Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТОНАЦИОННО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Чжан М.-. 1
1 ИМТиХ РГПУ им. А.И. Герцена
Развивающееся в условиях глобализации фортепианное искусство Китая обращает внимание, главным образом, на техническую сторону исполнения, но не на интонационно-эмоциональное наполнение и возможности авторской интерпретации произведений. Это приводит к необходимости выявления методов педагогического взаимодействия, направленных на развитие восприятия европейской музыки китайскими студентами. Анализ научной литературы по предмету исследования и результаты педагогического наблюдения явились источниками информации данного исследования. Адекватная интерпретация музыкальных произведений – один из методов достижения цели. Интерпретация соотносится с понятием «культура» в ее широком толковании, т.к. включает в себя все виды музыкальной и культурной деятельности. У музыкантов–ударников (наиболее распространенные в Китае музыкальные инструменты) само понятие «интонирование» связано с акустической точностью воспроизведения звуков и с ритмичностью комбинаций. Для музыкантов, играющих на струнных или духовых инструментах, интонирование сопряжено с раскрытием эмоционально–образного содержания музыкального произведения. Решающая роль в этом процессе принадлежит ритмоинтонированию, под которым понимается сложный процесс, сочетающий осмысленно–выразительное и художественно–смысловое содержание музыки. При всей важности чистого ритмоинтонирования его художественность проявляется только в контексте с другими элементами музыки и всем процессом организации музыкальной ткани произведения. Следовательно, главным требованием в художественном интонировании на ударных инструментах является целостность организации средств и приемов независимо от формы и жанра музыкального произведения, написанного для ударных инструментов. Практическим инструментом развития у студентов интонационно–интерпретационной модели повышения музыкального кругозора нами использован форсайт–метод, который ставит на первое место прогнозные значения, и под них разрабатываются «дорожные карты» учебного процесса каждого учащегося.
конфуцианство
восприятие
интерпретационное сознание
исполнительский текст
художественное интонирование
форсайт
1. Асафьев Б.В. Речевая интонация. Москва; Ленинград: Музыка, 1965.136 с.
2. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: автореф. дис. … докт. искусствов. Москва, 1983. 46 с.
3. Торопова А.В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: автореф. дис. … докт. психолог. наук: Москва, 2015. 43 с.
4. Вартанов С.Я. Концепция интерпретации сочинения в системе фортепианной культуры: автореф. дис. … докт. искусствов. Саратов, 2013. 64 с.
5. Корноухов М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект: автореф. дис. …д. п. н. Москва, 2011. 48 с.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 377 с.
7. Торопова А.В. Феномен интонирования в контексте исследования музыкально-языкового сознания // Развитие личности. 2013. № 3. С. 86 – 101.
8. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 3-е изд., испр. и доп. М.: Национальный книжный центр, 2013. 1084 с.
9. Бурдь В.Г. Теория и методика профессионального обучения студентов-исполнителей художественному интонированию на ударных инструментах. [Электронный ресурс]. URL: http://dissland.com/catalog/teoriya_i_metodika_professionalnogo_obucheniya_studentov_ispolniteley_hudozhestvennomu_intonirovaniy.html (Дата обращения 16.11.2018).
10. Арановский М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь: статьи, интервью, воспоминания. Москва: Государственный институт искусствознания, 2012. 439 с.
11. Бахтин М.М. Антрополингвистика: избранные труды. Москва: Лабиринт, 2010. 255 с.

Современное китайское общество развивается по пути глобализации и интеграции с мировым сообществом. Однако в музыкальном искусстве обнаруживаются противоречия между методическими основами и эстетическими принципами китайского и европейского восприятия музыки. Китайское общество, воспитанное на принципах конфуцианства, нередко не признает европейского музыкального искусства. Развивающееся в условиях глобализации фортепианное искусство Китая обращает внимание, главным образом, на техническую сторону исполнения, но не на интонационно-эмоциональное наполнение и возможности авторской интерпретации произведений.

Целью исследования является выявление методов педагогического взаимодействия, направленных на развитие восприятия европейской музыки китайскими студентами.

Материал и методы исследования. Достижение поставленной цели опиралось на изучение и анализ литературы по проблеме и материалы педагогического наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение. В современной музыкально–педагогической практике интонационность рассматривается как важнейший принцип становления и развития исполнительского искусства. Б.В. Асафьев [1] считал, что интонационность определяет манеру музыкального исполнения, она характеризует комплекс особенностей музыкальной формы, формирующих семантику музыки, ее эмоциональное и смысловое значение. В.В. Медушевский отмечал, что интонации ориентированы на музыкально–речевой опыт [2]. Современный исследователь рассматриваемых процессов А.В. Торопова писала: «Феномен интонирования в истории современного научного познания имеет четко выраженную отнесенность как к музыкальным явлениям, так и к явлениям более общего психологического порядка: к сущностным сторонам формирования естественной речи» [3, с. 2].

Термин интерпретация имеет несколько толкований. В музыке под интерпретацией понимается творческое освоение произведения, связанное с избирательным прочтением текста, в связи с многозначностью представленных в нем образов [4]. Формирование музыкального кругозора китайских студентов в российских вузах в процессе совершенствования исполнительской культуры немыслимо без актуализации феномена интерпретации музыкального текста как акта исполнительского творчества.

Отправной точкой интерпретационного процесса выступает текстовый материал. Различаются понятия нотный текст и исполнительский текст [5]. Под первым понимается графическая запись музыкального произведения, из которого в процессе интерпретационного подхода вырастает исполнительский текст в виде художественно–акустического выражения музыки. В исполнительский текст включается понимание музыкантом содержания и структуры произведения, динамика движения, эмоции, т.е. и логическая, и эмоциональная составляющие, характеризующие уровень творческо–исполнительской зрелости исполнителя. Подобный подход к интерпретации как синтезу когнитивного, предметно–практического и личного опыта был высказан Б.М. Тепловым [6] и др. представителями музыкальной педагогики и психологии музыки. Однако в музыкальной педагогике нет научного определения категории интерпретационная культура и, главное, не определены параметры и уровни интерпретационной деятельности. Обратимся к этим вопросам.

Знаково-символическая форма нотного текста, его интонационная знаковость «предохраняет от непосредственного столкновения с психической энергией» [7, с. 90], от чрезмерного ухода интерпретатора от первоисточника. В.С. Мухина, исследуя процессы музыкально–языкового сознания, утверждает, что живая жизнь человечества в его истории определяет «развитие образно–знаковых систем, так и развитие рефлексий на них самого человека, сущностные особенности <…> через разнообразные формы присущей ему активности» [8, с. 264].

М.Д. Корноухов в своем диссертационном исследовании [5] сформулировал особую значимость интерпретационной деятельности в творческом процессе, определяя ее функцию как культуросозидающую. Студент, анализирующий нотный текст, создает «индивидуальную текстовую среду» и «интерпретационно–текстологический комплекс» и затем транслирует слушателю границы собственного мира и свою собственную ментальную идею, т.е. выполняет культуросозидающую функцию. Опираясь на учение А.В. Тороповой о музыкальном сознании, можно говорить о музыкально–интерпретационном сознании, как агломерате индивидуально - творческого, индивидуально – исполнительского опыта, профессионально – художественных, личностных качеств и социально – общественной потребности.

Развитие музыкально–интерпретационного сознания китайских студентов требует определенной корректировки учебного процесса, которые позволили бы уравновесить традиционные для Китая и классические для музыки Западной Европы и России формы и методы интерпретационной деятельности. Эта корректировка учебного процесса нацелена на: раскрытие творческих механизмов, опирающихся на мотивационно–ценностные, художественно–практические и логические составляющие; осмысление студентом новых замыслов, построение новой интерпретационной модели; появление авторского исполнительского текста, что в совокупности формирует интерпретацию исполнителем данного явления культуры, окрашенную личностным смыслом. Такой подход требует:

  • Разбора нотного текста и превращение его в исполнительский текст. При этом студент должен опираться на тот факт, что любой текст имеет некоторый запас неопределенности, что позволяет выполнять исполнительскую интерпретацию нотного текста и строить текст исполнительский. Анализ нотного текста выполняется по ряду позиций, в т. ч.: как авторский и исполнительский с позиции метровысотности; как авторский и редакторский; как исполнительский, устанавливающий меру субъективизма исполнителя, меру его внедренности в авторский текст с позиции пространства и времени, динамики и тактильности. Каждая из этих позиций должна увязываться с исполнительской концепцией по акустике звучания.
  • Субъектного подхода при исполнении на ударных инструментах, особенно распространенных в Китае. Психологические качества каждого отдельного и конкретного исполнителя индивидуальны, конкретный набор ударных инструментов и их звучание у всех исполнителей различно. Все это в каждом случае создает специфическую психологическую обстановку, что и формирует субъективную интерпретационную модель. Таким образом, учебный процесс, построенный на принципах интонационно–интерпретационной модели обучения, использует графическую (нотную), вербальную и фоническую интерпретацию.

Интерпретация – двойственный процесс. С одной стороны, она требует развитых профессионально–личностных качеств самого интерпретатора, но с другой стороны, она формирует эти качества. Интерпретация соотносится с понятием «культура» в ее широком толковании, т.к. включает в себя все виды музыкальной и культурной деятельности.

  • Форсайт – метод, который использован нами в качестве практического инструмента применения интонационно–интерпретационной модели повышения музыкального кругозора китайских студентов. Этот метод ставит на первое место прогнозные значения, и под них разрабатываются «дорожные карты» учебного процесса.

Перейдем к вопросу о художественном интонировании в сфере исполнительства на ударных инструментах.

Для понимания и реализации художественного интонирования в сфере исполнительства на ударных инструментах необходима специально разработанная система принципов и методов, адекватно отражающих специфику музыкальной ткани и возможностей ударных инструментов. В их основе лежит научная концепция Б.В. Асафьева об интонационной природе музыки, но адаптированная к специфике ударных инструментов. Такой подход позволил определить сущность и функции художественного интонирования на ударных инструментах. Названная проблема актуальна в силу наличия глубокого противоречия между признанием важности художественного интонирования на ударных инструментах и отсутствием научных разработок по проблеме.

У музыкантов–ударников само понятие «интонирование», как правило, связано с акустической точностью воспроизведения звуков и с ритмичностью комбинаций. Для музыкантов, играющих на струнных или духовых инструментах, интонирование сопряжено с раскрытием эмоционально–образного содержания музыкального произведения.

В чем должна заключаться специфика обучения в вузе будущих исполнителей на ударных инструментах?

Художественное интонирование связано с яркостью и выразительностью «произношения» музыкального текста. Решающая роль принадлежит ритмоинтонированию, под которым понимается сложный процесс, сочетающий осмысленно–выразительное и художественно–смысловое содержание музыки. Осмысленная выразительность связана с лингвистикой, т.к. сама интонация есть свойство человеческой речи, не мыслимой без эмоциональной составляющей. Такое понимание интонации позволяет выделить в ней духовность как качество человеческой деятельности. Через художественное интонирование интегрируются разные сферы личности исполнителя и его индивидуальная творческая практика.

Ритмоинтонирование связано с моторными функциями исполнителя. Ритм вызывает ответные моторно–двигательные реакции, которые в соответствии с акцентами музыки то угасают, то возрастают. Специфика метроритмической организации музыки вызывает определенные эмоциональные состояния.

При всей важности чистого ритмоинтонирования его художественность проявляется только в контексте с другими элементами музыки и всей организации музыкальной ткани произведения. Следовательно, главное требование к художественному интонированию на ударных инструментах - целостность организации средств и приемов независимо от формы и жанра музыкального произведения.

Своеобразие конкретной музыки определяется набором и соотношением ритмоформул и ритмоинтонаций. Метроритм, указанный автором в нотной записи, для исполнителя–ударника является лишь приблизительным ориентиром, дающим представление об экспрессивной сущности произведения. Эмоционально–творческая экспрессия имеет место только в момент полного слияния исполнителя с возможностями инструмента и нотным текстом, в момент наивысшего эмоционально–творческого напряжения самого исполнителя.

Эмоциональная составляющая художественного интонирования не мыслима без когнитивной деятельности исполнителя, который должен понять: целое, его составные части, взаимосвязь этих частей, их количество, границы частей и строений (периодов, предложений и др., вплоть до фраз). В этом анализе необходимо выявить особые ритмоформулы, отражающие логику музыкального текста или его части. Исполнитель должен воссоздать некоторую ритмическую информацию, относящуюся к произведению, его автору и к исполнителю произведения.

О себе исполнитель на духовых инструментах передает слушателям обширную информацию. Это психологическое состояние; собственная художественная концепция, в которой находят отражение логика развития музыкального образа, многообразие приемов и средств исполнения, индивидуальные фразировка и артикуляция.

В творчестве исполнителя–ударника важнейшую роль играет внешняя форма чувств, выраженная в моторно–двигательных процессах. Процессуальная сторона исполнения, окрашенная эмоциями, характеризует наличие авторской позиции.

Интонационность должна проникнуть во все виды художественной деятельности музыканта–ударника: интонационное восприятие, интонационное мышление, интонационное сознание, интонационное воспроизведение.

Об интонационности сознания отмечала профессор, доктор педагогических науки А.В. Торопова, когда говорила об «интонировании западного музыкально-языкового сознания» и когда говорила о наличии «видимого и слышимого интонирования, за которым стоит аффективный опыт личности и способ его знакового запечатления» [7]. В.С. Мухина, российский психолог с мировым именем, академик РАО и РАЕН, отмечает, что образно–символический язык музыки «создает бесконечность нетрафаретного внутреннего пространства личности. Переживая свои чувства, образы и мысли, творец нового видения сущностных образов ищет способы их передачи другим людям» [8, с. 314]. Сказанное в полной мере относится к рассматриваемому вопросу - художественному интонированию в сфере исполнительства на ударных инструментах. В этих высказываниях мы подчеркиваем следующие принципиальные для нашего исследования моменты:

  • интонирование может быть видимым и слышимым;
  • в интонировании проявляется аффективный личный опыт;
  • язык музыки формирует нетрафаретное внутреннее пространство личности;
  • исполнитель ищет способы передачи другим людям сущности музыкального произведения.

Таким образом, интонационная деятельность выступает в качестве инструмента сохранения и воспроизводства достигнутого человечеством духовного опыта. Интонирование связано только с процессом действия, с его процессуальностью. С этой стороны художественное интонирование в сфере исполнительства на ударных инструментах может быть реализовано в разнообразных формах:

  • создание принципиально нового видения сущностных образов музыкального произведения, соответствующих нетрафаретному внутреннему пространству исполнителя;
  • «заражение» или подражание игре великих кумиров, играющих на ударных установках;
  • имитация как повторение музыкальной фразы или мысли, ранее исполненной одним из голосов или повторение, начиная с другой ступени. Имитация «строгая» придерживается тех же интервалов и чередований, которые имели место при первом появлении музыкальной фразы. Имитация «свободная» позволяет изменять не только величину интервала, но и сам интервал.

Заключение. Расширение музыкального кругозора любых студентов, а студентов из КНР в особенности, совершенствование исполнительской культуры невозможно без приближения к уровню адекватного восприятия музыкального произведения. В процессе постижения музыкального произведения исполнитель познает искусство интонирования собственной личности [9], что является смысловым явлением культуры в целом. Единство рациональной и экспрессивной сторон в контексте с интонированием смысла рассматривалось в работах М.Г. Арановского [10], М.М. Бахтина [11].

Интерпретация нотного текста исполнителем не просто формирует его собственное понимание, но и выполняет культуросозидающую функцию, т.к. слушатель получает новое по звучанию и осмысленности произведение.

Применение форсайт–метода в музыкально–педагогической практике значительно повысило динамические показатели узнаваемости музыкальных образов, мелодий, рифмоформул, темпа, метра и других составляющих музыкальных произведений.


Библиографическая ссылка

Чжан М.-. ИНТОНАЦИОННО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28358 (дата обращения: 09.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674