Информатизация системы образования требует дополнительных знаний и умений преподавателя, а именно – развития ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью понимают уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности [1].
Реалии развития общества требуют от кандидата на определенное место таких качеств, как конкурентоспособность, коммуникабельность, обучаемость и др. После окончания учебного заведения необходимо обладать многими навыками, которые в прошлом годами вырабатывались сформировавшимися специалистами. При такой конкуренции будущие учителя должны постоянно повышать свою квалификацию, проявлять творчество и креативность в своей профессиональной деятельности.
Цель исследования
Одним из методов научного исследования, широко применяемым в педагогике, является моделирование. Вопросы моделирования рассматривались в работах таких видных ученых, как Г. Клаус, В.В. Краевский, Я.Г. Неуймин, И.Б. Новик и др. [2].
Под моделью (в широком смысле) понимают любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления [3].
Функция модели состоит в раскрытии структуры исследуемого объекта и взаимоотношения составных элементов этой структуры. По мнению А.Н. Дахина, модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм, который отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [4].
В словаре системы основных педагогических понятий модель определяется как образ некоторой системы [5]. Таким образом, целью исследования является выявление условий и описание структуры модели формирования ИКТ-компетентности у будущих учителей информатики.
Материал и методы исследования
Модель формирования ИКТ-компетентности будущего учителя информатики включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты. Структура модели представлена на рисунке.
Целевой компонент раскрывает цель, подходы, принципы, задачи и условия формирования ИКТ-компетентности будущего учителя информатики.
Содержательный компонент включает формулировку целей и задач, обоснование необходимости формирования ИКТ-компетентности. Выбор уровневой модели обучения будет способствовать переводу обучения в самообучение, развития в саморазвитие. Это окажет влияние на развитие профессиональных качеств и развитие личности студента в целом.
Структура модели формирования ИКТ-компетентности будущих учителей информатики
В данном блоке использованы следующие подходы: рефлексивный, компетентностный и деятельностный. Перечисленные подходы позволят организовать процесс обучения в соответствии с педагогическими принципами, необходимыми для наилучшего достижения образовательных целей.
Методы и средства реализации модели описывает процессуальный компонент. Результативный компонент, в свою очередь, позволяет оценить результативность применяемой модели формирования ИКТ-компетентности будущих учителей информатики.
Выявлены педагогические условия реализации модели: организация информационно-образовательного пространства для обучения студентов; соотнесение профессиональных компетенций с трудовыми функциями учителя информатики; выделение составляющих ИКТ-компетентности будущего учителя информатики. При осуществлении комплекса условий обеспечивается повышение качества подготовки будущих учителей информатики и их конкурентоспособность [6].
Рассмотрим подробнее применение выделенных выше подходов для формирования ИКТ-компетентности. Компетентность – это более широкое понятие, чем квалификация. Так, квалификация отвечает только за предметные знания и умения, а компетентность в свою очередь отвечает за более широкий круг навыков. Компетентность – это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения. Следует отметить, что идея формирования компетенций взята из Европейского подхода к подготовке специалистов. Так, под компетенцией в широком смысле подразумевается способность к широкому мышлению, анализу, рефлексии. Способность к рефлексии лучше всего проявляется, если при обучении студента использовать идеи рефлексивного подхода.
В профессиональном стандарте педагога определены три уровня овладения ИКТ-компетентностью: общепользовательский, общепедагогический и предметно-педагогический. Каждому уровню овладения компетентностью соответствуют свои знания и умения, которые необходимо освоить учителю. Для перехода к следующему уровню овладения ИКТ-компетентностью учителю необходимо овладеть всеми составляющими предыдущего уровня. Рассмотрим, какими знаниями, умениями и владением для каждого уровня ИКТ-компетентности должны обладать будущие учителя на примере темы «Обучение разработке электронных образовательных ресурсов» в курсе «Web-дизайн».
Так, для освоения общепользовательской ИКТ-компетентности учитель должен обладать:
1) знанием общих принципов создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для обучения;
2) умением:
- управлять мультимедиаресурсами при проведении занятия;
- установить или воспроизвести необходимый материал в электронном виде;
- запускать персональный компьютер, планшет и прочую электронную технику;
- работать с электронной техникой (включение, выключение, перезагрузка, работа с ОС);
- устанавливать программы для создания ЭОР или осуществлять поиск их в сети Интернет;
3) владением:
- специальными программами, связанными с предметной областью учителя.
Данные знания необходимы для изучения и понимания следующей ИКТ-компетентности. В общепедагогическую ИКТ-компетентность входят умения пользоваться средствами ИКТ, использовать учебные материалы, подбирать либо разрабатывать для учащихся подходящие индивидуальные материалы, которые раскроют их потенциал и знание различных подходов в обучении, и применение данных методов для учащихся при помощи ранее созданных или найденных ЭОР.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность в свою очередь состоит из следующих умений: находить, работать и создавать ЭОР в области своих знаний и способность передать данные знания обучающимся при помощи выбранного подхода к обучению, находить материал по необходимой теме и развивать его в интересный для обучающихся с целью заинтересовать и побудить их к самостоятельному изучению данной области, организовать занятие таким образом, чтобы вовлечь всех обучающихся в процесс освоения материала [7].
В связи с развитием информационных технологий и общества в целом будущим учителям необходимо изучать не только инструментарий или определенный материал, а быть готовыми к изменениям, освоению нового материала. Будущие учителя должны иметь такую базу и такие знания, которые дадут им конкурентное преимущество на протяжении всей карьеры. Таким образом, будущие учителя должны понимать суть, возможности и пути развития информационных технологий, их применение на практике [8].
При проведении занятия с использованием ЭОР существует несколько моделей взаимодействия между обучающимися и учителем.
ЭОР можно использовать:
- на уроке учителем при самостоятельном взаимодействии обучающегося с его содержанием или под руководством учителя;
- в процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями учителя;
- во внеурочной деятельности в соответствии с индивидуальным выбором обучающегося и рекомендациями учителя или самостоятельно.
Так, каждый новый этап дает обучающемуся больше самостоятельности и мотивирует его к самостоятельному изучению материала. ЭОР в данном случае отлично подходят для такой деятельности. Учитель же должен быть готов применять новые модели поведения на занятиях.
В настоящее время различные гаджеты используются для обучения. У многих учеников есть планшеты и смартфоны. У каждого из них есть полезные приложения, которые можно использовать в образовательных целях. В будущем, на наш взгляд, приложения формата ЭОР получат популярность и совсем скоро станут движущей силой в развитии ЭОР. Кроме того, идеи веб-дизайна теперь также применимы к приложениям для планшетов и смартфонов. Почти у каждого сайта есть своя мобильная версия. Многие сайты имеют адаптивные или респонсивные версии.
Информатизация общества и образования предполагает, прежде всего, использование электронного контента. ЭОР идеально справляются с этой задачей. Разнообразие и возможности ЭОР дают учителям полный спектр возможностей для проведения разноплановых занятий для достижения определенных целей. При разработке подобного курса у учителя будут вырабатываться ИКТ-компетентности, определенные ранее.
Применение современных подходов к обучению позволяет по-новому организовать учебный процесс. Опираясь на принципы конкретного подхода, можно разнообразить занятия, побуждая обучающихся к самообучению и саморазвитию. В качестве такого подхода нами выбран рефлексивный подход к обучению [10].
Основополагающим элементом рефлексивного подхода является рефлексия. Рефлексия – это механизм, благодаря которому система создает условия для самореализации. Отметим, что рефлексия направлена на понимание и осознание личной позиции учителя в учебно-познавательном процессе. Это помогает понять свои возможности и способности в процессе учебной деятельности, оценить степень владения определенными действиями [9].
Для достижения целей, поставленных перед системой образования, необходимо обучение в высшей школе перевести на субъект-субъектные отношения. Главной целью реформы образования является формирование инициативных, грамотных специалистов, востребованных рынком и способных адаптироваться в динамичной профессиональной среде. Одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого студента, его постоянная работа над собой. Самое главное в учебной деятельности – это перевод обучения студентов в самообучение, развития – в саморазвитие и др. Учебная деятельность требует постоянной рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал» [10].
При таком способе обучения будущие учителя должны постоянно совершенствовать свои навыки. Студенты должны ставить перед собой более сложные задачи, если видят, что с легкостью справляются с поставленной преподавателем задачей. В этом и заключается суть рефлексивного подхода к обучению будущих учителей.
Развитие и изменение обучаемого, изменение занимаемого положения в учебной деятельности, активизация студента как субъекта деятельности - должно стать результатом рефлексивной деятельности. Когда содержание обучения превращается из цели в средство развития способности к обучению, то это не просто передача знаний, а создание условий для проявления творческой природы развития психики. Это и служит основой развивающего обучения.
Обучающийся добивается лучших успехов, когда он находится в процессе самопознания и создает знания, которые ему лично необходимы. Этот процесс рассматривается как непрерывный и бесконечный, не ограниченный институциональными рамками. Это особенно важно сейчас, когда профессиональные знания обновляются каждые несколько лет. Результатом является рефлексивный тип взаимодействия между учителем и учеником, когда отражение происходит не только в уме учителя, но и в сознании ученика [11].
В преподавании активно должны быть задействованы различные средства, стимулирующие рефлексивное мышление: групповые дискуссии, методы структурированных бесед, деловые игры и семинары.
Правомерно использовать принципы и методы рефлексивного подхода в работе со студентами. Использование упражнений и заданий поможет студентам освободиться от рамок традиционного мышления и сделать новые открытия для улучшения ежедневной работы по освоению учебных курсов. Задача преподавателя – побудить студентов со стороны взглянуть на свое традиционное поведение и увидеть новые перспективы.
При рефлексивной деятельности у студента происходит развитие сознания, изменяется позиция по отношению к начальному уровню знаний студента. Студент активизируется в изучении интересующего его материала за счет повышения мотивации. Таким образом, когда развивающее обучение ставит во главе не цель, а средство для обучения студента − происходит не просто запоминание материала или передача опыта и знаний, а создаются условия для творческой деятельности, что способствует мотивации и развитию студента через образовательные ситуации в целом [12].
Нами экспериментально проверено, что качество подготовки будущих учителей в целом, и уровень сформированности ИКТ-компетентности в частности, повысится, а это будет способствовать профессиональному становлению выпускников.
Констатирующий эксперимент на первом этапе выявил, что главным компонентом учебного процесса в вузе является самостоятельная познавательная деятельность студентов, которая не может быть эффективной, если она не организуется и не контролируется преподавателем. Было выявлено, что предметная область информатики располагает большими возможностями в формировании не только ИКТ-компетентности, но и профессиональных, и в том числе методических, умений будущего учителя информатики. По этой причине нами был выбран рефлексивный подход в обучении студентов. Благодаря этому подходу студент может наблюдать за своим развитием, анализировать усвоенный материал и ставить себе именно такие задачи, которые помогут ему в развитии необходимых для него навыков в будущем [13].
Формирующий эксперимент показал, что в развитии дизайнерского вкуса и способностей взаимодействия с пользователем при помощи средств пользовательских интерфейсов и поведенческих факторов пользователей в создании ЭОР средствами web-технологий, существуют новые возможности, позволяющие активизировать мышление студентов, усилить профессиональную составляющую в обучении студентов. Это позволит формировать и развивать методические умения будущих учителей информатики, что в свою очередь развивает их ИКТ-компетентность.
Результаты исследования и их обсуждение
Обучение в контрольной группе осуществлялось по традиционной методике, а в экспериментальной группе – путем применения разработанной модели. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что большинство студентов не занимались разработкой именно интерфейсов программных продуктов и ЭОР, а использовали самые простые или готовые варианты интерфейсов и углублялись именно в программную часть создания ЭОР.
В рамках конструирования модели для развития ИКТ-компетентности будущего учителя информатики, основанной на развитии дизайнерского вкуса и способностей взаимодействия с пользователем при помощи средств пользовательских интерфейсов и поведенческих факторов пользователей в создании ЭОР средствами web-технологий, были обоснованы и определены критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности, в качестве которых выделены следующие: степень сформированности методических умений и способов деятельности (практико-ориентированный уровень) и степень сформированности рефлексивных умений (рефлексивный уровень).
Наилучшие результаты студенты достигают в процессе общения, обсуждения и подобных занятий. Таким образом, студенту легче всего выяснить именно тот вопрос, который его волнует. Отметим, что сам процесс рефлексии бесконечен и цикличен и выходит далеко за рамки конкретной программы обучения. Если по какой-либо причине процесс рефлексии не выходит за рамки обучения, его нельзя считать завершенным или реализованным.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня учебной мотивации и рефлексии у студентов
Уровень мотивации и рефлексии |
1-й этап |
2-й этап |
Количество верных ответов |
Количество верных ответов |
|
Высокий уровень |
20 |
26 |
Хороший уровень |
36 |
44 |
Положительное отношение |
56 |
43 |
Низкий уровень мотивации |
3 |
2 |
Негативное отношение |
5 |
5 |
Итого: 120 учеников |
Итого: 120 учеников |
Для оценки результатов исследований был применен критерий хи-квадрат. Обрабатывались результаты анкеты, которую студенты заполняли до и после прохождения курса. Результаты диагностики уровня учебной мотивации и рефлексии у студентов представлены в таблице 1.
Для использования критерия хи-квадрат в таблице 2 представлены результаты студентов. В данной таблице:
Qn1 – высокий уровень рефлексии;
Qn2 – хороший уровень рефлексии;
Qn3 – положительное отношение к предмету и средний уровень рефлексии;
Qn4 – низкий уровень заинтересованности в предмете и, соответственно, низкий уровень рефлексии;
Qn5 – негативное отношение к предмету и отсутствие рефлексии.
Таблица 2
Результаты этапов
Этапы |
Высокий уровень |
Хороший уровень |
Положительное отношение |
Низкий уровень |
Негативное отношение |
Итог |
1-й этап |
Q11 = 20 |
Q12 = 36 |
Q13 = 56 |
Q14 = 3 |
Q15 = 5 |
120 |
2-й этап |
Q21 = 26 |
Q22 = 44 |
Q23 = 43 |
Q24 = 2 |
Q25 = 5 |
120 |
Суммы |
Q11 + Q21 = 46 |
Q12 + Q22 = 80 |
Q13 + Q23 = 99 |
Q14 + Q24 = 5 |
Q15 + Q25 = 10 |
240 |
Для подобных оценок подсчет эмпирического значения осуществляется по формуле:
Подставляем данные в формулу:
Находим критическое значение критерия хи-квадрат по таблице критических значений. Для этого вычисляем число степеней свободы df.
где R – количество строк в таблице, С – количество столбцов.
Таким образом,
Согласно таблице критических значений для уровня статистической значимости
критическое значение
Полученное нами значение меньше значения это значит, что в данном случае будет принята нулевая гипотеза. То есть существует разница в уровне рефлексии студентов до и после прохождения разработанного курса. Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный курс положительно влияет на развитие рефлексивных навыков в обучении.
Выводы
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что обучение разработке ЭОР развивает ИКТ-компетентность будущего учителя информатики. Описанная модель формирования ИКТ-компетентности может быть применена при изучении любой дисциплины профессионального блока. Использование данной модели позволит повысить качество подготовки будущих учителей информатики и их конкурентоспособность.
Библиографическая ссылка
Поднебесова Г.Б., Ефремов А.С. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ПОМОЩИ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28160 (дата обращения: 21.09.2024).