Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Костикова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
В статье рассматриваются предпосылки подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Проведен анализ научной литературы, нормативных документов и результатов анкетирования педагогов и обучающихся. Выделены несколько групп предпосылок: 1) коммуникативные и информационно-технологические, связанные с особенностями современного состояния и перспектив развития электронной информационно-образовательной среды, ее технико-технологической составляющей, технологий обучения в среде, а также с особенностями коммуникативного взаимодействия в электронной среде; 2) психолого-педагогические, связанные с необходимостью организовывать педагогическую профессиональную деятельность по-новому с учетом особенностей и новых способностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся в электронной образовательной среде, особенностей их личностного развития; 3) нормативно-правовые и социально-экономические, связанные с новыми требованиями к современному человеку, способному адаптироваться к условиям цифрового общества, к подготовке и личности современных педагогов, с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, реализацией государственных целевых программ развития образования; 4) научно-методологические, обусловленные теоретическими основами подготовки педагогов. Данные предпосылки следует принимать во внимание при проектировании и разработке системы подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. На основе полученных результатов сделано заключение о необходимости подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде с учетом рассмотренных предпосылок.
коммуникативная деятельность
коммуникативная компетенция
профессиональные задачи
профессиональная подготовка
профессиональная деятельность будущего педагога
электронная образовательная среда
1. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/современная-цифровая-образовательная-среда (дата обращения: 18.02.2019).
2. Костикова Н.А. Особенности коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2012. № 3 (2). С. 281-285.
3. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 178 с.
4. Носкова Т.Н. Педагогика общества знаний: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 236 с.
5. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл, 2018. 375 с.
6. Костикова Н.А. Особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся в электронной образовательной среде // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 44-48.
7. Ляшенко Д.И. Виртуальная языковая личность: к определению термина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LI международной студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 13-23 марта 2017 г.). Новосибирск, 2017. № 3 (51). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/guman/3(51).pdf (дата обращения: 19.02.2019).
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 392 с.
9. Костикова Н.А. Профессиональные задачи педагога при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 9 (132). С. 45-49.
10. Костикова Н.А. Исследование особенностей реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде учителями школ // Современные проблемы науки и образования. 2013. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/110-9932 (дата обращения: 19.02.2019) .
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 18.02.2019).
12. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 18.02.2019).
13. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/ (дата обращения: 18.02.2019).
14. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/ (дата обращения 28.02.2019).
15. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/ (дата обращения 18.09.2019).
16. Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html (дата обращения 18.02.19).
17. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 18.02.2019).

Одним из стратегических направлений модернизации образования в нашей стране является создание «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [1], что предполагает увеличение доли применяемых в образовательном процессе технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и в свою очередь приводит к изменению форм и видов образовательного взаимодействия. Обновлению подвержены все компоненты коммуникативной деятельности: коммуникативные цели и задачи, содержание образовательной информации, роли учителя и обучающихся, результаты и эффекты коммуникации, обратная связь и в целом модели коммуникации и т.д. [2].

Педагогу приходится по-новому осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, решать новые профессиональные задачи, поэтому возникает необходимость обновления содержания и процесса подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в электронной образовательной среде, в первую очередь к организации коммуникативного взаимодействия, претерпевающего значительные изменения под влиянием среды. В связи с вышесказанным возникает проблема выявления предпосылок подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде как исходных условий, отправных точек проектирования системы профессионального педагогического образования.

Цель исследования. Изучение предпосылок подготовки будущих учителей к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде как важное и необходимое условие для планирования и проектирования системы и процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды.

Материалы и методы исследования. На основе анализа научной литературы по данной проблеме, нормативных документов, результатов проведенного анкетирования школьников и педагогов в данной статье будут рассмотрены предпосылки подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

Результаты исследования и их обсуждение. Целесообразно выделить несколько групп предпосылок: коммуникативные и информационно-технологические, психолого-педагогические, нормативно-правовые, социально-экономические, научно-методологические.

К первой группе можно отнести коммуникативные и информационно-технологические предпосылки, связанные с особенностями современного состояния и перспектив развития электронной информационно-образовательной среды, ее технико-технологической составляющей, технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с особенностями коммуникативного взаимодействия в электронной среде.

Электронной информационно-образовательной среде как специализированной информационной образовательной среде, включающей такие компоненты, как нормативно-правовая база организации образовательного процесса, программно-аппаратный компонент, компоненты, обеспечивающие учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, и организация педагогической деятельности в самой среде, коммуникативный компонент образовательного процесса [2], присущи особенности [3]: опосредованность и специфичность канала связи, пространственная и временная дистантность партнеров по взаимодействию, интерактивность, преобладание визуально-текстового контакта, информационного аспекта взаимодействия над личностным, неформальное, нерегламентированное общение. Благодаря указанным особенностям обеспечивается возможность реализации новых видов деятельности и взаимодействия в электронной среде для решения нового класса задач, создания персональной среды информационной деятельности [4].

Как показывают исследования, современная молодежь проявляет высокую активность и инициативность во взаимодействии в электронной среде [5]. Современные школьники достаточное количество времени проводят в электронной среде. Анализ результатов проведенного нами анкетирования, в котором принимали участие школьники в возрасте от 12 до 15 лет (48 человек), показывает, что 85% опрошенных проводят в сети Интернет 2 часа в день и более с целью общения с одноклассниками (друзьями) – 74%, поиска информации для учебы – 35%, выполнения проектных заданий – 10%. Школьники прежде всего используют социальные сети – 79%, обучающие программы – 10%, к поисковым системам обращаются 26% респондентов. Возможность написать сообщение в любое время в сети Интернет привлекает 65% опрошенных, найти новых друзей – 13%, остальные 22% школьников не смогли сформулировать цели своего посещения Сети.

В распоряжении педагога имеется достаточное количество разнообразных ресурсов, которые могут использоваться для организации образовательного процесса. Наряду с традиционно применяемыми интернет-ресурсами (электронная почта, чат-программы и т.д.), сервисами веб 2.0 педагог может использовать автоматизированные системы дистанционного обучения (например, LMS Moodle и др.), а также предусматривать и исследовать возможности и перспективы развития и появления новых систем электронного обучения. Данные системы позволяют включать обучающихся в разные схемы электронного взаимодействия [4], для обеспечения эффективности которого в электронной образовательной среде педагогу необходимо знать особенности коммуникативного взаимодействия, особенности электронной среды, особенности организации коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде, а также уметь применять технологии, стратегии и тактики организации коммуникативного взаимодействия.

Педагогу необходимо также учитывать сложности и ограничения применения электронной образовательной среды для организации коммуникативного взаимодействия. 67% опрошенных отмечают, что при общении с друзьями (одноклассниками) в сети Интернет испытывают трудности, связанные с восприятием собеседника, поскольку не видят друг друга, не видят реакции собеседника.

Несмотря на значительное развитие электронных ресурсов и возрастание интереса к технологиям электронного обучения, в настоящее время можно выделить противоречия между возможностями дистанционных технологий, технологий электронного обучения, соответствующих новым коммуникативным и образовательным потребностям обучающихся, и недостаточным использованием педагогами возможностей электронной образовательной среды для организации эффективного взаимодействия, в том числе связанным с невысоким уровнем осведомленности об особенностях и коммуникативном потенциале среды.

Вторая группа предпосылок – психолого-педагогические предпосылки, обусловленные необходимостью организовывать профессиональную деятельность педагога по-новому с учетом особенностей и новых способностей обучающихся, их образовательных потребностей и запросов в электронной образовательной среде, особенностей личностного развития.

Электронная образовательная среда оказывает значительное влияние на личность современных школьников. У обучающихся формируются сетевая коммуникативная компетенция [6], новая коммуникативная культура, новое информационное поведение, особенности мышления («клиповое мышление»), изменяется восприятие информации и иного в условиях электронной среды. Обедненность невербальной компоненты взаимодействия, а также тот факт, что собеседники, как правило, не видят друг друга, приводят к анонимности, применению псевдонимов, ников как способов самопрезентации личности для привлечения внимания к своей персоне со стороны других пользователей Сети. При этом пользователи сетевых ресурсов и социальных сетей могут примерять любые социальные статусы, любые социальные роли, выбирать любые варианты социального поведения. Образ собеседника, представленный в Сети, может значительно отличаться от реального, возможно также и манипулирование собеседником [7].

Для организации эффективного общения педагогу на основе педагогической диагностики и анализа психолого-педагогических основ взаимодействия и закономерностей поведения участников общения в электронной образовательной среде необходимо выявлять указанные особенности ребенка как ученика. При этом у школьников достаточно высокая мотивация к использованию электронной среды в образовательной деятельности. Данные анкетирования свидетельствуют о том, что у обучающихся имеется достаточно высокий интерес использовать электронную среду в образовательной (учебной) деятельности. Благодаря ресурсам электронной образовательной среды возможно изучение иностранных языков, обсуждение выполняемых заданий проектной деятельности с одноклассниками, сложных вопросов с учителем и одноклассниками. Таким образом, потребность в организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде является очевидной.

Однако, согласно мнению исследователей, в настоящее время в полной мере «не задействован новый информационный и коммуникационный запрос» [4]. Учителю необходимо обеспечить индивидуализацию коммуникативной деятельности обучающегося за счет выбора задач, возможности включения в разные схемы электронного взаимодействия. Педагогу в целом предстоит решать новые профессиональные задачи при организации коммуникативного взаимодействия. Так, предложенные учеными РГПУ им. А. И. Герцена Г.А. Бордовским Н.Ф. Радионовой, В.А. Козыревым, А.П. Тряпицыной и иными [8] в контексте разработки концепции компетентностного подхода к организации профессионального педагогического образования группы профессиональных задач педагога были обновлены и дополнены применительно к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде [9]: понимать ученика в образовательном процессе при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; строить образовательный процесс с учетом особенностей организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в электронной образовательной среде; создавать и использовать образовательную среду для организации коммуникативной деятельности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; управлять коммуникативной деятельностью участников педагогического общения в электронной образовательной среде; организовать работу с информацией при осуществлении коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

Анализ научной литературы и опыта практической педагогической деятельности учителей [10] показывает, что педагоги зачастую испытывают определенные трудности в организации сетевой образовательной коммуникации, связанные с неумением выделить и организовать этапы педагогического взаимодействия в электронной образовательной среде, что в значительной степени снижает эффективность формирования коммуникативной компетенции, включая сетевую коммуникативную компетенцию.

К следующей группе предпосылок можно отнести нормативно-правовые и социально-экономические предпосылки, связанные с новыми требованиями к современному человеку, способному адаптироваться к условиям цифрового общества, к подготовке и личности современных педагогов, с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, реализацией государственных целевых программ развития образования.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в результате подготовки на разных ступенях общего образования обучающиеся должны овладеть познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями, которые предполагают использование средств информационных и коммуникационных технологий «для решения коммуникативных и познавательных задач» [11]; а также развить способность общаться и сотрудничать с разными участниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [12, 13]. ФГОС предусматривает необходимость обеспечения возможности осуществлять в электронной (цифровой) форме «взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет» [11–13]. Таким образом, выпускник на разных ступенях современной школы должен уметь активно действовать в электронной среде для решения различных задач.

Новые требования должны предъявляться и к подготовке будущих педагогов. В ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» на уровнях бакалавриата и магистратуры в качестве результатов освоения образовательных программ указаны компетенции, непосредственно связанные как с коммуникативной деятельностью педагога, так и с организацией коммуникативной деятельности. В качестве одной из задач в области педагогической деятельности будущего педагога в ФГОС ВО обозначено формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [14, 15], поэтому требования к результатам подготовки будущих педагогов предусматривают организацию коммуникативной деятельности, а также использование возможностей электронной образовательной среды. Согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к современному педагогу, учитель должен использовать современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы [16].

В профессиональном стандарте педагога коммуникативной составляющей профессиональной деятельности учителя уделяется особое внимание [17]. В рамках реализации общепедагогической функции – обучения – учитель должен уметь разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии на основе «законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде» [17]. Профстандартом предусмотрены такие виды деятельности, как дистанционное консультирование учащихся, поддержка взаимодействия обучающегося с тьютором. Педагог должен уметь организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся систематически в соответствии с целями образования могли вести деятельность и достигать результатов в открытом контролируемом информационном пространстве; обеспечивать подготовку и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде; обеспечивать организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде [17].

В федеральных целевых программах и проектах, посвященных развитию образования, также значительное внимание уделяется применению технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1] на различных ступенях образования.

Вместе с тем в настоящее время существует серьезное противоречие между изменяющимися требованиями и возрастающей потребностью к коммуникативному аспекту профессиональной подготовки будущих учителей, способных организовывать коммуникативное взаимодействие в электронной образовательной среде, и традиционными технологиями, формами, методами и приемами подготовки к педагогическому общению. Вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в условиях электронной образовательной среды, оказываются недостаточно изученными и требуют всестороннего комплексного и системного исследования. В связи с этим можно выделить еще одну группу предпосылок – научно-методологические предпосылки.

Вопросам коммуникации и коммуникативной деятельности педагога уделялось значительное внимание в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: В.А. Кан-Калика, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, К. Коугла, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. Большая часть исследований посвящена традиционным формам коммуникации, однако очевидно, что психолого-педагогические теории и методы обучения в электронной образовательной среде существенно отличаются от методов, применяемых при традиционном контактном обучении.

На основе анализа отечественных и зарубежных исследований следует отметить, что, несмотря на достаточное количество работ в области коммуникативного аспекта педагогической деятельности учителя, вопросы подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде требуют дальнейшего изучения. Существует нехватка общетеоретических и методологических знаний по педагогической коммуникации в электронной образовательной среде, а также по проблеме подготовки будущих педагогов к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, что говорит о бессистемности и недостаточности междисциплинарных проблемно-ориентированных коммуникативных исследований в перспективе развития и распространения сетевых образовательных технологий.

Заключение. В настоящее время несомненны актуальность, важность и необходимость внесения изменений в систему профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды, чтобы современный педагог в результате освоения основных профессиональных образовательных программ обладал соответствующими компетенциями, позволяющими организовать эффективное коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса в электронной образовательной среде. Указанные изменения обусловлены особенностями и перспективами развития электронной образовательной среды, спецификой организации и реализации коммуникативного образовательного взаимодействия, возрастными и психологическими особенностями и образовательными потребностями обучающихся, спецификой организации профессиональной деятельности педагога, новыми требованиями к педагогу и, соответственно, потребностью в разработке новых подходов, методов и технологий к подготовке студентов педагогических вузов. Рассмотренные в данной статье группы предпосылок необходимо учитывать при планировании и проектировании всех компонентов системы профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды.


Библиографическая ссылка

Костикова Н.А. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28665 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674