В современной образовательной практике пропагандируется и активно реализуется идея ранней профориентации на ступени дошкольного образования. Однако вопрос о включении ребёнка дошкольного возраста в систему профориентирования носит дискуссионный характер и не только среди профессионалов, но и родителей (законных представителей) воспитанников. Кроме этого, педагоги испытывают трудности в определении базовых категорий и принципов профориентационной работы, отборе содержания образования для детей дошкольного возраста, проектировании профориентационной среды, что обусловлено, прежде всего, различным пониманием профессионалами специфики ранней профориентации на ступени дошкольного образования.
Цель исследования. Провести анализ нормативно-правовых и научно-теоретических источников и определить сущность ранней профориентации в дошкольном образовании, её особенности в соответствии с логикой возрастного и психомоторного развития ребёнка дошкольного возраста.
Материалы и методы исследования. Материалы статьи основываются на результатах исследования процесса ранней профориентации в практике дошкольного образования, методами исследования являются: теоретические (изучение и обобщение нормативно-правовой и научной литературы); эмпирические (наблюдение, беседы с детьми дошкольного возраста, анкетирование педагогов ДОО).
Результаты исследования и их обсуждение. Прежде чем перейти непосредственно к анализу научных подходов к ранней профориентации в дошкольном образовании, следует рассмотреть нормативно-правовые основания, актуализирующие данную проблему. В частности, одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1], является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Таким образом, современное дошкольное образование ориентирует практиков на социокультурное развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В этом случае мы говорим о ранней профориентации не как о раннем профессиональном выборе, а как о формировании у ребёнка ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит ему успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования. Именно такое понимание данного процесса мы находим в ключевых идеях «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [2].
Анализ психолого-педагогических исследований констатирует, что для осмысления проблемы ранней профориентации в дошкольном образовании сложились определённые теоретические предпосылки, что ещё раз подтверждает актуальность данной проблемы в дошкольном образовании. В России первыми авторами, которые придавали значимость проблемам профессиональной ориентации, можно назвать: Н.К. Крупскую, А.В. Луначарского, Н.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко [3]. По их мнению, непременным условием всестороннего развития человека является наличие глубоких и обширных знаний, поэтому первейшей обязанностью системы общего образования в период допрофессиональной подготовки они считали «вооружение каждого ребенка такими знаниями и "тем широким образованием", которое откроет перед ним все дороги».
В современных исследованиях, касающихся дошкольного образования, акценты ставятся на разработке таких понятий, как «ранняя профессиональная ориентация», «профессиональная деятельность взрослых», «профессиональное самоопределение», «допрофессиональный онтогенез», «ранние профессиональные устремления дошкольника», «профессиональный интерес дошкольника», «профессиональная направленность личности дошкольника», «профориентационные сюжетно-ролевые игры» и др.
Так, в соответствии с мнением Н.Н. Захарова [4], цель ранней профориентации заключается в формировании у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставлении ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Интересно мнение Е. Гинзберга [5], который процесс профессионального выбора связывает с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка, проходящим по трем стадиям:
- воображаемый период (4-11 лет);
- период проб и попыток (11-17 лет);
- реалистичный период (17-21 год).
Е.А. Климов [6] в своих исследованиях рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.).
В работах В.А. Климова доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. По мнению автора, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.
В.П. Кондрашов [7] обосновал понятие ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника, определил условия, способы и средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.
Таким образом, и в трудах педагогов прошлого, и в современной научной литературе данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых, представлены различные авторские определения ранней профориентации.
Сопоставление различных точек зрения на процесс ранней профориентации позволило нам констатировать, что обращение к проблеме ранней профориентации в дошкольном образовании обусловлено следующим:
1. Принятием концептуального положения о развивающем эффекте деятельности.
2. Пониманием ранней профориентации в дошкольном образовании как условия социализации ребёнка дошкольного возраста.
3. Признанием положения о том, что процесс ранней профориентации в дошкольном детстве связан с формированием у ребёнка образа мира взрослых, что способствует структурированию социального мира и формированию отчётливого дифференцированного представления о взрослых людях, в том числе и об их профессиях.
Данные основания доказывают: чтобы определить сущность ранней профориентации в дошкольном детстве, необходимо остановиться на раскрытии понятия «мир взрослых», как базовой категории, определяющей становление социального опыта ребёнка, посредством которого он приобщается к миру профессий. В ряде педагогических исследований [8] представлены различные толкования, которые определяют мир взрослых, как:
- источник становления личности ребёнка;
- систему межличностных отношений;
- основание для зарождения субъективного мира ребёнка;
- модель усвоения социальных норм;
- носитель определённых видов общественной деятельности;
- социокультурное пространство жизнедеятельности ребёнка.
В научной литературе подтверждается связь между развитием мотивационной сферы, восприятия, произвольности поведения ребёнка, которые формируются в дошкольном возрасте, и возникновением мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожим на них, принятием образа взрослого, его качеств, стремлением проявлять их в культурных практиках детства.
Принимая во внимание различные характеристики мира взрослых в трудах учёных, мы сделали вывод о том, что ребёнок выделяет образ взрослого как носителя профессиональных ценностей, воспринимает его как образец для подражания, проявляет интерес к профессии через взрослого. Приверженность ребёнка к миру взрослых становится определяющим фактором, побуждающим его к ранним профессиональным устремлениям.
Представленность мира взрослого, прежде всего, ассоциируется у ребёнка с самыми значимыми взрослыми – родителями. В современных исследованиях семья рассматривается как пространство становления первичных социальных компетенций ребёнка дошкольного возраста, как сфера жизнедеятельности, где закладываются основные свойства личности и формируется первичная профориентация. По результатам исследований на кафедре развития дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования можно выделить особенности восприятия современным дошкольником профессиональной деятельности своих родителей. Больше половины опрошенных дошкольников (59%) имеют недостаточные представления о профессии своих родителей. На вопрос о том, где и кем работают родители, дети отвечают: «Они просто работают» или «Мама – никем». «Мама работает домохозяйкой». «Мама не говорила, папа тоже не говорил». «Я не знаю пока про работу» и т.п. Ответы детей позволяют сделать вывод о том, что родители выполняют свои профессиональные обязанности, часто находясь дома: «готовятся к работе», «у них много бумаги и делают всё в ней», «считают, сколько заработают денег». Обращает на себя внимание и тот факт, что дошкольники полагают, что их родителей больше всего радуют материальные блага, которые приносит их профессиональная деятельность: «заработанные на работе деньги», «новые вещи», «дорогие покупки».
Следует отметить, что дети замечают неравномерность трудовых нагрузок на женщину и мужчину в современной российской семье (мама готовит еду, шьёт, убирает, а папа свой телевизор смотрит, мама подрабатывает, а папа не может найти работу). Часто передают конфликтный характер взаимоотношений родителей из-за маленькой папиной зарплаты, неумения зарабатывать деньги, невозможности поменять работу. Очевидно, что ребёнок ориентируется на мнение родителей, как самых значимых взрослых, и в конечном итоге оно (как самое авторитетное) способствует становлению у него стереотипа ролевого поведения родителей и, безусловно, влияет на формирование ценностных установок, мотивов, определяющих отношение к будущей профессиональной деятельности. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процессе детско-родительских взаимодействий становятся постепенно достоянием сознания и подсознания ребенка, преобразуются в индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в его способностях, интересах, то есть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору профессии по принципу «по душе» или «большего престижа и высокой оплаты».
Следовательно, семья не выполняет свою специфическую миссию проводника профессиональных ценностей, что актуализирует проблему оказания психолого-педагогической поддержки родителям в развитии компетенций в области ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, пропаганде семейных профессиональных ценностей.
Уточняя особенности постижения ребёнком мира взрослых, мы отмечаем, что формирование интереса к профессии, осознание ценности труда, первые «профессиональные пробы» происходят в адекватных видах детской деятельности, претерпевая изменения и последовательно формируя у ребёнка социальные компетенции. В диссертационном исследовании Д. Шингаркиной [9] определены этапы восприятия и осмысления ребёнком мира взрослых.
Данные этапы позволяют нам определить уровни восприятия детьми профессий взрослых, что в практике обеспечит диагностируемость и преемственность профориентационной работы, а также своевременную корректировку и оптимизацию форм и методов в зависимости от динамики знаний детей о профессиях взрослых. Одной из проблем в этой плоскости стоит проблема оценки достижений ребёнка в ознакомлении с профессиями взрослых, что предполагает разработку измерительного инструментария и методов проведения диагностических процедур, их целесообразную включённость в образовательный процесс. Методологической основой изучения обозначенного аспекта в контексте исследования является обращение к технологии мониторинга и использования её для решения задач ранней профориентации детей дошкольного возраста. Здесь мы должны подчеркнуть, что особенностью диагностических процедур будет оценивание реальных достижений ребёнка в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой). Методическая интерпретация обозначенной особенности находит отражение в разработке низкоформализованных и высокоформализованных диагностических процедур в оценивании уровня знаний детей о профессиях взрослых, учёте в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребёнка.
Для нашего исследования важно рассмотреть условия, способствующие формированию интереса к профессиям взрослых и ценностного отношения к их труду. В этом плане интерес представляют научные изыскания Л.И. Сайгушевой [10], которая полагает, что воспитанию у дошкольников уважительного отношения к профессиям взрослого способствуют эмоциональная насыщенность средств воспитания, специальные методы воздействия на детей, затрагивающие их эмоциональную сферу.
Данное исследование подтверждает приоритетную функцию развивающей предметно-пространственной среды, погружающей ребёнка в мир профессий, где у ребёнка есть возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений.
Особенностью ознакомления детей с профессиями является то, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому целесообразно использование таких технологий, которые позволят существенно повысить вариативность и наглядность предметного пространства и обеспечить оперативность обратной связи. О каких именно технологиях» идёт речь? Прежде всего, о тех современных образовательных технологиях, которыми обогатилась современная практика дошкольного образования [11]. Их подробное описание выходит далеко за рамки этой статьи, поэтому здесь напомним лишь некоторые из них.
Учитывая особенности современных детей, предпочитающих быстрое получение информации, отличающихся «клиповостью» восприятия, следует помнить о необходимости использования цифровых образовательных технологий для мобильного информирования. Видеофильмы, мультимедийные презентации, электронные альбомы, виртуальные «путешествия» в мир профессий позволят сделать профориентационный процесс информационно емким, зрелищным, комфортным.
Заключение. В завершение можно сделать вывод, что научная рефлексия различных подходов к исследуемой теме позволила нам определить раннюю профориентацию на ступени дошкольного образования как целенаправленный процесс интеграции ребёнка в социум в специально обогащенной предметно-развивающей среде, погружающей ребёнка в мир профессий, при непосредственном участии значимого взрослого, который осуществляется в повседневной активности ребёнка в ведущих видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Нами сформулированы основные сущностные характеристики, которые выступают отличительными особенностями ранней профориентации на ступени дошкольного образования. Такими отличительными характеристиками могут выступать:
1. Определяющее влияние мира взрослых на формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста и формирование интереса к профессиям.
2. Особенности развития мотивационной, когнитивной, поведенческой, эмоциональной сфер личности ребёнка дошкольного возраста, создающие предпосылки для принятия ребёнком образа взрослого как проводника профессиональных ценностей.
3. Увеличение интеллектуальности эмоций у детей дошкольного возраста, что сопровождается предвидением не только интеллектуальных, но и эмоциональных результатов своей деятельности и предполагает поэтапное раскрытие педагогом эмоционально-привлекательных образов представителей разных профессий.
4. Идея амплификации, воплощающаяся в максимально полном использовании культурных практик детства для ознакомления детей с профессиями взрослых.
5. Возрастная адекватность и преемственность содержания образования по ознакомлению детей с миром профессий.
6. Наличие предметно-пространственной среды, «погружающей» ребёнка дошкольного возраста в мир профессий.
7. Оценивание реальных достижений ребёнка в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой).
Мы полагаем, что указанные характеристики имеют принципиальное значение для определения базовых принципов профориентационной работы с детьми дошкольного возраста и могут использоваться при проектировании моделей ранней профориентации на ступени дошкольного образования.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Г.Н. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28683 (дата обращения: 02.11.2024).