Происходящие в настоящее время в России процессы модернизации высшего образования требуют от внутривузовских систем управления высокой культуры преобразований и инноваций, обеспечивающей их адаптивность и организационную гибкость, а также способствующей внедрению новых образовательных технологий. Адаптивная система управления понимается нами как система управления, которая в условиях нестабильных параметров образовательной деятельности обеспечивает инновационное развитие вуза за счет интегрированного применения традиционных и инновационных управленческих подходов. Адаптивность системы управления образованием становится особенно важной в современных условиях, когда, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей (таких как В.И. Загвязинский, В.А. Болотов, Бертон Р. Кларк и др.), состояние изменений в вузах становится устойчивым. Чтобы создать в вузе адаптивную систему управления образованием, требуются стратегический подход к руководству, стимулирование творческого подхода и предпринимательского мышления у преподавателей, внедрение проблемно-ориентированного обучения, развитие междисциплинарных исследований и инноваций.
В настоящее время современными управленческими технологиями, обеспечивающими адаптивную систему управления параметрическими данными о состоянии объекта управления, являются балльно-рейтинговые технологии оценки качества и эффективности деятельности. Они позволяют повысить скорость реакции системы управления вуза на внешние и внутренние изменения и становятся необходимым условием инновационного развития системы повышения квалификации педагогических кадров на уровне учебного заведения.
Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификационного уровня преподавателя вуза является важным звеном управления качеством образовательного процесса. Педагогическая деятельность относится к разряду творческих, в ней возможны различные подходы к оценке результативности и качества [1]. При этом надо учитывать, что деятельность преподавателя вуза многогранна. Педагог, являясь основным субъектом в образовательной и научной деятельности, участвует в учебной, методической, воспитательной, научной работе вуза. Кроме того, педагог отраслевого вуза может (скорее всего, должен) быть вовлечен еще и в область соответствующей профессиональной деятельности. Например, преподаватель спортивного вуза должен быть активным участником спортивной деятельности в качестве тренера, судьи на соревнованиях, организатора спортивно-массовых мероприятий и иного, что, несомненно, отражается на его уровне профессиональной квалификации и на качестве его педагогической деятельности.
Исходя из вышеизложенного целью настоящего исследования является раскрытие механизма реализации и доказательство эффективности применения балльно-рейтинговой системы оценки деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) в вузе физической культуры и спорта, в которую включены показатели вовлеченности преподавателя в спортивную отрасль.
Материал и методы исследования. В статье анализируется и обобщается опыт рейтинговой оценки деятельности ППС в ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры» (далее – ПГАФКСиТ). На основе анкетного опроса определено отношение преподавателей к оценке их вовлеченности в спортивную отрасль в рамках системы оценки деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Как справедливо отмечает О.О. Медведева [2], на сегодняшний день ключевым направлением в системе управления качеством образования является совершенствование профессиональной деятельности ППС вуза. В связи с этим ведущей тенденцией развития образовательного менеджмента XXI века становятся разработка и внедрение рациональной и мультифакториальной системы оценки деятельности преподавателя высшей школы. При этом оценка эффективности деятельности преподавателей, по мнению Л.И. Ворониной [3], имеет административный, обязательный характер. Комплексная информация о показателях качества профессиональной деятельности преподавателя необходима для управления процессом его профессионального роста, а также для оценки его вклада в достижение общих целей развития образовательной организации.
В настоящее время для оценки эффективности деятельности и результатов развития вузов применяются различные рейтинговые системы. Они представляют собой некую основу для создания вузами своих собственных методологий для использования данных рейтингов в качестве определенного инструмента оценки эффективности и результативности деятельности преподавателей [4]. В зависимости от стратегических целей, к достижению которых стремятся вузы, реализованы различные методологические подходы оценки профессиональной деятельности ППС. Одни вузы ориентированы на научно-исследовательскую среду, другие – на предпринимательскую, третьи – на инновации в сфере образования, но каждый из них имеет свою индивидуальную систему оценки деятельности преподавателей [5].
Например, в Католическом университете г. Лювена научная деятельность является основной и приоритетной, в связи с чем оценка труда ППС включает в себя такие критерии, как научные публикации (особое внимание уделяется работам, опубликованным не в самом университете, а за его пределами), научные премии и награды, участие преподавателей в международных научных конференциях, научная работа за рубежом, подготовка аспирантов и докторантов, разработка грантов и приобретение патентов, практические разработки и изобретения [6].
В университете г. Гранада, который является одним из ведущих образовательных центров Испании, основным критерием оценки труда ППС наравне с количеством публикаций является объем учебной нагрузки преподавателя, то есть количество читаемых дисциплин, количество часов аудиторной работы, а также руководство проектами в рамках читаемых дисциплин [7].
Среди российских вузов также наблюдаются различные подходы в оценке деятельности преподавателей. Например, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» практикуется оценка деятельности ППС по различным, не зависящим друг от друга рейтинговым системам по видам деятельности. Следовательно, такой критерий в рейтинге, как «Образовательная деятельность» (суть которого заключается в оценке качества выполнения непосредственной работы преподавателя, обозначенной в его трудовом договоре), оценивается и поощряется независимо от другого, не менее важного критерия – «Научно-исследовательская деятельность» (публикационная активность в зарубежных изданиях, включенных в международные базы цитирования, такие как Scopus, Web of Science и др.) [8]. В Казанском (Приволжском) федеральном университете ключевые показатели эффективности деятельности, например, доцента по условиям трудового договора охватывают научную активность (изданные статьи в изданиях Scopus, WoS, ВАК, участие в международных научных конференциях), методическую продуктивность (издание учебных или учебно-методических пособий), а также вклад в привлечение в вуз внебюджетных финансовых средств (объем доходов от НИОКР и реализации программ дополнительного образования) [9].
В то же время наши предыдущие исследования показали [10], что в вузах разного профиля, разной ведомственной принадлежности, с разной организационной структурой и социальной миссией могут быть свои особенности формирования методики и критериев оценки эффективности деятельности, учитывающие специфику деятельности образовательных организаций. Это подтверждается и другими исследованиями. Например, Н.А. Полихина, И.Б. Тростянская [11] пишут, что методология рейтинговой оценки деятельности ППС, учитывающая современные тенденции развития мировых рейтингов, включает такие принципы, как:
1) объективность выбора применяемых индикаторов;
2) возможность верификации индикаторов;
3) интегральный подход;
4) учет специфики вуза.
Учет специфики спортивного вуза, проявляющейся в основном в тесной всесторонней интеграции учебного процесса и спортивной деятельности, особенно актуален для ПГАФКСиТ, являющейся объектом наследия XXVII Всемирной летней Универсиады [12].
В соответствии с принятым в ПГАФКСиТ положением об индивидуальном рейтинге профессорско-преподавательского состава [13] показатели, используемые при расчете рейтинговой оценки преподавателей, определяются на основе их востребованности для оценки эффективности деятельности вуза в рамках проведения ежегодного мониторинга вузов Российской Федерации. Конкретный перечень показателей для расчета рейтинговой оценки профессиональной деятельности ППС по итогам работы в очередном календарном году формируется с учетом предложений заведующих кафедрами, деканов и проректоров и утверждается приказом ректора.
Деятельность ППС вуза оценивается по видам деятельности:
1) научная квалификация / профессиональный потенциал, включающий спортивный потенциал;
2) подготовка кадров;
3) учебно-методическая, организационная деятельность;
4) научно-исследовательская деятельность;
5) спортивная деятельность;
6) международная деятельность;
7) внеучебная деятельность.
Число показателей в каждом виде деятельности различно, варьирует от 3 (например, в области международной деятельности) до 20 (например, в области научно-исследовательской деятельности). Каждому показателю соответствует определенное количество баллов в зависимости от значимости и ценности показателя, которое определяется экспертным путем. В свою очередь каждый показатель имеет подуровни:
– масштаб мероприятия (международный, всероссийский, республиканский, межвузовский, внутривузовский), в рамках которого были получены результаты;
– результат мероприятия (победитель, призовое место, участник).
Организация рейтинговой оценки деятельности ППС ПГАФКСиТ основывается на принципах:
– соответствия содержания оценки приоритетным направлениям развития вуза;
– объективности и достоверности полученной информации;
– гласности, обсуждения результатов рейтинга;
– оперативности и систематичности рейтинговой оценки ППС;
– комплексной оценки ППС по всем видам деятельности в вузе;
– стимулирования (в том числе нематериального) участников рейтинговой оценки к улучшению деятельности.
Такая система оценки деятельности преподавателей обладает свойствами адаптивности, проявляющимися в гибкости системы управления образовательной деятельностью. Гибкость системы управления заключается в оперативном реагировании менеджмента вуза и ППС на изменения во внешней и внутренней среде, в умении переосмысливать и перестраивать управленческие подходы и методы, в своевременной актуализации стратегических целей и тактических задач и др.
Основываясь на таком концептуальном подходе и стремясь обеспечить адаптивность системы управления образовательной деятельностью, в ПГАФКСиТ ежегодно меняются состав показателей и значимость того или другого вида деятельности в системе оценки деятельности ППС, что отражается в динамике вклада видов деятельности ППС в общий рейтинг (рис. 1). При этом вклад видов деятельности ППС в общий рейтинг рассчитан по номинальным баллам показателей, где номинальный балл представляет собой размер оценки единицы выполненной работы.
Рис. 1. Динамика вклада видов деятельности ППС в общий рейтинг
Как видно на рисунке 1, в ПГАФКСиТ за последние годы наряду с научно-исследовательской деятельностью существенно повысился вклад спортивного вида деятельности преподавателей в их общий рейтинг ППС. Если в 2015 году преподаватель за счет участия в спортивной деятельности мог внести вклад в свой рейтинг максимально в размере 6,51%, то в 2017 году спортивная деятельность могла формировать его рейтинг уже на 23,1%.
В рассматриваемый период вместе с увеличением значимости была произведена оптимизация и структуры показателей оценки вовлеченности преподавателя в спортивную деятельность. Если в 2015 году спортивная деятельность преподавателя оценивалась по 15 показателям, то в 2017 году таких показателей было всего 9:
1) подготовка победителей и призеров соревнований в качестве тренера, подтвержденного протоколами соревнований (кроме студенческих команд);
2) курирование члена (или кандидата в члены) спортивной сборной команды РФ;
3) подготовка студенческих команд в качестве тренера, подтвержденного протоколами соревнований, для участия в международных/всероссийских/республиканских соревнованиях;
4) подготовка студента (в качестве тренера, подтвержденного протоколами соревнований), получившего спортивное звание (мастер спорта России, мастер спорта России международного класса, заслуженный мастер спорта России);
5) судейство соревнований в качестве главного судьи или главного секретаря / в составе главной судейской коллегии;
6) выступление на соревнованиях ППС (индивидуальные или командные виды спорта);
7) организация Спартакиады ППС и студентов Академии, Кубка Академии;
8) судейство на мероприятиях по выполнению нормативов ВФСК ГТО;
9) выполнение нормативов ВФСК ГТО в своей возрастной группе в отчетном году.
Однако за счет увеличения номинального значения (значимости) показателей, а также повышения заинтересованности участия преподавателей в спортивной деятельности в 2015–2017 годы средний балл преподавателей по показателям спортивной деятельности увеличился на 83,8% (рис. 2).
Как видим, увеличение вовлеченности преподавателей в спортивную деятельность не привело к снижению их активности в других видах деятельности. Показатели по всем видам деятельности имеют положительную и относительно ровную динамику. Можно сделать вывод, что вовлеченность преподавателей ПГАФКСиТ в спортивную деятельность ранее не оценивалась должным образом.
С целью определения отношения коллектива преподавателей к разработанной и внедренной в ПГАФКСиТ балльно-рейтинговой системе оценки деятельности был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 59 преподавателей спортивных дисциплин. Выяснилось, что 89,9% преподавателей положительно относятся к тому, что одним из показателей рейтинговой оценки профессиональной деятельности ППС является спортивная деятельность. При этом на вопрос: «Как Вы считаете, включение оценки спортивной деятельности в систему мониторинга вредит другим видам деятельности преподавателя?» 71,2% опрошенных преподавателей ответили отрицательно, 15,2% – положительно. Следовательно, 9 преподавателей считают, что их вовлечение в спортивную деятельность привело к снижению их активности в других направлениях деятельности. Этот фактор балльно-рейтинговой оценки деятельности преподавателей еще предстоит изучить.
Рис.2. Динамика роста среднего балла ППС по видам деятельности
Немаловажным с точки зрения развития образовательной деятельности в ПГАФКСиТ является то, что 88,1% преподавателей считают, что спортивная деятельность преподавателя повышает его профессиональную компетентность. Действительно, преподаватель, ведущий спортивные дисциплины, вовлеченный в спортивную отрасль и имеющий практический опыт в качестве организатора спортивных событий, тренера, спортивного судьи и иного, будет соответствовать требованиям компетентностной парадигмы высшего образования.
Таким образом, результаты внедрения в ПГАФКСиТ адаптивной балльно-рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей лежат в области решения проблемы переосмысления современной роли преподавателя, отмечаемой сегодня ведущими экспертами в области высшего образования. Как указано в отчете NMC Horizon Report > 2017 Higher Education Edition (Russian) [14], проблема трансформации роли современного преподавателя вуза усложняется эволюцией компетентностного образования, которое еще больше адаптирует академическую среду к нуждам студентов. Дополняя этот вывод, можно сказать, что по мере того, как в вузах по всему миру меняется взгляд на основные обязанности преподавателя, получают развитие новые модели преподавания, в которых преподаватели постепенно превращаются в кураторов учебного процесса и консультантов в области будущей профессиональной деятельности обучающихся. В этой связи стимулирование повышения вовлеченности преподавателей в спортивную деятельность позволяет обеспечить соответствие преподавателей современным требованиям в сфере высшего спортивного образования.
Выводы
Опыт использования в течение шести лет в ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» рейтинговой оценки профессиональной деятельности ППС показал, что такой способ оценки является действенным и эффективным, так как дает возможность отследить динамику развития показателей по всем видам деятельности преподавателей, позволяя менеджменту вуза адаптировать систему управления высшим образованием в вузе исходя из изменений во внешней и внутренней среде. Система рейтинговой оценки профессиональной деятельности ППС, учитывающая отраслевой фактор функционирования вуза, помогает руководству принимать более обоснованные управленческие решения, активизирует профессиональную деятельность ППС и обеспечивает эффективное решение поставленных задач.
Библиографическая ссылка
Галимов А.М., Султанова В.Р. АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПОРТИВНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28385 (дата обращения: 11.09.2024).