Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Хроменков П.А. 1
1 ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет
Использование широкого спектра современных знаний о человеке в формировании профессионально компетентной личности студента рассматривается в качестве приоритетной задачи образовательной практики в педагогическом вузе. С этой целью дается оценка влияния степени реализации междисциплинарных связей в образовательном процессе на качество профессионально-педагогической подготовки студентов бакалавриата. Выявляются основные проблемы, связанные с построением учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, направленной на выработку межнаучных знаний о человеке, обобщенных профессионально-педагогических действий и формирование метаязыковой культуры будущих учителей и воспитателей. Обосновываются возможные пути решения выявленных проблем и предлагается внедрение апробированной на практике авторской модели использования человекознания в высшем педагогическом образовании в условиях межнаучной коммуникации как наиболее оптимальный и эффективный путь их решения. В предложенной модели отражена последовательность шагов по разработке базы межнаучных данных о человеке на основе экспертной оценки природы, содержания и дидактического объема учебных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО нескольких поколений по направлению «Педагогическое образование». Для ее использования в образовательном процессе установлена последовательность дидактических действий, осуществляемых с помощью разработанной интегративной образовательной технологии, включающей информационно-поисковую, проблемно-ориентирующую и личностно-ориентирующую технологии обучения в условиях функционирования локальной информационно-поисковой системы вуза «Банк межнаучных данных».
антропоцентрический подход в высшем педагогическом образовании
междисциплинарная интеграция
межзнаниевое взаимодействие
межнаучная коммуникация
профессионально-педагогическая компетентность студентов.
1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. 528 с.
2. Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания. АН СССР. Институт психологии. М.: Наука, 1977. 379 с.
3. Зникина Л.С., Стрельников П.А. Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 2. С.197-199.
4. Кичерова М.Н., Черноморченко С.И. Особенности реализации междисциплинарного подхода в образовательном пространстве современного университета // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. С.308-316.
5. Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Интегрированная информационная среда обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых // Открытое образование. 2016. № 1. С.43-48.
6. Фирсова А.Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2015. 186 с.
7. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: очерк проблем и методов их решения. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. 35 с.
8. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1 (2). С.47-52.
9. Медведко К.В., Медведко Н.И. Педагогика в системе гуманитарных наук // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XLIX Международ. науч.-практ. конф. в 2-х частях. Часть 1. (г. Новосибирск, 5 марта, 31 марта 2016 г.). / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016. С. 157-162.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/12496 (дата обращения: 28.09.2018).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/7995, (дата обращения: 28.09.2018).

Педагогическая наука, как известно, предрасположена к взаимодействию с другими науками, прежде всего с науками о человеке. Во множестве исследований отечественных ученых, начиная с капитального труда великого русского педагога К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» [1], работ известного психолога Б.Г. Ананьева [2], доказано, что эффективность воспитания, обучения и развития личности во многом определяется тем, в каком объеме и как используется педагогами-практиками потенциал человекознания в образовательном процессе. Вполне очевиден тот факт, что степень владения выпускниками педагогических вузов межнаучными знаниями о личности обучающегося, воспитанника, об актуальных проблемах образования и путях их решения является одним из критериев оценки профессиональной компетентности педагогов. Разработанные в отечественной педагогике теоретико-методологические основы антропоцентрического подхода к профессионально-педагогической подготовке студентов позволяют осуществлять поиск наиболее эффективных путей его реализации. Накопленный преподавателями вузов за последние три десятилетия положительный опыт использования междисциплинарных связей в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов и существующие нерешенные проблемы в данном направлении дают основание утверждать, что в современных социокультурных условиях для выработки профессионально-педагогических компетенций, имеющих обобщенный (метапредметный) и универсальный характер, требуется использование в образовательном процессе множественных многосторонних связей педагогики с другими науками о человеке. Сказанное означает, что для решения этой задачи в педагогическом вузе необходимо осуществить переход от фрагментарного применения ограниченного числа междисциплинарных связей педагогики к системному использованию ее межнаучных связей.

Цель исследования. Опираясь на основные положения антропоцентрического подхода к образованию и развитию личности, представленного во множестве трудов отечественных философов (И.Т. Фролов, В.М. Шепель, Б.Г. Юдин и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) и педагогов (Б.М. Бим-Бад, А.И. Еремкин, В.К. Кириллов, А.Е. Фирсова и др.), учитывая особенности и условия его применения в образовательной практике российских вузов [3-6], передовой опыт, проблемы использования современного человекознания в высшем педагогическом образовании [7-9] и требования ФГОС ВО 3++ к реализации профессиональной образовательной программы [10], раскроем один из приоритетных путей формирования профессионально компетентной личности студента – будущего педагога в условиях использования широкого спектра межнаучных связей педагогики с другими науками о человеке в образовательном процессе вуза.

Материал и методы исследования. Содержание и технологии обучения студентов, обеспечивающие подготовку профессионально компетентных выпускников педагогического вуза в условиях межнаучного взаимодействия, представляют базовый материал выполненного исследования. Всесторонний педагогический анализ теоретических источников и передовой образовательной практики по исследуемой проблеме, использованный метод междисциплинарного синтеза для изучения механизмов выработки междисциплинарной и межнаучной информации об объектах и субъектах образовательного процесса, его моделирование на основе межнаучной коммуникации с учетом требований ФГОС ВО 3++ и сравнительная оценка влияния образовательного потенциала междисциплинарных и многосторонних межнаучных связей педагогики на результаты обучения бакалавров при проведении педагогического эксперимента явились основными методами исследования. Кроме того, для объективности и достоверности итоговых результатов были использованы метод экспертной оценки и методы статистической обработки полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Чтобы определить стратегию исследования обозначенной проблемы, которая по сути своей, как доказано в ряде выполненных работ на стыках отечественной педагогики, антропологии, психологии, медицины, социологии, нейролингвистики и других наук, имеет глубинный и масштабный характер, и получить его достоверные результаты, потребовалось решение ряда задач. В этой связи оказалось необходимым поэтапное решение следующих задач.

На первом, аналитико-диагностическом, этапе (2015–2016 гг.) были поставлены и решены две задачи – изучена практика использования междисциплинарных связей педагогики в образовательном процессе вуза и выполнена оценка степени их влияния на уровень профессионально-педагогической подготовки студентов. Для оценки их решения были отобраны бинарные и более сложные междисциплинарные связи по частоте их применения, выделены формируемые на их основе отдельные общекультурные (ОК-1, ОК-3), общепрофессиональные (ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6) и профессиональные (ПК-2, ПК-4, ПК-5) компетенции по наибольшей степени их обобщенности, предусмотренные ФГОС ВО 2015 г. по направлению «Педагогическое образование» [11]. Кроме того, были обоснованы критерии оценки, соответствующие им показатели и уровни сформированности общепедагогического профессионализма. Итоговые результаты исследования на данном этапе представлены в таблице 1. В ней приведены только те бинарные (простейшие) и триадные (сложные) связи педагогики, частота использования которых в образовательном процессе условно оценивалась по 10-балльной шкале и превышала 3 балла.

Следует отметить, что при подведении итогов по результатам решенных задач возникли трудности, связанные с тем, что, во-первых, частота использования междисциплинарных связей в образовательном процессе различна, а, следовательно, полученные результаты позволяют судить об их совокупном влиянии на качество формируемого общепедагогического профессионализма, во-вторых, часть выделенных экспертным путем в его структуре формируемых междисциплинарных (общенаучных) понятий, с одной стороны, являются базовыми предметными в изучении одних дисциплин, с другой стороны, отдельные признаки этих же понятий вырабатываются, обобщаются или заимствуются в полном объеме при изучении других дисциплин. Вместе с тем, применив методы математической статистики для обработки многократно полученных результатов на первом этапе эксперимента, мы не можем утверждать об их полной достоверности (например, в связи с субъективным подходом преподавателей к решению поставленных задач).

Таблица 1

Влияние использования междисциплинарных связей педагогики на уровень формирования общепедагогического профессионализма студентов бакалавриата (2-й курс)

Бинарные и

триадные междисцип-линарные связи педагогики

Час-

тота

исполь-

зова-

ния меж-

дисцип-

линарных связей

Выра-баты-вае-мые

учебные

компе-

тенции

Критерии оценки общепедагогического профессионализма:

Уровни его

сформи-

рован-

ности

Междисциплинарные знания

Обобщенные профессионально-педагогические умения

Общенаучные (междисциплинарные понятия)

Показатели оценки общепедагогического

профессионализма:

Педагогика – возрастная анатомия, физиология и гигиена

4

ОК-3

ОПК-2

ПК-2

ПК-4

Знания о функциональных анатомо-физиологических системах школьника, их развитии, взаимосвязях и влиянии на образовательные достижения

Умения использовать ресурсы образовательной среды с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей детей

Естественная и искусственная системы, образовательное пространство, ресурсы образования и развития школьника, диагностика

Ниже среднего

Педагогика – основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3

ОПК-2

Знания о медицинских противопоказаниях в обучении и воспитании, о здоровом образе жизни, нормах и отклонениях в общении и поведении

Умения диагностировать и строить образовательные маршруты с учетом состояния физического и духовно-нравственного здоровья школьников

Диагностика, образ и стиль жизни, здоровье, материальные и духовные ценности, развитие школьника

Низкий

Педагогика – психология

7

ОПК-2

ОПК-3

Знания о личностных системах, их развитии и взаимосвязях, связях с физиологическими системами

Умения использовать систематизированные знания о личности школьника при постановке и сопровождении решаемых образовательных задач

Человек, личность, индивид, группа, коллектив, жизнедеятельность, творчество, опыт, способности, интерес, потребности и развитие личности, диагностика

Высокий

Педагогика –

социология

5

ОК-1

ПК-5

Знания о социокультурных факторах, условиях обучения, воспитания и развития личности

Умения использовать гуманитарные знания для социализации детей и ее сопровождения

Социальная среда, объект, субъект, социум, общение, информация, коммуникация, диагностика

Средний

Педагогика – безопас-ность

жизнедея-тельности

3

ОПК-6

Знания о безопасной среде проживания, о жизнедеятельностных системах школьника и их развитии

Умения обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в целостном образовательном процессе

Жизнедеятельность, среда проживания, семья, безопасность жизни, экосистема, образовательная организация

Низкий

 

В таблице 1 приведены обобщенные данные анализа многократно полученных результатов пилотажного эксперимента со студентами 2-го курса, обучавшимися по разным профилям подготовки с помощью традиционных методик. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что в целом уровень сформированного общепедагогического профессионализма на основе реализуемых фрагментарных и ограниченных в объеме междисциплинарных связей оказался невысоким – чуть ниже среднего. Всесторонний анализ причин, повлиявших на полученные результаты с учетом вырабатываемых собственно педагогических знаний, умений и навыков при освоении заданных учебных компетенций в условиях предметоцентрированного обучения, поспособствовал выявлению ключевых проблем и обоснованию возможных путей их решения, направленных на использование современного человекознания в высшем педагогическом образовании.

Первая проблема состоит в том, что профессионально-педагогическую компетентность, имеющую обобщенный, интегративный характер, как показывает образовательная практика, невозможно эффективно выработать на основе отдаленных друг от друга предметных знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе обучения студентов отдельным, порой никак не связанным, учебным дисциплинам. В этой связи требуется консолидирующий совместные профессиональные действия преподавателей комплексный подход к разработке предметных и междисциплинарных учебных программ, к организации интегративной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности бакалавров.

Суть второй проблемы, на наш взгляд, сводится к тому, что, учитывая дидактический объем профессиональной образовательной программы и нормативные требования, предъявляемые к составлению учебных планов и рабочих программ в соответствии с действующим ФГОС ВО 3++ по направлению «Педагогическое образование», представляется нереальным в условиях предметоцентрированного обучения расширение спектра подлежащих изучению учебных дисциплин, представляющих науки о человеке. Это означает, что необходимо построить такую модель высшего педагогического образования, которая позволит оптимизировать содержание подготовки студентов и образовательный процесс на межнаучной основе.

Третья проблема, связанная с использованием образовательного потенциала взаимодействующих с педагогикой наук о человеке в формировании общепедагогического профессионализма бакалавров, заключается в том, что для освоения универсальных, метапредметных компетенций, заданных ФГОС ВО 3++, традиционные методики и несистемные технологии обучения оказываются недостаточно эффективными. Поэтому становятся актуальными задачи по разработке и использованию технологий системного типа, например интегративной образовательной технологии. Таким образом, осознав актуальность антропоцентрического подхода к высшему педагогическом образованию, мы обосновали наиболее оптимальный путь решения рассматриваемой проблемы, разработав и частично апробировав модель использования в нем современного человекознания, которая представлена на рисунке.

Модель использования современного человекознания в высшем педагогическом образовании в условиях межнаучного взаимодействия

Разработка, апробация и доказательство необходимости внедрения данной модели в образовательный процесс педагогического вуза составили содержание второго (формирующего) и третьего (оценочного) этапов (2016–2018 гг.) экспериментальной работы. На втором этапе при построении модели были решены следующие ключевые задачи: установлена интегративная природа и выполнена экспертная оценка содержания и дидактического объема учебных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование»; дифференцированы представленные в таблице 1 междисциплинарные связи педагогики и расширен спектр взаимодействующих с педагогикой наук; на этой основе разработаны дидактические межнаучные конструкции, на которых базировались экспертная разработка содержания предметных и междисциплинарных рабочих программ и база межнаучных данных о человеке, размещенная в локальной информационно-поисковой системе вуза; разработана система сопряженных разноуровневых и разнотипных учебных и критериальных собственно педагогических задач и задач с межнаучным содержанием; разработана и применена технология системного типа, обеспечившая взаимодействие собственно педагогических и межнаучных знаний о современном школьнике, об образовании, его проблемах, путях их решения и приоритетах, выработку обобщенных профессионально-педагогических действий и метаязыка. В начале эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы численностью по 25 человек. В качестве индикатора для оценки уровней формирования общепедагогического профессионализма в группах нами была определена система педагогических задач с межнаучным содержанием, включенная в содержание учебно-позна-вательной деятельности бакалавров. Результаты их решения (число правильно решенных задач, их среднее значение, отклонение и квадрат отклонения) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты решения педагогических задач с межнаучным содержанием в контрольной и экспериментальной группах по итогам эксперимента

Испы-туемые

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Число решенных задач, а

Среднее значение,

a

Отклонение от среднего значения, d

Квадрат отклонения,

d2

Число решенных задач, а

Среднее значение,

a

Отклонение от среднего значения, d

Квадрат отклонения,

d2

1

2

3

4

5

25

11

13

10

12

13

14

12,7

12,7

12,7

12,7

12,7

12,7

+ 1,7

– 0,3

+ 2,7

+ 0,7

– 0,3

– 1,3

2,89

0,09

7,29

0,49

0,09

1,69

23

21

19

24

20

21

21,3

21,3

21,3

21,3

21,3

21,3

– 1,7

+ 0,3

+ 2,3

– 2,7

+ 1,3

+ 0,3

2,89

0,09

5,29

7,29

1,69

0,09

Итого

300

   

75,3

560

   

41,8

 

Итоговые результаты оценочного эксперимента, выполненного путем решения серий педагогических задач с межнаучным содержанием с помощью интегративной образовательной технологии, сочетающейся с традиционной методикой постановки и решения собственно педагогических задач, свидетельствуют, во-первых, о достоверности и различиях полученных данных в контрольной и экспериментальной группах, во-вторых, о повышении уровня сформированности учебных компетенций и общепедагогического профессионализма в целом от ниже среднего к ниже высокому. Отметим, что промежуточные статистические расчеты касательно данных таблицы 2, послужившие основанием для констатации названных утверждений, нами выполнены, но не представлены в этой статье.

Выводы. Актуализировав антропоцентрический подход к высшему педагогическому образованию, разработав и апробировав в образовательном процессе модель использования современного человекознания, мы пришли к выводам о том, что выработка профессионально-педагогической компетентности и высокий уровень формирования общепедагогического профессионализма бакалавров могут быть успешно достигнуты за счет использования широкого спектра межнаучных связей педагогики с другими науками о человеке, обеспечивающих межзнаниевое взаимодействие и формирование межнаучных знаний, обобщенных профессионально-педагогических действий и метаязыковой культуры путем разработки и применения интегративной образовательной технологии.


Библиографическая ссылка

Хроменков П.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28173 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674