Одним из важных факторов, определяющим эффективность работы пожарно-спасательной службы, является физическая и функциональная подготовленность кадрового состава, резервом которого являются курсанты, проходящие профессиональную подготовку в вузах. Высокие требования к уровню физической подготовленности будущих специалистов государственной противопожарной службы связаны с необходимостью решения профессиональных задач на должном уровне и специфическими сложными условиями труда [1]. С одной стороны, введение новых технологических систем, применяемых в пожарно-спасательной службе и учебном процессе, усиливает роль человека в системе управления, степень надежности которой зависит от технических, физиологических, организационных и других факторов. С другой стороны, интенсификация учебного процесса, увеличение статической нагрузки на фоне гиподинамии наряду с другими неблагоприятными социально-экономическими и экологическими факторами продолжают отрицательно влиять на физическое развитие и подготовленность студенческой молодежи [2-4]. Так, по данным отдельных исследований, доля студентов педагогического университета, имеющих ниже среднего и низкий уровень физической подготовленности, достигает 35-86% с 1-го по 4-й год обучения в вузе [5]. В вузах силовых структур исследователи отмечают более стабильный уровень физической подготовленности курсантов как на протяжении учебного года, так и всего периода обучения [6].
Физическая подготовленность обучающихся пожарно-технического профиля предполагает развитие разносторонних кондиционных способностей, оптимальный уровень владения прикладными умениями и навыками. Немаловажную роль в физической и функциональной готовности организма человека в условиях многократных быстрых перемещений в различных экстремальных ситуациях (загазованности отравляющими веществами, недостатка кислорода, разного температурного режима, внезапного появления на пути движения падающих предметов и т.п.) при тушении пожаров играет развитие комплекса скоростно-силовых и координационных способностей, скоростной выносливости [7]. По данным ряда авторов, у юношей-курсантов, обучающихся в вузах силовых структур, отмечен стабильный уровень развития координационных способностей и повышение результативности в развитии скоростно-силовых способностей и быстроты на протяжении учебного года и длительного периода обучения [6; 8; 9], в отличие от девушек-курсантов, у которых отмечено снижение результативности [4]. Мониторинг результатов тестирования физической подготовленности курсантов и слушателей позволяет получить оценку уровня развития и изучить особенности формирования искомых кондиционных способностей, необходимые для коррекции методики воспитания обучающихся в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов государственной противопожарной службы.
Материалы и методы исследования
В тестировании физической подготовленности приняли участие обучающиеся (очной формы обучения) 1-4 курсов Академии в I и II семестре 2015-2016 учебного года: 84,6% - лица мужского пола,15,4% - лица женского пола. Возраст курсантов варьировал от 18 до 24 лет. Дополнительно было проведено тестирование у 62 курсантов и слушателей мужского пола с 3-го по 5-й курс в 2015-2017 гг. в возрасте 20-26 лет, не проходивших обязательную программу по физической культуре на выпускном курсе. Уровень развития скоростно-силовых и координационных способностей обучающихся оценивался на основании сравнения результатов наблюдения с нормативными требованиями (табл. 1), предъявляемыми к результатам освоения учебной программы по специальности «Пожарная безопасность», в следующих тестах [7]:
- бег на 100 м отражает развитие скоростно-силовых качеств (нервно-мышечная координация, сила мышц ног, быстрота движений, скорость реакции);
- челночный бег 10х10 м характеризуется максимальной интенсивностью пробегания всей дистанции в анаэробном режиме. Основное предназначение упражнения – развитие координационных способностей, быстроты двигательных действий и скоростной выносливости, повышение устойчивости организма к недостатку кислорода. Прикладное назначение данного упражнения заключается в способности обучающегося выполнять на максимальной скорости и за короткий промежуток времени перебежки с изменением направления движения.
Таблица 1
Контрольные нормативы по физической подготовке
Наименование упражнений |
Пол |
1 курс |
2 курс |
3-4 курс |
||||||
высокий |
выше среднего |
средний |
высокий |
выше среднего |
средний |
высокий |
выше среднего |
средний |
||
Бег 100 м (сек.) |
Муж. |
13,1 |
13,6 |
14,6 |
13 |
13,5 |
14,3 |
12,9 |
13,4 |
14,2 |
Жен. |
15,5 |
16,3 |
16,9 |
15,3 |
16,1 |
16,7 |
15,1 |
15,9 |
16,5 |
|
Челночный бег 10 х 10 м (сек.) |
Муж. |
26 |
27 |
28 |
25 |
26 |
27 |
24 |
25 |
26 |
Жен. |
31 |
33 |
35 |
30 |
32 |
34 |
29 |
31 |
33 |
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA 7.0 (StatSoftInc, США) с использованием общепринятых методов вариационной статистики [10]. Количественные переменные представлены в зависимости от распределения исследуемых величин: при нормальном распределении исследуемых величин в виде средней арифметической (М) и стандартного отклонения (σ), при отклонении от нормального распределения исследуемых величин – в виде медианы и процентилей (25; 75). При нормальном распределении сравнение исследуемых величин в независимых группах выполнено с помощью парного t–критерия Стьюдента и t–критерия Стьюдента с поправкой Бонферрони (более 2 групп). При повторных измерениях был использован дисперсионный анализ повторных измерений (t-критерий Стьюдента) при сравнении исследуемых величин в группе. При распределении, отличном от нормального, сравнение в независимых группах было проведено с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни и Крускала-Уоллиса (более 2 групп), при повторных наблюдениях в группе (до - после) - с помощью критерия Вилкоксона. Попарное сравнение во множественных (3) наблюдениях проводилось с помощью критерия Ньюмена-Кейлса для расчета коэффициентов достоверности различий между группами. При сравнении качественных признаков (уровень подготовленности) использовался критерий χ². Сравнение абсолютных и относительных частот бинарных признаков проводилось с помощью критерия χ² Пирсона с поправкой Йейтса или двустороннего точного критерия Фишера (при числе наблюдений в одной из ячеек 4-польной таблицы менее 5). Критический уровень значимости, при проверке статистических гипотез о существовании различий показателей между группами, (p) принимался равным 0,05 и меньше.
Результаты и их обсуждение
Тестирование физической подготовленности в 1 семестре показало, что каждый 5-й курсант, независимо от пола, показывает высокий уровень результатов, каждый третий – выше среднего уровня в беге на 100 метров. При этом каждая 6-я представительница женского пола не справляется с контрольным нормативом в отличие от юношей (р<0,05). Наиболее выраженное снижение результатов проявляется у девушек во 2-м семестре увеличением доли лиц со средним уровнем подготовленности и соответствующим снижением доли лиц с высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств и быстроты (p<0,05, табл. 2).
Проведение тестирования в челночном беге показало высокий уровень подготовленности у подавляющего большинства представительниц женского пола на протяжении всего учебного года, что превышает соответствующий уровень обучающихся мужского пола в 1,97-1,47 раза. Независимо от пола к концу учебного года выявлено снижение качества подготовки, наиболее ярко проявляющееся у курсанток значительным увеличением доли лиц с удовлетворительным уровнем подготовки, что в 3 раза превышает аналогичный показатель в 1 семестре учебного года (p<0,01), и снижением доли лиц с высоким уровнем подготовленности на 12,1% (табл. 2).
Анализ показателей, отражающих уровень развития комплекса скоростно-силовых и координационных способностей и скоростной выносливости, позволяет говорить об отсутствии различий между группами, проживающими в разных экологических условиях. При этом отмечено увеличение доли лиц обучающихся со средним уровнем результатов к концу учебного года (p<0,025) в 1,8-3,2 раза за счет снижения доли лиц с высоким уровнем результативности (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика уровня развития скоростно-силовых и координационных способностей обучающихся по результатам тестирования (%)
Вид испытания |
Период тестирования |
n |
Уровень |
|||
низкий |
средний |
выше среднего |
высокий |
|||
|
мужской пол |
|||||
Бег 100 м |
1 семестр |
312 |
1,92 |
42,95 |
33,33 |
21,79 |
2 семестр |
148 |
0,68 |
43,24 |
39,86 |
16,22 |
|
Челночный бег 10х10 м |
1 семестр |
307 |
0,00 |
51,14 |
23,78 |
25,08 |
2 семестр |
305 |
5,25 |
38,03 |
34,10 |
22,62 |
|
3 курс |
62 |
5,97 |
65,67 |
19,40 |
8,96 |
|
4 курс |
14,93 |
52,24 |
23,88 |
7,46 |
||
5 курс |
20,31 |
40,63 |
29,69 |
9,38 |
||
|
|
проживающие в городе |
||||
1 семестр |
144 |
- |
19,30 |
48,30 |
32,40 |
|
2 семестр |
- |
35,00 |
36,40 |
28,60 |
||
|
|
проживающие в сельской местности |
||||
1 семестр |
78 |
- |
9,20 |
55,30 |
35,50 |
|
2 семестр |
- |
30,30 |
40,80 |
28,90 |
||
|
женский пол |
|||||
Бег 100 м |
1 семестр |
62 |
16,13 |
30,65 |
30,68 |
22,58 |
2 семестр |
27 |
14,81 |
48,15 |
25,93 |
11,11 |
|
Челночный бег 10х10 м |
1 семестр |
61 |
0,00 |
4,92 |
31,15 |
63,93 |
2 семестр |
48 |
0,00 |
16,67 |
37,50 |
45,83 |
Динамические наблюдения за физической подготовленностью курсантов мужского пола свидетельствуют о более высоком уровне абсолютных показателей у обучающихся старших возрастных групп, наиболее ярко проявляющихся в конце учебного года при тестировании в челночном беге. Анализ абсолютных показателей юношей-курсантов в 1 семестре учебного года выявил статистически значимые отличия, где первокурсники 18 лет показывают более низкий уровень результатов по сравнению со старшекурсниками 20-21 года на 0,62-0,72 секунды (р<0,001). В конце учебного года во всех возрастных группах отмечены статистически значимые отличия: у 19-летних юношей результаты хуже, чем у 20-21 летних курсантов, на 0,71-0,99 сек. (р<0,01); 20-летние курсанты уступают 21-летним на 0,28 сек. (р<0,05).
Анализ тестирования в беге на 100 м показал более высокий уровень результатов 19-летних юношей по сравнению с 18-летними - на 0,19 секунды в 1-м семестре. Во 2-м семестре статистически значимых отличий в возрастных группах по данному виду испытаний не выявлено (табл. 3).
Расчет абсолютных показателей тестирования в челночном беге 10х10 м на протяжении 3-5-го года обучения показал, что интервалы квартилей находятся в пределах средних значений согласно учебным контрольным нормативам (табл. 3).
Таблица 3
Показатели физической подготовленности курсантов юношеского возраста
Вид тестирования |
Возраст/ условия проживания |
n |
1 семестр |
n |
2 семестр |
Достоверность в/групп. отличий |
Бег 100 м, сек. |
18 лет |
55 |
14,05±0,52 |
- |
- |
- |
19 лет |
49 |
13,89±0,57 |
81 |
13,46±0,46 |
- |
|
20 лет |
36 |
13,73±0,55 |
53 |
13,56±0,45 |
- |
|
город |
107 |
13,98 ± 0,50 |
107 |
13,50 ± 0,49 |
p < 0,001 |
|
село |
32 |
13,84 ± 0,48 |
32 |
13,46 ± 0,53 |
p < 0,01 |
|
Достоверность межгрупп. отличий |
р 18-19 < 0,05 |
- |
- |
|||
Челночный бег 10х10 м, сек. |
18 лет |
59 |
25,86 [25,24-26,62] |
- |
- |
- |
19 лет |
80 |
25,57 [24,78-26,50] |
82 |
26,09 [25,09-26,79] |
- |
|
20 лет |
77 |
25,24 [24,90-25,63] |
70 |
25,39 [24,86-26,15] |
- |
|
21 лет |
24 |
25,14 [24,39-25,83] |
50 |
25,10 [24,38-25,56] |
- |
|
город |
144 |
25,54 ± 1,01 |
144 |
25,66 ± 1,03 |
- |
|
село |
78 |
25,28 ± 0,75 |
78 |
25,43 ± 0,96 |
- |
|
Достоверность межгрупп. отличий |
Р 18-20,21 < 0,01 Р г-с=0,053 |
- |
Р 19-20,21 < 0,01 Р 20-21 < 0,05 |
- |
Анализ уровня развития скоростно-силовых и координационных способностей выявил снижение доли лиц со средним уровнем результатов в 1,6 раза на 5-м курсе по сравнению с 3-м годом обучения (p<0,5) как за счет увеличения доли лиц с уровнем развития выше среднего, так и значимым увеличением доли лиц с низким уровнем показателей тестирования в челночном беге в 3,40-1,34 раза по сравнению с 3-4-м годом обучения (табл. 2). Таким образом, проведенные нами исследования позволили выявить возрастные отличия абсолютных показателей физической подготовленности курсантов юношеского возраста, наиболее ярко проявляющиеся при адаптации 18-19-летних курсантов на 1-м курсе по отношению к старшим возрастным группам. Проведённый анализ результатов тестирования позволил выявить половые особенности в формировании скоростно-силовых и координационных способностей. Наилучших успехов юноши-курсанты достигают в беге на 100 м, а девушки-курсанты в челночном беге, где 98-100% обучающихся справляются с контрольными нормативами. Независимо от экологических условий проживания у юношей выявлен положительный прирост абсолютных показателей в беге на 100 м и стабильный уровень качества подготовки в тестах в течение учебного года, что отмечают и другие исследователи [8; 9]. У девушек-курсантов, наоборот, отмечено снижение качества подготовки, характеризующееся увеличением доли лиц с более низким уровнем результативности. Это согласуется с данными других исследований в отношении обучающихся вузов силовых структур [4]. Значительные трудности представительницы женского пола испытывают в беге на 100 м на протяжении всего учебного года.
В результате динамического наблюдения обучающихся на протяжения 3-5-го года обучения выявлено снижение уровня комплексного развития скоростно-силовых и координационных способностей обучающихся. Возможно, одной из причин низкого уровня развития основных кондиционных способностей каждого 5-го выпускника является снижение объема систематической нагрузки по физической культуре на 5-м году обучения и недостаточная мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой, что отмечают и другие исследователи [3; 5]. При этом увеличение доли лиц с высоким уровнем результатов, возможно, отражает устойчивую мотивацию к самостоятельным занятиям группы выпускников, для которых важна оценка их профессиональной компетентности при последующем трудоустройстве.
Заключение
Анализ результатов мониторинговых исследований уровня развития скоростно-силовых и координационных способностей у курсантов и слушателей пожарно-технического вуза в возрасте 18-26 лет показал, что включение в программу обучения курсантов 1-4-го года систематической физической нагрузки способствует и сопровождается положительной возрастной динамикой силовых, скоростных и координационных показателей. В течение первых четырёх лет обучения, когда физическая подготовка включена в программу обучения, курсанты мужского пола демонстрируют стабильный уровень результатов тестирования, в то время как у девушек выявлено снижение уровня подготовленности в показателе бег на 100 м. При исключении систематической нагрузки из учебной программы на 5-м году обучения, а следовательно, при несистематической физической нагрузке у курсантов снижается уровень ряда показателей скоростно-силовых и координационных характеристик, что может отразиться на их профессиональной деятельности. Таким образом, можно заключить, что особенности будущей профессии пожарных-спасателей требуют формирования физического здоровья обучающихся (и поддержания его на высоком уровне путем систематических физических нагрузок), что обеспечит их функциональную готовность и способность эффективного решения сложных профессиональных задач.
Библиографическая ссылка
Кимяева С.И., Михайлова Л.А. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28168 (дата обращения: 21.09.2024).