Происходящие в мире процессы глобализации, экономические перемены, достижения в развитии ведущих отраслей науки и техники стали причиной преобразований практически во всех направлениях нашей жизни, в том числе в образовании. Мы видим, что принятие за основу европейской системы образования, внедрение Болонского процесса в корне изменили требования, предъявляемые как к системе высшего образования в целом, так и к отдельно взятому выпускнику[1–3]. Образование, направленное только на получение каких-то знаний, уже не актуально. Ведь в дальнейшем работодателем будут востребованы не только знания выпускника, но и умение применить их в коллективе, работать в команде, саморазвиваться, оперативно принимать самостоятельные решения. Значит, именно этому надо научить студента в процессе подготовки, именно в этом он будет нуждаться в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Владение этими качествами позволит ему после обучения быть полезным и самому себе, и обществу.
Цель исследования. Ошибки в проведении государственной образовательной политики неизбежно приведут к откату страны назад в научно-техническом развитии, спаду как экономики, так и качества жизни. Ставится задача изменения самого вектора образовательного процесса. Цель исследования состоит в осознании необходимости усиленного внимания к математическому компоненту подготовки будущих бакалавров, разработке технологий и методов обучения, которыми будет достигаться практико-ориентированная направленность в условиях компетентностного подхода. Ведь математика уже достаточно давно находит применение не только в технических и экономических науках, но и в истории, психологии, медицине и многих других отраслях. Поэтому владение современными математическими методами исследования является одним из требований в подготовке современного специалиста. В процессе обучения на разных направлениях подготовки бакалавры проходят большое количество математических дисциплин. Это такие предметы базовой части, как «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений». Вариативная часть предполагает изучение курсов «Методы принятия управленческих решений», «Исследование операций в экономике», «Основы математического моделирования социально-экономических процессов». Назрела необходимость в изменении всего учебно-воспитательного процесса, создании новых образовательных программ, методик преподавания, проведении лекционных, практических и самостоятельных занятий, разработке методических пособий, ориентированных на обучающихся конкретного вуза.
Материал и методы исследования. Все изменения в образовании связаны с тем, что выпускник (бакалавр или магистрант) должен по завершении процесса обучения не только знать, что ему делать дальше, но и владеть умениями, как это делать. « Компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе – работа с информацией, умение самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям, моделировать и проектировать таковые. Теперь учащийся не пассивно впитывает информацию, а вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе. В связи с этим и назрела необходимость корректировки учебных программ дисциплин, их переориентации на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности» [4, с. 95]. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения. «Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [5].
Современная высшая школа работает по стандартам третьего поколения, и даже «три плюс». Одна из их особенностей, касающаяся именно математики, состоит в существенном сокращении часов, отводимых на аудиторную работу, предполагающую общение с преподавателем и его определенную помощь. Соответственно, увеличивается объем того материала, которым студент должен овладеть самостоятельно, используя имеющиеся у него знания и технические возможности. В то же время включаются новые дидактические единицы, усиливаются требования к содержанию разделов и их количеству[1–3]. «В связи с переходом к двухуровневому образованию объем аудиторных занятий существенно сократился, а объем самостоятельной работы увеличился. При этом выявились следующие проблемы: неэффективность форм организации и контроля самостоятельной работы студентов, нехватка на всех факультетах учебников по математике, соответствующих потребностям будущей профессиональной деятельности студента...» [6, с. 144].
В то же время отметим, что требования к выпускникам вузов «в области общекультурных и профессиональных компетенций (ОК, ПК) в знании базовых разделов математики существенно повышены. Это связано с тем, что на старших курсах студент должен уметь использовать математический аппарат при выполнении курсовых работ и дипломных проектов, а это означает, что он обязан изучить курс математики в необходимом объеме, независимо от количества аудиторных часов» [6, с. 144–145]. Учитывая все вышеизложенное, приходим к необходимости осознания того, что для качественного преподавания дисциплины должны быть предложены новые методики преподавания, технологии, позволяющие как можно глубже усвоить излагаемый материал и развить навыки самостоятельной работы, сочетающие в себе лучшее из классического образования и инновационного. Сейчас недостаточно просто знать только теорию, основные понятия, определения, формулировки и способы решения типовых задач, которые обычно предлагаются в учебниках. Как результат усвоения дисциплины в соответствии с компетенциями студент должен для начала суметь сам увидеть ту проблему, решение которой было бы актуальным и полезным в области его дальнейшей практической деятельности. Затем самостоятельно сформулировать ее, составить модель, реализовать эту модель известными ему методами, обдумать полученные результаты и убедить в необходимости ее применения. Значит, все обучение должно быть направлено на подготовку специалиста, готового сразу войти в процесс трудовой деятельности в своей профессиональной области.
Реализовать эту задачу можно, используя в первую очередь информационные технологии. Объясняется это множеством причин:
– появляется возможность доступа к данным, имеющимся в большом объеме в информационных сетях;
– реализуется потребность в использовании вычислительной техники при проведении практических и лабораторных занятий по математике и математическому моделированию;
– при самостоятельной подготовке к занятиям имеется возможность привлечения большого теоретического материала из различных источников;
– во время занятий применяются аудиовизуальные средства, позволяющие сделать их более наглядными, а значит, и более интересными. Немаловажным является и тот момент, что подобная форма обучения способствует получению образования людям с ограниченными возможностями.
Новые рабочие программы включают определенное количество часов на занятия, проводимые в интерактивной форме, причем как лекционные, так и практические. В ходе их проведения используются интерактивные системы, средства телекоммуникаций, слайды. Это позволяет сделать излагаемый материал более наглядным, а значит, более понятным, сократит время на написание различных формул, таблиц, диаграмм, что даст возможность преподавателю давать больше устных пояснений к изучаемой теме. Кроме того, и у студента появляется возможность отметить для себя те моменты лекции, которые он не очень понял и на которые должен был бы обратить более пристальное внимание в дальнейшей самостоятельной работе или на практическом занятии.
Особая нагрузка в современном образовательном процессе выпадает на самостоятельную работу учащегося – более 50% всего учебного материала. Поэтому, во-первых, он вынужден сам мыслить, искать новое, сознательно строить свою работу и осуществлять ее, опираясь на собственные силы, без участия педагога, проявлять активность, что, в общем-то, и является конечной целью компетентностного подхода к обучению. Во-вторых, она становится просто необходимой в связи с сокращением аудиторных часов по новым стандартам. Ведь общий объем курса математики, как и прикладных дисциплин, остался неизменным. Здесь появляются определенные сложности, связанные с тем, что, как мы отмечали ранее в своих исследованиях, уровень подготовки абитуриентов, поступающих в региональные вузы, в большей своей части оставляет желать лучшего. По таким дисциплинам, как «Математика», базовых знаний недостаточно. Поэтому преподавателям приходится проводить большую работу, чтобы пополнить знания, без которых самостоятельная работа просто невозможна.
В Кабардино-Балкарском государственном аграрном университете на кафедре «Высшая математика» проводятся следующие виды и формы самостоятельной работы:
– практические занятия и лабораторные работы по разделам линейной алгебры и аналитической геометрии, математического анализа, дифференциальных уравнений, теории вероятностей и математической статистики, методам принятия оптимальных решений, экономико-математическому моделированию;
– индивидуальные задания в виде ситуационных задач и тестов;
– компьютерное, бумажное тестирование;
– написание рефератов, небольших исследовательских работ;
– подготовка к трем рейтинговым мероприятиям, проводимым в течение учебного семестра;
– использование электронной библиотеки университета для выполнения заданий, разработанных преподавателем [6, 7].
Для реализации задачи оптимальной организации самостоятельной работы, с целью оказания помощи студентам каждым преподавателем разработаны учебно-методические пособия, практикумы по дисциплинам, читаемым на кафедре. Все пособия составлены по аналогичным структурам, предполагающим:
– краткое изложение необходимого теоретического материала;
– разбор одного или более примеров, закрепляющих изложенную теорию;
– задания для самостоятельной индивидуальной работы, подобранные с учетом степени сложности тем и уровня подготовленности студентов.
Приведенные в конце каждого пособия вопросы, выносимые на промежуточную аттестацию, позволят учащимся заранее подготовиться к проводимому зачету или экзамену. Несмотря на кажущуюся одинаковость (на каждом факультете одна и та же дисциплина «Математика»), методические пособия существенно разнятся. Ведь за весь период работы каждым преподавателем наработан определенный багаж, накоплен свой собственный дидактический материал, подготовлены презентации. Однако у такого модульного обучения есть и свои отрицательные моменты. Оно зачеркивает идею целостности знаний и представлений студентов, разбивая весь учебный материал на относительно самостоятельные законченные блоки [1, 8].
По дисциплине создаются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), информационно-образовательные ресурсы в виде электронных учебников. Сначала такая работа проделывалась только для заочного вида обучения. Получив определенные наработки, учтя приобретенный опыт, проанализировав положительные и отрицательные моменты составленных педагогических разработок, преподаватели кафедры перешли к очному виду обучения. Были подготовлены по каждому направлению подготовки учебно-методические комплексы в соответствии с требованиями Государственных стандартов, внедрены методические пособия, в которых учебный материал разбит на три модуля с учетом проводимых рейтинговых мероприятий, разработаны рабочие тетради для проведения лабораторных работ. Созданы интерактивные тренажеры и тестовые задания разных типов с использованием видеороликов и аудиофайлов.
Сейчас имеется очень много обучающих программ. «В настоящее время можно выделить успешно развивающееся направление использования компьютерной математической системы Mathematica как средства новых информационных технологий обучения и как средства для создания и использования программных продуктов учебного назначения»[3, с. 129]. Внедрение подобных интерактивных технологий дает возможность студентам решать определенный круг задач в онлайн-режиме. В качестве дополнительного задания особенно активным и любознательным слушателям предлагается составление различных электронных тестов по пройденным темам дисциплины. Затем на практических занятиях группа сдает тест, составленный их же сокурсником. Результаты тестирования выдаются сразу же, и студент получает оценку по итогам тестирования. Такая форма работы вызывает интерес у обучающихся, так как тест создан и составлен не преподавателем. Они живо обсуждают результаты, обмениваются вопросами и впечатлениями. Это позитивно влияет на качество изучения дисциплины.
Говоря о новых формах обучения, нельзя обойти стороной дистанционное обучение, которое позволит получать непрерывное профессиональное развитие в быстро изменяющихся условиях. При изучении математических дисциплин эта форма может быть достаточно полезной, так как позволяет индивидуально работать с каждым студентом, начиная от конкретно составленного задания и заканчивая общением во время подробного разбора ошибок. Но надо помнить, что рабочие программы предусматривают обязательное проведение лабораторных и практических занятий [9]. Немаловажно, что этот вид учебной деятельности пригоден и для обучения людей с ограниченными возможностями.
Наконец, хотелось бы сказать еще об одной важной составляющей новой системы образования. Это – преподаватели. Ведь процесс перехода к компетентностному обучению возможен только в том случае, если есть люди, готовые проводить такое обучение. Необходимы квалифицированные кадры, способные адаптировать свои знания к меняющимся условиям. Этим вопросам уделялось должное внимание в предыдущих работах авторов [4, с. 94]. В нашем университете руководство уделяет много внимания решению проблемы повышения квалификации преподавателей, созданию условий для их совершенствования и развития. На уровне региональных вузов это достаточно сложная задача. Как известно, у учебных заведений практически не осталось материальной возможности отправлять своих сотрудников в центральные вузы для переподготовки, как это было ранее. Конечно, много возможностей дают Интернет и социальные сети. Но ведь понятно, что для ученых, преподавателей диалог и живое общение, споры и комментарии просто необходимы. В КБГАУ уже несколько лет подряд удается проводить международные конференции с участием ведущих ученых и преподавателей страны и зарубежья, что и является на данный момент той площадкой, которая позволяет поддерживать достойный научный уровень сотрудников вуза.
Результаты исследования. Как известно, задача ключевых компетенций состоит в том, чтобы помогать учащимся в получении качественного образования, соответствующего запросам работодателей и позволяющего быть успешными в дальнейшей жизни. В целях реализации компетентностного подхода в университете на основе накопленного преподавателями обширного инновационного эмпирического опыта разработаны и используются такие формы как аудиторных, так и внеаудиторных занятий, в которых обучающийся мог бы полностью проявить свои возможности и способности, самостоятельно получать знания из различных источников, развивать исследовательские и коммуникативные компетенции, аналитическое мышление.
Предлагаемая модель реализации компетентностного подхода в обучении математических дисциплин позволяет систематизировать знания в прикладной направленности обучения, освоить теоретические понятия с целью обнаружения связи между ними и методами познания реального мира, прививает навыки математического описания существенных свойств реальных процессов, освоения операций прогнозирования, моделирования и интерпретирования. Применение при этом интерактивных образовательных технологий представляется необходимым в связи с теми задачами, которые поставлены перед высшим образованием [4, 8, 9]. Вся разработанная и применяемая нами методика обучения дисциплине направлена на то, чтобы во время занятий и после студент приобретал не только качественные знания с использованием инновационных средств обучения, но и опыт самостоятельной деятельности, и понимание личной ответственности за свое будущее. Обладая определенным багажом знаний, он должен быть готов войти в профессию, продуктивно адаптироваться в ней, суметь найти реальное применение своим знаниям.
Заключение. На сегодняшний день результатом обучения, интеллектуальным капиталом являются не только формальные знания выпускника, но главное – те навыки и умения, которые он приобрел в процессе учебы. Традиционный подход в преподавании математических дисциплин предполагает приобретение выпускниками определенного объема знаний: чем их больше, тем выше уровень грамотности и образованности. Компетентностный подход не отрицает значения этих знаний, но делает упор на формировании способности использовать эти знания, применить их для реализации конкретных профессиональных задач. Внедрение его в преподавание математики означает достижение нового качества образования, позволит повысить уровень образованности выпускника, раскрыть его возможности, реализовать его способности к решению актуальных проблем. На выходе согласно требованиям компетентностного подхода и требованиям времени выпускник должен быть самодостаточной личностью, стремящейся состояться в профессии, обладающей навыками дальнейшего развития, совершенствования, освоения новых знаний, умеющий работать в коллективе в тандеме с коллегами [9]. Педагогический коллектив КБГАУ прилагает все усилия для реализации этой задачи, стремясь сформировать именно такие личности, которые в своей профессиональной деятельности были бы востребованы и полезны.
Библиографическая ссылка
Хачев М.М., Теммоева С.А., Литовка Н.И. ТРАДИЦИОННЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. В.М. КОКОВА // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28141 (дата обращения: 05.04.2025).