Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Трегубова Л.С. 1 Дерюгова Д.В. 1
1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в процессе обучения созданию письменного текста. Определено содержание понятия «коммуникативная компетенция», аргументирована значимость развития письменной речи учащихся, которая представляет собой сложный когнитивный процесс, связанный с порождением и выражением смыслового содержания высказывания и оформления этого содержания на письме с помощью графических знаков. Большие возможности для формирования коммуникативных умений обучающихся имеет текст-рассуждение, для которого характерно наличие основной мысли проблемного характера, которая требует развернутого подтверждения в виде ряда аргументов. Автором выявлены методические условия, способствующие эффективности обучения младших школьников созданию письменного текста. Эффективным средством повышения мотивации письменного высказывания, формирования коммуникативной компетенции младших школьников является технология учебного сотрудничества, которая создает условия для активной совместной учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на овладение всеми видами коммуникативных действий. В статье содержатся методические рекомендации по организации коллективной учебно-познавательной деятельности младших школьников, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения составлению текста-рассуждения. Описаны этапы работы над созданием текста-рассуждения, определен алгоритм действий учащихся при создании письменного текста. Обозначены возможности данной технологии для освоения учащимися таких коммуникативных действий, как взаимодействие, сотрудничество, передача информации, рефлексия.
коммуникативная компетентность
коммуникативные действия
письменная речь
жанр письма
учебное сотрудничество
1. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004. 240 с.
2. Трегубова Л.С., Дерюгова Д.В., Колотушкина С.В. Психологические основы методики обучения пунктуации // Среднее профессиональное образование. 2018. № 6. С. 38-42.
3. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Издательство Юрайт, 2019. 255 с.
4. Матвеева Т.В. Учебный словарь. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика. М.: Флинта, 2014. 415 с.
5. Колотушкина С.В., Трегубова Л.С. Использование технологии учебного сотрудничества и игровой технологии в процессе обучения младших школьников пунктуации // Нижегородское образование. 2018. № 2. С. 157-162.
6. Трегубова Л.С. Реализация взглядов М.Р. Львова на проблему развития синтаксического строя речи младших школьников в практике современной начальной школы // Школа будущего. 2017. № 1. С. 90-97.
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 512 с.
8. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. 80 с.
9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152 с.
10. Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе. М.: Учитель, 2012. 144 c.

В современном обществе важную роль в межличностных отношениях между людьми играет коммуникация, в процессе которой происходят обмен информацией в виде устного или письменного сообщения, восприятие и понимание устного или письменного высказывания, создаваемого в ходе взаимодействия. Младший школьный возраст является оптимальным периодом для активного развития у детей коммуникативных и речевых умений. Именно на данной образовательной ступени дети учатся ориентироваться в ситуации общения, планировать собственное высказывание, подбирать языковые средства для его точного и грамматически правильного выражения. В связи с этим в системе начального языкового образования особую значимость приобретает коммуникативно-деятельностный подход, направленный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся, предполагающей владение учащимися всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи.

Цель исследования: разработать методические рекомендации, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения письменной речи.

Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; выявить возможности технологии учебного сотрудничества для формирования коммуникативной компетентности учащихся при обучении созданию текста-рассуждения.

Материал и методы исследования. В методической литературе коммуникативная компетенция рассматривается как одна из важнейших характеристик языковой личности. Е.А. Быстрова определяет данную компетенцию как «способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [1, с. 27]. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов осуществляется в процессе коммуникативной деятельности, которая направлена на овладение коммуникацией как взаимодействием, сотрудничеством и как условием интериоризации. В связи с этим необходимо научить младших школьников вступать во взаимодействие, ориентироваться на точку зрения других людей, осуществлять совместную учебно-познавательную деятельность и выражать собственные мысли в устной или письменной форме с целью передачи определенной информации.

В психологии и методике обучения русскому языку бесспорным является положение о значимости развития письменной речи учащихся, которая представляет собой сложный когнитивный процесс, предполагающий овладение действиями порождения и выражения смыслового содержания высказывания и оформления этого содержания на письме с помощью графических знаков [2, с. 38]. Учеными-методистами высказывается мысль о том, что «письменно-речевая деятельность открывает перед ребенком широкие возможности для проявления и утверждения своих творческих способностей, расширения сферы общения» [3, с. 243]. Большие возможности, на наш взгляд, для формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе обучения письменной речи имеет текст-рассуждение. Для данного функционально-смыслового типа текста характерно наличие основной мысли проблемного характера и ряда доказательств, которые представляют собой развернутую систему убеждения адресата в справедливости этой мысли [4]. С целью эффективного обучения учащихся начальных классов созданию текста-рассуждения важно соблюдать следующие методические условия.

  1. Обеспечение содержательной основы для создания высказывания, когда ученик не только хочет о чем-то сказать, но и может выразить свои мысли в устной или письменной форме.
  2. Создание коммуникативной ситуации, вызывающей у школьников потребность в высказывании, желание выразить свои чувства и мысли, ориентируясь на интересы собеседника.
  3. Формирование у учащихся способности выбирать и использовать разнообразные языковые средства, необходимые для создания высказывания в зависимости от ситуации общения.

Особое внимание в процессе развития письменной речи уделяется формированию пунктуационной грамотности учащихся, которая обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Следует также отметить, что целенаправленное внимание младших школьников к знакам препинания в процессе составления письменного текста способствует осознанию их роли в письменной коммуникации.

Решение проблемы формирования коммуникативной компетентности младших школьников связано, на наш взгляд, с внедрением в процесс обучения педагогических технологий, которые «обеспечивают формирование и развитие познавательных мотивов и интересов младших школьников, активизацию их мыслительной деятельности, потребность в знаниях и речевом общении» [5, с. 158]. Эффективным средством повышения мотивации письменного высказывания, формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе создания письменного текста является технология учебного сотрудничества, которая предполагает «взаимодействие учащихся в парах или группах и создает условия для активной совместной учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на овладение всеми видами коммуникативных действий» [6, с. 91].

Результаты исследования и их обсуждение

Приведем примеры реализации данной технологии в процессе обучения созданию текста-рассуждения о музыке. На начальном этапе обучения составлению текста у учащихся формируется умение формулировать тезис. С этой целью предлагается задание «Учимся составлять тезис», которое предполагает организацию учебной деятельности в группах. Педагог проводит подготовительную работу, направленную на актуализацию представлений учащихся о музыке, расширение их ассоциативного поля, связанного с данным понятием, развитие их эмоциональной сферы. Это может быть прослушивание отрывков из музыкальных произведений, чтение стихов, высказываний о музыке.

После этого ученикам в каждой группе предлагается обсудить следующие вопросы:

– Какие чувства вы испытываете, когда слушаете музыку? С чем можно сравнить звучание музыки? Что значит музыка для автора стихотворения? Что значит музыка для тебя?

В процессе обсуждения предложенных вопросов каждый ученик высказывает свою точку зрения относительно восприятия звучания музыки, значения музыки в жизни людей. При этом учащиеся записывают ключевые слова, словосочетания, сравнительные обороты, связанные с обсуждаемой темой. Далее школьникам предлагается составить 3 варианта продолжения тезиса о музыке.

Музыка – это…

Что может быть…

Музыка словно…

При обсуждении составленных тезисов выбираются грамматически правильно составленные и наиболее оригинальные варианты. Ученики записывают тезис, объясняя постановку знаков препинания, опираясь на смысл предложения и интонацию.

Таким образом, при выполнении такого рода задания младшие школьники овладевают коммуникацией как взаимодействием. Сотрудничество учеников в группе оказывает положительное влияние на формирование их способности понимать точку зрения другого и действовать, учитывая позицию другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере [7, 8]. В процессе общения каждый ученик начинает осознавать, что его собственная точка зрения не является единственно возможной. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и иные отмечают, что, постепенно приобретая опыт общения, «школьники учатся не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей» [9, с. 120]. Именно на начальной ступени обучения происходит постепенное преодоление учащимися эгоцентризма, что оказывает положительное влияние на их способность понимать, что при оценивании одного и того же предмета могут иметь место разные основания.

Важными компонентами коммуникации как сотрудничества являются ориентация на участников совместной деятельности, согласование их усилий, направленных на организацию и осуществление коллективной деятельности, предполагающей достижение общей цели. Рассмотрим процесс организации работы в группе, направленной на кооперацию сотрудничества при составлении доказательств к составленному тезису. Для формирования умения подбирать аргументы при составлении текста-рассуждения о музыке целесообразно использовать задания следующего рода.

Задание 1. Где звучит музыка?

Прочитай отрывок из стихотворения «Музыка всюду живет». Где автор слышит звучание музыки?

Музыка всюду живёт,

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав,

В шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

(В. Семернин)

Прислушайтесь к окружающему вас миру. Обсудите друг с другом, где можно услышать звуки музыки.

Каждый может предложить свой вариант высказывания. Свое высказывание вы можете начать так: Музыка звучит в … . Музыку можно услышать в …

Далее ученикам внутри группы предлагается объединиться в пары и из двух предложений составить одно. После этого учащиеся записывают предложения, объясняя постановку знаков препинания.

Задание 2. Прочитай отрывок из стихотворения.

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей...

Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Мы ей за всё – «спасибо!» говорим
И, веря в торжество ее, – творим!

(О. Гаджикасимов)

О чем идет речь в этом стихотворении? Подбери заголовок.

С чем поэт сравнивает звуки музыки? Как поэт относится к музыке? Что значит для него музыка? Как вы думаете, какую роль играет музыка в жизни человека?

Каждый ученик составляет и произносит свой аргумент, раскрывающий значение музыки в жизни человека. В случае затруднения ученики помогают друг другу при составлении высказывания. В процессе обсуждения учащиеся выбирают наиболее оригинальные и содержательные аргументы и записывают их.

Для того чтобы составить вывод к тексту-рассуждению, младшие школьники отвечают на следующий вопрос:

А как ты относишься к музыке? Свое высказывание начни так:

Я люблю слушать музыку, потому что…

Мне нравится слушать музыку, потому что …

Я не люблю слушать музыку, потому что…

Таким образом, показателями овладения обучающимися коммуникацией как сотрудничеством являются следующие умения:

1) высказывать и аргументировать свою точку зрения;

2) отстаивать свою позицию и убеждать собеседника;

3) соглашаться с точкой зрения других участников коммуникации;

4) приходить к взаимному соглашению, находить общее решение практической задачи;

5) выяснять с помощью вопросов недостающую информацию;

6) осуществлять в процессе сотрудничества взаимный контроль и взаимопомощь.

Следующий этап коллективной деятельности учащихся в составе группы связан с обсуждением плана текста о музыке, отбором синтаксических конструкций для передачи его содержания (темы и основной мысли) и составлением текста. На заключительном этапе совместной деятельности каждая группа представляет свой вариант текста-рассуждения. Учащиеся высказывают мнение о том, что нового они узнали при выполнении этого задания, какие трудности у них возникли при составлении текста. После этого учитель делает общий вывод о проделанной в группах работе и о достижении поставленной цели.

На данных этапах работы над текстом младшие школьники овладевают коммуникацией как условием интериоризации, которая предполагает осуществление коммуникативно-речевых действий, направленных на передачу информации и становление рефлексии.

Для того чтобы повысить эффективность взаимодействия и сотрудничества учащихся в процессе коллективной учебно-познавательной деятельности, необходимо соблюдать следующие условия организации коммуникативных действий:

  1. Выбор участниками учебного сотрудничества способа коллективной деятельности в соответствии с поставленной познавательной задачей и характером выполняемого задания.
  2. Распределение действий между учащимися в составе группы в соответствии с заданным предметным условием совместной работы.
  3. Использование различных моделей сотрудничества с целью создания продукта совместной деятельности.
  4. Осуществление коммуникации (общения), обеспечивающей реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания между участниками учебного сотрудничества.
  5. Взаимопонимание, способствующее согласованности действий участников учебного сотрудничества при создании продукта совместной деятельности.
  6. Осуществление рефлексии с целью преодоления каждым учеником трудностей при выполнении собственного действия относительно общей схемы деятельности [10].

Заключение

Таким образом, использование технологии учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников письменной речи оказывает положительное влияние на формирование их коммуникативной компетенции. Учащиеся начальных классов проявляют интерес к взаимодействию и сотрудничеству. Они учатся понимать позицию и желание других учеников, высказывать и аргументировать свою точку зрения, продуктивно сотрудничать и оказывать взаимную помощь при решении общей познавательной задачи. Кроме того, данная технология в значительной степени повышает степень осознания младшими школьниками особенностей синтаксических конструкций, которые используются в письменной речи, роли знаков препинания в процессе письменного общения.


Библиографическая ссылка

Трегубова Л.С., Дерюгова Д.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28752 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674