В условиях разрушения общественных идеалов и непрекращающейся социальной трансформации формирование духовно-нравственных ценностей молодежи и студенчества особенно важно. Ведь от наличия или отсутствия этих ценностей будет зависеть и уровень выполняемой работы будущих специалистов, особенно в социально значимых сферах (здравоохранении, образование и др.).
Однако эффективность педагогической модели формирования духовно-нравственных ценностей будет зависеть от учета современных социокультурных условий. Под социокультурными условиями мы понимаем процессы, протекающие в обществе и затрагивающие социальную и культурную системы. За 30 лет социальных трансформаций российское общество претерпевает серьезные изменения, затрагивающие как население в целом, так и студенческую молодежь. Исследования, проведенные среди студенческой молодежи в 1995-2016 гг., а также ряд исследований, проведенных автором и при его участии среди студентов региональных вузов и Москвы, показывают ряд значимых трансформаций ценностного сознания студенческой молодежи.
Цель исследования: провести теоретический анализ социокультурных условий формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза.
Материалы и методы исследования. Данное исследование основано на системном анализе и обобщении результатов исследований в области изучения формирования духовно-нравственных ценностей, динамики ценностей студентов вуза, особенностей трансформации ценностного сознания студенческой молодежи, а также исследований в области анализа социокультурных процессов современности.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучением проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в вузе занимались такие ученые, как P.P. Бибрих, В.И. Викторов, С.П. Дырин, Ю.С. Захаров, Ю.И. Леонавичюс, В.Т. Лисовский, З.Н. Присягина, Э.Н. Фаустова.
В условиях социальных кризисов, аномии, разрушения ценностей и норм институт образования становится главным источником духовно-нравственного развития личности обучающихся. Крупные философы и педагоги делали акцент на духовно-нравственном воспитании личности в процессе образования (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).
Идеи духовно-нравственного воспитания личности в контексте религиозной культуры с опорой на отечественные культурные традиции изложены в трудах Т.И. Петраковой, Т.В. Скляровой, С.Ю. Дивногорцевой, И.В. Метлика, И.А. Галицкой. Однако реализация задач духовно-нравственного воспитания усложняется в силу «мозаичности», «расщепленности» современной культуры, отсутствия единой культурной модели мира. Педагогические модели, лежащие в основе формирования духовно-нравственных ценностей в советское время, становятся неэффективными в настоящем в силу ряда причин. Наиболее важная – системные социокультурные трансформации, которые начались в конце 80-х, привели к формированию новой социокультурной матрицы, что в свою очередь повлияло на мировоззрение и ценности российских граждан.
Проблема духовно-нравственного формирования личности становится особенно актуальной в условиях размывания социальных идеалов и общественных смыслов. Так, Ю.Г. Волков отмечает: «С деидеологизацией в российском обществе связывается проблемная ситуация социальной дезинтеграции» [1]. Действительно, выполняя функцию интеграции, духовно-нравственные ценности объединяют социальные группы, личности вокруг общих идеалов. Отсутствие такой интеграции ведет к осознанию молодыми людьми собственной автономности, независимости, социальной изоляции. Эта мнимая ценностная свобода, при которой нет «заданных», идеологически верных идеалов и ценностей, может создавать иллюзию тотальной вседозволенности и анархии. Р. Мертон описал это состояние, как феномен «аномии», когда старые ценности разрушены, а новые не появились. В этом состоянии прежние ценности ритуализируются, теряя смысловую основу.
А.М. Шевченко говорит о комплексном характере социального кризиса, к его особенностям он относит [2]:
- утрату самоидентификации массовых социальных групп;
- крушение идеологии и морали;
- упрощение, примитивизацию системы ценностей;
- внешнюю культурную интервенцию;
- социальную ностальгию;
- как итог - тотальную аномию.
В педагогической литературе можно выделить несколько моделей воспитания (теоцентрическую, социоцентрическую, натурцентрическую и антропоцентрическую) в зависимости от того, какая категория лежит в основе: Бог, социум, природа или человек [3].
На данный момент сложно говорить о какой-то модели в чистом виде. В наше время в силу «культурной эклектики» культурных оснований для формирования педагогической модели может быть несколько. Мы склонны считать, что в современном обществе будут усиливаться десекуляризация и архаизация культуры. И это тоже должно учитываться при формировании модели воспитания. Десекуляризация связана с усилением влияния церкви и религии на жизнь общества, а архаизация – как процесс поиска культурных оснований собственной идентичности, смыслов, ценностей в прошлом (начиная от появления славян на Руси). Эти две особенности в будущем могут выступить значимыми культурными основами духовно-нравственного развития личности.
Реализация процесса духовно-нравственного воспитания личности студента в современном обществе обусловлена рядом особенностей ценностного сознания молодых людей и социокультурных процессов современности. К такого рода особенностям и процессам можно отнести:
- Прагматизм. Это качество становится одной из важных социально-психологических характеристик студенческой молодежи, определяющих направленность ценностного сознания молодых людей. После разочарования в строительстве коммунистического общества «романтические» ценности оттепели начинают уступать прагматическим смыслам и ценностям [4]. Снижение значимости ценностей «социального блага», «общественного долга», «общественной пользы» привело к сужению направленности смысловой сферы личности только на свои потребности. Социологи фиксируют также и сужение круга референтных, значимых личностей у молодых людей. Ими остаются очень близкие друзья и семья. Отсутствие референтных групп и личностей говорит об отсутствии «эталонных» личностей, персонифицирующих определенные важные духовно-нравственные ценности, обуславливающие движение личности молодого человека к определенному эталону, образу. Образование, которое не создает эталонных, идеальных состояний, образов, превращается в передачу знаний, в сферу услуг.
- Рационализм. Говоря в терминологии «модерн - постмодерн», происходит «расколдовывание мира», по М. Веберу. Любое необъяснимое, тайное явление поддается рационализации. Личность, общество, государство рационализируется с целью выделения основных механизмов функционирования. В развитых странах Европы Р. Инглхарт называет это явление «секуляризацией» – превалированием рационального над верой [5].
- Индивидуализм. В условиях тотальной атомизации, разрушения социальных связей индивидуализм становится закономерным ответом на дезинтеграционные процессы, связанные с отсутствием общих стратегических социальных идей, целей и идеалов, способных консолидировать общество. Вместо этого появляются социальные движения, где формируются квазигруппы - временные объединения, после выполнения определенных групповых целей распадающиеся. Квазигруппы не создают эмоциональную включенность, не способствуют выходу личности за рамки индивидуального.
- Популярность адаптивных стратегий в противовес интегративным (молодежь СССР). Появляется класс прекрасно адаптированных к современных реалиям молодых людей, приспосабливающихся к тем структурам, которые имеют власть и силу, декларирующих правильные убеждения и ценности. В то же время о сознательной интеграции, связанной с разделением общественных целей и идеалов и ценностей, речи не идет.
- Маргинализация, алкоголизация, наркотизация, криминализация. В условиях отсутствия возможности реализовать себя в учебе, работе, спорте, досуговой деятельности (города, поселения, где нет спортивных секций, кружков и т.д.) часть молодежи начинает потреблять алкоголь, наркотики, стремительно деградируя.
- Лояльность к нарушению определенных морально-нравственных ценностей ради достижения жизненного успеха. Согласно результатам исследования, проведенного в 2007 г. Центром социального прогнозирования и маркетинга под руководством М.К. Горшкова, 55,3% опрошенной молодежи считают, что «современный мир жесток, и для того, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы» [6].
- Противоречие между разными уровнями ценностей: например, между должным и сущим. Так, представление о способах достижения целей (при определенных условиях можно махнуть на моральные принципы) может вступать в противоречие с представлением о желаемых и должных качествах личности студента (нравственность, порядочность и др.); противоречие между когнитивным и поведенческим компонентами ценностей. Так, при сформированном когнитивном уровне духовно-нравственных ценностей отсутствует поведенческий компонент этих ценностей. Это бывает, когда студент понимает и осознает, какими нравственными ценностями стоит руководствоваться, но при этом в реальной ситуации делает поправку на условия текущей жизни, «не мы такие – жизнь такая», «все так живут», живя по определенным «правилам игры», «законам системы», в которую он включен. В этих случаях духовно-нравственные ценности отражаются в сознании молодого человека в форме ритуала.
- Сензитивный и меняющийся характер ценностной системы молодых людей. В условиях современной социокультурной ситуации студенческая молодежь очень подвержена колебаниям на пути к ценностному самоопределению. Попадая в определенные молодежные субкультуры, молодой человек может коренным образом изменить свои ценностные приоритеты в процессе мировоззренческих трансформаций. Например, воцерковляясь, молодые люди коренным образом изменяют свое отношение к ряду предметов (институт брака, добрачные отношения, поведение и пр.). У них меняются взгляды на жизнь, референтные личности и группы, приходит понимание греха и благочестия.
- Усиление влияние контркультур на студентов через Интернет. Отдаляясь от родителей в силу разных причин как объективного, так и субъективного характера, молодой человек становится объектом умелых манипуляций со стороны «виртуальных собеседников», виртуальных сообществ, цель которых – включить молодого человека в антиобщественную деятельность, направленную на разрушение личности, общества, государства.
- Усиление конформизма. Рост молодежной жестокости и агрессивности в молодежной среде (что можно увидеть в роликах, которые выкладывают в Интернет сами молодые люди), унижающих достоинство личности при активном или молчаливом соглашательстве остальных членов группы, говорит о выборе пассивной позиции, конформизме, страхе идти против группы и опасении дальнейшего группового давления.
- Усиление равнодушия в обществе. Популярным становится «невмешательство», пассивное созерцание происходящего. Многочисленные эксперименты, проведенные в метро и других публичных местах, показали, что в большинстве случаев пассажиры в метро, видя противоправные действие (кража и др.), оставались пассивными наблюдателями происходящего.
- Размывание мировоззренческих, фундаментальных основ построения духовно-нравственных ценностей. Так, по опросам студенческой молодежи ценности «справедливость», «патриотизм» - среди последних в иерархии ценностных ориентаций.
- Эклектический характер ряда ценностей молодых людей, связанных с верованиями (так, вера в Бога соседствует с верой в порчу, гадания, мистические, экстрасенсорные силы и пр.).
- Прожективный и противоречивый характер ценностей студентов. Так, согласно исследованию В.Г. Немировского среди сибирских студентов, ценность «общественная работа», значимая на когнитивном уровне, не находит себе место в поведенческом. А противоречивость ценностного сознания студентов находит отражение в том, что ценность учебы, сформированная на когнитивном уровне, на поведенческом вступает в конфликт с другими ценностями – «друзья», «общение с любимым человеком» [7]. В другом исследовании свердловских студентов, проведенном под руководством Ю.Р. Вишневского, видны расхождения между профессиональными и трудовыми ценностями. Так, почти половина респондентов планирует достигнуть высокого профессионального уровня на работе, однако девять из десяти респондентов в будущей работе интересует не содержание работы, а ее условия - материальное вознаграждение и хорошие условия труда [8, с. 722-723].
- Долгосрочное планирование собственной жизни. Часто негативные эмоциональные переживания, культ потребления ориентируют студента на кратковременное планирование в рамках небольшого периода, как часто можно услышать этот принцип «жить одним днем». Согласно исследованию Ю.Г. Вишневского и его коллег, среди свердловских студентов в 2016 г., больше половины студентов (56%) придерживаются мнения, что «Мы живем только раз, поэтому нужно постараться взять от жизни как можно больше», и только 6% согласны с тем, что «Мы живем только раз, и не стоит растрачивать время на земные, мирские соблазны - нужно стараться посвятить себя высшим духовным ценностям» [8, с. 400]. За рамками этого планирования пустота. И наступит ли следующий день – неизвестно. Долговременное планирование приводит к бережному отношению к своей жизни, к своему здоровью, к своей личности. Этот принцип опирается на здоровый оптимизм и позитивное отношение к жизни в противовес депрессии, негативу, унынию.
- В то же время имеет место постепенное возвращение в ценностное сознание студенческой молодежи ценностных ориентаций «социального альтруизма», связанных с такими ценностными ориентациями, как «приносить пользу обществу», «помощь ближнему» и др. Так, согласно межрегиональному исследованию, проведенному Лабораторией социологических исследований МПГУ в 2017 г., «возможность приносить пользу обществу» очень важно для 33,1% и в некоторой степени важно для 49,9% опрошенных студентов [9]. Ценностные ориентации «социального альтруизма» стали формироваться не сверху, а снизу, так сказать, «изнутри». На смену тактике «простого воспроизводства» или «выживания» приходит более взвешенная стратегия «гармоничного существования» [10].
- Сознание студенческой молодежи все больше определяет ценность самореализации. Так, ценностную ориентацию «творчество, реализация способностей» в 1999 г. отмечали только 5% студентов, тогда как в 2016 – уже 31% [11].
- Исходя из данных особенностей развития ценностного сознания молодежи и студентов (которые можно коротко обозначить как автономия, эгоцентризм, прагматизм, самореализация), на наш взгляд, необходимо формирование такого мировоззрения, в рамках которого аморальное, безнравственное ценностное отношение было бы невозможным. Такое мировоззрение должно опираться на следующие особенности:
- «Закон бумеранга»: любое действие, поступок, совершенный человеком, мысль, помыслы, эмоции, отношения – всегда возвратятся человеку обратно. Как говорится, «что посеешь, то и пожнешь». Этот принцип отражен в русских поговорках, в различных религиозных верованиях. Данный принцип формирует смысловую основу духовно-нравственных ценностей: справедливость, бескорыстие, альтруизм, уважение к человеку и др. Это понятие греха в православии, «кармы» в буддизме и индуизме и пр.
- «Социальное» происхождение человека. В этом случае появление общества и принципы его функционирования являются необходимыми условиями нормальной жизнедеятельности его членов. Нарушение социальных законов приводит к хаосу, беспорядку. Разрушение общества влечет за собой негативные явления для личности. Без общества личность превращается в индивида, с набором инстинктов.
- Переход от абстрактных моделей духовно-нравственных ценностей к их конкретным выражениям в жизни студента.
На наш взгляд, этапы формирования ценностных ориентаций могут выглядеть следующим образом:
- Восприятие ценности.
- Когнитивное усвоение, связь с другими ценностями и принципами, взглядами и мировоззренческими установками.
- Оценка, осознание. Оценка с позиции значимо - незначимо.
- Смыслопорождение. Выражение ценности придается субъективный смысл.
- Персонификация. Ценность персонифицируется на уровне значимых, рефератных личностей.
- Закрепление. Идентификация. Ценность входит в иерархию других ценностей. Ценность становится субъективной, относящейся к самой личности. Ей придается субъективный смысл. Формируется субъективный смысл в поведенческой стороне ценности.
- Институциональный. На данном этапе ценность встраивается в систему ролевых диспозиций. То есть ценность закрепляется в диспозиционном комплексе определенной роли или нескольких ролей.
Выводы
Таким образом, проведенный анализ приводит нас к выводу о том, что ряд таких процессов, как индивидуализм, социальная атомизация, разрушение социальных связей, увеличение социальных дистанций, высокая динамика социальных изменений, рост потребления, переход к рынку - задают условия формирования духовно-нравственных ценностей. В то же время рассмотрение особенностей динамики ценностей студентов, их направленности (противоречивый и «прожективный» характер ценностей, рост равнодушия и прагматизма, усиление значимости самореализации и ценностей социального альтруизма) позволяет сделать вывод, что формирование духовно-нравственных ценностей должно быть поэтапным и опираться на мировоззрение. Последнее должно включать в себя ряд особенностей, которые являются «ответом» на вызовы социокультурной реальности. При этом мировоззрение выступает базисом для надстройки на него системы духовно-нравственных ценностей.
Автор является членом комиссии по патриотическому воспитанию при Российском союзе ветеранов (РСР). Приведенные выводы докладывались автором на заседании комиссии и будут использованы при разработке методических подходов при формировании духовно-нравственных ценностей.
Библиографическая ссылка
Тазов П.Ю. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28724 (дата обращения: 02.11.2024).