Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) у детей представляют серьезную проблему в физическом развитии ребенка. Нередко эти дети отстают в учебе, из-за косметических дефектов становятся стеснительными, у них интенсивно развивается кариес зубов, возникают заболевания в челюстно-лицевой области воспалительного характера, а также заболевания слизистой оболочки полости рта и десны. В связи с этим изучение распространенности зубочелюстных аномалий у детей дошкольного возраста с учетом возрастной группы у детей в возрасте от восьми месяцев до трех лет, от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев, от четырех лет и семи месяцев до шести лет представляет особую значимость для планирования профилактических мероприятий, оказания лечебно-профилактической, ортодонтологической помощи, проведения совместной диспансерной работы с врачами-педиатрами, осуществления оздоровительных мероприятий через семью и др. Это связано еще и с тем, что у детей дошкольного возраста зубочелюстные аномалии влияют на отставание этих детей в формировании речи, нередко из-за этого появляется дефект речи [1].
Целью исследования является изучение особенностей распространения зубочелюстных аномалий у детей с рождения до шести лет с учетом морфофункциональных изменений в развитии зубочелюстной системы (ЗЧС) в условиях крупного мегаполиса – города Казани.
Материал и методы исследования. Нами в целях изучения распространенности ЗЧА у детей дошкольного возраста было проведено в городе Казани посемейное обследование путем подворных обходов. При этом при оценке состояния полости рта у детей во всех возрастных группах определялось состояние здоровья матери ребенка путем опроса, бесед, осмотров врачом-стоматологом, врачом-ортодонтом, врачом-педиатром. Для этого была составлена карта изучения распространенности зубочелюстных аномалий у детей дошкольного возраста, которая состояла из 53 пунктов и 133 их градаций.
Осмотр челюстно-лицевой области проводился с учетом положения головы ребенка, состояния родничков и костей черепа. Определяли соответствие числа зубов биологическому возрасту ребенка, последовательность и парность прорезывания зубов, высоту прикуса и соотношения челюстей, анатомическую форму зубов, зубного ряда, слизистой оболочки полости рта, размеры и положения языка, уздечки, преддверия полости рта и уздечки губ. При постановке диагноза мы руководствовались рекомендациями Т.Ф. Косаревой, А.В. Анохиной (2003), Г.Н. Юдиной с соавт. (2003), Л.С. Персина (2004) по использованию «Стандартного шаблона для предварительной диагностики зубочелюстных лицевых аномалий и деформаций» [2].
Комплектование группы обследуемых детей дошкольного возраста происходило по возрастному признаку, с учетом функционально-морфологических особенностей развития зубочелюстной системы [3–5].
При изучении ЗЧА у детей дошкольного возраста мы включили три периода их развития:
– формирование временного прикуса (от восьми месяцев до трех лет);
– период относительной физиологической стабильности (от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев)
– период, предшествующий смене зубов (от четырех лет и семи месяцев до шести лет) [6].
Возраст от восьми месяцев до трех лет – это период формирования временного прикуса, период количественных изменений с момента прорезывания первых нижних резцов до окончательного установления вторых временных моляров [4]. В эту группу вошли 507 детей.
Период относительной физиологической стабильности (возрастной период от 3 до 4,5 лет) продолжается с момента полной установки временных зубов до появления первых признаков активного роста зубочелюстной системы (диастемы, тремы, повышенная стираемость эмали зубов, формирование позадимолярных площадок) [3]. Эту группу составили 493 ребенка.
Период, предшествующей смене зубов, – от момента появления первых признаков активного роста зубочелюстной системы до начала прорезывания первых постоянных моляров и смены резцов, т.е. от 4,5 до 6 лет. В эту группу вошли 562 ребенка.
В соответствии с программой исследования в городе Казани было обследовано 1539 семей, 1562 ребенка. В каждом возрастном периоде были обследованы более 400 детей. Ранжирование исследованных детей с ЗЧА проводилось по методике, рекомендованной А.В. Анохиной (2003), которая указывает наличие связи от периода развития ребенка и зубочелюстной системы у детей дошкольного возраста. Проведена статистическая обработка полученных данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное обследование детей города Казани показало, что распространенность ЗЧА во всех возрастных группах дошкольного возраста составила 77,3±1,1%, в возрасте детей от восьми месяцев до трех лет ЗЧА были обнаружены в 61,3±2,2% случаев, в возрасте от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев ЗЧА возросли до 79,7±1,8%, а в возрастной группе от четырех лет и семи месяцев до шести лет этот показатель достиг до 89,4±1,3%. При этом установлено достоверное увеличение ЗЧА в зависимости от возрастного периода. Так, частота ЗЧА у детей в возрасте от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев по сравнению с возрастной группой от восьми месяцев до трех лет достоверно выросла на 18,4%, а по сравнению с группой детей от четырех лет и семи месяцев до шести месяцев увеличилась на 28,1% (р<0,01) (рис. 1).
Рис. 1. Распространенность ЗЧА у детей дошкольного возраста в г. Казани
Наиболее интересным является изучение частоты формирующейся и сформированной ЗЧА у детей дошкольного возраста. Так, анализ распространенности ЗЧА среди детей дошкольного возраста показал, что формирующаяся патология зубочелюстной системы выявлена у 663 из 1562 осмотренных детей и составила 42,4%. Сформированная патология зубочелюстной системы была выявлена у 542 детей у 1562 обследованных (34,7%) (табл. 1).
Таблица 1
Распространенность ЗЧА у детей дошкольного возраста с учетом возрастных периодов их развития
Возрастной период |
Общее число обследованных |
Число детей, имеющих ЗЧА |
Значение P |
|||
Частота формирующейся ЗЧА |
Частота сформированной ЗЧА |
|||||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
|||
1-й период (8 месяцев – 3 лет) |
507 |
168 |
33,1±3,630 |
143 |
28,2±3,762 |
> 0,05 |
2-й период (3,1–4,5 лет) |
493 |
219 |
44,2±3,358 |
175 |
35,5±3,617 |
> 0,05 |
3-й период (4,6–6 лет) |
562 |
276 |
49,1±2,993 |
224 |
39,8±3,270 |
> 0,05 |
Всего: |
1562 |
663 |
42,4±1,914 |
542 |
34,7±2,044 |
< 0,01 |
Из таблицы 1 видно, что в первом возрастном периоде (от восьми месяцев до трех лет) частота формирующейся ЗЧА у детей достигает 33,1%, а частота сформированной ЗЧА в данной возрастной группе составляла 28,2%.
Во втором возрастном периоде частота формирующейся ЗЧА составила 44,2%, а уровень сформированной ЗЧА достиг 35,5%.
В третьем периоде данные показатели составляли 49,1% и 39,8%. При этом не было выявлено достоверное различие при сравнении частоты распространения между формирующейся и сформированной ЗЧА у детей (р>0,05) (рис. 2).
Рис. 2. Распространенность формирующейся и сформированной патологии зубочелюстных аномалий у детей дошкольного возраста (г. Казань)
При оценке формирующейся и сформированной ЗЧА у детей дошкольного возраста выявлено, что данные формы ЗЧА в возрасте от восьми месяцев до трех лет были обнаружены в 61,3% случаев, в возрасте от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев – в 79,9%, а в возрасте от четырех лет и семи месяцев до шести лет – до 88,9%. В среднем распространенность ЗЧА у детей дошкольного возраста не превышала 71,1% (табл. 2).
Таблица 2
Распространенность формирующейся и сформированной ЗЧА у детей дошкольного возраста
Возраст ребенка |
Общее число обследованных |
Число детей, имеющих формирующейся и сформированной ЗЧА |
|
Абсолютное число |
m ± % |
||
8 месяцев – 3 года |
507 |
311 |
61,3 ± 2,761 |
3,1–4,5 лет |
493 |
394 |
79,9 ± 2,018 |
4,6–6 лет |
562 |
500 |
88,9 ± 1,404 |
Всего: |
1562 |
1205 |
77,1 ± 1,879 |
При этом выявлена высокая достоверность увеличения ЗЧА у детей в возрасте от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев и от 4,6 лет до 6 лет по сравнению с возрастом от восьми месяцев до трех лет (t=5,4; t=8,4; р<0,001, соответственно).
Анализ распространенности ЗЧА у детей дошкольного возраста в зависимости от пола позволил установить, что частота морфофункциональных нарушений в возрасте от восьми месяцев до трех лет у мальчиков оказалось выше (37,2%), чем у девочек (35,4%), однако различие оказалось несущественным (р>0,05). В возрасте от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев частота аномалий ЗЧС оказалась у девочек выше, чем у мальчиков (32,9%) (р<0,05), а в возрасте от четырех лет и семи месяцев до шести лет уровень этих аномалий ЗЧС оказался одинаковым: 36,5% у мальчиков, 37,1% у девочек (рис. 3).
Рис. 3. Распространенность формирующейся и сформированной патологии зубочелюстных аномалий у детей дошкольного возраста в зависимости от пола
По методике, предложенной А.В. Анохиной (2003, 2004), функционально-морфологические нарушения роста и развития ЗЧС у детей в возрасте от восьми месяцев до трех лет в состоянии в субкомпенсации были отнесены к сформированным зубочелюстным аномалиям.
Сформированные зубочелюстные аномалии в возрасте детей от восьми месяцев до трех лет были выявлены у 142 детей из 507 обследованных – 28,2% (табл. 3).
Таблица 3
Распространенность и структура сформированной патологии зубочелюстной системы у детей в возрасте от восьми месяцев до трех лет
Нозологические формы зубочелюстных аномалий |
Формирование патологии ЗЧА |
|
|
Абсол. |
% |
Сочетание формы адентии, аномалий размеров челюстей и формы зубных дуг |
27 |
19,0 |
Адентия в сочетании с гипоплазией эмали |
21 |
14,7 |
Аномалия формы зубов |
52 |
36,7 |
Аномалия формы зубных дуг |
20 |
14,1 |
Аномалия размеров челюстей |
22 |
15,5 |
Всего |
142 |
100,0 |
В структуре ЗЧА первое место занимают аномалии формы зубов (36,7%), затем следуют сочетание формы адентии, аномалии размеров челюстей и формы зубных дуг (19,0%), аномалия размеров челюсти (15,5%), адентия в сочетании с гипоплазией эмали (14,7%).
В возрастной группе от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев были осмотрены 493 ребенка. Этот период отличался относительной физиологической стабильностью временного прикуса, который наступал с момента полной окклюзионной установки вторых молочных моляров и длился до первых признаков физиологического старения временного прикуса – появление диастем, трем и стираемости эмали зубов. В этом периоде обнаружена формирующаяся патология зубочелюстной системы y 219 детей из 493 обследованных (40,2%).
Распространенность и структура сформированной ЗЧА у детей в возрасте от четырех лет и семи месяцев до шести лет ведущее место в распространенности ЗЧА в данной возрастной группе занимали аномалии прикуса (78,2%), аномалии зубных рядов (13,7%), аномалии отдельных зубов (11,4%).
Выводы
1. Клиническое изучение состояния полости рта у 1562 детей города Казани дошкольного возраста (от восьми месяцев до шести лет) позволило определить, что распространенность зубочелюстных аномалий среди детей этого возраста составляет 71,1±1,4%, в том числе формирующейся ЗЧА –44,4±1,914%, сформированной ЗЧА – 34,7±2,044%.
2. В возрасте детей от восьми месяцев до трех лет распространенность формирующейся патологии зубочелюстной системы составила 33,1±3,630%, сформированной ЗЧА –28,2±3,762%, в возрасте от трех лет и одного месяца до четырех лет и шести месяцев формирующейся ЗЧА достигла 44,2±3,358%, сформированной – 35,5±3,617%, в возрасте от четырех лет и семи месяцев до шести лет эти показатели возросли до 49,1± 2,993% и 39,8±3,270% соответственно. В то же время не выявлено достоверного различия между частотой формирующейся и сформированной ЗЧА у обследованных детей дошкольного возраста (р>0,05).
3. Полученные данные о распространенности ЗЧА у детей дошкольного возраста с учетом морфофункциональных нарушений 1-го, 2-го, 3-го периодов развития ребенка в зависимости от пола и возраста с успехом могут быть использованы для проведения мониторинга распространенности этих аномалий, разработки оздоровительных, диспансерных и профилактических мероприятий, а также для планирования лечебных и профилактических мероприятий и контроля за ними.
Библиографическая ссылка
Галиуллин А.Н., Хадыева М.Н., Хусаинова Г.А. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУПНОМ МЕГАПОЛИСЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28422 (дата обращения: 03.06.2023).