Организация занятий со студентами СПО по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» должна учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в том, что специалист по информационным системам в своей практической деятельности готовится к участию в разработке информационных систем [1]. При выполнении заданий профессиональных модулей руководители занятий применяют материалы, представленные в Электронной обучающей системе e-learning.
Цель исследования
С целью реализации данного требования в институте экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского в рамках дисциплины «Эксплуатация информационных систем» разработана и поставлена комплексная задача «Проектирование локальной вычислительной сети и программного обеспечения».
Материал и методы исследования
Комплексные задачи относятся к компетентностно-ориентированным заданиям, которые представляют собой средство оценивания интегрированных результатов образования обучающихся (знаний, умений, компетенций, личностных качеств), учитывающих специфику профессиональной деятельности и основанных на анализе (решении) производственных ситуаций, задач, проблем репродуктивного или творческого характера. Данные задания формулируются с учетом уровня готовности обучающегося решать реальные задачи профессиональной деятельности на данном этапе учебного процесса (текущий, периодический, итоговый контроль, квалификационный экзамен и пр.) [2-4]. Наша задача рассчитана на 66 часов практических занятий в лаборатории проектирования IT-технологий. Теоретический курс по проектированию компьютерных сетей и программного обеспечения читается в дисциплине «Эксплуатация информационных систем» (одна тема – 8 часов).
Результаты исследования и их обсуждение
Комплексная задача «Проектирование локальной вычислительной сети и программного обеспечения» представляет собой набор 7 обучающих модулей, логически связанных между собой, и выполняемых последовательно:
модуль 1) знакомство с Международными стандартами и ГОСТ;
модуль 2) формирование требований к системе;
модуль 3) системный анализ;
модуль 4) проектирование ИС;
модуль 5) реализация ИС;
модуль 6) тестирование ИС и ПО;
модуль 7) ввод в действие ИС.
Для проведения занятий учебные группы делятся на проектные группы численностью до 8 человек. В каждой группе преподаватель назначает руководителя проектной группы. Остальные должностные лица распределяются в проектной группе руководителями проектных групп (программисты, системотехники, экономист, специалист по тестированию систем и программного обеспечения). Разрабатываются обязанности должностных лиц с использованием юридической справочной системы (ЮСС) «Консультант+». Таблицу с назначением должностных лиц проектной группы и распределением должностных обязанностей руководители проектных групп представляют на утверждение преподавателю. На выполнение заданий данного вопроса выделяется 4 часа.
Модуль 1. Задачей данного модуля является обучение студентов работе с основными ГОСТами, регламентирующими процесс проектирования локальной вычислительной сети (ЛВС) и программного обеспечения (ПО). В ходе практических занятий студенты выполняют два задания, согласно которым они должны изучить указанные ГОСТ и ответить на поставленные вопросы. Результаты работы над заданиями студенты оформляют в текстовом редакторе MS Word и представляют на проверку преподавателю. На выполнение заданий обучающего модуля выделяется 4 учебных часа.
Модуль 2. В ходе проведения занятий 2-го модуля студенты должны разработать Договор на выполнение проектных работ и Приложения:
Приложение № 2. Применяемые иностранные стандарты.
Приложение № 3. Сетевой график создания компьютерной сети.
Приложение № 4. Акт выполненных работ.
Студентам выдается задание 1 «Обследование предметной области и заключение договора на выполнение проектных работ». Для выполнения данного задания проектным группам выдаются дополнительные материалы:
- сведения о компании;
- Приложение № 1. Техническое задание на выполнение проектных работ;
- штатная структура фирмы;
- схема размещения компании.
Формы Договора и Приложений студенты выбирают в ЮСС «Консультант+». Разработанные документы представляются на проверку преподавателю, и каждый участник проекта получает оценку за выполнение своей части задания, а руководитель проектной группы – за работу всей группы. На выполнение заданий обучающего модуля выделяется 6 учебных часов.
Модуль 3. Модуль 3 охватывает перечень работ, связанных с системным анализом проектируемой ЛВС и ПО. Для организации работ проектным группам выдаются следующие задания:
Задание 2 «Обследование рабочих документов менеджера по продажам».
Задание 3 «Разработка состава задач автоматизации».
Задание 4 «Постановка задачи проектной группе на разработку ЛВС и ПО».
Задание 5 «Выполнение информационного анализа описания предметной области, разработка общей схемы компьютерной сети программы тестирования».
Задание 6 «Подготовка и проведение совещания по итогам II этапа работ».
Обучаемые при выполнении заданий 2–6 должны выполнить следующий объем работ:
- составить укрупненную модель функционирования предприятия-заказчика;
- обследовать рабочие документы менеджера по продажам и описать входную и выходную информацию модели процесса продаж;
- разработать перечень задач автоматизации предприятия-заказчика;
- разработать информационно-логическую модель задач автоматизации;
- определить размер сети (количество компьютеров и расстояние между ними);
- определить структуру сети (иерархия и основные части – по подразделениям, комнатам, этажам и т.п.);
- разработать проект «Протокола совещания проектной группы ОАО «ИРБИС» и представителей заказчика ООО «Кибермир» по обсуждению итогов работ на этапе «Системный анализ»;
- провести совещание проектной группы по обсуждению итогов прохождения этапа «Системный анализ».
По каждому учебному заданию представляются отчетные документы и каждый студент получает оценку. На выполнение заданий данного модуля выделяется 16 учебных часов.
Модуль 4. Основное внимание в данном модуле уделено проектированию ЛВС и ПО. В ходе практических занятий применяются ГОСТ, связанные с данным процессом, с целью привития обучаемым культуры проведения работ по проектированию и написанию отчетных документов по данному этапу.
В данном модуле выдаются следующие задания:
Задание 7 «Проектирование технической и программной части ЛВС».
Задание 8 «Разработка отчета о реализуемости ЛВС и ПО по этапу III».
Специалистам проектных групп ставится следующая задача:
- для программистов:
- Разработать диаграмму информационных потоков для заданных задач автоматизации.
- Построить информационно-логическую модель данных.
- Разработать экранные формы входной и выходной информации.
- Разработать программу для заданных задач автоматизации.
- для системотехников:
- Выбрать сетевую архитектуру:
- выбрать топологию сети, то есть разработать схему соединения компьютеров;
- выбрать кабельную систему и другие сетевые компоненты;
- выбрать протокол передачи данных;
- выбрать тип кабельной системы;
- выбрать сетевое оборудование.
- Определить параметры серверного оборудования.
- Определить характеристики рабочих станций и серверов.
- Провести планирование мер по обеспечению информационной безопасности.
- Провести планирование мер защиты от перебоев электропитания.
- Провести выбор сетевого ПО.
- Составить спецификацию и смету (привлекается экономист) на оборудование и ПО.
- для тестировщиков:
- Разработать программу тестирования ЛВС и ПО.
- Разработать контрольные тесты по задачам автоматизации.
В результате проделанной работы на проверку преподавателю проектные группы представляют:
- Отчет о реализуемости ЛВС и ПО.
- Программу тестирования ЛВС и ПО.
Для написания данных отчетных материалов обучаемые руководствуются требованиями:
- ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
- ГОСТ 19.301-79. «Программа и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению».
На выполнение заданий модуля 4 выделяется 20 учебных часов.
Модуль 5. В данном модуле обучаемым выдается задание 9 «Выполнение работ на этапе реализации». Главные задачи данного этапа работ:
Задание для программистов:
- Отладка АРМ пользователя.
- Разработать руководство по эксплуатации ПО (задается фрагмент руководства).
Задание для системотехников:
- Разработать руководство по эксплуатации ЛВС (задается фрагмент руководства).
Дополнительно обучаемые должны выполнить следующие работы:
А) программистам:
Найти ГОСТ по разработке руководства по эксплуатации ПО. Самостоятельно изучить основные положения ГОСТ.
Ответить на вопрос: как описываются отказы ПО?
Б) системотехникам:
Найти ГОСТ по разработке руководства по эксплуатации ЛВС. Самостоятельно изучить основные положения ГОСТ.
Ответить на вопрос: как описывается техническое освидетельствование ЛВС? (ГОСТ 2.601-95 и ГОСТ 2.610-2006.)
Файл с ответами сдать преподавателю.
На выполнение заданий данного модуля выделяется 8 часов.
Модуль 6. На этапе тестирования обучаемым выдается задание 10 «Выполнение работ на этапе тестирования».
Задание для программистов:
- Отладка АРМ пользователя.
- Разработать акт проведения испытаний ПО.
Задание для системотехников:
- Разработать акт проведения испытаний ЛВС.
Задание для тестировщиков:
- Провести тестирование ПО.
Дополнительно обучаемым указывается:
А) программистам:
Найти ГОСТ по разработке акта проведения испытаний ПО. Самостоятельно изучить основные положения ГОСТ.
Выполнить: разработать акт проведения испытаний ПО.
Б) системотехникам:
Найти ГОСТ по разработке акта проведения испытаний ЛВС. Самостоятельно изучить основные положения ГОСТ.
Выполнить: разработать акт проведения испытаний ПО ЛВС.
Файлы актов проведения испытаний ПО и ЛВС сдать преподавателю.
На выполнение заданий модуля 6 выделяется 6 учебных часов.
Модуль 7. Главное содержание работ на этапе 7 указано в задании 11 «Выполнение работ на этапе ввода в действие». Главные задачи данного этапа работ:
- Разработать договор на сопровождение ЛВС.
- Провести совещание по итогам проведения проектных работ.
Уточненное задание проектным группам следующее:
- Найти ГОСТ по разработке договора на сопровождение ЛВС. Самостоятельно изучить основные положения ГОСТ.
Выполнить: разработать договоры на сопровождение ЛВС.
- Руководителям проектных групп подготовить итоговое совещание проектной группы ОАО «ИРБИС» и представителей заказчика ООО «Кибермир» по обсуждению итогов работ.
Руководителям проектной группы подготовить доклад (до 10 минут) по итогам работы проектной группы. В докладе сделать основной упор на анализ полноты выполнения договора и технического задания на проведение проектных работ.
Файлы актов договора на сопровождение ЛВС сдать на проверку преподавателю.
На проведение занятий по данному модулю выделяется 4 часа.
Проведение занятий по представленной комплексной задаче позволяет:
- дать целостное представление будущим специалистам IT-сферы о процессе проектирования ЛВС и ПО;
- обеспечить детальное изучение нормативных документов (ГОСТ и международных стандартов), применяемых в процессе проектирования ЛВС и ПО;
- получить опыт в оформлении документов (договоров, соглашений, отчетов и т.д.), сопровождающих процесс проектирования;
- получить опыт в написании программного обеспечения по результатам обследования предметной области;
- дать представление об участии каждого специалиста проектной группы по основным правилам и принципам построения ЛВС, составлении спецификации на закупку оборудования, проведение монтажа и прочих работ, связанных с вводом в эксплуатацию ЛВС;
- получить практические навыки в проведении технических совещаний проектной группы и заказчика работ.
По результатам выполнения заданий в каждом модуле студент получает оценку, и по завершении проекта выводится средняя оценка за проект.
Заключение
Данная комплексная задача разработана коллективом авторов (А.М. Сидоренко, В.К. Винник), апробирована на практических занятиях в течение трех лет и представлена в виде «Электронного учебного комплекса» в системе электронного обучения [5; 6] Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Библиографическая ссылка
Сидоренко А.М., Винник В.К., Беспалько А.А. РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПО КОМПЛЕКСНОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28191 (дата обращения: 21.09.2024).