На современном этапе развития общества актуальной задачей образования в целом и музыкального образования в частности является поиск инновационных средств и методов формирования творческой личности – созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре. Это обстоятельство обусловлено такими факторами, как возрастание интереса исследователей к вопросам формирования духовно-нравственной личности; расширение культурно-образовательного пространства за счет информатизации; установление коммуникационных связей и диалогового общения как средства делового сотрудничества между разными субъектами образовательного процесса. В этих условиях важное внимание уделяется деятельно-практической направленности образования, развивающей творческий потенциал обучающихся, их способности.
Анализ существующих научных разработок и подходов показывает, что эффективным средством решения поставленных задач является метод проектов. Вопросы применения проектного метода, сущность проектной деятельности, ее проблемный характер изучались Е.М. Беляковым, Н.М. Воскресенской, А.Н. Иоффе [1], Ю.Н. Бахметовой [2], И.Б. Игнатовой, Л.Н. Сушковой [3] и др. Проблеме организации проектно-ориентированного обучения посвящено исследование К.Др. Гансуар, Е.А. Неретиной, Ю.В. Корокошко [4], организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников – работы Т.В. Кузнецовой [5].
Таким образом, сущность проектного метода и пути его применения в образовательном процессе являются достаточно изученными в педагогической науке. Однако остаются нераскрытыми возможности, механизмы и алгоритм организации проектной деятельности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в системе музыкального образования.
Целью исследования является обоснование путей применения проектного метода как средства совершенствования музыкального обучения и воспитания школьников. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: раскрыть особенности применения метода проектов в музыкальном обучении и воспитании; обобщить педагогический опыт применения метода проектов как средства развития интереса школьников к уроку музыки; представить результаты опытно-экспериментальной работы по организации проектной деятельности в музыкальном обучении и воспитании школьников.
Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили исследования в области познавательного интереса, интереса обучающихся к изучению музыки. Были применены методы исследования: анализ имеющихся в педагогических исследованиях определений понятия «метод проектов»; анализ результатов творческой деятельности школьников; изучение передового педагогического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение. Метод проектов опирается на определённую технологию, обеспечивающую всестороннюю проработку исследуемой проблемы, и имеет своей целью достижение реального, воплощённого в той или иной форме результата. В основе метода проектов как педагогической технологии лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, адаптация к социальной среде, развитие познавательных интересов учащихся.
В настоящее время метод проектов (или проектный метод) понимается как комплексный педагогический метод, способствует становлению и развитию таких качеств обучающихся, как коллективизм и способность к сотрудничеству, накопление опыта взаимодействия, индивидуализация учебного процесса, проявление обучающимися самостоятельности в планировании, организация и контроль своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий [6; 7].
Применение проектного метода позволяет реализовать практико-ориентированный и деятельностный подходы в обучении, стимулируя обучающихся к применению знаний и умений, приобретенных в процессе изучения различных дисциплин, их интеграции в процессе работы над проектом. В результате формируется положительная мотивация и интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность использования метода проектов в музыкальной педагогике состоит в том, что идейным центром создаваемого проекта является музыка, которая связана с чувственным познанием, с интересом человека к восприятию и созданию музыкального образа. Использование метода проектов как средства развития интереса к музыке актуально тем, что, приобретая с его помощью универсальные алгоритмы деятельности, школьники учатся рассматривать свои достижения сквозь призму ценностного аспекта, эстетического идеала, отображаемого музыкой.
Впервые в музыкально-педагогической практике к проектному методу обратилась В.Н. Шацкая, которая принимала участие в педагогическом эксперименте по внедрению метода проектов в практику образования, организованном С.Т. Шацким в 1905 году. Метод проектов оказался целесообразен развитию у школьников интереса к музыке, так как предполагал рассмотрение индивидуальной траектории музыкального развития каждого ребенка [8].
Обращение к проектному методу прослеживаются в педагогическом творчестве Д.Б. Кабалевского. Его педагогическую концепцию с современных позиций можно рассматривать как систему педагогических проектов, объединенных главной целью ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры [9].
Таким образом, метод проектов в музыкальном обучении и воспитании позволяет активизировать интерес обучающихся к музыке; выявить уровень знаний в области музыки; приобрести опыт исследовательской работы.
Музыкальный проект, вследствие своей специфики, осуществляется по специально разработанному плану, организационная структура которого зависит от вида каждого конкретного музыкального проекта. В связи с этим ученические музыкальные проекты делятся на следующие виды: исполнительские, музыкально-исследовательские, исполнительско-исследовательские (таблица).
Виды образовательных проектов
Виды проектов |
Групповые проекты |
Индивидуальные проекты |
Музыкальные проекты |
Интегрированные |
Исполнительские |
Выступление хора, ансамбля |
Сольное пение, исполнение на музыкальном инструменте |
Все проекты музыкальные, так как связаны с исполнительской деятельностью |
Музыкальное оформление спектакля, мероприятия, урока |
Музыкально-исследовательские |
Групповая исследовательская работа |
Индивидуальное исследование |
Исследование в области музыки |
Проекты, раскрывающие связи музыкального мастерства с другими видами деятельности |
Исполнитель ско-исследовательские |
Мастер-классы |
Мастер-классы |
Все проекты музыкальные, так как связаны с исполнительской деятельностью |
Проекты, раскрывающие связи исполнительского мастерства с другими видами деятельности |
Изучение опыта применения метода проектов как средства развития интереса школьников к музыке (МБОУ СОШ №№ 56, 20 г. Чебоксары) показало, что музыкально-исследовательская деятельность особенно эффективна в том случае, если темы проектов связаны с важными для обучающегося жизненными явлениями и построены на межпредметной основе. Педагогические проекты играют систематизирующую роль в процессе развития интереса к музыке у обучающихся. Проектами, осуществляемыми в рамках урочной деятельности, является проект «Каждый класс – хор» и проекты интегрированных уроков, связывающих учебный предмет «Музыка» с другими предметами образовательного цикла.
Системообразующим элементом в иерархии педагогических проектов является единство целей. Проекты упрощают схему реализации большого количества ученических проектов, позволяют расширить рамки учебного предмета.
Следует отметить, что учителя включали проектный метод в свою деятельность задолго до того, как эффективность использования этого метода была отмечена в образовательных стандартах. Так, учитель музыки высшей категории C.В. Турбина работает по программе «Элементарное музицирование» Л.В. Виноградова. Использует современные образовательные технологии: проектную, модульную, технологию адаптивного обучения. Главной задачей своей педагогической деятельности видит в формировании музыкально-образовательного пространства «школа-семья», в котором содержание обучения школьников проходит в тесном сотрудничестве с родителями. В работе С.В. Турбиной осуществляются такие проекты, как «Музыкальная филармония», «Живые сказки». Проекты носят разный характер: учебный, исследовательский, творческий, социальный.
Исследовательские проекты учеников по музыке были представлены на школьной научно-практической конференции, а затем на республиканской научно-практической конференции «Музыкальная академия школьников», которая ежегодно проводится на факультете художественного и музыкального образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Проекты учащихся отличаются разнообразием в выборе тематики, оригинальностью, самостоятельностью школьников в выполнении, художественным и музыкальным сопровождением выступлений. Отметим лишь некоторые из тем: «Наши сердца будут стучать в унисон», «Способы приобщения ребенка к знакомству с классической музыкой», «Значение игры на блокфлейте при заболеваниях дыхательной системы».
Проект «Смуглянка», который выполнил учащийся 6-го класса, был вызван интересом ученика к этой песне, желанием познакомить с ней своих одноклассников. В данном проекте были представлены история создания песни «Смуглянка» и практическая часть, где учащийся самостоятельно проводил анкетирование на тему: «Предпочтения в музыке современных подростков». Итогом проекта стала популяризация песни «Смуглянка», которая приобрела новых слушателей и новых друзей.
Один из интересных творческих проектов школы № 20 г. Чебоксары – выпуск музыкального школьного альманаха «Унисон» - был реализован учащимися шестого класса под руководством учителя музыки. Цель альманаха – вести детей по миру музыкального искусства, освещать музыкальные события, которые происходят в городе. В основе деятельности альманаха «Унисон» лежат следующие основные принципы: информирование читателей о событиях музыки, ориентирование учащихся на жизнь знаменитых музыкантов, подготовка ребят к их профессиональной деятельности; право выражать свои мысли, свои идеи и предложения; аргументация мнений, высказываемых на страницах газеты, и др. Процесс создания газеты активизирует такие качества личности, как коммуникабельность, добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность.
К проектной деятельности в настоящее время обращается большинство учителей музыки Чувашской Республики. Учащимся предлагается выполнять творческие, исследовательские, социальные, межпредметные, игровые, культурно-просветительские проекты.
Например, проект «Путешествие по музыкальным улицам столицы» выполнила ученица седьмого класса «СОШ № 18» г. Новочебоксарск совместно с учителем музыки Соколовой О.Н. Целью проекта явился сбор интересной и достоверной информации о музыкальных названиях улиц города Чебоксары, событиях и именах, связанных с этими названиями. Выполнение проекта способствовало развитию творческих и исследовательских способностей у учащейся.
Проектная работа в общеобразовательной школе имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. С ее помощью дети приобретают дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, развивают способность и стремление к творчеству. Использование проектного метода на уроках музыки ставит своей целью сформировать у обучающихся интерес к музыке, вовлечь ученика в образовательный и исследовательский процесс. Большое значение в организации проектной работы имеет личность педагога, его активная творческая позиция, заинтересованность.
В целях подтверждения сделанных выводов была проведена опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности как средства формирования у школьников интереса к музыке на базе МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары.
На первом этапе была проведена диагностика уровня сформированности интереса школьников к уроку музыки. Анкетирование, в котором приняло участие более 60 учащихся, показало следующие результаты: у 83,33% учащихся выявлен высокий уровень интереса к музыке, у 10% – средний, и 6,67% находятся на низком уровне.
Формирующий этап заключался в разработке и проведении уроков музыки с применением проектного метода. Приведем примеры некоторых проектов, которые применялись в работе.
«В стране музыкальных загадок». Проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов: кроссвордов, шарад, ребусов, загадок и т.д. Конечный результат – музыкальная стенгазета.
В ходе выполнения проекта «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов» учащиеся были разделены на группы, которые получили отдельные задание. Одна из них подготовила небольшие сообщения об истории возникновения музыкальных инструментов, показала презентацию. Участники другой группы исполняли музыкальные произведения на таких народных инструментах, как баян, ложки, бубен, свистульки. Такая работа помогла ознакомить учащихся с народными музыкальными инструментами России в активной форме. Помимо приобретения новых музыкальных знаний, они научились поиску новой информации, навыкам эффектного преподнесения информации, игре на различных музыкальных инструментах. Проведение данного проекта заинтересовало детей и привело к созданию новых проектов: «Играй, гармонь», «Музыка великих городов» и др.
Проект «Путешествие в музыкальный театр» был направлен на ознакомление учащихся с тем, как создаются музыкальные спектакли, разрабатываются программки, афиши и т.д. В ходе этого проекта разным группам детей было дано задание, связанное с одним из этапов подготовки музыкального спектакля. Кто-то создавал афиши, кто-то подбирал музыкальный материал, другие группы занимались билетами и созданием эскизов костюмов. Данный проект вызвал большой интерес не только у ребят, но и у их родителей, которые активно помогали в поиске новой информации, оформлении проекта и т.д.
Включение проектного метода в содержание урока музыки позволило убедиться в его действенности: ученики более ответственно стали относиться к выполнению домашних заданий по предмету, на уроках стали вести себя более активно, проявляли заинтересованность в изучении музыкального искусства. Участие школьников в проектной деятельности способствовало формированию их положительной мотивации к овладению музыкальным искусством, обеспечению ситуации успеха в творческом созидании как в учебной, так и внеучебной работе. С помощью проектной методики возможно достижение одновременно ряда результатов, а именно: побуждение детей к музыкально-творческой деятельности, закрепление изученного материала, со-творить в учебном процессе атмосферу праздника. Важными условиями при этом являются: активизация самостоятельности обучающихся; поддержка их инициативности; внимательное и уважительное отношение к идеям и предложениям учащихся; предоставление возможности самостоятельно выбирать содержание и способы выполнения проекта. При выполнении перечисленных условий, как показало наше исследование, будет развиваться эмоциональная сфера личности обучающихся, их музыкальные способности и интерес к музыкальному искусству.
Выводы. Проектный метод как дидактическая категория охватывает все сферы музыкального обучения и воспитания школьников – от образовательного процесса на уроке музыки до создания культурно-эстетического пространства школы; выступает средством нейтрализации отрицательных тенденций в музыкально-педагогическом процессе; гармонизирует процесс и результат творческого развития учащихся.
Обобщение педагогического опыта применения метода проектов как средства развития интереса школьников к музыке показало, что все педагоги отмечают большое образовательное, воспитательное и развивающее значение проектной работы. В процессе подготовки и реализации проектов учащиеся овладевают умениями и навыками исследовательской деятельности, закрепляют их творческим применением на практике. Главная роль при этом принадлежит педагогу, его профессиональной компетентности в области организации проектной деятельности.
Библиографическая ссылка
Тенюкова Г.Г., Хрисанова Е.Г. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28673 (дата обращения: 04.11.2024).