Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Баркунова О.В. 1 Сорокин Н.В. 1 Фролова М.Е. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
Статья представляет собой теоретический анализ проблемы развития социальной активности школьников во внеурочной деятельности. Авторы статьи анализируют позиции разных наук к определению понятия «социальная активность школьников», при этом акцент делается на психологическое и педагогическое понимание термина. Авторами рассмотрены и определены некоторые трактовки этого термина, представленные в научно-исследовательских работах, что помогает сделать вывод, об отсутствии однозначности, понимания сущности и содержания термина «социальная активность школьников» и ее структурных компонентов, предложено свое определение понятия «социальная активность школьников» и его содержание. В статье рассматриваются требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным результатам образования, включающим компоненты социальной активности школьников, представлена модель развития социальной активности школьников во внеурочной деятельности, включающая целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты, анализируются педагогические условия развития социальной активности обучающихся (учет в работе возрастных особенностей школьников, учет особенностей референтных сверстника и группы; создание субъект-субъектных отношений между участниками; использование метода создания ситуаций успеха для школьников; включение школьников в просоциальную практику в социокультурной среде города).
социальная активность
социальные качества личности
внеурочная деятельность
1. Мордкович В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения: факторы социальной активности городского населения. М.: Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 1986. 158 с.
2. Сорокин Н.В., Баркунова О.В., Фролова М.Е. Изучение социальной активности старшеклассников в сборнике: Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы VI научно-практической конференции: сборник трудов. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2018. С. 126-129.
3. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: 2013. 329 с.
4. Пшеничнова И.В. Взаимоотношения с родителями как фактор развития самостоятельности и ответственности подростков // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения: материалы региональной научно-практической конференции (Шуя, 30 марта 2016 г.). / Под ред. Е.А. Шмелевой. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. С. 80-84.
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
6. Советова Е.В., Шувалова О.В. Система воспитательной работы в школе. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.

Инертность, слабая заинтересованность в самостоятельной деятельности, способность только усваивать сложившийся социальный опыт, не привнося творчества и не прилагая усилий для совершенствования окружающей действительности ставят проблему развития социальной активности молодого поколения на особое место в системе современного образования.

Цель исследования - определение эффективных педагогических условий развития социальной активности старшеклассников во внеурочной деятельности, теоретически обосновать и проверить их эффективность на практике в условиях внеурочной деятельности.

Материал и методы исследования

К вопросу развития социальной активности личности средствами воспитания обращено внимание многих исследователей, так теоретические основы исследования, рассматриваемого термина, представлены в теории социальной педагогики (М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский и др.), в концептуальных положениях педагогики и психологии (А.Д. Алферов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), в теоретических и практических исследованиях проблем молодежных и детских социальных движений (М.В. Богусловский, Б.З. Вульфов, К.Д. Радина, Л.И. Швецова).

Понятие «социальная активность» является частным случаем понятия «активность», которое широко используется в различных областях знания. В психологических и педагогических словарях термин «активность» описывается с помощью понятий «действие», «деятельное», «поступок», «развивающееся».

В научных исследованиях присутствует неоднозначность в определении термина «социальная активность», что определяется сложностью самого объекта исследования, разнообразием его форм и вариантов, а также тем, что само понятие является предметом изучения нескольких наук. Наглядно это можно представить так: в социологии употребляют термин «социальная активность», в психологии «активность личности», а в педагогике – «активное обучение». С точки зрения философии, социальная активность - «высшая форма активности» (А.В. Маргулис, Л.П. Станкевич и др.), которая проявляется при взаимодействии человека с социальной средой в социальной деятельности, при этом происходит преобразование самих субъектов и среды.

Для нашего исследования интересны подходы, сложившиеся в психологии и педагогике. Так психология позволяет нам рассмотреть «социальную активность» как сложное состояние и одновременно свойство человека, появляющееся «при преобразовании психической активности в субъективную активность, а затем в активность личности (В.З. Коган, В.Г. Мордкович и др.) [1]».

Позиции различных наук по отношению к формулировке термина «социальная активность» указывают на то, что это одновременно «сложное общественное явление», «свойство личности» и «состояние деятельности», которое предполагает субъектное отношение к действительности и является деятельным проявлением социальной направленности личности.

Проанализировав представленные выше точки зрения, мы пришли к выводу, что до сих пор нет единого общепринятого определения термина «социальная активность» на уровне теоретического понятия, так же нет единого представления о структуре данного понятия, в которую принято включать следующие взаимосвязанные компоненты: социальные знания, умения, опыт социально значимой деятельности, эмоционально-ценностные переживания, рефлексию, социальные интересы, потребности и мотивы. Обобщив точки зрения ученых, можно выделить общие признаки социальной активности: социально-психологическая составляющая личности; деятельностная основа и направленность воздействия на социальный предмет.

Таким образом, социальная активность представляется нам как социально-психологическое свойство личности, реализующееся через систему социальных действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой и на преобразование себя и социума [2]. Данное понятие мы будем использовать в нашем дальнейшем исследовании проблем развития социальной активности старшеклассников во внеурочной деятельности.

Как мы уже говорили, развитие социальной активности становится важнейшей задачей образования школьников.

В образовательных организациях внедряются федеральные государственные образовательные стандарты, и в связи с этим разрабатываются программы воспитания и социализации школьников. В частности, в «портрете выпускника школы» обозначены следующие личностные характеристики, раскрывающие социальную активность школьников: творческая мотивация и готовность к инновациям; готовность к сотрудничеству; осознание содержания и направленности своей личности; уважение к законодательству и нормам этики; осознание ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством; высокий уровень коммуникативных умений, в том числе умений взаимодействовать и отстаивать свое мнение.

При этом представлены конкретные результаты образования, на которые должны быть ориентированы школьные программы воспитания и социализации, также напрямую раскрывающие социальную активность школьников: российская гражданская идентичность, патриотизм; гражданская позиция; самостоятельная, творческая и ответственная деятельность; сформированное нравственное сознание и основанное на общечеловеческих ценностях поведение. Реализация новой цели программ воспитания и социализации обучающихся предполагается через активную организацию внеурочной деятельности школьников.

В исследованиях задачи развития социальной активности школьников (В.М. Басова, А.В. Волохов, М.И. Рожков и др.) сводятся к формированию основных ее компонентов: знаний и представлений о реалиях социальной действительности, об объектах и субъектах социальной жизни, их особенностях и взаимодействии; системы просоциальных ценностных ориентаций; положительной эмоциональной оценки значимости социальной активности; умений и навыков, необходимых для реализации социальной активности в обществе и развитие умений соотносить процесс и результат своей деятельности с точки зрения личностной и общественной необходимости.

С точки зрения нормативных документов по организации внеурочной деятельности - эта деятельность способствует воспитанию и социализации обучающихся, отличается от урочной деятельности временем проведения, является составляющей образовательного процесса в школе и ее содержание определяется в вариативной части основной образовательной программы.

Направлениями работы по развитию социальной активности школьников в образовательном процессе являются: знакомство личности и усвоение ею понятия социальной активности; организация содержательного досуга, включающего все виды воспитания (духовно-нравственного, художественно-эстетического, военно-патриотического и др.); ориентирование и поддержка проявления любой социальной инициативы со стороны школьников.

Создается необходимость определить содержание социальной активности школьников, основными компонентами которой, с нашей точки зрения, могут стать организаторские умения обучающихся, их интерес к общественной деятельности, инициативность в сочетании с исполнительностью и с ответственным отношением к выполнению общественных поручений, отзывчивость и готовность помочь другим в общественно-полезных делах.

Результаты исследования и их обсуждение

Перед началом исследования нами были изучены возможности внеурочной деятельности в школе, мы определили, что школа предоставляет обучающимся возможность попробовать себя в различных видах деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической, проектной, исследовательской). Средством организации внеурочной деятельности являются: проведение конкурсов чтецов, сочинений, рисунков, плакатов, проектных работ; участие в конкурсах исследовательских работ; проведение интеллектуальных игр, проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников; организация клубов по интересам. Кроме этого, школа реализует ряд программ дополнительного образования, направленных на развитие творческих, художественных и интеллектуальных способностей и интересов школьников. Отдельного направления по развитию социальной активности школьников в программе школы не представлено, поэтому считаем возможным внедрение результатов нашего исследования в школьную практику.

Полученные нами результаты исследования уровня развития социальной активности школьников показали, что у большинства респондентов преобладают низкий и средний уровни развития компонентов социальной активности, а значит, имеется необходимость развивать у школьников: знания об объектах социальной действительности, особенностях социального взаимодействия субъектов; систему просоциальных ценностных ориентаций; умения эмоциональной оценки значимости социальной активности и умения анализировать собственную деятельность с позиций ее личностной и общественной значимости.

В результате нашего исследования мы пришли к пониманию следующих проблем развития социальной активности школьников, в практике образования:

- наблюдается недостаточное внимание институтов социализации к целенаправленному развитию социальной активности школьников;

- отсутствует педагогическое сопровождение развития социальной активности школьников во внеурочной деятельности, в связи с методической неподготовленностью педагогов;

- у школьников выявлен низкий уровень мотивации и интереса к социально-значимой деятельности.

В свете современных требований к образованию существует необходимость представить модель развития социальной активности школьников во внеурочной деятельности, что позволит выделить и описать целевые ориентиры, факторы и педагогические условия успешного развития социальной активности школьников.

Разработанная нами модель развития социальной активности старшеклассников во внеурочной деятельности включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.

Целевой компонент. Целью является развитие системы внеурочной деятельности школы. Реализация модели будет способствовать созданию эффективной системы воспитания в конкретной школе, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников социально-значимых качеств; созданию механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы внеурочной деятельности школы, направленной на развития социально-активной личности школьников.

Развитие социальной активности школьников во внеурочной деятельности будет успешным, если осуществляется на основе инновационных методологических подходов: системного, который позволяет представить все составляющие процесса развития социальной активности школьников во взаимосвязанном единстве; личностно – ориентированного, необходимость применения, которого определяется самой сущностью нашего центрального понятия «социальная активность», которую мы рассматриваем как социально-психологическое свойство личности; аксиологического подхода, который ориентирует нас в системе ценностей школьников и позволяет использовать средства внеурочной деятельности для духовно-нравственного и социального развития личности школьников; деятельностного подхода, который обуславливает само развитие социальной активности школьников в деятельности, освоение и преобразование ими окружающей действительности.

Целевой компонент является системообразующим и определяющим функции всех остальных компонентов.

Содержательный компонент модели включает описание педагогических условий развития социальной активности школьников.

Анализируя проблему нашего исследования, мы изучили ряд работ (А.В. Иванова, И.В. Пшеничнова, И.Р. Сорокина, Д.И. Фельдштейн и др.) раскрывающих задачи и психолого-педагогические условия развития социальной активности школьников во внеурочной деятельности [3,4]. Для успешного развития социальной активности учащихся в период школьного обучения ученые предлагают создавать следующие педагогические условия: наличие социально-психологических отношений и адекватной социально-педагогической среды; создание условий для развития интеллектуального и духовного потенциала личности школьника, способствующего в дальнейшей деятельности преобразованию социальной действительности.

С нашей точки зрения, предлагаемые условия необходимо дополнить, и включить следующие: учет в работе возрастных особенностей школьников, в том числе ведущего вида деятельности, преобладающих интересов школьников [3]; учет особенностей референтной группы и референтного сверстника; составление и реализация программы развития социальной активности школьников; создание субъект-субъектных отношений между участниками программы; использование метода создания ситуаций успеха для школьников; включение школьников в просоциальную практику в социокультурной среде города.

Программа развития социальной активности школьников направлена на решение следующих задач: формирование у школьников социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе); социальных ценностей («человек», «семья», «Отечество» и др.) и ценностного отношения к социальной реальности в целом; создание педагогических условий для получения старшеклассниками опыта самостоятельных социальных действий [5,6].

Программа включает все направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и реализуется в соответствующих видах и формах деятельности (классные часы, фестивали художественного творчества, интеллектуальные игры, волонтерские акции в рамках проведения школьных и городских мероприятий).

Методами работы по развитию социальной активности старшеклассников стали: методы познавательной и самообразовательной деятельности, методы стимулирования социальной активности, методы включения в социальную деятельность. Программа может стать блоком программы внеурочной деятельности школы.

Процессуальный компонент модели предполагает включение школьников в самостоятельную просоциальную деятельность в рамках мероприятий представленной нами программы. Этот процесс проходит ряд этапов: на первом этапе происходит формирование знаний школьников о социальных процессах, о формах их возможного участия в социально-значимой деятельности; на следующем этапе со школьниками отрабатываются элементы их будущей просоциальной деятельности, в интерактивных формах формируется отношение к осуществляемой деятельности, чувство значимости этой деятельности для городского социума; на третьем этапе происходит непосредственное включение школьников в самостоятельную социальную деятельность.

Вовлечение школьников в непосредственную целенаправленную социально-полезную деятельность, позволяет им увидеть и оценить результат индивидуальных и коллективных социальных действий, применить полученные социальные знания в практике просоциальной работы, сознательно использовать социальные ценности в деятельности в социокультурной среду.

Оценочно-результативный компонент модели отражает проведение мониторинга развития социальной активности школьников, который предполагает изучение уровня ее развития на каждом этапе реализации модели. Этот компонент связан с созданием диагностического аппарата, позволяющего определить уровень развития показателей социальной активности школьников.

Заключение

Таким образом, в статье нами представлен теоретически анализ проблемы развития социальной активности школьников во внеурочной деятельности, определено понятие «социальная активность» и предложено содержание понятия «социальная активность школьников», представлена модель развития социальной активности школьников во внеурочной деятельности, включающая целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты, анализируются педагогические условия развития социальной активности обучающихся. Решение представленных проблем развития социальной активности школьников является перспективным для нашего дальнейшего исследования.


Библиографическая ссылка

Баркунова О.В., Сорокин Н.В., Фролова М.Е. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28485 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674