Мировые тенденции социального развития обострили потребность в активном профессиональном саморазвитии современного студента для непрерывного освоения новых компетенций. Профессиональное саморазвитие студента обусловливается и прогнозируется вызовами современного общества. Социальные приоритеты определяют специфику современного образования, ориентированного на перспективные потребности, представленные в прогностических моделях профессионала.
Исследование управления профессиональным саморазвитием современного студента является проблемой профессиональной педагогики. Установление структурных компонентов данного феномена обуславливает направления исследования стратегий и технологий его управления в профессиональном образовании. Проблема заключается в недостаточной разработанности средств исследования компонентов профессионального саморазвития современного студента.
Целью работы является экспериментальное исследование уровня профессионального саморазвития современного студента для определения путей его управления в условиях вуза.
Актуальность. Социально-экономические тенденции реформирования системы образования обусловливают обновление профессиональной подготовки студентов. Требуется специалист, реализующий позитивные современные стратегии профессионального саморазвития. Социальный заказ на подготовку студента, готового к профессиональному росту и самореализации, ориентирует на управление профессиональным саморазвитием студента. Модернизация профессионального образования направлена на преодоление возникающих затруднений при реализации инновационных разработок, прогностической оценке перспектив для активного и самостоятельного освоения новых компетенций.
Материалы и методы исследования. В теории и методике профессионального образования в аспекте рассматриваемой проблемы обычно анализируется базовое понятие исследования, характеризуются компоненты профессионального саморазвития студента и критерии их сформированности, выявляются способы управления профессиональным саморазвитием современного студента.
Интерес к проблеме управления профессионального саморазвития обусловлен развитием социокультурного феномена студенчества. В этот период происходит активное личностное самопознание и профессиональное самоопределение, реализация жизненных стратегий, освоение профессиональной деятельности, профессиональная социализация [1; 2]. Именно в процессе профессиональной подготовки происходит освоение традиционных и инновационных моделей профессионального поведения [3; 4].
Профессиональное образование определяет овладение студентом конкретными знаниями и общенаучными методами познания, а также минимизацию рисков профессионального саморазвития студента [5-7]. Так, на первом курсе происходит формирование самосознания. Студенты часто испытывают затруднения в самоорганизации, предпочитают работать под руководством преподавателей, в том числе на производственной практике. Следовательно, необходима организованная система управления в направлении развития самосознания, рефлексии и эмпатии, профессионального моделирования. Затем происходит формирование профессиональных намерений, знаний и умений, развитие креативности, рефлексивности, саморегуляции. Фрагментарно сформированное самосознание и умения самоорганизации проявляются ситуативно, в зависимости от условий учебно-профессиональной деятельности. Отмечается способность к самостоятельной постановке и профессиональному решению задач. В дальнейшем происходит освоение новых способов действия, повышение уровня самоорганизации и самоуправления. Профессиональная деятельность проявляется в потребности в самосовершенствовании.
В последнее десятилетие управление различными процессами саморазвития студента стало предметом психолого-педагогических исследований [8-10]. Определим признаки педагогического управления: активное и целенаправленное влияние; деятельностная природа, наличие определенной траектории, в соответствии с которой обеспечивается управление; взаимодействие всех субъектов (преподавателей, кураторов студентов, психологов, тьюторов); мониторинг, определяющий направления деятельности [11; 12]. Уточним, что педагогическое управление обеспечивает конструктивную деятельность педагога в процессах побуждения студентов к профессиональному саморазвитию. Педагогическое управление имеет временной отрезок воздействия и зависит от цели. Характер педагогического управления связан с конкретным процессом. При педагогическом управлении деятельность педагога регламентируется нормативно заданными положениями.
Базовым понятием нашего исследования выступает: профессиональное саморазвитие современного студента, которое представляет собой профессионально-личностный феномен, обеспечивающий готовность студента к осознанию социальной значимости профессиональной деятельности, профессиональных ценностей, к постоянному самосовершенствованию, разработке проектов профессионального роста [13; 14].
Для определения характеристик профессионального саморазвития студента был определен «пилотный» вариант описания профессионального саморазвития студента. Затем преподавателям и студентам были предложены опросники с перечнем таких характеристик. Отобранные формулировки были обобщены и повторно рассмотрены. Было установлено, что профессиональное саморазвитие современного студента характеризуется приоритетностью объективности, социальной значимости в выборе профессиональных решений; инициативностью, оперативностью и грамотностью учебно-профессиональных действий; профессиональной ответственностью; уверенностью в позитивных гуманных результатах действий, ориентацией на здоровый образ жизни.
Обоснование компонентов профессионального саморазвития было определено на результатах психолого-педагогических исследований, которые рассматривают отношение к учебе, мотивационно-волевые компоненты, ценностные ориентации, целеполагание; представления о профессии, ценностный и личностный компоненты, элементы профессиональной готовности: мотивационно-ценностный, когнитивный, конструктивно-деятельностный, рефлексивный компоненты [14]. Данные характеристики позволяют выделить наличие мотивов, ценностей, знаний, умений и оценок, определяющих специфику профессионального саморазвития студента. Нами разработана структура профессионального саморазвития студента, которая включает мотивационно-ценностный, информационно-гностический, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты.
В России необходимость профессионального саморазвития студента отражена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018–2025 гг., требованиях профессиональных стандартов.
Современный вуз обладает значительным потенциалом для профессионального саморазвития студента, интегрирует традиции и современные тенденции развития науки; возможность постоянного профессионально-личностного роста будущего специалиста; теорию и практику, персонифицированную в научно-педагогических ресурсах преподавателей; инновационно насыщенную среду; современные сетевые информационные и образовательные технологии. В современных условиях все большее значение приобретают практика непрерывного образования, разработка и реализация стратегий профессионального саморазвития [15]. Это предполагает необходимость продумывать направления профессионального саморазвития, выбирать способы, уровни и направления подготовки.
Методы исследования. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы и учебно-методического обеспечения), констатирующие (анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального саморазвития), прогностические (проектирование, форсайт-технологии, моделирование), экспериментальные (наблюдение, опрос, анкетирование, экспертиза, мониторинг), математические (факторный анализ).
Исследование проводилось на базе ОГУ, ОрГМУ. Анкетирования, проведенные нами среди студентов 1–4-х курсов разных специальностей, выявили особенности их ценностных ориентаций, мотивационные установки, нашедшие отражение в их стратегиях профессионального саморазвития.
Структура анкеты (таблица) разрабатывалась в предположении, что профессиональное саморазвитие студента включает качества, которые возможно объединить в компоненты: мотивационно-ценностный, информационно-гностический, деятельностный, рефлексивно-регулятивный.
Инструкция. Оцените свои возможности в саморазвитии. Отвечая на вопросы анкеты, обведите нужную оценку в клетке таблицы. Положительные факты и оценки отмечаются по шкале «+», а отрицательные, негативные факты и оценки отмечаются по шкале « - ».
Фрагмент анкеты «Мои ресурсы и дефициты саморазвития»
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования показал три уровня профессионального саморазвития студента.
Для низкого уровня профессионального саморазвития характерен слабый познавательный интерес, отсутствует ценностное отношение к профессии, преобладают узколичностные мотивы, знания о способах профессионального саморазвития не систематизированы. Не сформировано представление о целеполагании при решении учебно-профессиональных задач. Не систематично владеют средствами и технологиями саморазвития, не систематично анализируют собственную деятельность, затрудняются при проектировании стратегий профессионального саморазвития (26%).
Средний уровень характеризуется познавательным интересом к учебной деятельности, преобладанием социальных мотивов. Такие студенты имеют достаточные знания об особенностях профессионального саморазвития. Сформировано целостное представление о целеполагании при решении учебно-профессиональных задач. В целом успешно умеют формулировать цели и разрабатывают стратегии профессионального саморазвития, демонстрируют навыки планирования в учебно-профессиональной деятельности. В целом анализируют собственное поведение, владеют умениями самопроектирования, разработки стратегий и проектов профессионального роста, осознают ответственность за грамотность учебно-профессиональных действий (59%).
К респондентам, имеющим высокий уровень профессионального саморазвития (15%), мы отнесли тех, у кого ярко выражен познавательный интерес к учебно-профессиональной деятельности, синтез социальных и личностных ценностей. Такие студенты успешно умеют формулировать цели, применять приемы планирования в учебно-профессиональной деятельности. Умеют выстраивать стратегии профессионального саморазвития, анализировать собственную деятельность. Используют навыки самопроектирования; осознают собственные качества в контексте проектов профессионального роста.
Результаты проведенного экспериментального исследования были обсуждены с преподавателями, кураторами и студентами ОГУ, ОрГМУ.
Проведенное обсуждение результатов эксперимента выявило недостаточный уровень профессионального саморазвития. Такое мнение высказали 68% преподавателей вуза и 24% кураторов, 17% студентов. Среди мер, которые могут содействовать управлению профессиональным саморазвитием современного студента, были предложены такие, как изучение нормативной документации, проведение деловых игр для обучения профессиональной этике, семинаров и мастер-классов по саморазвитию, веб-квестов, форсайт-технологий, коучинг-технологий.
Выводы. Проведенное исследование определяет актуальность управления профессиональным саморазвитием современного студента, что обусловлено вызовами современного социума, обновлением нормативной документации, а также расширением и активным внедрением цифровизации и современных технологий. Следовательно, управление профессиональным саморазвитием современного студента является индикатором объективного разрешения проблемных ситуаций, снижения риска профессиональной стагнации, а также успешной реализации социально-профессиональных проектов. Исследование позволяет уточнить сущность понятия «профессиональное саморазвитие современного студента», выявить его структуру и основные характеристики. Экспериментальное исследование устанавливает особенности ценностных ориентаций современных студентов, нашедшие отражение в их профессиональном саморазвитии. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило актуальность поиска стратегий и технологий управления профессиональным саморазвитием современного студента.
Библиографическая ссылка
Неволина В.В., Воробьев В.К., Белоновская И.Д. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОРАЗВИТИЕМ СТУДЕНТА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28620 (дата обращения: 02.11.2024).