Особенностью развития современного высшего образования, отвечающего новым социальным запросам к подготовке военных специалистов, является формирование универсальных компетенций наряду с традиционным предметным изучением конкретных дисциплин. Целью высшего образования становится не только профессиональная подготовка, но и познавательное, личностное и социальное развитие курсантов. Актуальным для высшего военного образования становится формирование универсальных компетенций, обеспечивающих обучающихся когнитивными навыками, коммуникативными и социальными компетенциями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности, развивающих их способности к саморазвитию и самосовершенствованию. В докладе Всемирного банка отмечается, что отечественная система высшего образования в большей степени обращена на формирование предметных знаний, при этом формированию универсальных компетенций уделяется недостаточное внимание. Тогда как для успешной профессиональной деятельности большее значение приобретает высокий уровень развития когнитивных, социальных и поведенческих навыков, порой даже больший, чем профессиональные знания и навыки [1].
Опыт работы в военном вузе показывает, что многие курсанты испытывают серьезные затруднения при определении цели предстоящей деятельности, её планировании и организации; затрудняются логично и связанно выражать свои мысли, аргументированно обосновывать свою позицию. Кроме того, многие из них не умеют общаться друг с другом, участвовать в совместной деятельности, сотрудничать, выполнять учебную работу в команде. Приходится констатировать, что некоторые курсанты не умеют конструктивно, самостоятельно, осмысленно работать с учебной и научной литературой. Они пассивны на лекциях, некоторым трудно включаться в активное обсуждение актуальных вопросов на семинарах, критически относиться к учебному материалу, свободно участвовать в дискуссиях, вырабатывать свою точку зрения, собственную позицию. На наш взгляд, формирование универсальных компетенций в учебной деятельности позволит решить обозначенные проблемы и существенно повысить эффективность и качество их подготовки к реальной профессиональной деятельности, к успешному решению жизненных и профессиональных задач, сотрудничеству и работе в команде, самообразованию и самосовершенствованию.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании применения междисциплинарного подхода к формированию универсальных компетенций в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Материал и методы исследования. Планируемый переход высшего образования на модернизированные федеральные государственные образовательные стандарты вызвал необходимость теоретического обоснования методологических подходов к формированию универсальных компетенций. В качестве методологической основы исследования был рассмотрен междисциплинарный подход. На осуществление междисциплинарных связей в обучении как условия повышения качества подготовки выпускников школ и вузов указывали М.Н. Берулава [2], Е.А. Кагакина [3], В.Н. Панферов [4], И.В. Ракитина [5], В.В. Осипов и Т.П. Бугаева [6] и многие другие. В трудах этих учёных рассматриваются теоретические и прикладные аспекты интегративных процессов в образовании, определяются место и значение интегративных связей в педагогическом процессе, раскрываются взаимосвязи между отдельными учебными предметами и аспектами образовательного процесса, обеспечивая целостность и системность образовательного процесса, в котором теснейшим образом связаны дисциплины гуманитарного, естественно-научного и технического циклов. Принцип междисциплинарности мы рассматриваем как ведущий принцип при определении форм и методов обучения, направленного на формирование универсальных компетенций в процессе изучения гуманитарных дисциплин. В исследовании использовались теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение подходов к исследованию особенностей универсальных компетенций и их формированию в процессе обучения в военном вузе.
Результаты исследования и их обсуждение. По мнению учёных Российского национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», дефицит универсальных навыков объясняется тем, что «подавляющее большинство обучающих программ направлено на развитие профессиональных навыков» [1, с. 65], а «большинство методов преподавания по-прежнему фокусируется на заучивании материала и передаче знаний без должного внимания к формированию навыков» [1, с. 134]. Новые модернизированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования включают семь универсальных компетенций, которые можно объединить в три группы: когнитивные, социальные и поведенческие (личностные). Когнитивная группа включает категории: «Системное и критическое мышление» и «Разработка и реализация проектов». Для реализации этих компетенций у курсантов должны быть сформированы умения решать проблемные задачи, осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи между фактами и событиями, выделять существенные свойства и признаки объектов и явлений. Важно в процессе профессиональной подготовки научить курсантов самостоятельно принимать нестандартные решения в условиях неопределенности, что, безусловно, будет способствовать развитию у них критического мышления, творческих способностей, а также самостоятельности и ответственности. Для реализации компетенции «Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла» в учебной и профессиональной деятельности у курсантов должны быть сформированы исследовательские умения, позволяющие ему осуществлять поиск информации, видеть проблемы, проектировать деятельность по их разрешению, разрабатывать проекты и представлять их для общественного обсуждения. Возрастающие требования к личности современного офицера, его коммуникативным способностям обуславливают необходимость формирования социальных компетенций, к которым относятся универсальные компетенции «Командная работа и лидерство», «Коммуникация» и «Межкультурное взаимодействие».
По мнению А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, «умения сотрудничать, работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему должны формироваться уже в начальной школе и стать одной из важнейших задач воспитания обучающихся» [7, с. 4]. Отметим, что данная задача не теряет своей актуальности и для высшего военно-профессионального образования, в котором также остро стоит проблема развития коммуникативных умений и способностей будущих военных специалистов. Для реализации поведенческих компетенций, к которым относятся категории «Самоорганизация и саморазвитие» и «Безопасность жизнедеятельности», необходимо наличие у курсантов таких умений, как умение саморегуляции и самоконтроля, управления свои поведением и эмоциями, способность к рефлексии, мобилизации себя на выполнение задач, психологическая устойчивость и другие качества личности.
Образовательный процесс, целью которого является формирование универсальных компетенций, приобретает ряд особенностей: формирование универсальных компетенций осуществляется в рамках изучения всех учебных дисциплин вуза; процесс формирования универсальных компетенций ориентирован на организацию активной познавательной деятельности самих обучающихся; в процессе обучения курсанты включаются в исследовательскую и проектную деятельность, самостоятельное овладение необходимыми знаниями и навыками. При этом исследовательские и проектные работы носят интегративный, междисциплинарный характер и отвечают познавательным интересам и профессиональным запросам курсантов. Большие потенциальные возможности имеют методы ситуационного обучения, способствующие приобретению практического опыта разрешения реально существующих в жизни и профессиональной деятельности ситуаций, развитию исследовательской позиции, ответственности за последствия принятого решения [8, с. 42].
По своему характеру универсальные компетенции являются надпредметными, то есть общими для многих учебных дисциплин, владение которыми позволяет обучающимся использовать знания и умения при решении практических задач, действовать на основе приобретенного практического опыта в ситуациях неопределенности, работать в команде, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. По мнению многих учёных, понятие «универсальные компетенции» отражает «как массовый ‒ необходимый для всех ‒ характер этих компетенций, так и то, что они не ограничены какой-либо особой областью деятельности» [9, с. 5]. Метапредметный характер универсальных компетенций обеспечивает целостность личностного и познавательного развития и саморазвития курсантов, междисциплинарность и преемственность организации профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Следует отметить, что в научных трудах последних лет принцип междисциплинарности рассматривается как одно из условий совершенствования образовательного процесса.
Мы разделяем мнение В.Н. Панферова, который считает, что «содержание учебной и профессиональной деятельности служит вполне адекватным основанием для интегративного синтеза знаний» [4, с 120]. Необходимость обращения к междисциплинарным связям объясняется теми многоуровневыми и разносторонними изменениями, которые переживает современное образование, связанными в том числе и с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В данных условиях междисциплинарные связи позволят не только объединить вместе разные учебные дисциплины, но и стать надежным и эффективным средством в обеспечении преемственности в формировании универсальных компетенций.
По мнению М.Н. Берулавы, в образовательном процессе наибольшую значимость приобретает дидактическая интеграция, благодаря которой у обучающихся развиваются когнитивные навыки (обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования и конкретизации и др.), постепенно перерастающие в соответствующие профессионально значимые компетенции [2]. Это мнение разделяют В.В. Осипов и Т.П. Бугаев, считая, что «в условиях междисциплинарной интеграции у обучающихся формируется целостное представление об изучаемом (исследуемом) объекте на основе использования общенаучных методов познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, сравнение, индукция, дедукция, моделирование, аналогия), которые выступают основанием интеграции» [6, с. 142].
Таким образом, междисциплинарный подход следует рассматривать как дидактический аспект интеграции, который обеспечивает системность и целостность процесса обучения. Он предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения и является ведущим при разработке целей, определении содержания, форм и методов обучения. Являясь условием эффективной теоретической и практической подготовки курсантов военного вуза, междисциплинарный подход способствует формированию и использованию учебных навыков обучающихся в новых ситуациях, особенно при анализе конкретных проблем, связанных с военно-профессиональной деятельностью, а также в процессе поисковой, исследовательской, профессиональной деятельности и социальной жизни курсантов. Следует отметить, что для формирования универсальных компетенций не менее важны и внутридисциплинарные связи, реализация которых может осуществляться на уровне выполнения проблемных заданий, разрешения проблемных ситуаций, проектной деятельности курсантов.
Важно отметить, что междисциплинарный подход, являясь методологией образования, позволяет развивать культуру мышления курсантов, формировать у них целостное мировоззрение, обобщенные умения и способы интегративной деятельности. В этих значимых для профессиональной подготовки процессах должны принять участие все учебные дисциплины вуза, но особое предпочтение следует отдавать гуманитарным предметам, роль и значение которых в формировании когнитивных, социальных и личностных компетенций трудно переоценить. Изучение в военном вузе гуманитарных дисциплин способствует развитию личности курсанта, свободно и сознательно ориентирующегося в пространстве социума, способного к самоактуализации и самореализации в условиях разнообразных социальных отношений и взаимодействий. Весь комплекс гуманитарных дисциплин (психология и педагогика, политология, социология, право, история и др.) направлен на формирование межличностной коммуникации, сотрудничество и совместную творческую деятельность, на утверждение активной жизненной позиции, воспитание лидерских качеств, умение принимать управленческие решения и критически оценивать их последствия.
Использование интегративных форм обучения, активных и интерактивных методов и технологий обучения (деловые игры, имитационные игры и упражнения, кейс-метод, технология проектного обучения, дискуссии и «мозговой штурм»), для которых характерна высокая степень включенности обучающихся в учебный процесс, активизация их познавательной и творческой деятельности, значительно повышают эффективность процесса формирования универсальных компетенций. В своей работе мы активно используем кейс-технологию, в основе которой лежит имитационное моделирование конкретных, реально существующих ситуаций или специально подготовленных ситуаций, отражающих проблемы учебного или профессионального характера и технологии проектного обучения. Вовлечение курсантов в исследование учебных, профессиональных и жизненных проблем, принятие самостоятельного решения способствует развитию таких важных для военной деятельности компетенций, как осознание многозначности возникающих в профессиональной деятельности проблем и жизненных ситуаций, развитие критического мышления, привитие практических навыков работы с информацией, формирование умений поиска и выбора альтернативных решений, стимулирование к инновациям в деятельности, повышение мотивации к знаниям, расширение коммуникативного опыта, формирование способности выбора оптимальных вариантов продуктивного взаимодействия в групповых видах деятельности. Кейс-метод интегрирует различные методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, каждый из которых выполняет свою роль.
Включение курсантов в проектную деятельность позволяет решить несколько важных для их профессионального становления задач: 1) научить курсантов приобретать не только предметные знания, но и знания смежных дисциплин, уметь использовать их в практической деятельности; 2) совершенствовать коммуникативные умения (умения работать в группе, исполнять различные роли, вести диалог, вступать в дискуссию, аргументированно отстаивать свой взгляд на проблему, формировать собственную педагогическую позицию и др.); 3) развивать исследовательские и когнитивные умения, такие как находить актуальную информацию о разрабатываемой проблеме, работать самостоятельно с литературой, формулировать цели, задачи, гипотезу, разрабатывать алгоритм деятельности по реализации проекта, ориентироваться в различных ситуациях [10]. Организация коллективной работы курсантов над комплексными междисциплинарными исследовательскими проектами способствует не только привлечению знаний из разных учебных дисциплин для получения нового знания, ориентации на практическое их применение, но формированию метапредметных, универсальных навыков, коммуникативных навыков и личностному развитию обучающихся.
Формирование универсальных компетенций должно осуществляться в различных организационных формах учебного процесса, особенностью которых является междисциплинарный комплексный характер их проведения. Задачами таких форм учебных занятий являются: формирование знаний, общих для цикла гуманитарных дисциплин; обобщение и перенос знаний из смежных предметов; использование методов и средств обучения, общих для предметов гуманитарного цикла; формирование метапредметных, универсальных умений (умений осуществлять самостоятельный перенос знаний из смежных предметов при выполнении проблемных заданий); развитие интеллектуальных умений, общих для дисциплин гуманитарного цикла (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстрагирование и конкретизация фактов и явлений, обобщение и систематизация), и коммуникативных умений. К междисциплинарным комплексным формам учебных занятий мы относим интегративный семинар, междисциплинарные лекции, междисциплинарные научные конференции, на которых рассматриваются гуманитарные проблемы интегративного характера, междисциплинарные практические работы. Целью данных занятий является согласованность, преемственность и взаимосвязь дисциплин гуманитарного цикла. Следует отметить, что успешность формирования универсальных компетенций зависит от согласованной деятельности преподавателей гуманитарных дисциплин; обеспечения преемственности в формировании универсальных учебных умений и компетенций; определения общих подходов к формированию у курсантов когнитивных и коммуникативных умений; создания условий для коллективной деятельности курсантов в аудиторное и внеаудиторное время; использования в учебном процессе междисциплинарных заданий проблемного и компетентностно-ориентированного характера, упражнений и задач, кейсов, организации междисциплинарной исследовательской проектной деятельности курсантов.
Заключение. Таким образом, эффективность процесса формирования универсальных компетенций значительно повышается благодаря применению междисциплинарного подхода, а также использованию в образовательном процессе военного вуза интерактивных методов и технологий, интегративных форм организации обучения курсантов, совместной и согласованной деятельности преподавателей гуманитарных дисциплин.
Библиографическая ссылка
Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш., Рогожин В.М. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28655 (дата обращения: 12.10.2024).