Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Федоровская Н.А. 1 Чернова А.В. 1
1 ГОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
В статье рассматриваются современные тенденции развития в России образовательных программ бакалавриата и магистратуры направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В настоящее время высшие учебные заведения становятся не только образовательной средой, но и центром притяжения мастеров, как профессионалов, так и любителей, площадкой для независимого обсуждения проблем направления. Анализ территориального распространения и профильной специализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры рассматриваемого направления в 2018–2019 учебном году позволяет выявить современные тенденции развития отрасли. Сравнительный и статистический методы исследования позволяют объективно показать современную ситуацию в рассматриваемом направлении. Результатами данного исследования стали выявленные основные современные тенденции развития образовательных программ магистратуры и бакалавриата по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам: локализация направления в вузах Центрального, Северо-Западного и Сибирского федеральных округов; сокращение образовательных программ и профилей подготовки бакалавриата и магистратуры, осуществляющих бюджетный набор, высокая стоимость коммерческого набора; значительное преобладание программ бакалавриата над программами магистратуры; стремление высших учебных заведений сохранить программы в рамках общих профилей, редкость уникальных образовательных программ, а также развитие направлений в сфере керамики и обработки металла, которые тесно соприкасаются с дизайном (ювелирное дело, сувенирная продукция, оформление интерьеров и т.д.). Результаты исследования будут востребованы при планировании развития образовательных программ в высших учебных заведениях, а также при составлении региональных программ развития отрасли.
тенденции в образовании
бакалавриат
магистратура
декоративно-прикладное искусство
народные промыслы
профили подготовки
образовательные программы
1. Соломенникова О.А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. педаг. наук. М., 1997. 16 с.
2. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 387-400.
3. Бычкова Н.В. Обучение основам монументально-декоративного искусства дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства // Вестник ИРГТУ. 2015. № 11 (106). С. 291-295.
4. Сайфулина Е.В. Cодержание методики формирования готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки // Декоративно-прикладное искусство и образование. 2015. № 1 (12). С.31-37.
5. Mazina J.I. Methodology and development of educational culture in design. European Journal Of Natural History. 2009. № 2. С. 71-73.
6. Федотова О.В. Современные проблемы профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 11. С. 45-51.
7. Гузеватова Е.Н. Роль дисциплин профессионального цикла в подготовке бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» // Символ науки. 2015. № 8. С. 226-229.
8. Дрягина В.Б. Изучение основ декоративно - прикладного искусства на бакалавриате // Символ науки. 2015. № 8. С. 229-232.
9. Шокорова Л.В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. 124 с.
10. Тертышник Н.В. Национальное и интернациональное в декоративно-прикладном искусстве художников Адыгеи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Майкоп. 2012. Вып. 1 (92). С. 230-235.
11. Федоровская Н.А. Практическая деятельность как основа направления подготовки магистров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4 (6). С.1224-1227.
12. Приемная комиссия Тихоокеанского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://pnu.edu.ru (дата обращения: 18.01.19).
13. Приемная комиссия Дальневосточного федерального университета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru (дата обращения: 18.01.19).
14. Приемная комиссия Московского государственного областного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://txts.mgou.ru (дата обращения: 18.01.19).
15. Приемная комиссия Московского педагогического государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.su (дата обращения: 18.01.19).
16. Приемная комиссия Белгородского государственного института искусств и культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://bgiik.ru/104 (дата обращения: 18.01.19).
17. Приемная комиссия Омского государственного педагогического университета. [Электронный ресурс]. URL: http://omgpu.ru (дата обращения: 18.01.19).
18. Приемная комиссия Удмуртского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://udsu.ru (дата обращения: 18.01.19).
19. Приемная комиссия Алтайского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asu.ru (дата обращения: 18.01.19).
20. Приемная комиссия Смольного института Российской академии образования. [Электронный ресурс]. URL: http://смольный-институт.рф (дата обращения: 18.01.19).
21. Приемная комиссия Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. [Электронный ресурс]. URL: https://mghpu.ru (дата обращения: 18.01.19).
22. Приемная комиссия Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленная академии им. А.Л. Штиглица. [Электронный ресурс]. URL:http://ghpa.ru (дата обращения: 18.01.19).
23. Приемная комиссия Высшей школы народных искусств (институт). [Электронный ресурс]. URL: http://www.vshni.ru (дата обращения: 18.01.19).
24. Приемная комиссия Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. [Электронный ресурс]. URL: http://sutd.ru (дата обращения: 18.01.19).

Отечественное декоративно-прикладное искусство имеет многовековую традицию, его сохранение и развитие является важной задачей для мастеров-практиков и искусствоведов. В то же время современный художественный рынок наполнен изделиями, большая часть которых произведена за пределами нашего отчества, в частности в Китае. Потребитель вынужден покупать декоративную керамику, хохлому, матрешек, павловопосадские платки и прочие «русские» сувениры из Поднебесной.

Кроме проблем развития отрасли, связанных с невозможностью отечественным мастерам противостоять массовой, более дешевой штамповке, с недостаточной или полностью отсутствующей государственной поддержкой, актуальной проблемой становится подготовка профессиональных кадров. В последние десятилетия сформировался стереотип, что создание изделий декоративно-прикладного искусства – это хобби, для обучения которому достаточно кратких курсов и мастер-классов. Сокращение числа специальных учебных заведений среднего звена сделало вузы важным поставщиком профессиональных кадров. Высшие учебные заведения становятся не только образовательной средой, но и центром притяжения мастеров, как профессионалов, так и любителей, площадкой для независимого обсуждения проблем направления. В России подготовка бакалавров и магистрантов в рассматриваемой области осуществляется в рамках направления 54.03.02 / 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», внимание акцентируется не на педагогической, а на искусствоведческой составляющей.

Несмотря на работы О.А. Соломенниковой [1], В.Ф. Максимович [2], Н.В. Бычковой [3], Е.В. Сайфулиной [4], Ю.И. Мазиной [5], О.В. Федотовой [6], Е.Н. Гузеватовой [7], В.Б. Дрягиной [8], Л.В. Шокоровой [9], Н.В. Тертышник [10], Н.А. Федоровской [11] и иных авторов, рассматривающих разные аспекты обучения декоративно-прикладному искусству, исследований в этой области все еще недостаточно. В статье на примере территориального распространения и профильной специализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в 2018–2019 учебном году прослеживаются современные тенденции развития направления.

Региональное распространение образовательных программ на территории России

В процессе исследования было выявлено 44 российских вуза, которые в 2018–2019 учебном году осуществляют набор по программам бакалавриата, и 14 – по программам магистратуры по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам. В связи с малым количеством магистерских программ большая часть выпускников бакалавриата не имеет возможности продолжить обучение в рамках своего направления, вынуждена менять специальность и завершать образование в рамках других программ магистратуры, в частности в близкой по шифру (54.04.01) магистратуре по дизайну. Отметим, что в дизайнерском направлении соотношение между бакалавриатом и магистратурой не больше, чем два к одному, и обычно проблем с получением второй ступени высшего образования не возникает.

Данная тенденция фиксируется уже несколько последних лет и приводит не только к снижению общего профессионального уровня, но и к падению научной и публикационной активности в сфере декоративного искусства, что напрямую связано с развитием в вузах магистерских и аспирантских программ. Например, появление исследований В.Ф. Максимович [2], Н.В. Бычковой [3], О.В. Федотовой [6] и других преподавателей Высшей школы народных искусств во многом обусловлено активным развитием образовательных программ всех уровней. Аналогичная ситуация отмечается с изысканиями в области декоративно-прикладного искусства, выполненными в Алтайском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете и других учебных заведениях.

Изучение территориального распространения образовательных программ данного направления свидетельствует о том, что программы бакалавриата присутствуют во всех федеральных округах. Программы магистратуры активно развиваются в Центральном федеральном округе, на втором месте Северо-Западный и Уральский федеральные округа, на третьем месте Сибирский, Южный и Дальневосточный федеральные округа. Обратим внимание на то, что, несмотря на успешные программы бакалавриата в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах программы магистратуры в них полностью отсутствуют (диаграмма 1).

Сравнение контрольных цифр наборов 2017–2020 гг. свидетельствует о постоянном снижении выделяемых бюджетных мест. Так, например, в Тихоокеанском государственном университете (Хабаровск) на протяжении последних нескольких лет успешно осуществлялась подготовка по программе бакалавриата, профили «Художественная роспись» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2018 г. на сайте приемной комиссии университета контрольные цифры бюджетного приема по этому направлению отсутствуют [12]. В период подготовки статьи стало известно, что в 2019 г. не будет осуществляться бюджетный набор на программу магистратуры 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Дальневосточном федеральном университете, высокая стоимость договорного обучения не позволяет надеяться, что программа сможет успешно работать на коммерческой основе [13].

Диаграмма 1. Российские вузы с программами бакалавриата и магистратуры в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Профильная специализация образовательных программ

Анализ специализации направлений бакалавриата и магистратуры позволил выявить 12 профильных направлений, большая часть которых может быть сгруппирована по материалам, из которых создается изделие (керамика, стекло, металл и т.п.). Установлено, что во многих вузах практикуется так называемый общий профиль без специализации: это Московский государственный областной университет [14], Московский педагогический государственный университет [15], Белгородский государственный институт искусств и культуры [16], Омский государственный педагогический университет [17], Удмуртский государственный университет [18], Алтайский государственный университет [19] и т.д. (диаграмма 2). Общий профиль, несмотря на кажущуюся безликость, удобен как для вуза, предоставляя большую свободу в выборе дисциплин в зависимости от преподавательского состава и материально-технических возможностей учебного заведения, так и для самих обучающихся, которые, знакомясь с разными направлениями декоративно-прикладного искусства, самостоятельно выбирают наиболее близкую к своему таланту творческую сферу.

В то же время высшие учебные заведения России предлагают и специализированные профили. Так, Смольный институт Российской академии образования осуществляет набор на направления «Текстиль и моделирование одежды», «Художественная керамика», «Художественная обработка металла», «Художественное стекло» [20]. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова предлагает профили: «Художественная керамика», «Художественное стекло», «Художественный металл», «Реставрация изделий декоративно-прикладного искусства (металл)» [21], Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – «Художественная керамика», «Художественное стекло», «Художественный металл (архитектурно-декоративная пластика)», «Художественный металл (пластика малых форм)» и т.д. [22].

Диаграмма 2. Тематическое распределение программ магистратуры

Бесспорным лидером является Высшая школа народных искусств, которая вместе со своими филиалами готовит бакалавров декоративно-прикладного искусства по направлениям «Художественный металл (ювелирное искусство)», «Художественная вышивка», «Художественная резьба по кости», «Художественное кружевоплетение», «Декоративная роспись», «Художественная роспись ткани», «Художественная роспись (федоскинская лаковая миниатюрная живопись)», «Лаковая миниатюрная живопись (холуйская)», «Художественная обработка дерева (богородская резьба по дереву)» [23]. Несмотря на то что рассматриваемое учебное заведение является одним из ведущих в направлении, бюджетных мест в магистратуру на 2018 г. в нем не предусмотрено. Ситуацию спасает доступная стоимость заочного и очно-заочного обучения.

Среди специализированных программ лидируют профили, связанные с керамикой и обработкой металла. В то же время такие популярные в современном декоративно-прикладном искусстве направления, как стекло и дерево, на данный момент открыты не более чем в трех вузах России (диаграмма 2). Выбор профилей связан со многими факторами, в частности с сохранением в регионах традиций работы с теми или иными материалами. Большое значение приобретает также востребованность выпускников на современном рынке труда в сфере ювелирного дела, художественного оформления среды и сувенирной продукции. Повсеместное распространение изделий из металла и керамики формирует запрос на подготовку специалистов в данной области.

Довольно редко встречаются уникальные названия образовательных программ. Например, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна предлагает магистерскую программу «Изделия декоративно-прикладного искусства» [25], Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – «Моделирование костюма» [22], Дальневосточный федеральный университет – «Этнокультурное брендирование в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах» [13].

Поднимая вопрос о профильных предпочтениях, нельзя не обратить внимание на то, что керамика, металл, роспись, стекло, текстиль и дерево требуют формирования в высших учебных заведениях специализированных мастерских и закупки профессионального оборудования. Несмотря на известные сложности, возникающие при создании мастерских, они перспективны в плане проведения дополнительной образовательной и коммерческой  деятельности, поднимают престиж вуза, что в определенной степени компенсирует затраты.

Например, в процессе создания творческих мастерских в Дальневосточном федеральном университете авторы столкнулись с общей для направления проблемой: проще осуществить закупку оборудования для работы с деревом, металлом и керамикой, чем обеспечить студентов расходными материалами для создания кукол, игрушек, батика, вышивки, кружевоплетения, изделий керамической флористики и других форм декоративно-прикладного искусства. В настоящее время для централизованной системы закупок заказ большого числа разнородных расходных материалов представляет сложность. Ситуация решается самостоятельным обеспечением учащимися материалами для создания изделий, что во многом ограничивает возможности преподавания дорогостоящих видов творчества, таких как, к примеру, золотное шитье и создание ювелирных изделий.

Заключение

Подводя итог, отметим наиболее значимые тенденции развития высшего образования в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

1. Локализация направления в вузах Центрального, Северо-Западного и Сибирского федеральных округов.

2. Сокращение образовательных программ и профилей подготовки бакалавриата и магистратуры, осуществляющих бюджетный набор, высокая стоимость коммерческого набора.

3. Значительное преобладание программ бакалавриата над программами магистратуры.

4. Стремление высших учебных заведений сохранить программы в рамках общих профилей, редкость уникальных образовательных программ, а также развитие направлений в сфере керамики и обработки металла, которые соприкасаются с дизайном (ювелирное дело, сувенирная продукция, оформление интерьеров и т.д.). Программы магистратуры концептуально продолжают развивать направления бакалаврских программ, лишь в единичных случаях вводятся альтернативные, уникальные образовательные программы.

Перечисленные тенденции свидетельствуют о сокращении подготовки специалистов рассматриваемого направления в вузах, как в магистратуре, так и в бакалавриате, что приводит к дефициту профессиональных кадров, которые в настоящее время заменяются любителями, переводя декоративно-прикладное искусство в разряд хобби. Ситуация усугубляется тем, что в последние годы в разных российских регионах, в том числе и в Дальневосточном федеральном округе, принимаются программы поддержки и развития народных промыслов, возрождения домов творчества в малых городах и сельских поселениях. Федеральные и региональные программы уже в настоящее время сталкиваются с проблемой отсутствия профессиональных кадров на местах.

Обучение специалистов и приглашение выпускников из центральных регионов далеко не всегда имеют положительный результат. В связи с этим сохранение образования в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов во всех регионах России представляется не только целесообразным, но и жизненно необходимым, способствует сохранению и развитию отечественной культуры, отстаиванию национальных интересов.


Библиографическая ссылка

Федоровская Н.А., Чернова А.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28554 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674