Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бурлак О.А. 1
1 ФБГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В современном поликультурном, многонациональном государстве, таком как Российская Федерация, обоснованно и чрезвычайно остро стоит вопрос о включении национально-регионального содержания в образовательный процесс, как основы для формирования личности гражданина такого государства. В федеральном государственном образовательном стандарте оговаривается проблема регионального содержания уроков, выдвигаются требования к данному содержанию. Музыкальное образование в поликультурном, многонациональном обществе является неотъемлемой частью процесса формирования гражданской позиции подрастающего поколения, воспитания личностных качеств граждан демократического государства. На уроках музыки в общеобразовательной школе видится возможным решение проблемы приобщения учащихся к национально-региональной культуре через знакомство детей с музыкой, традициями, обычаями, праздниками национальных групп региона, а также раскрывая аспекты взаимодействия, взаимопроникновения разных культур, приобщая к общенациональным культурным ценностям. Причём внедрение национально-регионального содержания в образовательный процесс необходимо начинать с начальной школы и продолжать в средней, а также формировать стремление школьников к самообразованию в данном направлении на протяжении жизни. В программе «Омская музыкальная летопись» сделана попытка разработки содержания уроков музыки с национально-региональным компонентом Омской области, обоснована логика, последовательность знакомства детей с национально-региональным содержанием. Кроме того, программа содержит методические рекомендации и музыкальный материал к урокам музыки с национально-региональным компонентом.
поликультурное образование
музыкальное образование
регионализация образования
национально-региональный компонент образования
содержание образования
урок музыки
национально-этническая культура региона
поликультурная грамотность.
1. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1115 (дата обращения: 29.10.2018).
2. Данилова М.В. Поликультурное образование: практикум. Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 63 с.
3. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Л. Л. Супруновой. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 c.
4. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование в XXI веке // Язык и культура. 2009. № 2(6). С. 109.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения 29.10.2018).
6. Бизина-Аккерман Е.В., Бурлак О.А. Омская музыкальная летопись: программа по предмету «Музыка» для 1–8 классов общеобразовательных школ с методическими рекомендациями (национально-региональный компонент). Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 2013. 140 с.
7. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
8. Бурлак О.А. Практикум по реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательных школах Западной Сибири: учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во «Новое», 2014. 80 с.

Исторически наше государство сложилось многонациональным и поликультурным, поскольку на территории Российской Федерации проживает больше количество национальностей, каждая из которых обладает своим языком, традициями, обычаями и, несомненно, культурой. Сегодня зачастую мы сталкиваемся с тем, что инонациональные группы, пытающиеся строить взаимоотношения со своими соседями в нашем многонациональном государстве, озадачены вопросами выживания, сохранения своей культуры, интеграции её в общероссийскую культуру, не меньше коренного населения любого из регионов Российской Федерации. То есть в настоящее время вопрос становится уже не просто о том, как жить вместе, а о том, как жить вместе, не утрачивая идентичности различий.

Для современной России характерен рост конфликтов на этнической почве [1]. Поликультурное образование, являясь неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, должно способствовать защите самобытности этнических сообществ, став основой развития гуманитарных, надэтнических принципов устройства современного общества [2].

Это, несомненно, нужно учитывать в процессе воспитания и образования подрастающего поколения, внедряя в предметы общеобразовательной школы национально-региональный компонент как основу для обеспечения изучения национальной, культурной специфики каждого из регионов Российской Федерации. Именно такое обучение, ориентированное на изучение национального искусства, традиций и культуры как своей нации, так и других национальностей региона, особенностей национального характера и менталитета разных народов региона, должно стать основой для формирования личности истинного гражданина многонационального, поликультурного государства. В образовательный процесс, организованный с учётом многонациональности нашего государства, необходимо включать так называемые социально-этнические компоненты культуры, которые могут выступать в качестве национально-региональных компонентов содержания образования.

Цель исследования. В связи с обозначенной выше проблемой видится необходимым изучение специфики включения национально-регионального содержания в процесс музыкального образования, определение принципов, формулировка рекомендаций, а также разработка содержания уроков музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе.

Материал и методы исследования. Национально-региональную систему образования в поликультурном, многонациональном государстве нужно выстраивать с ориентиром на национальные традиции, особенности, менталитет наций, проживающих на территории региона; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в формировании созидательного взгляда, любви к родному краю. Помимо этого, в учебном процессе нужно учитывать и этнокультурный фактор, создавая в нём условия для изучения особенностей культуры разных народов своего региона, развития толерантных отношений между жителями региона, принадлежащих к разным нациям, вере.

В отечественной литературе поликультурным называют образование, ориентированное на приобщение подрастающего поколения к «…этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирования готовности жить в многонациональном мире» [3]. Культура должна трактоваться как исторически передаваемая система символов, ценностей, норм [4].

Внедрение национально-регионального компонента в современной общеобразовательной школе осуществляется на всех предметах, в том числе и на предмете «Музыка», начиная с начальной школы. В процессе музыкального образования учителю необходимо, опираясь на национально-региональный музыкальный материал, формировать музыкальную культуру школьников, их национальное самосознание, национальную идентичность. Исходя из этого, учителю-предметнику необходимо создать определённые условия для освоения школьниками истории возникновения и развития национальной музыки в регионе проживания, а также основ культуры и традиции национальностей своего региона.

Национально-региональный материал, включаемый в уроки музыки общеобразовательной школы, решает как образовательные, так и воспитательные задачи – он способствует формированию личности школьников, знающих историю и традиции своего региона, осознающих, в условиях сохранения своей национальной индивидуальности, свою принадлежность к многонациональному, поликультурному обществу, сложившемуся в нашей стране.

Эта мысль просматривается в ФГОС основного общего образования, где отмечается необходимость формирования национальной идентичности современного школьника в качестве одной из задач основной образовательной программы. Требования ФГОС к структуре основной образовательной программы определяют цели, содержание, организационные моменты включения компонента образовательной программы, несущего национальные, региональные и этнокультурные особенности программы, то есть национально-регионального компонента. Согласно ФГОС в разделах образовательной программы, в её структуре и содержании должны быть предусмотрены возможности реализации национально-регионального компонента с целью знакомства школьников с особенностями региона своего проживания, создания основы для изучения национальных, региональных, а также этнокультурных основ культуры народов своего региона и страны в целом.

Кроме того, в ФГОС отмечается, что «Пояснительная записка» основной образовательной программы должна содержать сформулированные задачи реализации национально-регионального компонента образования, а также в ней должны быть обозначены принципы и основы содержания работы по включению в уроки информации о национальных, региональных, а также этнокультурных особенностях того или иного региона.

В «Планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы», согласно ФГОС, требуется отражение требований к уровням освоения как образовательной программы в целом, так и национально-регионального компонента в частности, что, в свою очередь, потребует от раздела программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» определения и конкретизации универсальных учебных действий, обеспечивающих освоение обучающимися особенностей региона – как национальных, так и региональных, а также этнокультурных.

В Содержательном разделе основной образовательной программы по каждой предметной области, согласно требованиям ФГОС по введению национально-регионального компонента, необходимо определить возможности постижения особенностей родного региона.

Раздел «Учебный план» для раскрытия содержания образования обозначает количество учебных часов, отведённых для освоения программы, в число которых входят часы, отведённые для изучения национально-регионального компонента.

Помимо этого, следует обратить внимание, что во ФГОС отмечается значимость постижения обучающимися национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона не только в урочной, но и во внеурочной деятельности [5].

К сожалению, хочется отметить, что на сегодняшний день в научно-методической литературе можно наблюдать лишь первые попытки внедрения понятий «национально-региональный компонент образования», «национально-региональные особенности образования».

Исходя из имеющейся на сегодняшний день информации, можно прийти к выводу, что реализация национально-регионального компонента должна опираться на постижение обучающимися национальных, региональных, этнических, культурных особенностей региона проживания, в том числе и специфики региональной музыкальной культуры.

Сказанное выше определяет проблему научного поиска, ведущегося в научной и методической литературе. Учёные и учителя-практики изучают особенности региона, в котором обучаются дети, а также этнопедагогику, этнопсихологию. Однако, несмотря на это, можно констатировать: сегодня проблема реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе изучена и разработана крайне слабо.

Таким образом, сегодня вопрос регионализации музыкального образования в общеобразовательной школе в опоре на национально-региональную культуру является чрезвычайно актуальным. Учителя музыки, ведущие работу в этом направлении, совершают попытки обогащения знаний детей, приобщая их к социальным и личностным ценностям культуры национальных групп региона, способствуя, тем самым, принятию детьми национально-региональных особенностей как данности, как основы для построения взаимоотношений в поликультурном, многонациональном обществе. Кроме того, работа учителей направлена на раскрытие специфики культурных проявлений, что способствует воспитанию уважения, чувства сопричастности к культуре различных национальных групп региона, нашей страны в целом и, если рассматривать этот вопрос ещё шире, различных национальных культур в мире.

Результаты исследования и их обсуждение. Овладение этнокультурным музыкальным опытом способствует осознанию школьниками места родной культуры в культурном разнообразии мира. Ценности, заложенные в различных культурах, должны стать основой для формирования личности, воспитанной в духе добрососедства, толерантности на различных уровнях общения – межличностном, международном.

Хотелось бы отметить ценность создания в музыкально-педагогическом процессе условий, при которых учащиеся могли бы получить возможность войти в диалог с носителями различных национальных культур региона, испытывая, таким образом, несмотря на существующие различия, чувства соучастия, симпатии, единства переживаний, стремления сотрудничать. В процессе приобщения школьников к истории, искусству, традициям своего региона дети получают возможность осознать общекультурные закономерности. Осознание школьниками себя частью своей национальной группы, своей этнической группы и, шире, гражданином своего многонационального государства, многонационального мира способствует гуманизации воспитательного и образовательного процесса, так как это чувство основывается на осознании самобытности своей культуры и её роли в общегосударственной и общемировой культуре.

Итак, пониманию обучающимися общемировой культуры как сложной системы, основанной на тесном переплетении разнообразных культур и традиций, но при общности языка эмоций, чувств, переживаний, способствует организованное учителем на уроке музыки диалогическое познание действительности.

Активные методы обучения и воспитания, используемые учителем – творческий поиск, дискуссия, ролевая игра, разработка проектов, групповая или индивидуальная самостоятельная работа, – должны способствовать решению задач организации поликультурного образования. В этом случае идеи поликультурного образования, принятые детьми как знания в процессе активной деятельности на уроке и во внеурочное время, обретут для них личностное значение, повысится вероятность того, что они станут близкими и понятными школьникам по смыслу.

Модернизация содержания образования, основанная на ориентире на новые потребности регионов российской Федерации, несомненно, требует гибкости, последовательности. Разработка содержания образования, основанного на национально-региональном компоненте, должна учитывать специфику региона.

В Омской области в последнее время можно проследить стремление к увеличению научных поисков в области народной, национальной культуры, а также в сфере образования, в частности музыкального. Однако, несмотря на это, до сих пор не разработано содержание национально-регионального компонента музыкально-эстетического образовательного и воспитательного процесса.

На решение данной проблемы направлена программа «Омская музыкальная летопись», содержащая разработки уроков музыки, проведение которых предполагается в рамках основной программы по музыке. Авторами предполагается реализация программы в процессе задействования части урочного времени, отводимого базисным учебным планом на реализацию национально-регионального компонента в процессе общего образования. В программе отражено одно из основных направлений реформирования современного процесса образования – включение в его содержание национально-регионального компонента как основы для формирования, воспитания личностных качеств подрастающего поколения [6].

Построение программы основано на принципах, сформулированных Натой Крыловой в своей книге «Культурология образования». Данных принципов пять: культуросообразности, культуроемкости, продуктивности, поликультурности, социокультурности образования [7].

Включение данных принципов в содержание музыкального-эстетического образования и воспитания при внедрении в него национально-регионального компонента способствует освоению школьниками новой информации как личностно ориентированной, национальной по форме, но поликультурной по существу [8]. Иными словами, современному учителю музыки необходимо, опираясь на обозначенные выше принципы, отойти от простого знакомства детей с образцами национально-региональной музыки, с музыкально-историческими фактами, а также со стереотипами взаимодействия с носителями уникальной национально-региональной музыкальной культуры. Во главу угла для педагогов должна ставиться задача культурного развития личности обучающегося, то есть необходимость научить своих учеников самостоятельно обогащать собственный духовный опыт, стремиться к такому обогащению, а также научить детей применять свои знания, умения и навыки на протяжении своей жизни.

Результаты апробации программы «Омская музыкальная летопись» позволяют говорить о её эффективности.

Заключение. Итак, процесс формирования гражданственности – это сложный и длительный процесс, начинать который необходимо с начальной школы и продолжать на протяжении всей школьной жизни, с ориентацией на всю дальнейшую жизнь истинного гражданина поликультурного государства.

Для младших школьников в силу возраста характерна открытость для получения новых знаний, изучения своей культуры, языка, музыки, национальных и региональных особенностей региона проживания. Данный возраст является благоприятным для формирования эстетического вкуса, национального характера, интереса к постижению культурных, в том числе и музыкальных, традиций своего народа, а также народов, живущих по соседству. Но данная работа, несомненно, требует продолжения, расширения и углубления в старших классах общеобразовательной школы, так как в более старшем возрасте качества личности, заложенные в начальной школе, необходимо актуализировать, углублять, обогащать, совершенствовать.

На сегодняшний день не возникает сомнений в необходимости повсеместного включения в содержание образования в многонациональном, поликультурном обществе национально-регионального компонента, а также его значимости в процессе формирования личности гражданина Российской Федерации. Помимо этого, современные реалии продолжают констатировать факт слабой разработанности содержания национально-регионального компонента по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе. Реализация национально-регионального компонента по музыке в общеобразовательной школе продолжает требовать интенсивной разработки, уточнения цели, задач, функций, содержания, технологий и прочих нюансов введения этого значимого, можно сказать, неотъемлемого компонента общего образования. В программе «Омская музыкальная летопись», разработанной для уроков музыки в общеобразовательных школах Омской области, сделана попытка решения данных проблем.

 


Библиографическая ссылка

Бурлак О.А. К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28226 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674