Одной из социально-экономических проблем России является высокий уровень неработающих осужденных людей. В Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017–2025 годы)» отмечается, что эта проблема создает большие трудности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач по трудоустройству лиц, освободившихся после отбывания наказаний. Значительный перерыв в трудовой деятельности и отсутствие профессиональных навыков у этой категории граждан затрудняют их трудоустройство, создают социальную напряженность в регионах и приводят к росту рецидивной преступности [1].
Цель исследования
Одна из задач современной уголовно-исполнительной системы России – подготовить осужденных к жизни после освобождения, что является одним из путей преодоления высокого уровня рецидивной преступности. Решение этой задачи вызывает объективную потребность поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов работы с осужденными в местах лишения свободы.
Цель данной статьи – представить образовательный подход к решению задачи ресоциализации осужденных молодых людей, объединенный с процессом получения профессии и адаптации к высокотехнологичной производственной среде.
Материал и методы исследования
В последнее время наряду с духовно-нравственными, религиозными направлениями работы с осужденными усиливается роль образования в пенитенциарных учреждениях. Общие наблюдения за характером поведения осужденных показывают, что обучающиеся осужденные совершают значительно меньше нарушений режима содержания в исправительной колонии (ИК), в отличие от лиц, не охваченных процессом обучения. Уровень образования осужденных значительно влияет на коррекцию социализации в период отбывания наказания, а также в постпенитенциарный период. На рисунке 1 представлены данные о нарушении режимных требований осужденными в соответствии с имеющимся у них образовательным уровнем [2].
Рис. 1. Соотношение нарушений режимных требований осужденными в ИК лесного сектора Уральского региона в процентном отношении и уровня образования
(по состоянию на 01.05.2018 г.)
Большое значение в контексте рассматриваемой проблемы имеет предоставление осужденным возможности получения профессионального и высшего образования. В настоящей статье рассматриваются преимущества модели высшего профессионального образования осужденных, интегрированного с производственными бизнес-структурами исправительных колоний. Такой подход к внедрению высшего образования в пенитенциарные учреждения дает преимущество близости и включенности образовательного процесса в производство. Это не просто дает возможность обеспечить производственные цеха исправительных колоний квалифицированными кадрами, но и создает устойчивую жизненную мотивацию осужденных к приобретению профессиональных компетенций и в итоге желание и возможность трудоустройства.
Внедрение экспериментальной модели по предоставлению услуг высшего инженерного образования осужденных в ИК Уральского региона проходит с 2014 г. и осуществляется «Центром инновационных технологий инженерного образования» (далее – ЦИТИО) Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ). Важной задачей в организации учебного процесса и профессионально-производственной подготовки являются отбор и применение таких технологий и методов обучения, которые бы способствовали быстрому и рациональному освоению знаний, умений, навыков осужденными-обучающимися.
Четырехлетний опыт обучения осужденных показал, что дистанционный характер образовательного процесса ориентирован в основном на обмен учебной информацией между осужденным-обучающимся и преподавателем (с непосредственным участием фасилитатора – сотрудника воспитательного отдела, работающего с дистанционными учебными программами сервера электронной библиотеки университета). Для практического обучения специалиста лесной отрасли традиционная образовательная подготовка дополняется интеграцией в реальные производственные процессы.
Подготовка инженерных кадров связана с практическими занятиями на производственных высокотехнологичных процессах мебельного и деревообрабатывающего производства (с непосредственным участием тьютора – сотрудника производственного отдела исправительного учреждения, выполняющего роль наставника при прохождении производственной практики осужденного-обучающегося непосредственно на производственных участках исправительного учреждения). С нормативно-правовых позиций процесс взаимодействия бизнес-сообщества и пенитенциарной системы по внедрению передовых технологий на производственные площадки исправительных колоний регламентирован Соглашением о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний (заключенным в г. Москве 22.11.2016 г. № 363). Этот документ определяет механизмы вовлечения субъектов предпринимательской деятельности в организацию производств на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, стимулирующих участие в производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений [3].
Взаимодействие с бизнес-сообществом Уральского региона, производственными структурами различных форм собственности с целью привлечения инвестиций, внедрение новых технологий, высокотехнологичного оборудования в развитие производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений и создание новых высококвалифицированных рабочих мест для осужденных составляют важнейшие направления работы учреждений уголовно-исполнительной системы [4].
Вышеуказанная нормативно-правовая база позволяет интегрировать бизнес-процессы на площадках Центра трудовой адаптации осужденных исправительных колоний с системой высшего образования осужденных в части прохождения производственных практик, освоения инженерных квалификаций для управления и работы на высокотехнологичном оборудовании и в производственных процессах.
В реализации модели интеграции бизнеса с системой профессионального и высшего образования на производственных площадках исправительных колоний Свердловской области участвуют организации, внедряющие технологические потоки, оборудование деревоперерабатывающего направления: ИК-54 – высокотехнологичное оборудование (поточная линия «Скарабей») по производству древесных топливных гранул (пеллет); ИК-3 – ленточнопильный станок «Тайга-400», «Тайга-500»; ленточная пилорама «Алтай-3», двухвальный многопильный станок «Акула 2М», дисковая пилорама углового пиления ТПУ, торцовочный станок ТС-3, станок горбыльно-перерабатывающий ГРАД 4М; ИК-24 – производство европоддонов, комплексная линия сборки поддонов PalletPro; ИК-10, ИК-13 – поточная линия по производству мебели.
Результаты исследования
Отраженная на рисунке 2 замкнутая система исправительных учреждений с внедрением в нее компонентов бизнеса, передовых технологий, высокоинтеллектуального технологического оборудования и IT-технологий высшего дистанционного образования осужденных в рамках системы «университет – исправительная колония» дает уникальный опыт подготовки инженеров для лесной отрасли. Социально-экономическое партнерство уголовно-исполнительной системы, бизнеса и производства Уральского государственного лесотехнического университета мы рассматриваем как форму активного взаимодействия разноведомственных учреждений для получения социального эффекта для конкретной категории людей [5].
Рис. 2. Интеграция бизнеса, производства и системы высшего образования осужденных в исправительных колониях
Исходя из требований ФГОС ВО по направлению 350302 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» подготовка высококвалифицированных инженеров в отрыве от современного производства, науки и техники практически невозможна. Особую роль здесь играет непрерывная производственная практика – важнейшая и неотъемлемая часть профессионального становления будущих инженеров, формирования у них деловой инициативы, расширения кругозора, приобретения первого опыта производства.
Важным аспектом профессионального инженерного развития осужденных-обучающихся в предложенной нами схеме интеграции бизнеса, профессионального и высшего образования на производственных площадках исправительных колоний является возможность моделировать профессиональные компетенции, необходимые рабочему и инженеру в мебельном и деревообрабатывающем секторе лесной отрасли в соответствии с ФГОС (рис. 3).
Рис. 3. Схема интеграции бизнеса, профессионального и высшего образования на производственных площадках исправительных колоний, формирующей профессиональные компетенции осужденных-обучающихся
Комплексный подход к освоению компетенций в схеме интеграции бизнеса, профессионального и высшего образования на производственных площадках исправительных колоний необходим осужденному-обучающемуся в формировании рабочих и инженерных квалификаций, направление которых ориентировано для деревообрабатывающего и мебельного сектора лесной отрасли.
Заключение
Образовательные возможности схемы высшего инженерного образования, интегрированного с бизнес-процессами для изолированных от общества лиц, обусловлены следующими позициями.
1. Получение образования, ориентация в поле профессиональных квалификаций проходит практически без возникновения психологического барьера в общении в условиях ограничения свободы как со стороны осужденного, так и со стороны преподавателя.
2. Географические и отраслевые границы реализации такого образования достаточно велики и позволяют расширить поле социально-реабилитационных возможностей для большого количества осужденных молодых людей.
3. Образование опирается на активное формирование информационных, профессиональных компетенций осужденных-обучающихся, ими приобретаются навыки самоорганизации и самоактуализации, ранее утраченные личностью, что становится достижимой реальностью возвращения к социально-конструктивной жизнедеятельности в постпенитенциарный период [6].
Производственная практика имеет своей задачей закрепление и углублений знаний, полученных осужденными-обучающимися при изучении специальных и общетехнических дисциплин. Приобретение опыта практической работы по специальности в качестве операторов лесоперерабатывающих машин, станков мебельной сборки, станочников на основном технологическом оборудовании или дублера мастера, технолога цеха, получение навыков инженерной и организаторской работы в коллективе, ознакомление с передовыми методами решения конкретных производственных задач, возникающих в процессе функционирования предприятия и его отдельных структурных подразделений, способствует формированию статуса рабочих и инженерных кадров в российской пенитенциарной системе.
Интеграция высшего образования осужденных с производственными бизнес-процессами дает возможность не только полноценной реализации требований ФГОС в отношении формируемых компетенций высшего образования. Важным дополнением являются высокотехнологичные квалификации различного уровня: от рабочих до квалификаций линейного инженера. В этом отношении реализуемая модель высшего образования осужденных является еще и моделью согласованного формирования квалификаций и компетенций по образованию. Вступление в силу в 2017 г. Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» поставило перед системой образования новые задачи расширения традиционных связей производственной практики с обучением [7]. В этой связи разработка и реализация моделей интеграции высшего образования с производственными бизнес-процессами является важным шагом. Замкнутость и тесная интегрированность бизнес-процессов с режимными особенностями исправительных колоний создают практически идеальную среду для формирования квалификаций на основе образовательных компетенций. Следующим шагом должен стать анализ правовых и организационных возможностей прохождения осужденными молодыми людьми процедур независимой оценки квалификации на базе существующих в ИК высокотехнологичных производств.
Библиографическая ссылка
Молчанов Н.А., Вербицкая Н.О. ИНТЕГРАЦИЯ БИЗНЕСА, ПРОИЗВОДСТВА И СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28120 (дата обращения: 21.09.2024).