В последние годы отмечается все большая тенденция к рождению недоношенных детей, в том числе детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. В 2010 г. более 15 млн детей родились преждевременно [1]. Современные технологии лечения и выхаживания способствуют повышению выживаемости недоношенных новорожденных (НН) и уменьшению ранней детской инвалидизации, тем не менее недоношенные дети составляют группу максимального риска по формированию тяжелой патологии, связанной с незрелостью органов и систем. Одной из ключевых проблем у НН является анемия – anemia of prematurity (AOP), патогенез которой до сих пор не ясен. Эритропоэтин (ЭПО), сведения о концентрации в сыворотке у НН которого в литературе противоречивы, а также ферритин могут иметь значение в формировании изменений периферического отдела эритрона. Цель работы – исследовать гематологические показатели, характеризующие состояние периферического отдела эритрона и тромбоцитов в крови, у НН от очень ранних и ранних преждевременных родов.
Материалы и методы исследования. Исследование выполнено на 32 новорожденных в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. От родителей новорожденных получено письменное информированное согласие, исследование одобрено этическим комитетом ЮУГМУ. Группа I (n=22) – доношенные новорожденные с гестационным возрастом 37–40 недель, с проявлениями дыхательной недостаточности 2–3-й степени. Группа II (n=10) – НН со сроком гестации от 27 недель до 31 недели и 6 дней и массой 800–1500 г (экстремально низкой, очень низкой массой тела). Критерии исключения: новорожденные с гестационным возрастом 27 недель – 36 недель 6 дней гестации с признаками анемии в 1-е сутки жизни, с врожденными пороками развития, хромосомными и генетическими заболеваниями, задержкой внутриутробного развития II и III степени. Новорожденным назначено общепринятое лечение: респираторная и сурфактантная терапия, температурный режим, влажность, ограничение сенсорных воздействий, проведение энтерального и парентерального питания согласно стандартам. Оценку состояния в первые минуты жизни проводили по шкале Апгар. Исследования выполнены на 1-е, 3-и, 8-е и 18-е сутки после рождения. Кровь забирали в пробирки «Вакуэт» (Австрия) на 1-е сутки из пуповинной крови в объеме 5–7 мл, на 3-и, 8-е и 18-е сутки – из глубоких венозных линий в объеме 500 мкл. На автоматическом гематологическом анализаторе «Act Diff» («Beckman Coulter») в крови определяли: количество эритроцитов (RBC), концентрацию гемоглобина (HGB), гематокрит (НСТ), средний объем эритроцита (MCV), среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH), среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците (MCHC), показатель гетерогенности эритроцитов (RDW), количество тромбоцитов (PLT), средний объем тромбоцита (MPV), показатель гетерогенности тромбоцитов (PDW), тромбокрит (PCT). Определение концентрации ЭПО и ферритина в плазме проводили на анализаторе «IMMULITE 2000» с использованием соответствующих тест-систем (Biomerica, США). Статистический анализ проведен с использованием пакета прикладных программ Statistica for Windows v.10.0. Проверку статистических гипотез проводили с использованием критериев Краскела–Уоллиса, Манна–Уитни, Вальда–Вольфовитца, наличие связи между показателями исследовали с помощью коэффициента корреляции Спирмена (R). Отличия считали значимыми при р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. По сравнению с группой доношенных новорожденных на 1-е сутки жизни у НН от очень ранних и ранних преждевременных родов не зафиксировано статистически значимых изменений количества эритроцитов, концентрации гемоглобина, гематокрита, среднего эритроцитарного объема, среднего содержания гемоглобина и средней концентрации гемоглобина в эритроците (табл. 1). Отметим тенденцию к увеличению концентрации гемоглобина и гематокрита, вероятно, связанную с гемоконцентрацией. Обращает на себя внимание значимое снижение количества тромбоцитов и тромбокрита, данные показатели не выходят за границы референсных значений для новорожденных [2] и могут быть связаны с ограничением тромбоцитопоэза и/или мекариоцитопоэза, повышением потребления тромбоцитов или ускорением разрушения тромбоцитов в кровотоке.
На 3-и сутки жизни у НН не изменялись исследуемые показатели периферического отдела эритрона, снижалось количество тромбоцитов, тромбокрита, увеличивались средний тромбоцитарный объем, ширина распределения тромбоцитов по размеру (табл. 1). Гетерогенность циркулирующих тромбоцитов по размеру в сторону преобладания крупных клеток свидетельствует об активации синтеза тромбоцитов в костном мозге и выходе молодых (крупных) тромбоцитов в кровоток. На 8-е сутки жизни у НН относительно доношенных в крови снижаются количество эритроцитов, концентрация гемоглобина, гематокрит (табл. 2). Указанные показатели были снижены и относительно референсных значений для новорожденных [2]. Показатели, характеризующие размер эритроцитов (MCV), а также содержание гемоглобина в эритроците (MCHC, MCH), значимо не отличались от группы доношенных новорожденных. Кроме этого, на 8-е сутки жизни сохраняются снижение представительства в кровотоке тромбоцитов, снижение тромбокрита, увеличение среднего размера тромбоцитов и ширины распределения тромбоцитов. На 18-е сутки наблюдения со стороны показателей периферического отдела эритрона изменений не зафиксировано, сохраняются снижение количества тромбоцитов, тромбокрита, увеличение среднего размера тромбоцитов и ширины распределения тромбоцитов (табл. 2).
Таким образом, у НН от очень ранних и ранних преждевременных родов относительно группы доношенных на 1-е, 3-и, 8-е, 18-е сутки снижаются количество тромбоцитов, тромбокрит, увеличиваются средний размер тромбоцитов и ширина распределения тромбоцитов; на 8-е сутки жизни зафиксирована нормоцитарная, нормохромная анемия.
Снижение количества тромбоцитов в крови у НН свидетельствует о незрелости мегариоцитопоэза и/или тромбоцитопоэза и может служить фактором риска нарушений в системе первичного гемостаза, возникновения геморрагического синдрома [3]. Кроме этого, показана уязвимость неонатальных тромбоцитов в отношении активации р53-зависимого апоптоза: пятикратное увеличение по сравнению с тромбоцитами взрослых людей, что может приводить к сокращению срока жизни и ускоренной элиминации из кровотока тромбоцитов. Известно, что основным регулятором мегакариоцитопоэза у новорожденных является тромбопоэтин, синтезируемый главным образом в печени. У новорожденных снижена способность синтезировать тромбопоэтин в ответ на тромбоцитопению. По мнению многих авторов, тромбоциты недоношенных новорожденных дисфункциональны – у них нарушены адгезивная, агрегационная способности, дегрануляция и иные функции по сравнению с доношенными детьми, что рассматривается не как дефект функции клеток, а как адаптационный механизм в условиях внутриутробного развития, препятствующий активации гемостаза при контакте с материнскими тканями. Убедительно продемонстрированы онтогенетические особенности неонатальных тромбоцитов на основе анализа их транскриптома [4].
Принимая во внимание широкий спектр функциональных возможностей тромбоцитов, в том числе регуляцию функций и кооперацию с иммунокомпетентными клетками, тромбоцитопения может привести к увеличению риска инфекционных осложнений, снижению эффектов вакцинации и другим неблагоприятным последствиям [5]. В частности, в тромбоцитах ген протромбоцитарного основного белка (РРВР) кодирует синтез тромбоцитарного фактора роста из семейства хемокинов СХС, который активирует нейтрофилы через рецептор СХСR2, а тромбоцитарный белок PF4 – опосредовано через потенцирование эффекта ТНФ-альфа. Показана роль тромбоцитов в регуляции функции Т-лимфоцитов, NK-клеток. Ряд авторов отмечают корреляцию между средним тромбоцитарным объемом, шириной распределения тромбоцитов по объему и риском развития у новорожденных респираторного дистресс-синдрома, некротического энтероколита, бронхолегочной дисплазии, внутрижелудочковых кровоизлияний, инфекционных, воспалительных и протромботических состояний [6].
Зафиксированные нами признаки нормохромной, нормоцитарной анемии у НН на 8-й день жизни являются отражением anemia of prematurity (AOP). Принято считать, что почти все доношенные новорожденные имеют анемию различной степени выраженности – анемию новорожденных. Для НН характерна более выраженная по степени тяжести анемия, чем у доношенных, концентрация гемоглобина может достигать значений 90 г/л и ниже.
Механизмы формирования AOP включают кровопотерю в результате забора крови для многочисленных лабораторных исследований (что особенно выражено в первые 2 недели жизни), нарушения эритропоэза и гемолиз в связи с короткой (40–60 суток) продолжительностью жизни [7]. Совокупные потери от забора крови у НН могут составить 32 мл/кг. Полагают, что дисэритропоэтический механизм является ведущим в патогенезе АОР в связи с низкой чувствительностью к гипоксии клеток – продуцентов ЭПО в почках и в печени, а также дефицитом железа, фолиевой кислоты, витамина В12, витамина Е. Нами у НН от очень ранних и ранних преждевременных родов на 8-е сутки жизни установлена прямая средней силы взаимосвязь между выраженностью анемии и гестационным возрастом: по количеству эритроцитов (R=0,54; р<0,05), концентрации гемоглобина (R=0,51; р<0,05), гематокриту (R=0,57; р<0,05). Другие исследователи также отмечают, что тяжесть анемии нарастает по мере снижения гестационного возраста.
Одним из факторов патогенеза AOP выступает дефицит железа [8]. Недостаток железа у НН обусловлен прежде всего тем, что его транспорт и аккумуляция в организме плода от матери происходят на 80% в третьем триместре беременности, когда увеличиваются концентрация ферритина, синтез гемоглобина и негемовых белков, а также за счет интенсивного роста тканей и потребления железа пролиферирующими клетками в послеродовом периоде в условиях сниженного энтерального поступления железа. Нами установлено, что у НН от очень ранних и ранних преждевременных родов во все сроки наблюдения концентрация ферритина в сыворотке снижается по сравнению с группой доношенных новорожденных (табл. 3, 4). На 1-е сутки концентрация ферритина по медиане снижается на 84%, на 3-и сутки – на 84%, на 8-е сутки – на 65%, на 18-е сутки – на 59%. Ферритин является ключевым маркером запасов железа в организме и более информативен, чем концентрация сывороточного железа, зависящая от наличия воспалительного процесса, стресса, гемолиза и иных факторов.
Дефицит количества, или эффектов, ЭПО – еще один важный механизм формирования АОР. Данные по концентрации сывороточного эритропоэтина у НН противоречивы. Нами установлено, что у НН по сравнению с группой доношенных новорожденных концентрация ЭПО в сыворотке статистически значимо возрастает на 1-е сутки жизни в 11 раз, на 3-и сутки – в 3,3 раза, на 8-е сутки – в 4,4 раза, на 18-е сутки – в 4,6 раза (табл. 3, 4). Показано, что период полувыведения эндогенного и экзогенного ЭПО из крови у НН значительно укорочен, поэтому для реализации эффектов уровень сывороточного ЭПО должен быть выше, как и доза вводимого с терапевтической целью ЭПО. Принято считать, что эритропоэтическая активность ЭПО пропорциональна гестационному возрасту [9]. Такие факторы, как воспаление (С-РБ, ИЛ-6, ИЛ-2, эластаза плазмы), окислительный стресс и дефицит железа, существенно ограничивают эффекты ЭПО на предшественники эритроцитов в костном мозге [10,11]. В то же время ряд авторов относят ЭПО к белкам, подобным реактантам острой фазы, концентрация которого возрастает в критических ситуациях (у пациентов отделений интенсивной терапии) независимо от функционального состояния почек за счет активации гепатоцитов и клеток Купфера. В экспериментальных условиях установлено, что увеличение продукции ЭПО обусловлено эффектами ИЛ-6 на гепатоциты и повышением экспрессии гипоксия-индуцированного фактора – 1альфа [12].
Таблица 1
Гематологические показатели у НН (Me (Q25-Q75))
Показатели
|
1-е сутки |
3-и сутки |
||
Группа 1 (n=22) |
Группа 2а (n=10) |
Группа 1 (n=22) |
Группа 2а (n=10) |
|
RBC, • 1012/л |
4,19 (3,52–4,52) |
4,22 (4,21–4,87) |
4,28 (3,34–4,53) |
4,10 (3,60–4,27) |
HGB, г/л |
141,0 (120,0–164,0) |
155,0 (155,0–176,0) |
149,0 (113,0–155,0) |
144,0 (128–164,0) |
НСТ, % |
43,60 (36,10–49,60) |
49,6 (46,4–53,5) |
44,4 (35,9–46,3) |
46,0 (38,8–47,7) |
MCV, фл |
106,3 (104,2–110,3) |
110,9 (110,2–117,4) |
106,3 (103,5–107,8) |
108,3 (108,0–116,4) |
МСН, пкг |
34,10 (33,80–36,20) |
36,8 (36,8–39,0) |
34,0 (33,4–36,5) |
35,7 (35,7–40,0) |
МСНС, г/л |
32,88 (32,40–33,20) |
33,4 (33,2–33,7) |
33,4 (32,2–34,3) |
33,0 (33,0–33,9) |
RDW, % |
17,06 (15,90–18,00) |
18,3 (18,3–18,5) |
17,9 (16,1–19,1) |
18,2 (18,2–18,6) |
PLT, • 109/л |
300 (256–321) |
156 (136–185) * |
295 (245–331) |
168 (147–196) * |
MPV, фл |
7,10 (6,90–7,70) |
7,70 (7,70–8,80) |
7,30 (6,90–7,80) |
7,80 (7,80–8,30) * |
РСТ, % |
0,22 (0,19–0,24) |
0,12 (0,11–0,15) * |
0,22 (0,19–0,23) |
0,13 (0,12–0,14) * |
PDW, % |
16,80 (16,80–16,90) |
16,90 (16,5–16,9) |
16,70 (16,5–17,0) |
18,20 (18,2–18,60) * |
Примечание. Здесь и далее * – статистически значимые (р<0,05) различия с группой 1.
Таблица 2
Гематологические показатели у НН (Me (Q25-Q75))
Показатели
|
8-е сутки |
18-е сутки |
||
Группа 1 (n=22) |
Группа 2а (n=10) |
Группа 1 (n=22) |
Группа 2а (n=10) |
|
RBC, • 1012/л |
4,05 (3,45–4,45) |
3,20 (2,39–4,32) * |
3,90 (3,22–4,26) |
3,61 (3,57–4,11) |
HGB, г/л |
139,0 (113,0–145,0) |
115,0 (85,0–134,0) * |
128,0 (111,0–132,0) |
120,0 (108,0–128,5) |
НСТ, % |
41,90 (35,80–44,30) |
28,90 (25,50–40,0) * |
39,6 (34,0–39,8) |
36,40 (32,50–39,15) |
MCV, фл |
103,2 (101,4–107,8) |
103,5 (103,5–107,8) |
101,5 (98,4–102,8) |
95,3 (90,8–98,2) |
МСН, пкг |
33,6 (33,1–34,8) |
35,8 (35,0–36,4) |
34,2 (32,6–34,6) |
30,20 (29,05–32,35) |
МСНС, г/л |
33,1 (32,1–33,6) |
33,5 (33,1–34,6) |
32,8 (32,1–33,3) |
33,1 (30,6–33,3) |
RDW, % |
17,30 (15,00–18,30) |
18,00 (17,30–18,00) |
16,60 (16,00–17,06) |
19,25 (16,55–21,40) |
PLT, • 109/л |
562,0 (385,0–604,0) |
191,0 (191,0–239,0) * |
382,0 (337,0–530,0) |
217,0 (123,0–604,0) * |
MPV, фл |
7,60 (7,40–8,00) |
9,20 (9,20–9,40) * |
7,80 (7,30–8,20) |
9,30 (8,30–10,60) * |
РСТ, % |
0,43 (0,29–0,48) |
0,18 (0,16–0,28) * |
0,37 (0,33–0,44) |
0,21 (0,13–0,49) * |
PDW, % |
16,9 (16,6–17,1) |
17,7 (17,3–17,7) * |
16,5 (16,1–16,7) |
17,3 (17,2–17,5) * |
Таблица 3
Концентрация в сыворотке ферритина и ЭПО у НН (Me (Q25-Q75))
Показатели
|
1-е сутки |
3-и сутки |
||
Группа 1 (n=22) |
Группа 2а (n=10) |
Группа 1 (n=22) |
Группа 2а (n=10) |
|
Ферритин, мкг/л |
272,0 (167,0–391,0) |
42,2 (34,20–116,0) * |
281,0 (153,0–343,0) |
45,5 (45,5–85,7) * |
ЭПО, МЕ/л |
3,53 (1,80–7,10) |
38,50 (2,05–40,2) * |
1,94 (1,00–3,44) |
6,41 (2,50–16,40) * |
Таблица 4
Концентрация в сыворотке ферритина и ЭПО у НН (Me (Q25-Q75))
Показатели
|
8-е сутки |
18-е сутки |
||
Группа 1 (n=22) |
Группа 2а (n=10) |
Группа 1 (n=22) |
Группа 2а (n=10) |
|
Ферритин, мкг/л |
414 (267–478) |
144 (89–149) * |
286 (212–386) |
117 (35–224) * |
ЭПО, МЕ/л |
1,00 (1,00–1,07) |
4,40 (2,46–4,79) * |
1,00 (1,00–1,58) |
4,66 (2,76–5,12) * |
Выводы
- У недоношенных новорожденных от очень ранних и ранних преждевременных родов на 8-е сутки жизни наблюдаются признаки анемии, нарастающие по мере снижения гестационного возраста, на 1-е, 3-и, 8-е, 18-е сутки жизни в крови снижаются количество тромбоцитов, тромбокрит, увеличиваются средний размер тромбоцитов и ширина распределения тромбоцитов по размеру.
- У недоношенных новорожденных от очень ранних и ранних преждевременных родов на 1-е, 3-и, 8-е, 18-е сутки жизни в сыворотке снижается концентрация ферритина, повышается концентрация эритропоэтина.
Библиографическая ссылка
Осиков М.В., Альмухаметова О.Н., Евтушенко В.П. ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭРИТРОПОЭТИНА В СЫВОРОТКЕ У НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ ОТ ОЧЕНЬ РАННИХ И РАННИХ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫХ РОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28139 (дата обращения: 01.06.2023).