Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАСШИРЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ПОИСК СМЫСЛА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Янюшкина Г.М. 1 Переведенцева Л.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
2 МАУ ДПО «Центр развития образования»
Раскрываются условия организации учебной деятельности обучающегося основной школы для расширения личностного опыта школьников. Позитивный результат в расширении личностного опыта обучающихся возможно получить, если использовать технологию образовательного события. Применение данной технологии позволяет выращивать личностное образовательное содержание обучающихся, их цели и ценности, корелирующие с изучаемыми знаниями и деятельностью, и это определяет поиск смысла в учебной деятельности. Смысл самостоятельной учебной деятельности обучающихся также задается мотивами. Содержание учебной деятельности школьников – это и учебный материал, и поиск смысла, рассмотрение субъектно значимых проблем, вследствие чего каждый обучающийся проживает и переживает раскрытые проблемы, индивидуально осознает их и ищет возможные способы их преодолевания. Учебная деятельность расширяет собственный опыт школьников, если учащийся осознает, почему он обучается, так как мотивы раскрываются нашему сознанию объективно, вследствие анализа деятельности. Применение технологии организации образовательного события позволяет вовлекать каждого обучающегося в процесс индивидуального развития, процесс формирования субъективистской позиции, формирование такой атмосферы, когда учащийся обретает самого себя. Обучение на уроках с использованием технологии организации образовательного события имеет продуктивный характер и с точки зрения обучающегося, событие – это деятельность, предоставляющая шанс применить свои знания, показать себя, попробовать силы, представить полученный результат, имеющий практический характер и прикладное значение.
учебная деятельность
технология образовательного события
обучающиеся основной школы
личностный опыт
1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. 268 с.
2. Пушкарева Т.В. Актуальные проблемы усвоения знаний // Проблемы педагогического образования. М.: МПГУ – МОСПИ, 2009. Вып. 33. С. 18–19.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1 Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 412 с.
5. Переведенцева Л.А. Янюшкина Г.М. Универсальные учебные действия и личностный опыт учащихся основной школы в образовательном процессе // Школа будущего. 2015. № 5. С. 183–188.
6. Переведенцева Л.А. Дидактические условия организации смыслопоисковой деятельности обучающихся основной школы: дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2017. 206 с.

Современный ученик, который находится в разнообразном информационном пространстве, стремится определить смысл учения. Учитель помогает учащемуся находить личностный смысл изучаемого предмета и приобрести собственный опыт, он вовлекает обучающегося в учебную деятельность с помощью специально подобранного изучаемого материала. От того, какое содержание должен освоить ученик, зависит содержание учебной деятельности на уроке.

А.Н. Леонтьев отмечает, что смысл является той основой, которая скрепляет внутренний мир человека, составляющим которого являются только ему присущие и вытекающие из его личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к последним [1].

В структуре учебной деятельности существуют взаимосвязанные функциональные элементы: потребность, мотив, цель, учебные действия, результат (А.Н. Леонтьев). Степень заинтересованности в деятельности зависит от мотивов, согласно которым поступает субъект.

В примерной основной образовательной программе основной школы учебная деятельность понимается как «систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия» [2, с. 447].

Учебная деятельность предполагает воздействие на смысловую сферу учащихся и самореализацию разнообразных механизмов смыслопоиска.

Цель исследования связана с созданием условий организации учебной деятельности обучающихся основной школы для расширения их личностного опыта.

Материалы и методы исследования

В современной школе одним из основных направлений является обеспечение развивающего потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В основу федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, с его помощью можно определить основные результаты обучения и определить направления проектирования УУД, которые обязательны для обучающихся основной школы. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая обучающемуся почти в прямом смысле объять необъятное, строится, по мнению А.Г. Асмолова, по принципу: от действия – к мысли [3].

Значимость обучения, его смысл для обучающегося относятся к основанию мотивационной сферы. А мотивы учения зависят от смысла учения.

Диагностируя мотивы, мы применили методику Г.Н. Казанцевой, предназначенную для качественного анализа мотивов учения и причин выбора определенных предметов [4]. Проведя диагностику познавательных и социальных мотивов, мы опросили обучающихся школ Республики Карелия и г. Петрозаводска (435 респондентов).

Результаты анкетирования показали, что наиболее значимыми причинами увлеченности естественнонаучными предметами являются: формы организации урока (63% – 8-й класс, 68% – 7-й класс), содержание учебного материала (56% – 8-й класс, 62% – 7-й класс), учащимся также нравится, как преподает учитель (62% – 8-й класс, 72% – 7-й класс).

В результате проведенного опроса обучающихся мы выявили те индикаторы интересного урока, от которых зависит его результативность (табл. 1).

Таблица 1

Результативность интересного урока физики

 

Индикаторы

Количество обучающихся

(в процентах к общему числу интервьюированных)

8-й класс

7-й класс

Понимаю практическую важность предмета для жизни

74

57

Узнаю новый материал (новую закономерность, необычный факт и др.)

73

94

Появляется шанс получить хорошую оценку на следующем уроке

62

93

Появляется интерес к дисциплине

64

97

 

Анализ ответов обучающихся показал, что интересный урок, в первую очередь для обучающихся 7-х классов, только начинающих изучение физики, имеет информативную привлекательность.

Мотивами задается смысл самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Учебная деятельность расширяет собственный опыт школьников, если учащийся понимает, для чего он учится, так как мотивы раскрываются путем анализа деятельности.

Содержание учебной деятельности школьников – это и школьный материал, и поиск смысла, проигрывание личностно значимых проблем, в результате которых обучающийся индивидуально понимает выявляемые проблемы и ищет способы их преодоления.

Следовательно, для расширения личностного опыта обучающихся одним из условий организации как урочной, так и внеурочной деятельности, на наш взгляд, служит технология образовательного события.

По мнению А.Г. Асмолова, образовательное событие выступает завершенным актом деятельности от мотива до результата, это «рассказ» о данном акте «самому себе» и «другому». «Рассказ самому себе» – это некий уровень рефлексии прожитого события, а «рассказ другому» – это выступление о важном факте. События нет без деятельностного фундамента и без рефлексии [3].

Результаты исследования и их обсуждение

В технологии организации образовательного события мы вовлекаем всех обучающихся в процесс индивидуального личностного развития, процесс формирования субъективного отношения, создания определенной атмосферы, когда учащийся находит самого себя.

Приведем пример урока на тему «Явление электризации в окружающей нас жизни», проведенного нами в рамках диссертационного исследования. В начале урока демонстрируется видеоролик «Электризация струи воды». Затем у обучающихся спрашивают: «Какое явление демонстрирует опыт? Где с этим явлением вы встречались в жизни?» Учащиеся, опираясь на свой опыт, называют: одежда, заземление цистерн при перевозке бензина, распыление аэрозолей, электризация машин, самолетов; молния и т.д.

Учитель предлагает ответить на вопросы: «Готовы ли вы определить причины увиденного явления? Что на этом уроке может быть предметной целью? Если вам не хватает знаний для этого, то каких именно? Где есть возможность получить необходимую информацию?» В процессе урока обучающиеся работают на листах бумаги: после просмотра видеоролика им необходимо выписать основные слова; составить устный рассказ по определенному плану, используя при этом новые термины, примерно из 15 предложений: определить внешние особенности изучаемого явления; дать определение; выяснить условия протекания данного явления; определить виды электризации; узнать, где применяется рассматриваемое явление на практике, как можно предупредить его вредное влияние; как взаимодействуют два вида зарядов. Далее обучающиеся выполняют опыты, наблюдая явление электризации по плану: определяют объект наблюдения; формулируют цель наблюдения; разрабатывают план проведения наблюдения; определяют все признаки изучаемых процессов; выясняют, что конкретно новое увидели и что общее с изученным до этого имеется; описывают словесно или в виде схем, рисунков и иного наблюдаемый процесс. При составлении рассказа учащимся не хватает знаний, и они восполняют дефицит информации, используя текст параграфа учебника.

Для проведения рефлексии учащимся предложили карту достижений: «У меня получилось выполнить тест на применение знаний»; «У меня получилось сформулировать определение явления электризации»; «У меня получилось провести наблюдения и сформулировать вывод из опыта»; «У меня получилось составить рассказ по предложенному плану»; «У меня получилось объяснить примеры явлений электризации, с которыми я встречаюсь в жизни».

Остановимся еще на одном примере. Учащимся 8-го класса при изучении оптических явлений предлагалось выполнить опыт, объяснить его и дать ему название. План проведения опыта представлен в опорном сигнале: включите лазер; начинайте его быстро вращать, следя за тем, чтобы свет от него всегда падал на экран. Что наблюдаете на экране? (кривую линию). Почему это происходит? (зрительное восприятие обладает инерцией: изображения, создаваемые отдельными светящимися точками, сохраняются на сетчатке глаза в течение некоторого времени. Благодаря этому возникает впечатление, что мы видим кривую линию). Ученики назвали опыт «Инерция зрения».

Уроки носят деятельностный характер, что и определяет их событийность.

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся выражается в некоем продукте, к которому у субъектов складывается ценностное отношение. Осмысление учеником перемен, происходящих в нем в процессе деятельности, представляется продуктом, в связи с этим данный продукт понимается обучающимся как итог деятельности.

Рассмотрим один из вариантов занятий по физике во внеурочной деятельности в технологии образовательного события на тему: «Свеча – только источник света?» в 8-м классе. У учащихся возникает вопрос: что нам известно о пламени свечи? В процессе поиска ответа на возникший вопрос обучающиеся изучают строение пламени свечи. Опытным путем и теоретически подтверждают разноцветность пламени свечи. В процессе опытной демонстрации «Может ли свеча склеить два стакана», «Чудеса в простом стакане» перед учениками встает вопрос: как объяснить то, что они увидели? Обучающиеся включаются в поиск ответов на поставленные вопросы, выдвигают гипотезы, находят им теоретическое подтверждение, применяя знания, полученные ранее. В этот момент очень важно удержать увлеченность обучающихся и расположить их к работе. Для этого учащиеся совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, которые являются фундаментом исследования. Часть вопросов представляются таинственными (существует ли парафиновый мотор?; удивительный подсвечник; будет ли гореть свеча в невесомости?). У школьников появляется выбор, и это способствует формированию команд по интересам.

Обучение на данном уроке основывалось на построении смысла, а не на объяснении понятий. В основе учебной деятельности лежало включение учащихся в ситуации, которые направлены на формирование личностных и метапредметных результатов, а не только на усвоение знаний по предмету [5]. В данной ситуации мотивация учебной деятельности осуществлялась путем осознания и принятия школьником учебной цели, а результатом достижения было изменение собственного сознания.

В конце занятия обучающимся было предложено распределить по рангам личностный смысл проделанной работы по показателям: аргументация собственной точки зрения, самовыражение и самореализация, защита собственной позиции и отстаивание ее не враждебным для противника методом, оценка полученного результата по следующей шкале: 1 – очень важное, 2 – важное, 3 – не очень важное, 4 – совсем не важное.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что обучающимся нравится искать новую информацию, работая над учебным материалом; заниматься совместной деятельностью с одноклассниками, с учителем; они ценят допустимость самовыражения и самореализации, возможность аргументировать собственную точку зрения, личную позицию.

В условиях проведенного занятия фактор событийности содействовал движению обучающихся в поле собственных достижений, что показывает таблица 2.

Таблица 2

Ранжирование личностного смысла выполненных на уроке работ

Личностный смысл выполненных работ

Баллы

Поиск новых данных

1

Полученный результат

2

Работа над учебным материалом

2

Самореализация и самовыражение

1

Допустимость аргументации субъективной точки зрения, защита собственной позиции и отстаивание ее не враждебным для противника методом

1

Сотрудничество со сверстниками и учителем, работа в группе

1

Индивидуальное осуществление контроля собственного времени и управление им

3

Получение отметок

2

Поиск нужной информации в Интернете, библиотеке

2

 

С позиции учащегося, событие – это деятельность, позволяющая применять личные знания, дающая возможность показать себя, проверить собственные силы, выступить с полученным результатом, который имеет практическую составляющую, оно актуально и важно для самих исследователей.

Следовательно, учебная деятельность школьников на уроках, организованных с использованием технологии образовательного события, носила плодотворный характер и состояла из таких способов деятельности, как: проектирование и применение моделей явлений и процессов; объяснение и описание явлений; предсказание изменений; формулирование выводов с основой на полученных данных; определение цели исследования; анализ и оценка полученных выводов; формулирование гипотезы и определение путей ее проверки; разработка плана исследования.

Проведенный эксперимент позволил нам систематизировать виды внешних образовательных продуктов, которые были сделаны школьниками: постановка опыта, коллаж, рекламный лист, стихотворение, прибор, рассказ, буклет, фотозадача, презентация, бортовой журнал и др.

В процессе создания обучающимися данных образовательных продуктов получались и внутренние образовательные продукты учебной деятельности, такие как: обозначенные школьниками цели обучения, построенные планы проведения эксперимента, проведения исследования, алгоритмы работы по выполнению заданий, выявленные пути деятельности, рефлексивные суждения, самоанализ и т.д.

Смысл обучения на занятиях в технологии организации образовательного события состоит в выращивании личностного образовательного содержания учеников, а также их целей и ценностей, соотносящихся с предметными знаниями и видами деятельности.

При проведении занятий в технологии образовательного события мы выявили для продукта исследовательского типа соотношение между личностными качествами обучающегося, видами образовательной деятельности и образовательными продуктами и представили полученные результаты в таблице 3.

Таблица 3

Соотношение между личностными качествами обучающегося, видами образовательной деятельности и образовательными продуктами

Соотношение между личностными качествами обучающегося, видами образовательной деятельности и образовательными продуктами

% учащихся

Начальный этап

Конечный этап

Личностное качество

Умение представить вариант решения поставленной задачи

45

78

Вид деятельности

Представление и обсуждение вариантов решения проблемы

50

81

Образовательный продукт

Варианты, представленные в виде текста по типу: «если.., то…»

48

85

 

В конце эксперимента мы наблюдаем увеличение показателей [6].

Практическая часть исследования продемонстрировала, что занятия в технологии образовательного события помогают развивать инициативу у учащихся, способствуют формированию коммуникативных навыков, предусматривают самостоятельный поиск путей и способов решения заданий, основанных на ситуациях из жизни, устраняют такие свойственные традиционному обучению отрицательные признаки, как боязнь плохих отметок, списывание, закомплексованность. Школьники заметили, что такие уроки импонируют им, так как придают их ученическим будням разнообразие, способствуют общению в кругу сверстников, создают позитивную атмосферу в классе.

Выводы

Таким образом, позитивный результат в расширении личностного опыта обучающихся основной школы, на наш взгляд, можно получить, если использовать технологию образовательного события как создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.  Взращивание личностных ценностей, соотносящихся с изучаемыми областями знаний и деятельности, определяет поиск смысла в учебной деятельности.


Библиографическая ссылка

Янюшкина Г.М., Переведенцева Л.А. РАСШИРЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ПОИСК СМЫСЛА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28663 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674