подготовленности. Особо заметным является преимущество в быстроте и точности выполнения групповых технико-тактических действий в нападении, что, как известно, является основой успеха в современном футболе.

Решение этой задачи предполагает постоянное профессиональное осмысление тренерами и спортсменами передового педагогического опыта в сфере избранного вида спорта, с одной стороны, разработки и научного обоснования инновационных технологий обучения и спортивной тренировки на различных этапах спортивной подготовки - с другой.

Тем не менее, как показывает анализ педагогической практики, эффективность обучения юных футболистов групповым тактическим действиям не соответствует требованиям современного футбола.

Разработка новых эффективных педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества обучения групповым технико-тактическим действиям, предполагает анализ и обобщение накопленного в педагогической теории и практике позитивного опыта решения этой проблемы как в футболе, так и в остальных спортивных играх с мячом.

В связи с этим цель нашей работы заключалась в анализе и обобщении научно-методической литературы по проблеме совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов.

Для соревновательной деятельности в современном футболе характерны тенденции к возрастанию скорости ведения игры, повышению сложности групповых и командных игровых действий. Разнообразие и динамичность игровых ситуаций в сочетании с недостаточностью информации для принятия игровых решений, пространственно-временные ограничения условий выполнения игровых действий создают трудности при их восприятии и распознавании, при согласовании индивидуальных действий в процессе решении групповых игровых задач.

Соревновательно-игровая деятельность в футболе как командной спортивной игре предполагает осуществление рефлексии, когда футболисты ориентируются при определении задач своих игровых действий и способов их решения на предполагаемые действия своих партнеров. Это обеспечивает эффективность совершаемого ими группового тактического действия.

Условием, определяющим степень его эффективности, выступает функционально-ролевая дифференциация игроков по игровому амплуа, учитывающая индивидуальное своеобразие их игровых возможностей. Игроки должны видеть действия, совершаемые своими партнерами – эти действия обладают для каждого из группы взаимодействующих игроков определенным сигнальным значением, поскольку содержат в себе информацию о ближайших игровых намерениях его партнеров в сложившейся на данный момент игровой ситуации. Согласованность индивидуальных действий футболистов в рамках целостного группового тактического действия формируется в процессе технико-тактической подготовки.

Решение этой педагогической задачи обеспечивается разными подходами. При этом большинство рекомендаций формулируется на основе обобщения педагогического опыта тренеров: одними предлагается развивать психические качества, обеспечивающие быстроту и точность восприятия игровой ситуации и адекватное ее содержанию реагирование, другие рекомендуют уделять больше внимания наигрыванию тактических комбинаций, жестко определяющих действия каждого игрока в определенной типовой игровой ситуации, третьи считают необходимым для достижения согласованности обучать футболистов распознаванию игровых ситуаций как типовых [2].

В учебной литературе по спортивным играм [3] с учетом решаемых задач выделяется несколько последовательных этапов технико-тактической подготовки. Первый этап направлен на развитие психических качеств и психомоторных способностей, определяющих качество управления технико-тактическими действиями в вариативных условиях игровых ситуаций. Решение этой задачи обеспечивается на данном этапе через организацию соревновательно-игровой деятельности занимающихся в условиях подвижных и спортивных игр с мячом. Наряду с этим широко применяются упражнения, требующие от занимающихся быстрого и точного сенсомоторного реагирования на внезапно возникающие раздражители, переключения и распределения внимания, ориентировки и распознавания возникающих ситуаций, быстрого и точного принятия и реализации адекватных их содержанию решений [4].

В дальнейшем развитие этих качеств и способностей осуществляется одновременно с овладением и совершенствованием технико-тактических действий. Условно выделяются две группы творческих способностей: а) способность ориентироваться на поле; б) способность быстро и правильно реагировать на игровые ситуации. Эта способность зависит от умения выделять существенные элементы ситуации, классифицировать их, предвидеть дальнейшее развитие ситуации и на основе этого выбирать выгодный способ решения [5; 6].

На следующем этапе в ходе обучения способам выполнения технических приемов спортсмены знакомятся с теоретическими знаниями о рациональной тактике их применения в игровой деятельности. Это осуществляется в сочетании с одновременной наглядной демонстрацией правильных действий в различных игровых ситуациях с указанием на возможные ошибочные решения.

Практическое овладение технико-тактическим действием начинается с усвоения его отдельных сторон и его основы в упрощенных условиях посредством приемов специальных методических приемов: разучиваемое действие выполняется в вариативных ситуациях: в ответ на звуковые или зрительные сигналы; в ответ на изменение расположения соперников или партнеров; в ситуации выбора вариантов ответных действий только на определенные сигналы.

Далее предлагается переходить к обучению выбора выгодного варианта технико-тактического действия с учетом создаваемой действиями условного противника игровой ситуации. Разучивание технико-тактического действия осуществляется при пассивном сопротивлении соперника; в условиях постепенного увеличения активности противодействия; с активным соперником, выполняющим определенные задания. Затем они закрепляются в условиях игрового единоборства с активным соперником в рамках игровых упражнений, моделирующих условия реальной игры, и в соревновательной форме, в двухсторонней игре.

Самостоятельный творческий поиск тактически рациональных решений в условиях конкретных игровых ситуаций с моделируемым сопротивлением соперника с постепенным увеличением степени его активности и их закрепление через многократное воспроизведение в процессе тренировки обеспечивает успешное овладение занимающимися разучиваемыми индивидуальными технико-тактическими действиями. Благодаря этому игроки овладевают основными тактическими действиями и их вариантами, овладевают умением быстро анализировать тактические ситуации и распознавать их путем выделения в их содержании существенных элементов, быстро и точно реагировать на неожиданно изменяющиеся игровые условия [7].

На следующем этапе технико-тактической подготовки решается задача обучения групповым технико-тактическим действиям. Решение этой задачи предлагается осуществлять в следующем порядке [7]:

1) усвоение теоретических знаний и зрительных представлений об организации взаимодействия группы игроков при решении определенной игровой задачи с использованием методов обеспечения наглядности и словесных методов обучения;

2) практическое выполнение взаимодействующими игроками перемещений без мяча и действий с мячом в замедленном темпе согласно освоенной схеме взаимодействия при моделируемом и пассивном противодействии со стороны соперника;

3) осуществление разучиваемого группового технико-тактического действия с постепенным увеличением скорости и дозируемым сопротивлением со стороны противника;

4) осуществление разучиваемого группового технико-тактического действия, направленного на активное преодоление противодействующего соперника в моделируемых игровых условиях с ограничением размеров игровой площадки;

5) применение разучиваемого группового технико-тактического действия в условиях тренировочных игр;

6) применение разучиваемого группового технико-тактического действия в сочетании с другими, ранее освоенными в условиях соревновательно-игровой деятельности.

С.А. Кугаевский, В.В. Козин [8] предлагают деятельностно-ситуативную модель обучения групповым технико-тактическим действиям:

  • тренер моделирует игровое соревновательное пространство и знакомит занимающихся с существенными признаками типовых игровых ситуаций, которые определяют выбор определенного группового технико-тактического действия для успешного решения игровой задачи;
  • занимающиеся осваивают разучиваемые групповые технико-тактические действия посредством участия в специально разрабатываемых тренером игровых упражнениях в моделируемой игровой ситуации;
  • организуется обсуждение игровой ситуации с целью определения наиболее рациональных способов организации действий группы взаимодействующих игроков;
  • определяется круг технико-тактических приемов и психических качеств, формирование которых необходимо для эффективного осуществления соревновательно-игровой деятельности.

Ю.М. Макаровым [7] выделяется три уровня овладения игровой спортивной деятельностью. На первом уровне осуществляется формирование ее ориентировочной основы. Решение этой задачи осуществляется через применение специальных комплексов игровых упражнений, ознакомление с существенными признаками типовых игровых ситуаций, овладение ситуационной техникой, навыками самоконтроля и самокоррекции выполняемых технико-тактических действий. На следующем уровне осуществляется практическое овладение комплексами технико-тактических действий. На завершающем уровне формируется умение импровизировать в игре.

Для успешного формирования игровой деятельности автор предлагает создавать коммуникативно ориентированное игровое пространство, обеспечивающее изучение типовых игровых ситуаций и освоение ситуационной техники. Рекомендуется осуществлять освоение всех производимых и воспринимаемых действий через применение активного обучения с включением футболистов в реальное диалогическое общение.

Е.Р. Яхонтов [9] главной задачей начального этапа тактико-технической подготовки считает овладение действиями в типовых игровых ситуациях, на этапе спортивного совершенствования – их «автоматизацию», обеспечивающую быстрое и точное реагирование на изменение игровых ситуаций без предварительного размышления, на этапе спортивного мастерства – творческую импровизацию, основанную на приобретенных ранее знаниях, умениях и навыках действия в типовых игровых ситуациях.

В.В. Козин, Г.С. Лалаков [10] рекомендуют начинать усвоение технико-тактических действий с выполнения их в медленном темпе, следуя указаниям тренера, который моделирует ситуации противоборств.

В последующем по мере овладения занимающимися умениями выполнять технико-тактические действия на контролируемой скорости предлагается постепенно увеличивать активность и разнообразие действий соперников в рамках заранее обговоренных вариантов.

Увеличение активности со стороны соперника сочетается с уменьшением количества действий, применяемых для разучивания.

На втором этапе занимающиеся выполняют технико-тактические действия: в условиях ограниченного пространства и времени; с заранее известным продолжением; с продолжением экспромтного характера.

На третьем этапе решается задача формирования ситуационного восприятия - способности воспринимать игровые ситуации и на основании их оценки производить выбор ответных действий. Решение этой задачи предусматривает усвоение технико-тактических действий в сочетании с усложнением ситуаций.

Заключение. В технико-тактической подготовке юных футболистов с учетом решаемых задач выделяется несколько последовательных этапов.

На первом этапе решается задача развития психических качеств и психомоторных способностей, на втором - осуществляется обучение тактическим знаниям, на третьем – проводится работа по обучению способам выполнения технико-тактических действий на уровне умения, выбора и применения с учетом игровой ситуации, на четвертом - осуществляется формирование навыков их импровизированного применения в условиях соревновательно-игровой деятельности. Решение этих задач предлагается осуществлять через моделирование игровых ситуаций, обеспечивающих освоение ситуационной техники и развитие ситуационного восприятия, обучение знаниям типовых игровых ситуаций и адекватным им технико-тактическим действиям, применение методов активного обучения.

Одним из перспективных направлений повышения эффективности обучения групповым технико-тактическим действиям выступает разработка методики формирования их ориентировочной основы у каждого из группы взаимодействующих игроков. Владение каждым из них полными и точными знаниями о сути игровой ситуации обеспечивает согласование их действий в структуре целостного группового технико-тактического действия. Однако это направление остается в настоящее время малоисследованным.

В настоящее время в теории и методике футбола накоплен определенный опыт решения проблемы совершенствования технико-тактической подготовки футболистов. Эти знания являются теоретической основой для поиска и разработки эффективных подходов к организации процесса обучения юных футболистов групповым тактическим действиям.


Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Плешаков А.А. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28758 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674