Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса в системе современного высшего образования. Реформы в системе высшего образования в России заставляют искать эффективные формы организации этого вида учебной деятельности. Большинство исследователей единогласносчитают, что эффективность обучения напрямую зависит от степени вовлечённости учащегося в самостоятельную деятельность [1]. Целесообразность самообучения определяется не только требованием времени, но и потребностью самой личности. Только способная к саморазвитию личность может называться компетентным специалистом в своей области [2; 3]. Самостоятельная работа – важнейшая форма учебной деятельности, поскольку учащийся самостоятельно решает познавательные задачи. Для реализации этой формы работы необходимо сформировать у студентов такие личностные качества, как целенаправленность, самоорганизованность, самоконтроль и целеустремленность. Таким образом, самостоятельная работа является пространством для формирования интеллектуального потенциала студента [4].
Для иностранных студентов формирование навыков самостоятельной учебной деятельности является актуальным на этапе довузовской подготовки. Согласно «Требованиям к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» [5] самостоятельная работа студентов является обязательной составляющей учебного процесса.
Цель исследования: анализ возможности формирования навыков самостоятельной работы иностранных студентов на этапе довузовской подготовки; оценка существующих форм организации самостоятельной учебной деятельности, их влияния на формирование интеллектуального потенциала студента на кафедре химии и биологии факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов.
Материал и методы исследования
Нами были применены теоретические и эмпирические методы исследования. Проведённый анализ педагогической и методической литературы позволил понять, что самостоятельная деятельность учащихся является широко используемым, но недостаточно изученным способомповышения эффективности образования. Эмпирические методы, такие как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение педагогической документации и анализ результатов контрольных и творческих работ, позволили оценить эффективность форм самостоятельной работы, используемых на кафедре химии и биологии в течение последних 10 лет, и предложить пути их совершенствования.
Результаты исследования и их обсуждение
В статье рассматривается организация самостоятельной работы иностранных учащихся на примере изучения химии на этапе предвузовской подготовки. Учебная программа подготовки иностранных абитуриентов к обучению на основных факультетах российских вузов рассчитана на один учебный год, в течение которого учащимся необходимо решить следующие задачи: ликвидировать пробелы в знаниях по химии, овладеть языком предмета на уровне, достаточном для восприятия информации на первом курсе, получить навыки аудирования и конспектирования, научиться работать с учебной и научной информацией.
Иностранные студенты, прибывающие в РУДН в основном из четырёх регионов: Африка, Азия, Ближний и Средний Восток и Латинская Америка, имеют очень слабые базовые знанияпохимии. Околополовины - 48%, получают неудовлетворительную оценку на вступительном тестировании(таблица).
Усредненные результаты вступительного тестирования абитуриентов по химии за 2015-2018 годы (в %)
Регионы |
0-4 балла |
5-7 баллов |
8-10 баллов |
Азия |
30 |
35 |
35 |
Африка |
47 |
48 |
5 |
Латинская Америка |
52 |
44 |
4 |
Ближний и Средний Восток |
60 |
28 |
12 |
Ликвидировать пробелы в знаниях в условиях ограниченного числа аудиторных часов возможно только путём выполнения дополнительных самостоятельныхзаданий. Поэтому индивидуальная самостоятельная работа является очень важной для иностранных студентов. По данным опроса, проведённого среди 150 студентов медицинских и инженерных специальностей, 60% опрошенных осознают необходимость дополнительной самостоятельной учебной деятельности, 45% готовы потратить личное время на выполнение дополнительных упражнений, но только 20% инициируют этот процесс – самостоятельно обращаются к преподавателю за учебными заданиями. В этих условиях четкая организация и контроль самостоятельной деятельности являются необходимыми. Все формы самостоятельной работы включены в учебный план, и их выполнение является обязательным условием для получения зачёта. На кафедре подготовлена специальная учебно-методическая литература, различные формы заданий (в том числе тестовые), предусмотрено обязательное выполнение различных этапов этого вида деятельности.
Самостоятельнаяработа иностранных студентов при изучении химии на этапе довузовской подготовки реализуется в нескольких формах: подготовка к выполнению итоговых контрольных работ по всем разделам курса, написание и защита курсовой работы (реферата) по теме «Химия элементов», проведение небольших экспериментальных работ по отдельным темам курса (рис.1).
Рис.1. Формы самостоятельной работы иностранных студентов при изучении химии на этапе довузовской подготовки
По мере овладения русским языком на основных факультетах российских вузов возможна реализация и иных форм самостоятельной работы иностранных студентов.
Подготовка к рубежным контрольным работам основана на использовании учебно-методических пособий с многовариантными заданиями по всем разделам курса.Каждая тема представленаподробной моделью решения всех задач и вариантами, содержащими однотипные задания.В начале учебного года за студентом закрепляется определённый номер варианта. После прохождения большого учебного раздела студент выполняет свой вариант. Преподаватель консультирует, проверяет задание, выдает рекомендации и оценивает работу учащегося. Только в случае его успешного выполнения студент допускается к написанию рубежной контрольной работы. Такая форма внеаудиторной подготовки заставляет обучающихся закрепить пройденный материал, выявить пробелы в собственных знаниях. Студенты, пропустившие занятия, имеют возможность самостоятельно подготовиться, ознакомившись с подробными моделями решения всех типовых задач. Благодаря тому что студенты могут заранее оценить уровень сложности контроля, познакомиться с терминологией и формулировками заданий, после введения новой формы внеаудиторной работы уменьшилось количество неудовлетворительных оценок, повысилась успеваемость студентов, преподаватели тратят меньше аудиторного времени на организацию пересдач.
Не менее важным для развития навыков самостоятельного обучения является выполнениестудентами заданий в форме тестов.Решая тестовые задания, учащиеся могут проверить свои знания и в случае неправильного ответа вернуться и повторить тест ещё раз. Таким образом, студенты повторяют и закрепляют учебный материал, восполняют пробелы в знаниях, самостоятельно готовятся к контролю. Вопросы и варианты ответов составлены с учётом наиболее сложных моментов изучаемой темы.
Тесты включены во многие учебные пособия, но наиболее современный способ формирования учебного задания –с использованием современных интеллектуальных технологий. Такой современный подход позволяет быстро комплектовать новые варианты, уменьшить время проверки результатов и одновременно взаимодействовать с большим количеством студентов. Для разработки тестов на нашей кафедре мы использовали всем известный табличный процессор Excel [6]. Вопросы по одной узкой учебной теме объединяются в один модуль.Он состоит из пяти вопросов и пяти ответов. Все вопросы очень похожи, и поэтому студенты не имеют возможности угадать правильный ответ. Для комплектации учебного или контрольного задания из каждого модуля выбираем только один вопрос.Таким образом, мы имеем возможность собирать вопросы из любых учебных тем и быстро формировать большое количество вариантов. Задание может быть небольшим и затрагивать лишь несколько учебных разделов или охватывать большой объём учебного материала в зависимости от цели контроля. Также мы имеем возможность варьировать время прохождения теста.Варианты заданий для студентов выкладываются на облачном хранилище компании MicroSoft One Drive или в университетской телекоммуникационной учебно-информационной системе.Студенты имеют возможность подключиться к комплексу тестов с любых устройств, подключенных к сети Интернет. Таким образом, использование современных компьютерных технологий позволяет студентам самостоятельно готовиться к контролю и самостоятельно оцениватьсвои знания.
Экспериментальная работа иностранных учащихся первого года обучения является наиболее сложной формой самостоятельной деятельности. Это объясняется, прежде всего, отсутствием у большинства студентов каких-либо навыков практической работы в химической лаборатории. Поскольку любой химический экспериментсопряжён с опасностью, то такой вид творческой деятельности иностранных студентов требует от преподавателя повышенного внимания и ответственности. Следует различать самостоятельные лабораторные работы и решение экспериментальных задач. Целью проведения самостоятельных лабораторных работ под руководством преподавателя является создание наглядных представлений о свойствах веществ и классов соединений и закрепление теоретических знаний. В этом случае преподаватель организует и направляет познавательную деятельность учащихся. Каждый студент выполняет эксперимент после объяснения преподавателем цели, последовательности действий и ожидаемого результата. Студент самостоятельно составляет уравнение реакции и описывает наблюдения. При выполнении такой работы формируются представления о химических процессах и явлениях,закрепляются навыки практической работы с химической посудой и химическими веществами. Студенты знакомятся с правилами безопасной работы в лаборатории.
Решение экспериментальных задач - более сложный вид практической работы, поскольку требуетот студентов большей самостоятельности. Эта деятельность предполагает наличие у студентов определённых навыков проведения химического эксперимента. В этом случае студенты не просто закрепляют полученные знания, а используют полученные ранее представления о химических свойствах веществ для проведения исследовательской работы. Они самостоятельно выстраивают ход эксперимента,выбирают необходимые реактивы и последовательность действий. Такая форма самостоятельной практической работы успешно используется на кафедре химии и биологии при изучении ионных равновесий в растворах, качественных реакций на катионы и анионы. Решение экспериментальных задач является основой последующей научной деятельности студентов.
Дальнейшее обучение иностранных учащихся на основных факультетах невозможно без умения пополнять знания, пользуясь библиотекой факультета или электронными ресурсами. Овладеть навыками работы с учебной и научной информацией помогает самостоятельная деятельность в виде составления реферата. Именно на этапе довузовского обучения необходимо научить студента самостоятельно составлять план по заданной теме, находить и анализировать необходимую информацию, компоновать её и делать выводы. Это наивысший уровень самостоятельной деятельности, он может быть реализован только в конце II семестра, когда уровень владения русским языком позволяет иностранным учащимся самостоятельно работать с учебной литературой. Выполнение проекта происходит в три этапа: выбор темы и составление плана, написание и компоновка работы, защита реферата (рис. 2).
Рис.2. Основные этапы подготовки реферата и полученные навыки
Первый этап - выбор темы и составление плана – является очень важным, поскольку во время подбора, изучения и осмысления информации, формируется познавательный интерес учащегося. Выбор темы осуществляется преподавателем совместно со студентом, учитывается его личная заинтересованность. Слабым студентам подбирается тема по одному из разделов курса, в котором они показывают плохие знания. Такие студенты не способны к самостоятельной работе, особенно на первом этапе, поэтому преподаватель составляет план вместе со студентами, подбирает научную литературу и контролирует ход выполнения работы. Работа по написанию реферата разбивается на отдельные этапы, и учащиеся отчитываются и консультируются еженедельно о ходе выполнения задания. Такой подход позволяет отстающим студентам ликвидировать пробелы в знаниях, получить навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
На этапе написания реферата студенты глубоко прорабатывают учебный материал по заданной теме. Учатся анализировать и структурировать научную информацию, расширяют словарный запас (тезаурус). В помощь студентам нами разработано методическое пособие, в котором описаны основные требования к реферату, рекомендации по составлению плана, основные источники информации и правила оформления библиографических ссылок и списка литературы.
Лучшие студенты, которые составили самые интересные и полезные для других учащихся рефераты, выступают перед однокурсниками с небольшим докладом и отвечают на их вопросы. На этом этапе учащиеся формируют презентационные навыки: учатся анализировать проделанную работу, выбирать из реферата наиболее важное и составлять текст доклада, создавать презентацию, публично выступать и отвечать на вопросы. Закрепляются навыки, полученные на предмете «Информатика». Студенты используют современные программы для создания презентаций. Остальные учащиеся участвуют в обсуждении реферата, задают вопросы.
Заключение
На основе проведённого исследования следует отметить, что на кафедре химии и биологии, благодаря организации самостоятельной работы иностранных студентов, удаётся выполнить следующие задачи: повысить эффективность учебной деятельности, восполнить недостаток аудиторного времени, которое отводится на усвоение отдельных тем, развить познавательные способности и сформировать интеллектуальный потенциал студентов.
Результаты исследования позволяют утверждать, что этап довузовского обучения иностранных учащихся является прекрасной площадкой для формирования навыков самостоятельной работы. Задача факультетов на этом этапе- не только овладеть языком предмета на уровне, достаточном для получения и обмена учебной информацией, дать прочные фундаментальные знания по предмету, но и научить иностранного студента работать с научной и учебной литературой, самостоятельно решать учебные задачи, анализировать полученные знания и делать выводы. Конечно, на плечи преподавателей ложится дополнительная нагрузка по организации, сопровождению самостоятельной работы иностранных студентов и контролю их творческой деятельности, но без этого важного направления невозможно считать задачу по подготовке студента к последующему обучению по основным образовательным программам в российских вузах выполненной.
Библиографическая ссылка
Сарычева Е.А., Якушев В.В. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВНА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28594 (дата обращения: 03.12.2024).