Актуальность изучения опыта развития военного авиационного образования в области подготовки специалистов по эксплуатации вертолетов состоит в обосновании возможности его использования, в глубоком и всестороннем научном исследовании отработанных и современных моделей обучения в этой сфере, разработке научно обоснованных механизмов адаптации этого опыта к условиям российской действительности. Новизна исследования обусловлена отсутствием фундаментальных научных работ в этой области.
Цель исследования: раскрыть генезис проблемы создания авиационных военно-учебных заведений в СССР, предназначенных для подготовки специалистов летной и технической эксплуатации вертолетной техники.
Задачи исследования: проанализировать условия и факторы, способствовавшие становлению и развитию системы подготовки военных специалистов вертолетной авиации в СССР; дать характеристику организационной структуры учебного процесса, а также особенностей функционирования на начальном этапе первого военного учебного заведения по подготовке специалистов летной эксплуатации вертолетной техники.
Материал и методы исследования. После первого полета самолета братьев Райт в 1903 году, около сорока лет этому летательному аппарату не было конкурентов в небе. За этот период значительно увеличились грузоподъемность и скорость полета этих машин, они из нескладных фанерных аэропланов превратились в мощные реактивные лайнеры, воплотившие в себе самые передовые технические мысли авиаконструкторов.
Но при всех достоинствах у самолета есть существенный недостаток: для того чтобы находиться в воздухе, он должен с большой скоростью перемещаться в горизонтальной плоскости, так как подъемная сила крыла прямо пропорциональна скорости движения его в воздушном потоке. Соответственно для взлета и посадки самолету необходим специально оборудованный и подготовленный аэродром.
Этот недостаток отсутствует у вертолета, так как подъёмная и движущая силы, на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами. Данный летательный аппарат обладает летными качествами самолета, а также рядом специфических свойств, присущих только ему: взлетать без разбега, зависать в воздухе на любой высоте, передвигаться в горизонтальной плоскости в любом направлении, совершать развороты при движении с любой скоростью и на висении, совершать посадку на ограниченную площадку вне аэродрома.
Создание вертолета оказалось сложной задачей, поскольку его конструкция намного сложнее конструкции самолета. Вертолет, называемый ранее геликоптер, прошел несколько этапов своего создания за рубежом:
- 13 ноября 1907 года француз Поль Корню сконструировал геликоптер и смог взлететь на нем на несколько секунд на высоту 50 сантиметров;
- 9 октября 1930 года военный летчик Маринелло Нелли на итальянском вертолете двухвинтовой соосной схемы конструктора д'Асканио поднялся на высоту 18 м и пролетел 1078 м за 8,5 минут;
- в 1931 году русский ученый И. И. Сикорский, эмигрировавший в США, запатентовал свой проект вертолета;
- 14 сентября 1939 года И. И. Сикорский провел первые летные испытания сконструированного им вертолета VS-300;
- весной 1941 года правительство США подписало контракт с компанией «Воут-Сикорский» на разработку 2-местного вертолёта VS-316, который поднялся в воздух 14 января 1942 года [1, с. 19];
- в Германии был разработан военный вертолет «Фокке-Ангелис» Fa-223. Его запустили в серийное производство в начале 1942 года. Всего удалось выпустить 10 вертолетов, но они довольно эффективно использовались германским командованием для различных военных целей [2];
- в апреле 1944 года вертолеты Сикорский VS-316 (армейское обозначение R-4В) стали использоваться в войсковых операциях на севере Бирмы и на востоке Индии [1, с. 20]. С учетом опыта эксплуатации R-4В фирма Сикорского разработала другие модели вертолетов: S-47, S-48 и S-49.
Особого внимания заслуживает работа, проделанная выдающимися отечественными конструкторами вертолетной техники.
18 мая 1911 года русский конструктор Б. Н. Юрьев опубликовал свою схему вертолёта с одним несущим и одним рулевым винтом, в которую был включен автомат перекоса лопастей (ключевой элемент конструкции вертолета. Устройство, сделавшее возможным постройку вертолётов с характеристиками устойчивости и управляемости, приемлемыми для безопасного пилотирования рядовыми лётчиками).
В 1912 году под руководством Б. Н. Юрьева была построена модель вертолета по опубликованной им ранее схеме, которая стала самой распространенной во всем мире и получила название «классической схемы» вертолета. Однако из-за отсутствия финансовых средств Юрьев не смог запатентовать свои изобретения и продолжить разработки [3].
3 сентября 1930 года успешно прошли летные испытания первого советского вертолета ЦАГИ 1-ЭА, созданного группой экспериментально-аэродинамического отдела Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), а в августе 1932 года этот вертолет достиг высоты 605 метров, что в 33 раза превосходило предыдущий рекорд высоты, достигнутой на итальянском вертолете конструктора д'Асканио. Летные испытания вертолета ЦАГИ 1-ЭА проводил лично его конструктор - А.М. Черёмухин [4].
На основе экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ при Московском авиационном институте в январе 1940 года было организовано опытно-конструкторское бюро – 3 (ОКБ – 3), которым руководил по март 1940 года профессор Б. Н. Юрьев, а далее И. П. Братухин. В этом ОКБ были созданы:
- вертолет 2МГ «Омега» – двухвинтовой вертолет с поперечным расположением несущих винтов. Летные испытания этот вертолет прошел летом 1943 года;
- вертолет «Омега-II» (созданный на базе «Омега»), на который были установлены новые двигатели МГ-31-Ф. С осени 1945 г. этот вертолет использовался для обучения и тренировки летного состава;
- вертолет Г-3, также созданный на базе «Омега», получивший название «артиллерийский корректировщик», был сконструирован и построен одновременно с «Омега-II»;
- вертолет Г-4 (модификация Г-3) был спроектирован под новые отечественные двигатели АИ-26ГР, которые превосходили по мощности двигатели, применявшиеся на прежних моделях, и были сконструированы специально для вертолетов. Г-4 прошел заводские летные испытания в октябре 1947 г.
В ОКБ-3 также были созданы вертолеты: пассажирский Б-5, санитарный Б-9, опытный образец Б-10, вертолет связи Б-11 [5].
В конце 1944 г. ОКБ А. С. Яковлева начало работать над созданием вертолета соосной схемы, который был построен в 1947 г.
В 1945 г. над проектированием экспериментального вертолета соосной схемы работал Н. И. Камов. Этот вертолет – Ка-8 был построен в конце 1947 г. В 1948 г. во вновь организованном ОКБ Н. И. Камова была создана модификация вертолета Ка-8 – вертолет Ка-10.
В 1948 г. в ОКБ М. Л. Миля был сконструирован по «классической» схеме вертолет Ми-1 (многоцелевой, 1 член экипажа и два пассажира). Первый его полет состоялся в сентябре 1948 г., после чего он удачно прошел летные испытания, в 1950 году был принят на вооружение и стал выпускаться серийно [6].
В этот период началась война в Корее (1950-1953 гг.). Для ведения боевых действий США эффективно применяли четыре типа вертолетов: «Сикорский H-19 Чикасоу» – многоцелевой двенадцатиместный, грузоподъемностью 907 кг; «Сикорский H-5» – многоцелевой четырехместный; «Белл H-13» – легкий, три пассажира или два раненых на носилках; «Хиллер OH-23 Рэйвен» – легкий, многоцелевой, с возможностью установки стрелкового вооружения [7].
Этот факт не остался незамеченным в СССР. В связи с отставанием в оснащении Советской армии вертолетной техникой, а также на фоне разгоравшегося военно-политического противостояния между США и СССР были предприняты незамедлительные меры. В сентябре 1951 года в Кремле состоялось совещание по поводу необходимости создания конкурентоспособного вертолета для его применения в Вооруженных силах СССР. ОКБ М. Л. Миля и ОКБ А. С. Яковлева получили срочное правительственное задание: создать транспортный многоместный вертолет для применения в военных целях [8].
Через семь месяцев напряженной работы в апреле 1952 г. ОКБ Миля выпустило первый образец вертолета Ми-4, который был принят на вооружение и в серийное производство. 3 июня 1952 года состоялся его первый полет. Ми-4 превышал аналогичный американский вертолет Н-19 (S-55) «Чикасо» по целому ряду характеристик [9].
Появление вертолетной – армейской авиации повлекло за собой необходимость организации военных учебных заведений для обучения летчиков и техников эксплуатации вертолетов. 28 октября 1948 года была сформирована 26-я учебная авиационная эскадрилья в городе Серпухов, оснащенная вертолетами Г-4. В эту эскадрилью отобрали наиболее опытных летчиков и штурманов из боевых авиаполков и летных училищ ВВС. Летный состав отрабатывал летные навыки управления вертолетом, которые принципиально отличались от привычных, годами отработанных навыков управления самолетом, таких как вертикальный взлет, висение, разворот на висении, переход с висения в горизонтальный полет.
В 1952 году подготовка военных летчиков для пилотирования вертолетов была поручена 160-му Военному авиационному училищу летчиков (ВАУЛ), которое базировалось в городе Пугачеве Саратовской области. Оно включало в свой состав три учебных авиационных полка (уап): 622-й для обучения на самолете Як-18; 626-й и 629-й для обучения на вертолетах Ми-4. Перед началом обучения первых курсантов в 1952 году летчики-инструкторы и инженерно-технический состав Пугачевского военного училища летчиков в кратчайшие сроки прошли переподготовку для пилотирования и технической эксплуатации новой техники в учебных авиационных центрах и на заводах-изготовителях вертолетов [1, с. 73].
При организации учебного процесса личный состав училища столкнулся с массой трудностей. Для изучения курсантами конструкции вертолета и двигателя, трансмиссии, авиационного и радиоэлектронного оборудования, аэродинамики, тактики и других специальных дисциплин создавалась учебно-материальная база, разрабатывался учебно-методический материал. Не существовало тренажеров Ми-4, чтобы на земле отрабатывать навыки пилотирования. Несмотря на это, после переучивания летного и инженерно-технического состава, в мае 1953 года началось экспериментальное обучение курсантов на вертолетах Ми-4. В ноябре 1954 года был произведен первый выпуск вертолетчиков в количестве 77 человек, в 1955 году - второй выпуск в количестве 135 человек [1, с. 74], и далее училище стало планомерно готовить пилотов для вновь формирующихся вертолетных подразделений ВВС.
Система обучения в училище строилась следующим образом: после теоретической подготовки курсанты проходили первоначальную летную подготовку на самолетах Як-18. Затем, после изучения конструкции, техники пилотирования и аэродинамики вертолета, приступали к полетам на Ми-4.
Со временем пришли к выводу, что возможно первоначальное летное обучение непосредственно на вертолетах. И с 1963 года в качестве летательного аппарата первоначального обучения стал использоваться вертолет Ми-1 [10].
Последовательно училище готовило летчиков на следующих типах вертолетов: Ми-4 – 1952-1974 гг.; Ми-1 – 1958-1972 гг.; Ми-8 – 1967 г., с 1974 г. по настоящее время; Ми-2 – 1971-1989 гг.; а также – 2004-2015 гг.; Ми-24 – с 1980 г. по настоящее время; Ка-27 – 1986-1998 гг.; АНСАТ-У – с 2014 г. по настоящее время.
В 1960 году 160-е Военное авиационное училище летчиков было передислоцировано в город Сызрань Самарской области, а в 1963 году оно получило наименование Сызранское военное авиационное училище летчиков, где функционирует и в настоящее время под наименованием – Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии» в городе Сызрань. За 78 лет функционирования училищем подготовлено более 20 000 летчиков на различных летательных аппаратах [11].
После ввода ограниченного контингента Советских войск в Демократическую Республику Афганистан (ДРА) в 1979 году, боевые вертолеты проявили себя как незаменимое средство ведения современной войны. Особенно эффективным было их применение в условиях горной местности и отсутствия аэродромов. Вертолеты нашли широкий спектр применения. Основными задачами были: огневое прикрытие наземных войск и транспортных колонн; доставка в кратчайшее время боевого десанта, личного состава и боеприпасов, различных грузов; эвакуация раненых; спасение экипажей; воздушная разведка. 12 летчиков – выпускников Сызранского ВВАУЛ за выполнение интернационального долга в ДРА получили высшую государственную награду – звание Героя СССР.
В период с 1970 по 1990 г., в связи с интенсивным использованием военной вертолетной авиации в Советском Союзе, потребовалось большое количество специалистов по летной и технической эксплуатации вертолетной техники. Поэтому были сформированы новые учебные заведения ВВС:
- в 1969 году – Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков;
- в 1979 году – Кировское военное авиационно-техническое училище;
- в 1979 году – 344-й Центр боевого применения и переучивания (лётного состава армейской авиации);
- в 1984 году – Уфимское высшее военное авиационное училище летчиков.
Проверкой летного мастерства, мужества и героизма вертолетчиков стало их участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. 21 летчик – выпускник Сызранского ВВАУЛ, участники этих боевых действий были удостоены звания Героя Российской Федерации [11].
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование показывает, что действия руководства СССР, усилия отечественных конструкторских бюро вертолетостроения и военной авиационной промышленности позволили в короткий срок повысить оснащенность советских Вооруженных сил (ВС) вертолетной техникой, о чем говорят следующие данные: по состоянию на 1965 год количество военных вертолетов ВС СССР составляло 1624, тогда как в ВС США – 8500. Но к концу 80-х годов отставание СССР от США в количестве, интенсивности, но, что наиболее важно, в эффективности применения военных вертолетов, было в значительной степени снижено. Так, в 1988 году на вооружении состояло: в США – 8200 вертолетов, в СССР – 6446 вертолетов.
Форсирование развития отрасли военного вертолетостроения и, как следствие, формирование военных учебных заведений для подготовки летчиков и технического состава к эксплуатации нового типа авиационной техники было весьма своевременным. Это позволило в кратчайшее время преодолеть значительное отставание СССР в области военного применения вертолетов. При формировании системы летной подготовки была проделана значительная работа по организации обучения на принципиально новом типе летательного аппарата, разработаны курсы учебно-летной подготовки и другие учебно-методические материалы для обучения летной и технической эксплуатации различных типов вертолетов. Также была отработана уникальная методика летной подготовки курсантов, которая с незначительными изменениями используется и остается актуальной в настоящее время.
Заключение. Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что основными факторами, оказавшими влияние на развитие вертолетостроения и системы подготовки военных вертолетных специалистов в СССР, явились:
- напряженная военно-политическая обстановка между СССР и США;
- «гонка вооружений», в ходе которой с целью повышения боевой мощи вооруженные силы Организации Варшавского договора и вооруженные силы стран - членов НАТО оснащались военными вертолетами;
- высокая эффективность применения военно-транспортных и боевых вертолетов в вооруженных конфликтах в Корее, Вьетнаме, Израиле и Афганистане;
- высокая степень развития авиационной промышленности в СССР, позволившая создать сложный летательный аппарат, каким является вертолет;
- наличие в стране авиационных вертолетостроительных конструкторских бюро, которые создавали современные, конкурентоспособные вертолеты;
- планомерная, целенаправленная и слаженная работа коллективов военных авиационных училищ по подготовке специалистов для эксплуатации нового типа техники.
Библиографическая ссылка
Синякин К.В. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ В СССР // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28269 (дата обращения: 03.06.2023).