Трансформационные процессы современного общества находят отражение в расширенных целях образования XXI века - из способа просвещения личности оно должно трансформироваться в механизм качественного преобразования человеческой субъективности. Переосмысление сущности образования находит выражение в понимании его как пространства смыслообразования [1], личностной коммуникации [2], гуманитарной среды [3]. Образование - это не то, что человек знает и помнит, а то, что реально определяет его поведение [4, с. 5]. Изменение представлений о сущности и целях в системе непрерывного педагогического образования имеет практический выход на характеристики операциональной сферы специалиста – расширение системы отношений и установок, связанных со сферами профессионального самосознания и профессионального мышления (диалогичность, плюрализм, усиление роли «мыслительных» технологий). Обозначенные ориентиры в области указывают на необходимость создания условий для овладения каждым студентом опытом профессионального и личностного саморазвития. В числе таких условий разработка скорректированных под требования времени курсов, обеспечивающих возможности самовоспитания творческого, неравнодушного отношения к своей деятельности, готовности к решению соответствующих современным реалиям профессиональных задач, самоопределения и самореализации личности будущего и практикующего педагога.
В условиях освоения образовательных стандартов нового поколения идея включения в показатели качества магистерского образования «человеческих измерений» присутствует во всех аспектах профессиональной подготовки, в том числе и на занятиях по иностранному языку. Что касается программ магистерского педагогического образования, дисциплина «Иностранный язык для профессиональных целей» предполагает построение курса по коммуникации в иноязычной среде с учётом профессиональных устремлений обучающихся, как следующей ступени в расширении способности к самореализации и профессиональной мобильности. В то же время вклад дисциплины «Иностранный язык» в воспитание осознанного отношения к выбранной профессии может вызывать определённые сомнения в плане активного включения личностного творческого потенциала студентов в процесс профессионального самоопределения.
Цель исследования
Для того чтобы студенты были готовы к решению актуальных профессиональных задач, необходимо помочь им осмыслить ценности педагогической профессии и своего места в этой профессии. В поисках продуктивного подхода к подготовке не просто специалиста, носителя совокупности знаний и умений, но совершенствующего свою деятельность профессионала, мы попытались определить те условия, при которых дисциплина «Иностранный язык в профессиональных целях» могла бы стать важным каналом созидательной личностной реализации магистрантов. Именно этот этап интенсивной духовной работы позволит им обрести готовность формировать образовательную среду, разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности, действовать в нестандартных ситуациях, проектировать пути развития и обогащения профессиональной карьеры [5, с. 5].
Материалы и методы исследования
Практический опыт реализации программ по направлению подготовки «Преподаватель высшей школы» позволил нам понять необходимость создания в пространстве магистерского образования интегративной среды, которая способна обеспечить содержательные, информационно-предметные, процессуальные и праксеологические аспекты, направленные на эффективное усвоение знаний и формирование психолого-педагогических качеств, определяющих профессиональные позиции в педагогической деятельности, являющиеся средством реализации парадигмальной направленности такой деятельности. В свете задач развития у магистрантов осознанно-оптимистического восприятия и мироосмысления принципиально важным для нас стало положение, сформулированное профессором Л.А. Степашко, о всё большей значимости для общественного сознания гуманистических оснований: «…в постиндустриальный период развития, при всей его противоречивости, неопределённости, социальной дискомфортности, в современной педагогической теории и практике формируется тенденция гуманизации общества», что предполагает «изменение смысложизненных установок в самосознании каждого человека» [6, с. 230]. Применительно к перспективным поискам духовно-ценностного содержания курса по иностранному языку внесение в содержание гуманистической доминанты обосновано самой сущностью педагогической деятельности и составляет необходимое условие для овладения опытом самостановления как будущих, так и практикующих педагогов.
Соответственно, материалы курса разработаны в ключе практического применения идей, концепций, технологий гуманистически ориентированного подхода в современных условиях модернизации образования: постижение обучающимися основных установок гуманистической педагогики; осмысление приоритета гуманистических принципов, которые находятся в синтезе с мировым гуманистическим мировоззрением современной мировой цивилизации; расширение эрудиции студентов в области глобальных тенденций и технологий развития субъектных способностей человека и осмысление возможности их адаптации к отечественной практике; формирование умений диалога и компромисса с целью разрешения конфликтов; включение студентов в образовательные ситуации, способствующие обретению субъектности в деятельности [7].
Методологическую основу для разработки содержания курса составили принципы научности, культуросообразности, идеалосообразности, позитивной перспективы, профессионально-личностной ориентации, проблемности, интегративности, субъектности. Принцип субъектности позволяет рассматривать магистранта как автономную личность, способную в определенных пределах изменять себя и окружающий мир [4, с. 62].
Методический аппарат курса включает системное применение интеллектуально-реалистических заданий, которые предполагают: проявление индивидуально-творческого подхода в выстраивании и развитии определенных типов отношений, где меняется роль понимания в связи с необходимостью и потребностью к выявлению специфической роли понятия, применения знания с полной аргументацией, поиском закономерностей. Также методический аппарат курса включает задания на сознательное выполнение «личностного действия» (выбора, принятия ответственного решения, заявления о своей позиции): словесный отчет, внутреннее высказывание, критическая оценка предложенной точки зрения, взаимооценивание. В логике реализации задач курса предлагаются задания на осознание студентом перспектив предстоящей деятельности и ее значимости. В данном случае происходит наложение предметной информации на канву профессиональной деятельности, что придаёт информации статус личностного знания. Обсуждение текста перерастает в полилог об актуальных вопросах профессии, сущности и переосмыслении самого образования. Решение профессионально развивающих задач происходит в свете преобразовательной деятельности, присущей природе педагогической работы, что поможет адекватно действовать на практике. Одна из базовых форм работы - ситуация неопределенности, где задан минимум необходимых параметров. За выбор решения и его обоснование студент отвечает сам, используя возможности построения своего индивидуального способа взаимодействия с окружающим миром.
Системообразующей единицей содержания курса становится движение обучающегося в проблемном поле самопознания и эмоциональной самооценки. Человек достигает самопонимания через непрерывную самоинтерпретацию, а не через формулы и законы, и посредством самоистолкования выделяет в жизненном потоке определенные моменты, обладающие для него смыслом и оценочным значением [8]. Проблемы идентичности, идеи развития личности и индивидуальности исследует нарративный подход. В рамках данного подхода (персонологическое направление) путь к самопониманию рассматривается как создание «текста» о самом себе (наррация). Нарратив - это жизненная история, представляющая основу идентичности человека в модернистском обществе [9]. Текст о самом себе служит инструментом рефлексии, реконструкции и осмысления собственного опыта с целью презентации более приемлемой идентичности [10]. В отличие от описательных текстов, где излагаются статические состояния, нарратив – это особая практика, в ходе которой акценты смещаются на план переживания, и в сознании личности происходят определенные изменения. Предполагаемый эффект состоит в конструировании и артикуляции (самоутверждение и актуализация) идентичности [9].
В пространстве рефлексивного сознания осуществляется непрерывная работа с субъективной реальностью. Магистранты выполняют задание, основанное на психоаналитической технике The Method of Currere (W.F. Pinar). Так называемый субъективный образ профессиональной биографии представляет важнейшую характеристику самосознания личности, развернутую во времени и отражающую этапы профессионального развития личности. В рамках предлагаемого задания психологическое время человека в биографическом масштабе излагается в четырёх этапах: регрессивный взгляд; взгляд в будущее; анализ текущей деятельности; извлечение экзистенционального смысла из настоящего и интеграция трёх форм размышлений в ясный законченный текст [11]. Создание такого структурно заданного повествования предполагает анализ отдельных жизненных эпизодов. Случайные факты и явления выстраиваются в непротиворечивую последовательность событий, которая представляет собой связную и законченную историю. Опорными элементами текстовой композиции могут быть: неожиданное, проблематичное событие, изменения в эмоциональном или психологическом состоянии, поведение, попытки решить проблемную ситуацию, последствия психологического отклика [12].
Согласно теории Шмида [13], в процессе создания текста о самом себе образуется смысл, активизирующий смысловой потенциал, заложенный в профессиональной биографической истории. Данный инструмент позволяет магистрантам интегрально выразить сознательное отношение к собственной профессиональной жизни, развить импульс для движения вперёд. Работа в зоне самопознания и самооценки запускает механизм саморегулирования, т.е. активизацию действенно-волевой сферы [4, с. 53], результатом чего будет позитивная установка на профессиональное самосовершенствование, дальнейшее повышение профессиональной квалификации.
Результаты исследования и их обсуждение
По окончании курса «Иностранный язык для профессиональных целей», разработанного для студентов магистратуры ДВФУ, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогика» и «Психолого-педагогическое образование», мы провели диагностику, применив количественный (опрос) и качественный (феноменологическое описание) подходы. В качестве параметров базовыми были выбраны: вера в свои возможности в профессии; открытие нового взгляда на мир профессии и на себя; понимание себя, своего пути в профессии; решение проблем в поле профессиональной деятельности.
В качестве интроспективного отчёта студентов (n=263) мы использовали рефлексивное размышление в форме письма преподавателю с осмыслением собственного опыта, приобретённого в процессе занятий. Содержание описываемых студентами ценностных переживаний имело фокусную направленность на исследуемые смысловые универсалии. Данный метод позволил раскрыть структуру переживаний магистрантов, увидеть определённые аспекты исследуемого феномена.
В качестве второго диагностического инструмента использовался опрос с применением шкалы суммарных оценок Лайкерта. Мы предложили магистрантам выделить значимые изменения в системе их ценностных переживаний. Использовалась шкала из трёх позиций. Варианты ответов в диапазоне от минимума до максимума: 1 – согласен; 2 – частично согласен; 3 – не согласен. Респондентам были заданы следующие вопросы:
Помог ли Вам курс «Иностранный язык в профессиональных целях»
- обрести веру в свои возможности в профессии?
- открыть новый взгляд на мир профессии и на себя?
- понять себя и свой путь в профессии?
- приблизиться к решению проблем в поле Вашей профессиональной деятельности?
При обработке результатов были проанализированы оценки по отдельным пунктам, подсчитано среднее арифметическое для каждой пары антонимов и выставлена итоговая оценка, рассчитываемая для каждого респондента. К основным результатам обследования, включающего как рефлексивное письмо, так и опрос, можно отнести следующее:
68,8% опрошенных отметили, что курс помог им обрести веру в свои возможности;
24,5% в качестве важного показателя назвали открытие нового взгляда на мир, на себя;
43,3% опрошенных указали на формирование ценности понимания себя и своего пути;
79,7% опрошенных уверены, что курс помог им в решении проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
11% не отметили никаких ценностных изменений.
Итоги обследования показали, что большинство учащихся имеют высокий процент положительных переживаний, что говорит о том, что обращённость иноязычного материала к гуманистическим ценностям позволила выйти за границы профессионального общения студентов в сферы профессионального самосознания и самопонимания. Отсутствие каких-либо перечисленных изменений у 11% респондентов частично можно объяснить тем, что у половины магистрантов данной группы уровень иноязычной языковой компетенции был ниже B1 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками, что помешало им полноценно включиться в образовательную деятельность. Вместе с тем приведённый довод не является достаточным. Среди тех, кто отметил конкретные трансформации в формировании профессиональной самоидентичности, есть студенты и с невысоким уровнем владения языковыми и речевыми умениями.
Результат обследования приведен на рисунке.
Соотношение ценностных переживаний, отмеченных студентами
по окончании учебного курса
Заключение
Разработанный учебный курс «Иностранный язык в профессиональных целях» в рамках магистерских программ по психолого-педагогическому образованию призван способствовать процессу подготовки по иностранному языку и решению проблемы саморазвития магистрантов. Приоритетность гуманистического подхода обоснована областью задач становления профессиональной идентичности и развитием профессиональной компетентности специалистов, характер деятельности которых связан со сферой образования. Расширение набора форм и методов преподавания, разработанных в смысловом поле гуманистического знания, способствовало обогащению профессионального опыта магистрантов, построению нового уровня понимания через обретение смыслов и самовыражение. Выбор соответствующих антропопрактик позволил магистрантам через переживания выработать собственные стратегии профессионального роста, пройти путь обретения основ и развития профессионального мировоззрения. Субъектная позиция магистрантов раскрывается на основе процедур самооценивания, которое показало в целом положительный эффект применения техник рефлексии, реконструкции и осмысления профессионального опыта. Таким образом, в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональных целях» была создана интегративная среда, направленная не только на практический эффект обучения, выражающийся в объёме знаний и приобретении новых умений по иностранному языку, но и на внесение определённого вклада в профессионально-личностное развитие магистрантов.
Библиографическая ссылка
Лазарева И.Н., Пантюх З.М. ПРИОРИТЕТНОСТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28695 (дата обращения: 02.11.2024).