Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОММЕНТАРИИ К ГАЗЕТНЫМ СТАТЬЯМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Низамиева Л.Р. 1 Назарова Г.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
На современном этапе развития российской системы образования ведется активный поиск новых, более эффективных методов и технологий формирования и совершенствования профессиональных компетенций выпускников вузов. Компетентностный подход к преподаванию иностранных языков предусматривает формирование у обучаемых коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих. Важным компонентом иноязычной коммуникативной компетенции выступает социокультурная компетенция, огромный информационный потенциал для развития которой имеет Интернет. В статье рассматриваются возможности использования материалов различных СМИ, а также многочисленных комментариев к ним, размещенных в сети Интернет, в качестве одного из средств формирования социокультурной компетенции студентов. В процессе обучения пониманию иноязычного текста интернет-комментарии представляются ценным источником знаний о современных реалиях, социолингвистических и национально-специфических особенностях страны изучаемого языка. Они также могут служить информационной базой для развития дискурсивной компетенции, выступая опорой для ведения дискуссии по заданной проблеме и построения аргументации высказывания, формируя умения адекватного взаимодействия в диалоге культур. Целесообразность изучения интернет-комментариев на занятиях по иностранному языку подтверждается результатами педагогического эксперимента, доказавшего эффективность их применения для расширения лингвострановедческих, страноведческих и культурологических знаний, навыков и умений обучаемых. В рамках межкультурной коммуникации это не только обеспечивает овладение адекватным словоупотреблением социально маркированных языковых единиц, но и способствует формированию личностного отношения к событиям и фактам, связанным с жизнью иноязычного социума. При этом повышается уровень иноязычной коммуникативной компетенции в целом, а также поддерживается познавательный интерес к предмету «Иностранный язык».
иноязычная коммуникативная компетенция
социокультурная компетенция
понимание иноязычных текстов
интернет-комментарии
преподавание иностранных языков
французский язык
1. Nieto C., Booth M.Z. Cultural competence: Its influence on the teaching and learning of international students. Journal of Studies in International Education. 2010. Vol. 14 (4). P. 406-425. DOI: 10.1177/1028315309337929.
2. Piątkowska K. From cultural knowledge to intercultural communicative competence: changing perspectives on the role of culture in foreign language teaching. Intercultural Education. 2015. Vol. 26 (5). P. 397-408. DOI: 10.1080/14675986.2015.1092674.
3. Rakhimova A., Varlamova E. The role of computer technologies in the development of sociocultural competence. Scientific achievements of the third millennium. Collection of scientific papers, on materials of the V international scientific-practical conference. SPC "LJournal". 2017. P. 5-8. DOI: idsp 000001:scc-31-05-2017-12.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования, бакалавриат, направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 04.02.2019).
5. Koit M. Debate formed by internet comments – Towards the automatic analysis. Proceedings of the 7th International Joint Conference on Knowledge Discovery, Knowledge Engineering and Knowledge Management. 2015. Vol. 2. P. 328-333. DOI: 10.5220/0005618103280333.
6. Oster E., Gilad E., Feigel A. Internet comments as a barometer of public opinion. EPL. 2015. Vol. 111 (2). DOI: 10.1209/0295-5075/111/28005.
7. Абдрафикова А.Р., Абдуллин А.И. Эффективность формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационных и коммуникационных технологий (на примере интернет платформ Duolingo, LinguaLeo, Eliademy, Stepic) // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6 (60). С. 112-114. DOI: 10.23670/IRJ.2017.60.090.
8. Hennoste T., Gerassimenko O.G., Kasterpalu R., Koit M., Laanesoo K., Oja A., Rääbis A., Strandson K. The structure of a discontinuous dialogue formed by internet comments. Text, Speech and Dialogue. Lecture Notes in Computer Science. Brno: Springer. 2010. Vol. 6231. Р. 515-522. DOI: 10.1007/978-3-642-15760-8_65.
9. Кошель П.В. Жанровая характеристика интернет-комментария (на материале франкоязычных научно-популярных блогов): дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2015. 187 с.
10. Абдуллина Л.Р. Интернет-комментарии как отражение национального мировосприятия (на материале французского и русского языков) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 1. С. 5-6.
11. Назарова Г.И., Низамиева Л.Р. Формирование коммуникативной компетенции обучаемых при создании учебников и учебных пособий по иностранным языкам в условиях полилингвизма // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/120-15383 (дата обращения: 04.02.2019).
12. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 136-143.
13. Ярмакеев И.Э. Интеграция педагогического и классического университетского образования как средство повышения качества подготовки педагогических кадров // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. № 2. С. 278-282.

Глобализация экономики и культуры вызывает растущую потребность в специалистах, владеющих иностранными языками и способных к профессиональной деятельности в условиях значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию компетентностного подхода к организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов. В иноязычной коммуникативно-речевой компетенции, формируемой в процессе обучения у выпускника вуза, пересекаются страноведческие, культурологические, социокультурные и межкультурные знания и коммуникативные умения, составляющие социокультурную компетенцию. Актуальность проблемы формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку подчеркивается в многочисленных исследованиях [1; 2], изучаются социально-педагогические условия, способствующие формированию социокультурной компетенции [3], предлагаются различные технологии реализации компетентностного подхода к обучению иностранным языкам.

Владение социокультурной компетенцией обеспечивает интеграцию личности в системах мировой и национальной культур. В основе социокультурной компетенции лежат механизмы смыслообразования, и это означает, что любое социально-ролевое взаимодействие протекает в условиях активного привлечения личностного смыслового опыта. В процессе обучения иностранным языкам освоение социокультурной информации осуществляется поэтапно, её превращение в личностный опыт как конечная цель обучения проходит несколько стадий: восприятие, понимание, оценивание и применение освоенного социокультурного опыта.

Вариативность и многогранность социокультурного взаимодействия с представителями других культур ставят перед обучающимися ряд трудностей, в первую очередь, в плане понимания и интерпретации смысла коммуникации по причине отсутствия или недостаточной сформированности умений правильно извлекать и использовать информацию в сочетании с уже имеющимся индивидуальным культурным опытом.

Информационный компонент социокультурной компетенции состоит в умении воспринимать и вычленять необходимую информацию, проводить её анализ, сопоставление, обобщение и синтез в целях её последующего использования в постоянно меняющихся условиях современного информационного общества. Вот почему информационные умения являются составной частью общекультурных и профессиональных компетенций личности, которые должны быть сформированы у выпускника согласно российским Федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования [4]. Целенаправленное формирование культуры мышления и понимания ценности информации в современном мире неизбежно связано со способностью работать в социокультурном информационном пространстве глобальных интернет-сетей [5; 6]. В то же время Интернет открывает новые возможности формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяя охватить основные виды речевой деятельности [7, с. 112].

Цель исследования. В настоящем исследовании мы предпринимаем попытку обосновать целесообразность интеграции в учебный процесс работы с виртуальными комментариями [8, с. 515], под которыми мы понимаем раздел новостных сайтов, разработанный для размещения комментариев читателей к статьям журналистов в формате онлайн с целью выражения своей точки зрения и, возможно, дальнейшей дискуссии в рамках заданной тематики.

Цель исследования состояла в выявлении образовательного потенциала интернет-комментариев к газетным статьям как средства формирования социокультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранным языкам.

Материал и методы исследования. Письменный виртуальный дискурс включает в себя разнообразие жанров и типов речи. Жанры виртуального дискурса дифференцируются по тематическому признаку, по способу взаимодействия, по каналам общения (устный, письменный), они отличаются друг от друга структурно-композиционными, коммуникативно-тематическими параметрами [9, с. 48].

Интернет-комментарии представляют собой текстовую среду особого типа, определяющуюся психологическими, целевыми и когнитивными установками коммуникантов [10, с. 6]. Это особый вид письменного дискурса, при котором в коммуникативном поведении участников наиболее ярко проявляются социокультурные особенности той или иной общности. Использование интернет-комментариев в качестве дополнительного дидактического материала на занятии по иностранному языку позволяет обучаемым соприкоснуться с живым и образным языком его рядовых носителей, раскрыть для себя пеструю палитру мнений и впечатлений реальных людей по поводу событий международного и национального масштабов, поддержать или оспорить высказанную точку зрения, привести аргументы в защиту или опровержение той или иной позиции. Умения понимания аутентичных иноязычных текстов выступают при этом основой для формирования полноценной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих [11].

Материалами исследования послужили газетные статьи и комментарии к ним из представленной в Интернете французской печатной прессы (lemonde.fr, lefigaro.fr, nouvelobs.com, lexpress.fr, liberation.fr, francetvinfo.fr, lci.fr, 20minutes.fr, m6info.yahoo.com, atlantico.fr, leparisien.fr и др.).

Методами исследования выступили изучение и обобщение педагогического опыта применения различных средств и способов формирования социокультурной компетенции личности, наблюдение за учебным процессом, анализ результатов учебной деятельности студентов, а также педагогический эксперимент, проведенный авторами с целью выявления эффективности использования интернет-комментариев на занятиях по иностранным языкам в целях формирования социокультурной компетенции студентов.

Экспериментальной базой исследования выступил Казанский (Приволжский) федеральный университет. Эксперимент охватил 100 испытуемых из состава студентов Института филологии и межкультурной коммуникации, распределенных на контрольные и экспериментальные группы, равнозначные по степени обученности. В целях перевода качественных показателей в количественные были разработаны специальные критерии для оценки уровня сформированности социокультурной компетенции.

В учебном процессе по французскому языку были использованы герменевтические методы для рефлексивного осмысления и актуализации субъективного опыта обучающихся, метод моделирования личностно значимых социокультурных ситуаций, метод проблемного обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. В контрольных группах обучение проводилось без дополнительного привлечения интернет-комментариев к изучаемым и обсуждаемым на занятиях газетным статьям. В целом мы констатировали, что сопоставление полученной информации об ином человеческом сообществе с собственными социокультурными нормами и ценностями повышало эффективность формирования социокультурной компетенции обучаемых. С этой точки зрения, дополнительная информация, содержащаяся в комментариях, обладает большим дидактическим и воспитательным потенциалом. Специфика интернет-комментариев состоит в том, что в них находит свое проявление особая национальная картина мира, фиксирующая видение действительности с позиций современного рефлексирующего сознания.

Контрольные срезы, на основе которых выявлялся уровень сформированности социокультурной компетенции, включали в себя задания, демонстрирующие умения вкладывать освоенные знания в продуктивные формы социокультурной деятельности: дискуссии по изученным проблемам современного французского общества, выступления с докладами, презентациями, написание эссе на заданную тему и пр. Из изученных на занятиях интернет-комментариев обучаемые извлекали определенный личностно значимый смысл, который реализовывался впоследствии в виде способов деятельности, поведенческих умений и индивидуальных качеств личности.

Понятие социокультурной компетенции имеет некоторые варианты толкования в зависимости от того, рассматривается ли оно в общефилософских, лингвистических или педагогических исследованиях [12, с. 137]. В рамках данной работы мы понимаем ее как совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, формируемых в процессе формальной или неформальной языковой подготовки к межкультурному взаимодействию. В качестве компонентов социокультурной компетенции мы выделяем следующие: лингвострановедческие знания, страноведческие знания, культурологические знания, социокультурные коммуникативные умения. Содержание компонентного состава рассматриваемой компетенции представлено в таблице, оно стало основой для построения педагогической модели формирования данной компетенции на основе использования интернет-комментариев к газетным статьям на занятиях по французскому языку.

Содержание компонентов социокультурной компетенции

лингвострановедческие знания

социокультурные коммуникативные умения

понимание реалий страны изучаемого языка, знание лексических единиц с социально-культурной семантикой и безэквивалентной лексики, знание правил речевого поведения, а

владение национально-специфическими моделями поведения в различных коммуникативных ситуациях, использование лингвострановедческих, страноведческих и

также навыки и умения их применять в типичных ситуациях общения

Компоненты социокультурной компетенции

культурологических знаний в диалоге культур

страноведческие знания

культурологические знания

знание природно-климатических

знание традиций, обычаев,

условий, экономики, общественно-политического строя, социальных особенностей страны изучаемого языка на основных этапах её исторического и культурного развития

основных ценностей народа изучаемого языка, особенностей национального характера, быта и национальной психологии, типичных для членов данного общества норм поведения

 

Каждая составляющая социокультурной компетенции оценивалась по критериям, соответствующим её содержанию (формируемые знания, навыки и умения) по шкале от 1 до 10 баллов. Это позволило получить количественные показатели для сравнения уровня сформированности данной компетенции у обучаемых обеих групп. На рисунке представлены обобщенные результаты финального среза в виде средних показателей по контрольной и экспериментальной группам.

Результаты финального среза эксперимента

Как следует из представленной на рисунке диаграммы, по каждому параметру результаты, достигнутые обучаемыми экспериментальной группы, оказались выше, чем в контрольной группе. Это позволяет сделать вывод о правомерности и методической обоснованности применения интернет-комментариев на занятиях по иностранному языку в вузе.

Тем не менее привлечение интернет-комментариев в качестве дополнительных аутентичных источников при обучении иностранным языкам ставит ряд дискуссионных проблем, связанных с критериями их отбора и возможной необходимостью адаптации, хотя бы частичной. Подбор сообщений данного жанра в целях использования в учебном процессе требует от преподавателя особой осторожности, так как среди них могут встречаться заявления, разжигающие национальную рознь, откровенно призывающие к войне или насилию, которые, в силу морально-этических установок современного гуманистического образования, не могут быть предъявлены обучаемым. Именно поэтому при поиске интернет-комментариев, на наш взгляд, следует обращаться к официальным сайтам иностранных газет и журналов, а не к социальным сетям, где нормы предварительного контроля и отсеивания недопустимых сообщений намного ниже, чем у отвечающих за содержание своих интернет-страниц изданий, которые автоматически, ещё до их публикации, удаляют тексты порнографического содержания, сообщения, содержащие ненормативную лексику, наиболее яркие проявления расовой, национальной, религиозной, языковой и идеологической нетерпимости, призывы к насилию, нарушению законодательства и другим противоправным действиям. В целях использования на занятии, некоторые интернет-комментарии рекомендуется подвергнуть предварительной лингвистической адаптации ввиду возможных опечаток и ошибок в правописании, которые могут затруднять их понимание обучаемыми.

Выводы. Одной из первостепенных задач, стоящих перед современным образованием, является повышение его качества [13, с. 278], воспитание нестандартно мыслящей, креативной личности, обладающей сформированной коммуникативной компетенцией и навыками управления информацией. В данном исследовании рассмотрена проблема формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции, выступающей планируемым результатом процесса обучения иностранным языкам.

В качестве одного из современных средств формирования социокультурной компетенции нами предлагается активное внедрение в процесс преподавания иностранных языков такого вида письменного виртуального дискурса, как интернет-комментарии к газетным статьям. Проведенное авторами экспериментальное исследование продемонстрировало высокие образовательные возможности использования интернет-комментариев на занятиях по иностранным языкам в вузе, в числе которых следует особо подчеркнуть повышение уровня владения лингвострановедческими, страноведческими и культуроведческими знаниями, что способствует формированию умений адекватного взаимодействия в диалоге культур.


Библиографическая ссылка

Низамиева Л.Р., Назарова Г.И. КОММЕНТАРИИ К ГАЗЕТНЫМ СТАТЬЯМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28630 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674