Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Мартынова Е.А. 1 Романенкова Д.Ф. 1
1 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
В статье обоснован многоуровневый индивидуальный подход к адаптации образовательных программ инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе среднего профессионального образования, когда основными требованиями к процессу инклюзии являются соответствие образовательных программ Федеральным государственным образовательным стандартам и равенство возможностей всех выпускников в профессиональной деятельности независимо от особенностей психофизического развития и образовательных потребностей. На основе сформулированных принципов и с учетом имеющейся практики инклюзии рассмотрены возможные уровни и вариации адаптированных образовательных программ в зависимости от контингента обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены индивидуальные подходы как к условиям реализации, так и к содержанию адаптированных программ, в том числе раскрыт адаптационный подход, связанный с включением в учебный план специальных адаптационных дисциплин. Также уделяется внимание аспектам создания социокультурной среды, где процесс инклюзии должен функционировать как уравновешивание социальных интересов разных обучающихся, в том числе соблюдается толерантность по отношению к особенностям социальной адаптации каждого из них. Наличие таковой среды при индивидуальном подходе к адаптации образовательных программ инклюзивного среднего профессионального образования и при развитой общественной и специальной образовательной поддержке открывает возможность для реализации действительно свободного профессионального компетентного выбора человека с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья.
среднее профессиональное образование
инклюзивное образование
обучающиеся с инвалидностью
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
адаптированная образовательная программа
адаптационная дисциплина
1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 16.12.2018).
3. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т.21. №1. С. 136–145.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ. Астрель. 2008. 672 с.
5. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования и обзорный анализ их внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование: Научно-методический журнал. ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». Ин-т спец. образования. 2016. № 2 (42). С.122-135.
6. Мартынова Е.А. Организационно – педагогическая деятельность по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе инклюзивного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25173 (дата обращения: 16.12.2018).
7. Золотухин В.М., Овчаров А.А., Корнев В.В. Индивидуальное и общее в практике // Вестник КузГТУ. 2007. № 2. C. 119-123.
8. Айсмонтас Б.Б., Галиуллина С.Д. Особенности получения образовательных услуг в условиях инклюзивного обучения // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. 2015. № 3. С.25 – 30.

Переход молодых людей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в новую среду образования при поступлении на учебу в профессиональную образовательную организацию актуализирует задачу их социальной адаптации на этом важном и своеобразном этапе их жизни. В соответствии с государственной политикой доступности образования и Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования профессиональная образовательная организация должна предоставить инвалидам и лицам с ОВЗ возможность инклюзивного обучения на основе адаптированных образовательных программ, которые должны составляться с учетом индивидуальных особенностей этих обучающихся, обеспечивая им достижение требований государственного образовательного стандарта путем самоопределения и самореализации при выборе индивидуального образовательного маршрута, определяемого адаптированной образовательной программой, при осуществлении педагогической поддержки [1].

Цель исследования. В общем представлении дефиниция «адаптированная образовательная программа» не выявляет ее многоуровневый характер, тогда как это объективно существующий запрос к инклюзивному обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. На необходимость вариативности содержания и возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности указывает и статья 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Таким образом, целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности осуществления разноуровневых индивидуальных подходов как к содержанию, так и к специальным условиям реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ. В рамках нормативной основы инклюзивного образования реализация таких программ способствует созданию толерантной социокультурной среды, когда процесс инклюзии функционирует как достижение и уравновешивание социальных интересов разных обучающихся.

Материал и методы исследования. При поступлении молодых людей с инвалидностью или с ОВЗ на учебу в профессиональную образовательную организацию возникает необходимость преодоления трудностей, связанных не только с новыми и необычными бытовыми, жизненными и образовательными условиями, но и с внутренними индивидуально-личностными проблемами социальной адаптации обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ. С одной стороны, практически сразу возрастают эмоциональные, психологические физиологические, коммуникативные, бытовые нагрузки, образовательный процесс принимает совершенно иные формы и темп, нарастают его интенсивность, требования к его результатам и т.д. [3]. А с другой стороны, именно сам инклюзивный образовательный процесс становится важнейшей сферой адаптации. Так, еще по убеждению Л.С. Выготского, именно профессиональное образование является наиболее эффективным способом успешного приобретения социального опыта молодыми людьми с нарушениями здоровья, формируя кругозор, навыки научного стиля мышления, гражданского поведения, коллективной деятельности и общения, создавая трудовые навыки [4].

Отмечая важность общих образовательных подходов к адаптации обучающихся в профессиональной организации инвалидов или лиц с ОВЗ, недостаточно утверждать о ее безотносительной, универсальной эффективности, не рассматривая и не реализуя на практике образования ее неотъемлемое условие – индивидуализацию подходов к адаптации с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей, обеспечивая этим обучающимся возможность реализации государственного образовательного стандарта путем формировании содержания своего профессионального образования, осуществляемого при создании специальных условий в профессиональной образовательной организации и при координирующей, консультирующей деятельности педагогов и мастеров производственного обучения [5].

Имеющийся практический опыт авторов и складывающийся опыт многих профессиональных образовательных организаций показывает, что построение адаптированной образовательной программы основано на широком и разнообразном индивидуализированном спектре организационно-педагогической деятельности, регулирующей образовательный процесс. При этом индивидуальный подход к адаптации образовательной программы требуется на всех этапах педагогического взаимодействия с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ: этапе профессиональной ориентации и построения индивидуального учебного плана с применением соответствующих образовательных технологий, способов индивидуализации самостоятельной и практической работы, форм контроля освоения знаний и сопровождения учебы. Особое внимание следует уделить использованию специальных адаптивных технических средств общего и индивидуального назначения и индивидуализации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Такой многоаспектный подход к построению и реализации адаптированной программы нуждается в постоянном специализированном мониторинге обучения лиц с ОВЗ и инвалидов со стороны профессиональной образовательной организации [6].

Адаптация образовательных программ основана на организации индивидуально-коллективного подхода к обучению, когда индивид приобретает общность целей, ценностей, социальных установок и норм, согласованность действий с членами коллектива в различных социальных ситуациях; усваивает образцы взаимодействий и взаимоотношений, правила активного и толерантного стиля общения. Таким образом, инклюзия как социальная активность человека возможна как единство общего и индивидуального, когда социальная активность человека, направленная на включение его в общество, согласуется с сосуществованием с другими. «Это и позволяет найти ему наиболее существенные механизмы распространения человеческих отношений в обществе и, в соответствии с этим, – механизмы эффективной адаптации» [7, c. 119].

Основной принцип формирования социокультурной инклюзивной среды, которая дает основания для адаптации образовательных программ, можно соотнести с глобальным отсутствием дискриминации в сфере образования. Эта концепция применительно к сфере образования как раз и воплощена в современном образовании в практике инклюзивного доступного образования при создании необходимой общественной и образовательной специальной поддержки.

В отношении инклюзии в профессиональном образовании этот принцип конкретизируется и трактуется как принцип равных возможностей в профессиональной деятельности. Все обучающиеся в системе профессионального образования в одинаковой степени должны освоить одни и те же компетенции и быть готовы к одним и тем же видам профессиональной деятельности. Следовательно, не может существовать некая особая образовательная программа для обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ. Вопрос сочетания индивидуальных запросов и единых требований к освоению компетенций неизбежно приводит к вариативности образовательных программ, построенных на универсальных требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и реализуемых по индивидуальным образовательным траекториям. Сочетание единых требований к результатам обучения с разнообразием индивидуальных психофизических особенностей и образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ обусловливает поливариантность среды образования и приводит к вариативности образовательных программ в нормативном поле, заданном стандартами. В вариативной социокультурной образовательной среде разрешаются субъектные противоречия, учитываются возможности и потребности обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ и обеспечивается однонаправленный для всех обучающихся вектор общего и профессионального развития.

А далее усматривается необходимость в определении адекватных средств адаптации программ, варьируемых по составу специальных условий обучения, по построению индивидуального учебного плана, по включению в него тех или иных адаптационных дисциплин, необходимости продления срока обучения, по применению дистанционных технологий и др. Основой же для адаптации образовательной программы является основная образовательная программа среднего профессионального образования (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена), дополненная требованиями к необходимым специальным условиям образования обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ. В ее отдельные разделы при адаптации вносятся дополнения, отвечающие специальным требованиям инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ и позволяющие свести к минимуму влияние ограничений их здоровья на эффективность учебы с сохранением нацеленности на профессиональный стандарт и запланированный результат обучения.

Представленный далее материал разработан на основе многолетнего опыта изучения инклюзивного образования и его внедрения в Челябинском государственном университете и подтверждается всеобъемлющим мониторингом деятельности профессиональных организаций среднего профессионального образования РФ, проводимым ежегодно по заданию Минобрнауки РФ авторами данной статьи. Наиболее оптимальное сочетание вариативных подходов к адаптации образовательных программ инклюзивного среднего профессионального образования реализуется в совокупности трех уровней.

Достаточно большая часть инвалидов и лиц с ОВЗ могут учиться по общей образовательной программе в общих академических группах с остальными студентами по единым учебным планам при создании в профессиональной образовательной организации универсальных специальных условий, которые «по определению» должны быть реализованы в образовательной среде профессиональной образовательной организации и заложены в образовательные программы актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами. Можно сказать, что это адаптированные программы общего, универсального уровня, и они должны быть в профессиональной образовательной организации по всем программам подготовки вне зависимости от того, есть ли среди обучающихся лица с инвалидностью, с ОВЗ или нет, – точно так же, как и собственно сами универсальные специальные условия инклюзии. Отметим, что создание таких универсальных условий – это серьезная задача для профессиональной образовательной организации [8]. Основное, что должно реально существовать в организации и что закладывается в условиях обучения по общей адаптированной программе, – это безбарьерная среда, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, включая программные и технические средства общего и ассистивного назначения (для обучения студентов со всеми вероятными видами ограничений здоровья – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), обеспеченность учебными материалами в доступных формах, наличие специалистов сопровождения и при необходимости – персонального тьюторского сопровождения. В общей адаптированной образовательной программе необходимо указать квалификацию и профессиональную готовность преподавательских кадров к инклюзивному обучению. Важный момент в аспекте адаптации состоит также в том, чтобы в образовательной программе были обозначены реальные возможности социокультурной, творческой, научной деятельности для обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ.

Адаптированные программы второго уровня разрабатываются на основе той же общей образовательной программы для отдельных групп обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с тем или иным видом нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного-аппарата). При этом набор универсальных специальных требований к обучению для данных групп обучающихся может быть расширен при необходимости за счет дополнительных специальных условий обучения. В этих случаях образовательная организация может изменить форму обучения и продлить срок обучения, а также предоставить возможности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Необходимо учесть мотивы самого обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ и обязательно – рекомендации квалифицированных специалистов инклюзивного обучения.

Кроме того, как мы уже отмечали, обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, особенно младших курсов, испытывают характерные трудности, связанные со средовой дезадаптацией, с психологической депривацией, с коммуникативными затруднениями, с неадекватным общением в инклюзивной среде. Для исправления ситуации в вариативную часть адаптированной программы по выбору обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ включаются так называемые специальные адаптационные дисциплины, которые образовательная организация самостоятельно разрабатывает исходя из конкретной ситуации и наличного контингента. Этот выбор достаточно важен и также должен сопровождаться обоснованным мнением со стороны специалистов. Это могут быть дисциплины психолого-педагогической направленности, ориентированные на формирование навыков самообразования и самоорганизации, толерантности и общения, социально-правовой культуры и т.д. Исключительно важными являются адаптационные дисциплины, направленные на освоение специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной и другой информации. В дальнейшем это позволяет минимизировать влияние ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ на процесс их инклюзивного обучения и положительно сказывается на формировании запланированных компетенций.

И, наконец, в отдельных особых случаях образовательная программа может быть сугубо персонифицированной. Это адаптированная образовательная программа третьего уровня представляет, по сути, обучение по индивидуальной образовательной программе и, как правило, по индивидуальному учебному графику. Персонифицированная образовательная программа обычно достаточно сложна и организуется на практике, как правило, при специфических и достаточно редких случаях нарушениях здоровья. Она адаптируется в соответствии с необходимыми индивидуальными специальными условиями обучения, которые определяются квалифицированными специалистами медико-социальной экспертной комиссии или психолого-медико-педагогической комиссии. Как правило, в учебный план включаются адаптационные дисциплины. Персонифицированная образовательная программа при необходимости реализуется с продлением срока получения образования, в том числе и с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом степень применения дистанционных образовательных технологий может быть различной в зависимости от обстоятельств обучаемого с инвалидностью или с ОВЗ – они используются в качестве вспомогательных или основных. Образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в качестве основных должен предусматривать наличие в индивидуальном учебном плане различных видов аудиторных занятий, самостоятельной работы обучающегося под руководством преподавателя (в том числе в дистанционном режиме), промежуточной аттестации, итоговой аттестации, подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, в статье расширены научные представления по вопросу адаптации образовательных программ инклюзивного среднего профессионального образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ. Показано, что условием эффективной подготовки обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ в системе инклюзивного среднего профессионального образования с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей является индивидуализация подходов к адаптации образовательных программ. На основе приведенного анализа и синтеза нормативных, научно-методических и практических материалов и имеющегося практического опыта показано, что полный охват и полноценная инклюзия всех обучающихся студентов с инвалидностью и с ОВЗ реализуются, если профессиональная образовательная организация предоставляет адаптированные образовательные программы по трем уровням: универсальному, индивидуально-групповому и персонифицированному. Даны рекомендации по адаптации специальных условий обучения и сформулированы рекомендации по совершенствованию содержания адаптированных программ за счет включения адаптационных дисциплин (модулей).

Заключение. Внедрение предложенных индивидуальных многоуровневых подходов к построению адаптированных образовательных программ в систему инклюзивного среднего профессионального образования позволяет реализовать полноценное среднее профессиональное образование инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях инклюзивной социокультурной среды. Это обеспечивает их выход в профессиональную деятельность в качестве компетентных специалистов, расширяет возможность трудоустройства в современные сферы общественного труда и возможность независимой жизни.


Библиографическая ссылка

Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28484 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674