Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Тазов П.Ю. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Цель данной статьи – провести теоретический анализ социокультурных процессов современности, которые обусловливают формирование духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи. Какая бы ни была педагогическая модель формирования ценностей, ее эффективность будет зависеть от социокультурных процессов, опосредующих процесс развития и становления личности студента. К числу таких процессов можно отнести: ослабление традиционных институтов социализации (семья, школа, референтные личности), разрушение социальных связей и усиление «социальной атомизации», увеличение социальных дистанций, рост индивидуализма и прагматизма, высокая динамика социальных изменений, рост потребления, усиление значимости гедонизма, увеличение рисков и неопределенности, виртуализация коммуникативных процессов и др. Мы также рассмотрим векторы трансформации ценностей студенческой молодежи на основе вторичных данных, а также исследований, проведенных автором в 2002-2018 гг., которые также являются, с нашей точки зрения, социокультурными условиями рассматриваемого процесса. Мы полагаем, что мировоззрение, выступающее базой для формирования духовно-нравственных ценностей, должно включать в себя ряд особенностей, которые учитывают социокультурные процессы современности и являются «ответом» на «вызовы» социокультурной среды. А само формирование духовно-нравственных ценностей должно быть поэтапным. В статье предлагается механизм формирования ценностей с учетом вышеизложенного.
формирование ценностей студентов
ценности студентов
нравственные ценности студентов.
1. Волков Ю.Г. Идеологическая сфера российского общества и развитие российской государственности // Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Майкоп, 12-14 марта 2013 г.). М.; Майкоп; Ростов н/Д, 2013. С. 27.
2. Шевченко А.М. Ресоциализация в России (социокультурные модели): монография. РГУ, РИНХ. Ростов н/Д, 2003. 132 c.
3. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник. М.: Норма, 2008. 92 с.
4. Тазов П.Ю. Динамика ценностей российской молодежи 1960-2010 гг. в социокультурном анализе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/pdf/2015/1/597.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
5. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурная преемственность и демократическая последовательность экономического развития. М.: Новое издательство, 2011. 41 с.
6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010. 125 с.
7. Немировский В.Г., Соколова Е.В. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: 1988-2004 гг. Постнеклассический подход. Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. 89 с.
8. Банникова Л.Н., Белова О.Р., Боронина Л.Н., Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Заборова Е.Н., Зырянова О.Б., Иванов С.М., Каташинских В.С., Кеммет Е.В., Коробейников А.Г., Коробейникова А.П., Кох И.А., Лесина, Л.А., Мылтасова О.В., Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н., Орешкина Т.А., Орлов В.А., Осипчукова Е.В., Певная, М.В., Пономарев А.В., Рапопорт Л.А., Харитонова Е.В., Чегодаева Т.А., Шаброва Н.В., Ячменева М.В. СТУДЕНТ 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.
9. Буданова М.А., Коноплин Ю.С., Леонтьев С.В. МПГУ в фокусе социологических исследований: монография. М.: МПГУ, Спутник+, 2017. 52 с.
10. Динамика ценностных ориентаций социального альтруизма студенческой молодежи. // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2019. № 1 (17) [Электронный ресурс]. URL: https://journal-mirbis.ru/01-2019-vm/ (дата обращения: 20.03.2019).
11. Тазов П.Ю. Ценности студентов России: векторы социокультурных трансформаций (по материалам исследований 1991-2017 гг.) // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2018 № 14 (14). С.140-146. [Электронный ресурс]. URL: http://cs.journal-mirbis.ru/-/rXmF5q7bllT-QGi8VTxRjg/sv/document/c9/3b/b8/521295/365/140-146.pdf?1530883691 (дата обращения: 20.03.2019).

В условиях разрушения общественных идеалов и непрекращающейся социальной трансформации формирование духовно-нравственных ценностей молодежи и студенчества особенно важно. Ведь от наличия или отсутствия этих ценностей будет зависеть и уровень выполняемой работы будущих специалистов, особенно в социально значимых сферах (здравоохранении, образование и др.).

Однако эффективность педагогической модели формирования духовно-нравственных ценностей будет зависеть от учета современных социокультурных условий. Под социокультурными условиями мы понимаем процессы, протекающие в обществе и затрагивающие социальную и культурную системы. За 30 лет социальных трансформаций российское общество претерпевает серьезные изменения, затрагивающие как население в целом, так и студенческую молодежь. Исследования, проведенные среди студенческой молодежи в 1995-2016 гг., а также ряд исследований, проведенных автором и при его участии среди студентов региональных вузов и Москвы, показывают ряд значимых трансформаций ценностного сознания студенческой молодежи.

Цель исследования: провести теоретический анализ социокультурных условий формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза.

Материалы и методы исследования. Данное исследование основано на системном анализе и обобщении результатов исследований в области изучения формирования духовно-нравственных ценностей, динамики ценностей студентов вуза, особенностей трансформации ценностного сознания студенческой молодежи, а также исследований в области анализа социокультурных процессов современности.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучением проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в вузе занимались такие ученые, как P.P. Бибрих, В.И. Викторов, С.П. Дырин, Ю.С. Захаров, Ю.И. Леонавичюс, В.Т. Лисовский, З.Н. Присягина, Э.Н. Фаустова.

В условиях социальных кризисов, аномии, разрушения ценностей и норм институт образования становится главным источником духовно-нравственного развития личности обучающихся. Крупные философы и педагоги делали акцент на духовно-нравственном воспитании личности в процессе образования (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

Идеи духовно-нравственного воспитания личности в контексте религиозной культуры с опорой на отечественные культурные традиции изложены в трудах Т.И. Петраковой, Т.В. Скляровой, С.Ю. Дивногорцевой, И.В. Метлика, И.А. Галицкой. Однако реализация задач духовно-нравственного воспитания усложняется в силу «мозаичности», «расщепленности» современной культуры, отсутствия единой культурной модели мира. Педагогические модели, лежащие в основе формирования духовно-нравственных ценностей в советское время, становятся неэффективными в настоящем в силу ряда причин. Наиболее важная – системные социокультурные трансформации, которые начались в конце 80-х, привели к формированию новой социокультурной матрицы, что в свою очередь повлияло на мировоззрение и ценности российских граждан.

Проблема духовно-нравственного формирования личности становится особенно актуальной в условиях размывания социальных идеалов и общественных смыслов. Так, Ю.Г. Волков отмечает: «С деидеологизацией в российском обществе связывается проблемная ситуация социальной дезинтеграции» [1]. Действительно, выполняя функцию интеграции, духовно-нравственные ценности объединяют социальные группы, личности вокруг общих идеалов. Отсутствие такой интеграции ведет к осознанию молодыми людьми собственной автономности, независимости, социальной изоляции. Эта мнимая ценностная свобода, при которой нет «заданных», идеологически верных идеалов и ценностей, может создавать иллюзию тотальной вседозволенности и анархии. Р. Мертон описал это состояние, как феномен «аномии», когда старые ценности разрушены, а новые не появились. В этом состоянии прежние ценности ритуализируются, теряя смысловую основу.

А.М. Шевченко говорит о комплексном характере социального кризиса, к его особенностям он относит [2]:

  • утрату самоидентификации массовых социальных групп;
  • крушение идеологии и морали;
  • упрощение, примитивизацию системы ценностей;
  • внешнюю культурную интервенцию;
  • социальную ностальгию;
  • как итог - тотальную аномию.

В педагогической литературе можно выделить несколько моделей воспитания (теоцентрическую, социоцентрическую, натурцентрическую и антропоцентрическую) в зависимости от того, какая категория лежит в основе: Бог, социум, природа или человек [3].

На данный момент сложно говорить о какой-то модели в чистом виде. В наше время в силу «культурной эклектики» культурных оснований для формирования педагогической модели может быть несколько. Мы склонны считать, что в современном обществе будут усиливаться десекуляризация и архаизация культуры. И это тоже должно учитываться при формировании модели воспитания. Десекуляризация связана с усилением влияния церкви и религии на жизнь общества, а архаизация – как процесс поиска культурных оснований собственной идентичности, смыслов, ценностей в прошлом (начиная от появления славян на Руси). Эти две особенности в будущем могут выступить значимыми культурными основами духовно-нравственного развития личности.

Реализация процесса духовно-нравственного воспитания личности студента в современном обществе обусловлена рядом особенностей ценностного сознания молодых людей и социокультурных процессов современности. К такого рода особенностям и процессам можно отнести:

  • Прагматизм. Это качество становится одной из важных социально-психологических характеристик студенческой молодежи, определяющих направленность ценностного сознания молодых людей. После разочарования в строительстве коммунистического общества «романтические» ценности оттепели начинают уступать прагматическим смыслам и ценностям [4]. Снижение значимости ценностей «социального блага», «общественного долга», «общественной пользы» привело к сужению направленности смысловой сферы личности только на свои потребности. Социологи фиксируют также и сужение круга референтных, значимых личностей у молодых людей. Ими остаются очень близкие друзья и семья. Отсутствие референтных групп и личностей говорит об отсутствии «эталонных» личностей, персонифицирующих определенные важные духовно-нравственные ценности, обуславливающие движение личности молодого человека к определенному эталону, образу. Образование, которое не создает эталонных, идеальных состояний, образов, превращается в передачу знаний, в сферу услуг.
  • Рационализм. Говоря в терминологии «модерн - постмодерн», происходит «расколдовывание мира», по М. Веберу. Любое необъяснимое, тайное явление поддается рационализации. Личность, общество, государство рационализируется с целью выделения основных механизмов функционирования. В развитых странах Европы Р. Инглхарт называет это явление «секуляризацией» – превалированием рационального над верой [5].
  • Индивидуализм. В условиях тотальной атомизации, разрушения социальных связей индивидуализм становится закономерным ответом на дезинтеграционные процессы, связанные с отсутствием общих стратегических социальных идей, целей и идеалов, способных консолидировать общество. Вместо этого появляются социальные движения, где формируются квазигруппы   - временные объединения, после выполнения определенных групповых целей распадающиеся. Квазигруппы не создают эмоциональную включенность, не способствуют выходу личности за рамки индивидуального.
  • Популярность адаптивных стратегий в противовес интегративным (молодежь СССР). Появляется класс прекрасно адаптированных к современных реалиям молодых людей, приспосабливающихся к тем структурам, которые имеют власть и силу, декларирующих правильные убеждения и ценности. В то же время о сознательной интеграции, связанной с разделением общественных целей и идеалов и ценностей, речи не идет.
  • Маргинализация, алкоголизация, наркотизация, криминализация. В условиях отсутствия возможности реализовать себя в учебе, работе, спорте, досуговой деятельности (города, поселения, где нет спортивных секций, кружков и т.д.) часть молодежи начинает потреблять алкоголь, наркотики, стремительно деградируя.
  • Лояльность к нарушению определенных морально-нравственных ценностей ради достижения жизненного успеха. Согласно результатам исследования, проведенного в 2007 г. Центром социального прогнозирования и маркетинга под руководством М.К. Горшкова, 55,3% опрошенной молодежи считают, что «современный мир жесток, и для того, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы» [6].
  • Противоречие между разными уровнями ценностей: например, между должным и сущим. Так, представление о способах достижения целей (при определенных условиях можно махнуть на моральные принципы) может вступать в противоречие с представлением о желаемых и должных качествах личности студента (нравственность, порядочность и др.); противоречие между когнитивным и поведенческим компонентами ценностей. Так, при сформированном когнитивном уровне духовно-нравственных ценностей отсутствует поведенческий компонент этих ценностей. Это бывает, когда студент понимает и осознает, какими нравственными ценностями стоит руководствоваться, но при этом в реальной ситуации делает поправку на условия текущей жизни, «не мы такие – жизнь такая», «все так живут», живя по определенным «правилам игры», «законам системы», в которую он включен. В этих случаях духовно-нравственные ценности отражаются в сознании молодого человека в форме ритуала.
  • Сензитивный и меняющийся характер ценностной системы молодых людей. В условиях современной социокультурной ситуации студенческая молодежь очень подвержена колебаниям на пути к ценностному самоопределению. Попадая в определенные молодежные субкультуры, молодой человек может коренным образом изменить свои ценностные приоритеты в процессе мировоззренческих трансформаций. Например, воцерковляясь, молодые люди коренным образом изменяют свое отношение к ряду предметов (институт брака, добрачные отношения, поведение и пр.). У них меняются взгляды на жизнь, референтные личности и группы, приходит понимание греха и благочестия.
  • Усиление влияние контркультур на студентов через Интернет. Отдаляясь от родителей в силу разных причин как объективного, так и субъективного характера, молодой человек становится объектом умелых манипуляций со стороны «виртуальных собеседников», виртуальных сообществ, цель которых – включить молодого человека в антиобщественную деятельность, направленную на разрушение личности, общества, государства.
  • Усиление конформизма. Рост молодежной жестокости и агрессивности в молодежной среде (что можно увидеть в роликах, которые выкладывают в Интернет сами молодые люди), унижающих достоинство личности при активном или молчаливом соглашательстве остальных членов группы, говорит о выборе пассивной позиции, конформизме, страхе идти против группы и опасении дальнейшего группового давления.
  • Усиление равнодушия в обществе. Популярным становится «невмешательство», пассивное созерцание происходящего. Многочисленные эксперименты, проведенные в метро и других публичных местах, показали, что в большинстве случаев пассажиры в метро, видя противоправные действие (кража и др.), оставались пассивными наблюдателями происходящего.
  • Размывание мировоззренческих, фундаментальных основ построения духовно-нравственных ценностей. Так, по опросам студенческой молодежи ценности «справедливость», «патриотизм» - среди последних в иерархии ценностных ориентаций.
  • Эклектический характер ряда ценностей молодых людей, связанных с верованиями (так, вера в Бога соседствует с верой в порчу, гадания, мистические, экстрасенсорные силы и пр.).
  • Прожективный и противоречивый характер ценностей студентов. Так, согласно исследованию В.Г. Немировского среди сибирских студентов, ценность «общественная работа», значимая на когнитивном уровне, не находит себе место в поведенческом. А противоречивость ценностного сознания студентов находит отражение в том, что ценность учебы, сформированная на когнитивном уровне, на поведенческом вступает в конфликт с другими ценностями – «друзья», «общение с любимым человеком» [7]. В другом исследовании свердловских студентов, проведенном под руководством Ю.Р. Вишневского, видны расхождения между профессиональными и трудовыми ценностями. Так, почти половина респондентов планирует достигнуть высокого профессионального уровня на работе, однако девять из десяти респондентов в будущей работе интересует не содержание работы, а ее условия - материальное вознаграждение и хорошие условия труда [8, с. 722-723].
  • Долгосрочное планирование собственной жизни. Часто негативные эмоциональные переживания, культ потребления ориентируют студента на кратковременное планирование в рамках небольшого периода, как часто можно услышать этот принцип «жить одним днем». Согласно исследованию Ю.Г. Вишневского и его коллег, среди свердловских студентов в 2016 г., больше половины студентов (56%) придерживаются мнения, что «Мы живем только раз, поэтому нужно постараться взять от жизни как можно больше», и только 6% согласны с тем, что «Мы живем только раз, и не стоит растрачивать время на земные, мирские соблазны - нужно стараться посвятить себя высшим духовным ценностям» [8, с. 400]. За рамками этого планирования пустота. И наступит ли следующий день – неизвестно. Долговременное планирование приводит к бережному отношению к своей жизни, к своему здоровью, к своей личности. Этот принцип опирается на здоровый оптимизм и позитивное отношение к жизни в противовес депрессии, негативу, унынию.
  • В то же время имеет место постепенное возвращение в ценностное сознание студенческой молодежи ценностных ориентаций «социального альтруизма», связанных с такими ценностными ориентациями, как «приносить пользу обществу», «помощь ближнему» и др. Так, согласно межрегиональному исследованию, проведенному Лабораторией социологических исследований МПГУ в 2017 г., «возможность приносить пользу обществу» очень важно для 33,1% и в некоторой степени важно для 49,9% опрошенных студентов [9]. Ценностные ориентации «социального альтруизма» стали формироваться не сверху, а снизу, так сказать, «изнутри». На смену тактике «простого воспроизводства» или «выживания» приходит более взвешенная стратегия «гармоничного существования» [10].
  • Сознание студенческой молодежи все больше определяет ценность самореализации. Так, ценностную ориентацию «творчество, реализация способностей» в 1999 г. отмечали только 5% студентов, тогда как в 2016 – уже 31% [11].
  • Исходя из данных особенностей развития ценностного сознания молодежи и студентов (которые можно коротко обозначить как автономия, эгоцентризм, прагматизм, самореализация), на наш взгляд, необходимо формирование такого мировоззрения, в рамках которого аморальное, безнравственное ценностное отношение было бы невозможным. Такое мировоззрение должно опираться на следующие особенности:
  • «Закон бумеранга»: любое действие, поступок, совершенный человеком, мысль, помыслы, эмоции, отношения – всегда возвратятся человеку обратно. Как говорится, «что посеешь, то и пожнешь». Этот принцип отражен в русских поговорках, в различных религиозных верованиях. Данный принцип формирует смысловую основу духовно-нравственных ценностей: справедливость, бескорыстие, альтруизм, уважение к человеку и др. Это понятие греха в православии, «кармы» в буддизме и индуизме и пр.
  • «Социальное» происхождение человека. В этом случае появление общества и принципы его функционирования являются необходимыми условиями нормальной жизнедеятельности его членов. Нарушение социальных законов приводит к хаосу, беспорядку. Разрушение общества влечет за собой негативные явления для личности. Без общества личность превращается в индивида, с набором инстинктов.
  • Переход от абстрактных моделей духовно-нравственных ценностей к их конкретным выражениям в жизни студента.

На наш взгляд, этапы формирования ценностных ориентаций могут выглядеть следующим образом:

  1. Восприятие ценности.
  2. Когнитивное усвоение, связь с другими ценностями и принципами, взглядами и мировоззренческими установками.
  3. Оценка, осознание. Оценка с позиции значимо - незначимо.
  4. Смыслопорождение. Выражение ценности придается субъективный смысл.
  5. Персонификация. Ценность персонифицируется на уровне значимых, рефератных личностей.
  6. Закрепление. Идентификация. Ценность входит в иерархию других ценностей. Ценность становится субъективной, относящейся к самой личности. Ей придается субъективный смысл. Формируется субъективный смысл в поведенческой стороне ценности.
  7. Институциональный. На данном этапе ценность встраивается в систему ролевых диспозиций. То есть ценность закрепляется в диспозиционном комплексе определенной роли или нескольких ролей.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ приводит нас к выводу о том, что ряд таких процессов, как индивидуализм, социальная атомизация, разрушение социальных связей, увеличение социальных дистанций, высокая динамика социальных изменений, рост потребления, переход к рынку - задают условия формирования духовно-нравственных ценностей. В то же время рассмотрение особенностей динамики ценностей студентов, их направленности (противоречивый и «прожективный» характер ценностей, рост равнодушия и прагматизма, усиление значимости самореализации и ценностей социального альтруизма) позволяет сделать вывод, что формирование духовно-нравственных ценностей должно быть поэтапным и опираться на мировоззрение. Последнее должно включать в себя ряд особенностей, которые являются «ответом» на вызовы социокультурной реальности. При этом мировоззрение выступает базисом для надстройки на него системы духовно-нравственных ценностей.

Автор является членом комиссии по патриотическому воспитанию при Российском союзе ветеранов (РСР). Приведенные выводы докладывались автором на заседании комиссии и будут использованы при разработке методических подходов при формировании духовно-нравственных ценностей.


Библиографическая ссылка

Тазов П.Ю. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28724 (дата обращения: 02.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674