Актуальность обращения к проблеме духовного и нравственного формирования будущего учителя в процессе обучения в вузе не вызывает у авторов никакого сомнения, поскольку детерминирована состоянием и требованиями современного общественного развития. Действительно, настоящий период становления нашего общества – это время изменения политических, экономических и социокультурных условий его развития. В 1990-е гг. в стране произошло много серьезных положительных перемен, но, как это часто бывает в подобные периоды, положительные перемены были сопряжены с негативными явлениями.
Смена аксиологических установок в сознании людей является одним из обозначенных негативных явлений. На передний план в обществе потребления выходят совершенно новые основания человеческой жизни, которые определяются прежде всего успешной карьерой, материальной составляющей благополучия. К большому сожалению, типичными характеристиками молодого поколения становятся стремление к материальному благополучию и прагматика.
В качестве основополагающего документа, регламентирующего процесс духовного «взросления молодежи», мы рассматриваем документ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «… духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [1].
Ценностные качества «становящейся» личности в разные периоды формируются различными факторами, такими как семейные отношения, конфессиональные союзы, различные молодежные организации, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации и т. д. [2]. К сожалению, значительно реже исследователи рассматривают феномен «образование» как социокультурный фактор нравственной стабилизации социума.
В отечественной педагогической мысли вопросы духовного и нравственного формирования личности будущего учителя как самостоятельные серьезно не разрабатывались в теоретическом плане и, соответственно, не были апробированы эмпирически. Теперь уже всеми признан факт, что подготовка будущего учителя была определена мировоззренчески и имела строгую политико-идеологическую направленность. Основной задачей вузов было формирование интеллектуальных качеств обучаемых, а духовные ценности личности отдавались полностью на откуп сфере искусства и культуры.
Если проанализировать один из последних документов, определяющих содержание современного образовательного процесса, «Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», становится очевидным, что качественных изменений в этой сфере практически не произошло [3]. При описании понятий «трудовые функции», «трудовые действия», «необходимые умения» и «необходимые знания», обязательных для будущего учителя, о нравственных характеристиках говорится только в разделе «Другие характеристики» вкупе с правовыми и этическими нормами, необходимыми в контексте соблюдения учителем требований профессиональной этики.
В отечественных исследованиях последних лет мы находим отдельные попытки некоторых авторов обозначить противоречия, которые мешают качественному решению вопросов духовно-нравственного воспитания и развития будущего учителя в содержательном плане [4, 5]. Это противоречия:
– между объективной потребностью в высоконравственной личности и недостаточным обращением вузов к обозначенной проблеме;
– между объективной необходимостью в профессиональных учителях с высоким уровнем культуры и крайне низким уровнем его развития у сегодняшних выпускников высших учебных заведений;
– между насущной потребностью современных школ в личности учителя с устойчивыми духовными и нравственными качествами и неразработанностью подобных вопросов в педагогической науке в должной степени.
Концепция духовного формирования учителя должна включать в свою структуру следующие составные блоки: методолого-теоретический, психолого-педагогический и технологический. С помощью первого блока необходимо определить базовые теоретические положения исследуемого феномена; второй блок должен очертить возрастные особенности обучаемых и обозначить условия формирования духовной культуры будущего учителя; последний блок отражает конкретные технологии формирования духовно-нравственного мировоззрения будущего учителя.
Проведенная работа позволяет прийти к выводу о том, что необходимо начать разработку самостоятельной оригинальной концепции духовного воспитания будущего педагога в рамках образовательного процесса вуза. В такой концепции, безусловно, должны быть аккумулированы достижения различных отраслей знания в этой области. Одним из вариантов достижения обозначенной цели является формирование духовно-нравственного облика современного учителя. На наш взгляд, это могло бы стать обращением к богатым внутренним возможностям содержательного плана конкретных вузовских образовательных дисциплин. Если под «фактором (от лат. factor – “делающий, производящий”) иметь в виду обстоятельства, ситуации, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующие это развитие» [6], можно настаивать на том, что в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» есть определенный опыт теоретического обоснования и эмпирического воплощения в практику авторской концепции выявления и формирования факторов духовно-нравственной культуры учителя, которую коллектив вуза склонен считать неким целостным единством образовательного процесса и внеучебного времени.
Создание соответствующих условий в вузе для духовного и нравственного развития педагога осуществляется с помощью разнообразных факторов (содержательный компонент образовательного процесса; социогуманитарная среда вуза; нравственный потенциал ведущих педагогов; духовные ценности православной культуры), которые в совокупности образуют оригинальную модель. Необходимо заметить, что обозначенная модель является открытой системой, а составляющие ее элементы имеют тенденцию к постоянному совершенствованию.
Содержание образовательного процесса. Доминирующим компонентом предлагаемой модели формирования духовного глубокой и нравственно вдумчивой личности учителя в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» является образовательный процесс, содержание которого постоянно корректируется и совершенствуется. Вуз имеет определенный позитивный опыт инновационной организации образовательного пространства, поскольку с момента начала серьезного эксперимента федерального уровня по модернизации педагогического образования в России является одним из его участников.
Первоочередными целями этого эксперимента являются:
– улучшение качества подготовки студентов в педагогических вузах;
– корректировка содержания образовательных программ с целью обеспечения реализации «Профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», постоянно меняющихся стандартов школьного и дошкольного образования;
– адаптация программ подготовки и переподготовки педагогов в вузе к новым образовательным требованиям.
Педагогический коллектив института участвует в федеральном проекте модернизации педагогического образования. Различные авторские образовательные программы были включены в 10 из 23 федеральных проектов. Итоговые результаты экспериментальной работы были высоко оценены Министерством образования и науки РФ, а коллективу участников эксперимента был вручен диплом за эффективное участие в федеральных проектах модернизации педагогического образования.
В 2016 г. вуз получил статус экспериментальной площадки РАО, в 2017 г. – Мордовского научного центра РАО с научной темой «Теоретико-методологические основы создания модели вуза как базового вуза педагогического образования». Следует отметить, что среди 77 вузов, выступающих в качестве инновационных площадок РАО, всего два педагогических, среди них МГПИ. Руководителем программы была назначена академик РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Н. Чистякова. Одна из шести задач, обозначенных для исполнения коллективу научного центра, связана с «созданием социально-политического сопровождения молодежных культурсозидательных проектов в регионе».
Научный поиск и профессиональный энтузиазм педагогического коллектива вуза были отмечены благодарственным письмом Российской академии образования. Новые статусные характеристики вуза, безусловно, будут способствовать оптимизации усилий коллектива на пути формирования духовно богатого и нравственно совершенного педагога.
Социогуманитарная среда вуза. ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» имеет оригинальные наработки в плане создания социогуманитарной среды в пределах пространства одного учебного заведения. В свое время Министерством образования и науки РФ и Правительством Республики Мордовия была поддержана инициатива руководства института по созданию инновационной структуры – Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО). Основная задача центра – оптимизация педагогических ресурсов вуза с целью создания для обучающихся условий выбора направлений профессиональной подготовки и модернизация образования в регионе. В структуру МБЦПО входят НОЦ (научно-образовательные центры); НПЦ (научно-практические центры); НИЛ (научно-исследовательские лаборатории); НОЛ (научно-образовательные лаборатории). Задача инновационных структурных подразделений – формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Уникальное значение в культурном пространстве ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» отводится еще одному инновационному образованию – музейному комплексу «История образования в мордовском крае». Музейный комплекс создавался с целью репродукции богатого национального опыта образовательных систем предшествующих поколений. Концепция организации экспонатов в пространстве музейного комплекса направлена на идентификацию особенностей культурно-исторических образовательных практик. Содержание выставочных материалов музейного комплекса стало средством формирования у обучающихся интереса и уважения к этническому прошлому своего народа, что позволяет воспитывать человека с активной жизненной позицией.
Нравственный пример педагога. Современная образовательная политика требует педагога нового формата – высококультурного, компетентного, владеющего инновационными методиками ведения лекционных и практических занятий и организации педагогических практик, транслирующего определенный креативный потенциал. Вузовский преподаватель обязан стать образцом для ученика не только в профессиональном плане, но и в общекультурном развитии. Только такой человек может стать востребованным в молодежной среде и, более того, стать проводником всего нового в эту среду.
Современный педагог подразумевает наличие таких характеристик, как яркая индивидуальность, искреннее расположение к детям, креативность, целеустремленность, «организационное и эмоциональное» лидерство, мировоззренческая зрелость. Опыт ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» показывает, что таких педагогов-практиков мало, их опыт духовного и нравственного влияния на сознание молодого поколения необходимо беречь и активно использовать. В институте практикуются оригинальные формы, которые дают возможность для обоюдного культурного развития и роста как преподавательского состава, так и студентов, магистрантов, аспирантов. Бесценна в этом плане практика проведения «именных» конференций: «Осовские чтения», «Молинские чтения», «Надькинские чтения», «Кемкинские чтения». Подобные форумы основной своей задачей ставят популяризацию уникального социального и научного опыта ученых, основателей научных школ института. Нельзя не вспомнить в этой связи технологии, практикуемые в вузе: педагогическое ток-шоу «100 вопросов учителю», «100 вопросов вожатому», «100 вопросов педагогу-ученому», которые дают студентам возможность живого общения в режиме реального времени с педагогами-практиками [2].
Интегрирование светского и православного воззрений на проблему духовно-нравственного воспитания. Сейчас нельзя не обратиться к мировому и отечественному опыту формирования нравственных качеств через обращение к ценностям религии, так как именно там мы находим примеры духовных констант, столь значимых и необходимых в содержании современного образования. Мы отнюдь не ратуем за то, чтобы искусственно «увязать» догматы православия с проблемами современной педагогики; необходимо увидеть и попытаться понять внутреннюю связь антропологической проблематики современной педагогической мысли с глубоким пониманием сущности человека, какое предлагает христианство.
Рассматривая православие как культурный феномен, пытаемся выявить, какие обычаи и традиции, выработанные в лоне православной культуры, востребованы в наше время и могут быть адаптированы к образовательному процессу вуза. Такой ракурс рассмотрения проблемы даст новые импульсы гармонизации внутреннего мира человека, с одной стороны, с другой – подобная интеграция, безусловно, должна обогатить светские основы духовности личности.
В ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» созданы все условия по реализации обозначенной концепции. В учебные планы образовательных профилей включены дисциплины по выбору соответствующего содержания («Межкультурный и межконфессиональный диалог в молодежной среде», «Православная культура в контексте формирования толерантности», «Формирование этнокультурной и этноконфессиональной толерантности в социокультурной среде молодежи», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и др.) [2].
В институте неоднократно проводились исследования на предмет получения эмпирических данных о наличии у студентов «ценностей духовно-нравственного порядка с использованием опросника “Жизненные цели” (Э. Диси, Р. Райн (Рочестерский университет, США) и опросника С. Шварца. Анализ полученных данных позволил определить иерархию ценностных предпочтений обучающихся: “свобода”; “взаимность в отношениях с людьми”; “интересная жизнь”; “социальная справедливость”; “чувство собственного достоинства”. В числе наименее важных ценностей названы: “новизна”; “мир красоты”; “смысл жизни”; “творчество”; “духовная жизнь”. Результаты опроса свидетельствуют о необходимости целенаправленной деятельности по воспитанию духовно-нравственных ценностей у будущих педагогов»[2].
Педагогический коллектив института отчетливо понимает, что дело воспитания духовно богатой и нравственно устойчивой личности педагога является актуальным в сегодняшнем образовательном процессе. Об этом свидетельствуют серьезные творческие наработки теоретического и эмпирического характера, представленные в контексте настоящей статьи. Такая позиция педагогов и руководства института позволяет надеяться на определенные результаты в деле формирования прочной духовно-нравственной мировоззренческой позиции наших выпускников.
Библиографическая ссылка
Мартынова Е.А., Еналеева Н.И. ФАКТОРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28117 (дата обращения: 21.11.2024).