Современные тенденции в сфере образования диктуют необходимость использования новых источников для обучения иностранным языкам. Это связано прежде всего с повсеместным распространением Болонской системы образования в мире и весьма скорым развитием компьютерной сети Интернет.
Поскольку мировая экономика в настоящее время более чем когда-либо полагается на интеллектуальную мощь и инновации, а не на сырье и ручной труд в качестве генераторов благосостояния, хорошее образование стало ключевым фактором, определяющим, кто преуспеет. По оценкам Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в течение следующих тридцати лет больше людей, чем когда-либо до этого момента, получат образование при условии сохранения сегодняшних тенденций экономического и социального развития в мире.
Интернет и образование неразрывно связаны между собой сегодня. Создаются специальные технологии для обучения дистанционно, они доступны для обучения иностранным языкам и другим дисциплинам, а также различные услуги Интернета, такие как Всемирная паутина (WWW), электронная почта (E-mail), телеконференции, социальные сети и т.д.
Инновационные интернет-технологии привели к усовершенствованию системы обучения в целом и иностранным языкам в частности: методы и формы обучения изменяются, равно как и содержание преподаваемой дисциплины, аудитории укомплектованы новейшими технологическими системами, позволяющими студентам быстрее и качественнее прорабатывать учебный материал, а самостоятельная работа студентов теперь менее энергозатратна благодаря ускоренному поиску информации в сети Интернет. Методы и формы обучения новейшего времени ориентированы на энергичную познавательную деятельность слушателей. Реформа системы высшего образования руководствуется прежде всего перспективными европейскими достижениями в этой области. Требования к качеству подготовки специалистов в любой сфере диктуют необходимость выполнения работы, опираясь на знание иностранного языка.
Социальные сети, забавные видеоролики и обмен мгновенными сообщениями могут быть заманчивыми отвлечениями от образовательных занятий, однако все эти технологии также предлагают множество преимуществ в сфере образования. Поскольку аудиторные технологии и онлайн-курсы становятся более распространенными и продвинутыми, у преподавателей и студентов появляются новые способы обучения, планирования занятий и представления информации. Онлайн-классы, интерактивное обучение и оптимизированные методы исследования - всего лишь несколько преимуществ образовательного роста посредством сети Интернет. «Использование Интернета в аудитории в действительности заставляет студентов больше волноваться об обучении», - заявляет национальная научная и образовательная общественность. Поскольку интернет-деятельность часто является практической и интерактивной, студенты получают возможность напрямую заниматься информацией, а не пассивно слушать лекции. Это особенно актуально для следующих дисциплин: математика, естественные науки, физика и философия, поскольку многие студенты находят их сложными для изучения. Деятельность в Интернете может облегчить понимание этих предметов и может представить их уникальными способами, которые соответствовали бы близости учащихся к быстроразвивающимся различным коммуникационным возможностям сети Интернет [1].
С помощью Всемирной паутины становится возможным общение в реальном времени с носителями языка, использование аутентичных материалов, а также огромное количество образовательных ресурсов в текстовых, аудио- и видеоформатах. В контексте обучения иностранным языкам возможно сформировать технологическую учебную языковую среду для создания набора компетенций для студента, изучающего иностранный язык, образовательного пространства, передающего социальную и культурную оригинальность изучаемого языкового и культурного сообщества. Аутентичная языковая среда может быть сформирована на базе сети Интернет, не говоря о том, что мотивирующий фактор для изучения иностранного языка посредством интернет-технологий присутствует в полном объеме. Интернет-ресурсы - это специальные программы, обучающие иностранным языкам, региональным географическим материалам, представляющие новости в областях экономики и политики специальных периодических изданий, а также широкий спектр обучающей литературы, которую преподавателю необходимо приспособить для тех или иных обучающих целей. Студенты могут принимать участие в интернет-конкурсах, олимпиадах, создавать мультимедийные презентации в ходе работы над тематическими проектами, проводить разнообразную работу с текстами по специальности для подготовки уже своих собственных докладов, презентаций и ответов в аудитории [2].
В наше время с помощью сети Интернет любой субъект на планете, подключенный к ней, может в полном объеме удовлетворить свои личные потребности в общении, увеличить собственный информационный ресурс, обогатить себя в культурном и образовательном плане, а также объединить несколько сторонних субъектов в одну информационную тему. Стоить упомянуть, что в ракурсе изучения иностранных языков Интернет дает возможность данному субъекту в полной мере реализовать все свои потребности, предоставляет структурированную информацию по той или иной теме, выполняет объективный контроль над усвоением того или иного материала, таким образом, является незаменимым помощником в изучении иностранного языка [3].
В XXI веке огромное внимание уделяется проблеме использования модернизированных технологий информационной сети Интернет в разных аспектах деятельности человека. Образование не отстает в этом плане. Оно целенаправленно использует все преимущества интернет-технологий. Реальность настоящего - быстрое и динамичное изменение методики и методов изучения языка [4]. Обучающие интернет-ресурсы, активно применяемые в учебном процессе, условно разделяются на две группы: технологии сети, которые используют локальные интернет-соединения и широкие - электронные технологии, которые включают в себя сборники методических рекомендаций, руководства по изучению того или иного материала, дидактические материалы для использования при дистанционном изучении предмета, обеспечивающие интерактивный контакт со слушателями посредством сети Интернет, даже в режиме реального времени; технологии, ориентированные на конкретную аудиторию (обучающие программы, виртуальные модели реальных процессов, презентационные программы, электронная обучающая литература, программы менеджмента и контроля, дидактические ресурсы) [5]. В данной статье рассматривается применение специальных интернет-ресурсов, а именно социальных сетей Интернета - для повышения мотивации слушателей высшей школы в изучении иностранных языков, делая тем самым самостоятельную работу студентов более продуктивной и качественной, несмотря на дистанционный подход к изучению иностранных языков.
Цель исследования
Интернет-ресурсы могут помочь студентам улучшить свои навыки письма, сосредоточиться на стилях и грамматических особенностях письменных произведений, а также дать множество практических подсказок: как создать резюме, которое привлечет интерес потенциальных работодателей, как подготовиться к первому собеседованию, как управлять временем и даже как сдать экзамены. Существуют также тематические веб-сайты, на которых преподавателя и студенты могут найти дополнительные материалы по определенной дисциплине (Electronic Supersite) [6].
Однако для успешного формирования навыков иноязычного письма и речи необходимо соблюдение ряда условий, как то: профессионализм преподавателя, верно подобранные ресурсы обучения и, несомненно, мотивация самого слушателя. Здесь ключевую роль играет заинтересованность студента в овладении всеми необходимыми компетенциями в изучении иностранного языка. Помимо подбора преподавателем методического материала, для работы в аудитории обязательным элементом видится организация самостоятельной работы слушателя. Социальные сети Интернета могут развивать не навязанную извне, а непосредственно «свою», осознанную мотивацию к изучению иностранных языков [7]. Они являются в настоящее время доступной, широкой платформой для общения со сверстниками, получения культурного опыта, расширения кругозора, получения новых знаний, применения уже полученных языковых навыков на практике и, как следствие, генерации дальнейшей мотивации к изучению иностранных языков.
Формируется устойчивая тенденция распределения пользователей социальных сетей в группы по возрасту, а также интересующей тематике. Возрастная категория участников групп в социальных сетях напрямую зависит от контента в той или иной группе.
Социальные сети дают возможность коммуникации для студентов в любом формате: от представления собственных тем для обсуждения до общения непосредственно в личном чате. Контроль и оценка коммуникативных навыков отсутствует, вследствие чего формируется психологическая уверенность в собственных возможностях, положительная установка на изучение иностранного языка, а это, в свою очередь, предполагает более интенсивное общение, дальнейшее развитие коммуникационных навыков и иноязычных компетенций.
Кроме того, коммуникативная среда социальных сетей Интернета способна развивать внутренние мотивы к изучению иностранных языков каждого конкретного индивидуума, давая возможность проявлять именно «его» чувства, эмоции, выражать собственные идеи, делиться собственным опытом. Студент перестает быть пассивным слушателем и становится активным участником процесса общения, позволяет себе выражать свои мысли более четко и уверенно, используя более сложные грамматические структуры и лексику.
Уровень владения иностранным языком не является ключевым фактором для использования социальных сетей как дополнительного источника обучения. В помощь слушателю предоставлены доступные источники информации, а также пособия по переводу.
Материал и методы исследования
Обучение иностранному языку не представляется возможным только на аудиторных занятиях. Идеальными условиями для реализации целей обучения можно считать интенсивное изучение грамматического и лексического материала с параллельным использованием полученных знаний на практике. Особая роль принадлежит самостоятельной работе студента. Часто на самостоятельную работу отводят чтение литературы, прослушивание аудиозаписей и просмотр видеороликов с последующим их обсуждением уже в аудитории [8].
Интернет в настоящее время предоставляет уникальные возможности в отработке и использовании полученных на занятиях знаний на практике. Применение социальных сетей в плане изучения иностранных языков дает возможность определять и воспринимать образовательные средства и источники Интернета не как дополнительные (хотя они могут принимать и такие формы), а как аналоговые или альтернативные [9].
Проанализировав предварительно сформулированные гипотезы о преимуществах обучения иностранным языкам посредством сети Интернет, мы пришли к выводу о том, что социальные сети в настоящее время являются средством повышения мотивации к изучению иностранных языков, а также развития различных коммуникативных навыков при изучении иностранного языка в высшей школе, как следствие - улучшения коммуникативной компетенции слушателей (по типам речевой деятельности). Многие способности, приобретенные в процессе общения слушателей, универсальны для нескольких типов речевой активности сразу: продуктивные (речь и письмо) и восприимчивые (чтение и аудирование). Например, способность отделять основную информацию от второстепенной может принадлежать как аудированию, так и чтению, а умение формулировать и обосновывать точку зрения - говорению и письму [10]. Развитие перечисленных компетенций полностью соответствует требованиям современного образовательного стандарта для иностранных языков различных специальностей вузов, следовательно, подтверждает полезность внедрения данной дополнительной методики в обучение иностранным языкам.
Для определения уровня вовлеченности и заинтересованности слушателей высшей школы в изучении иностранного языка посредством или с помощью социальных сетей Интернета, а также для объективной оценки преимуществ данного метода в области качественного усвоения материала мы предложили студентам университета ввести дополнительный модуль для самостоятельной работы по применению навыков общения на английском языке через социальную сеть.
В связи с этим был проведен опрос с целью определения наиболее популярной социальной сети среди студентов университета в возрасте от 17 до 24 лет.
Было определено, что самой популярной сетью является «Вконтакте», однако из-за ограниченного английского контента и недостаточного количества иностранных студентов, зарегистрированных в данной социальной сети, эксперимент проводился посредством социальной сети Facebook.
Таким образом, была создана специальная страница «Английская группа» (English Group), в которую были приглашены студенты, изучающие английский язык для общих и специальных целей, и размещен контент, помогающий мотивировать учащихся к изучению иностранного языка или просто упрощать изучение английского языка. Далее администраторами в данную группу были приглашены студенты из других стран: Великобритании, Индонезии, Индии, Австралии, Китая и др. Общее количество участников группы на момент анализа и наблюдения было 1500. Содержательное наполнение страницы было разноплановым: оно было подобрано с учетом интересов студентов, возраста, пробелов в знаниях английского языка, актуальности материалов. Контент был представлен в виде видео уроков, цитат знаменитых людей, забавных историй, социальных роликов о жизни студентов разных стран, отрывков из литературных произведений, описаний архитектурных сооружений, советов по проведению досуга и т.д.
Участники группы были подобраны лишь с учетом их возраста. Контент страницы формировался в системе общих знаний без уклона в дальнейшую профессиональную деятельность участников группы, использовался общий английский язык (General English).
Среди поставленных целей эксперимента можно выделить:
- наблюдение и анализ изменения мотивации и внутренней заинтересованности студентов в изучении иностранного языка;
- развитие у слушателей коммуникативных навыков;
- заполнение нехватки практического использования иностранного языка;
- развитие способности для самостоятельной работы;
- развитие способности слушателей объективно осуществлять контроль своих знаний и полученных навыков;
- развитие у слушателей навыков креативности;
- развитие у слушателей навыков самовыражения.
Анализ изменения мотивации слушателей к изучению иностранного языка базировался на анализе просмотров страницы, реакций на публикации, общего охвата аудитории, вовлеченности участников в обсуждение публикаций, перепостов. Было проведено анкетирование студентов с вопросом об изменении личной внутренней заинтересованности в изучении иностранного языка.
Анализ развития коммуникативных компетенций предусматривал проверку правильности изложения высказываний в публикациях и комментариях, а также тестовые задания в аудитории.
Методический эксперимент проводился на базе кафедры «Иностранные языки» Донского государственного технического университета.
Результаты исследования
Основным результатом явилось существенное повышение заинтересованности к изучению английского языка у слушателей, состоящих в группе. Доказательством этого является активная вовлеченность участников в обсуждения публикаций, беседы на английском языке в личных чатах, приглашения друзей присоединиться к группе.
Следует отметить позитивное отношение у слушателей к возможности использования приобретенных в процессе обучения навыков общения в социальной сети на иностранном языке. Психологический дискомфорт «языкового барьера» был снят благодаря неформальной атмосфере коммуникации. Это было отмечено у 89% участников группы.
Результаты изучения всей дополнительной информации, представленной в виртуальной группе, были следующими:
- «количество участников» - 3 153;
- «подписаны» - 3 257;
- «просмотр страницы» - увеличено вдвое;
- «охваченная аудитория» - увеличилась с 80 до 653;
- «реакции» - увеличились с 10 до 95;
- было замечено двойное увеличение комментариев и перепостов.
По результатам тестов, проведенных по окончании эксперимента, у студентов было отмечено существенное улучшение следующих языковых компетенций:
- Поиск информации.
- Вычленение общей информации.
- Подведение итогов.
- Умение оформлять мысли на иностранном языке.
- Инициативная способность.
Необходимость оформлять свои мысли на английском языке стимулировала слушателей к дополнительной самостоятельной работе по улучшению навыков грамматического, лексического и стилистического аспектов.
Таким образом, ввод коммуникативного аспекта изучения иностранного языка в плоскость самостоятельной дополнительной обучающей деятельности посредством социальных сетей Интернета видится авторам оправданным.
Доклад о данном эксперименте был представлен на международном симпозиуме по проблемам обучения иностранным языкам в Риме в 2017 году.
Выводы
Использование ресурсов Интернета и социальных сетей в обучении иностранным языкам позволяет создавать условия для развития всех необходимых и соответствующих реалиям современности компетенций у студентов высшей школы. Социальные сети возбуждают интерес и повышают мотивацию слушателей в изучении иностранных языков. Интернет демонстрирует реальную модель применения полученных в ходе обучения навыков общения с представителями иноязычной культуры, поощряя тем самым усилия студента по приобретению дальнейших знаний и умений. Методы совместного просмотра и дальнейшего обсуждения иноязычных фильмов или видеороликов, широко используемые преподавателями в настоящее время, также являются мощной мотивацией студентов в обучении иностранным языкам. Преподаватели, в свою очередь, имеют возможность обмена опытом с коллегами из других стран посредством сети Интернет [11].
В наше время наличие собственного компьютера и доступ в Интернет практически у каждого слушателя высшей школы существенно облегчает задачу преподавателя по вовлеченности студентов в процесс обучения иностранным языка посредством Интернета.
Интернет наряду с социальными сетями, не являясь по сути основным средством обучения иностранным языкам, занял прочное место в ряду альтернативных источников обучения.
Общение в социальных сетях формирует ряд компетенций у студентов, с помощью которых они могут осуществлять самостоятельную работу, а также повышает мотивацию студентов к изучению иностранным языкам. В данном случае имеет место появление креативности, творческих способностей студента, его умение выражать свои мысли и идеи только ему подходящим способом, а также его умение размышлять, анализировать, ставить под сомнение, критиковать и делать выводы [12].
Созданная нами группа для желающих изучать иностранный язык с помощью социальных сетей в настоящее время имеет более 3000 подписчиков из разных стран мира. Участники группы свободно общаются друг с другом, делятся важными событиями, интересной информацией и видеороликами. Зафиксированный факт повышения мотивации к изучению иностранного языка посредством интернет-общения с представителями иноязычных культур, а также улучшение развития большинства из необходимых для студентов языковых компетенций говорит о верно выбранном направлении в работе со студентами в плане изучения иностранных языков.
Библиографическая ссылка
Акай О.М., Царевская И.В., Журавлева Н.С. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28134 (дата обращения: 21.11.2024).