В структуре патологии у подростков 15-17 лет в динамике за 5 лет отмечается значительный рост на 34% в классе заболеваний сердечно-сосудистой системы [1].
Российскими исследователями наиболее часто приводятся данные о встречаемости артериальной гипертензии (АГ) в детской популяции, которые колеблются в пределах от 8 до 20% [2-4].
За последние десятилетия, по результатам проведенных исследований, у части подростков с эссенциальной АГ к завершению пубертатного периода не происходит нормализации артериального давления и, более того, АГ стабилизируется и прогрессирует [2; 5].
Распространенность артериальной гипертензии среди детей, в том числе и подросткового возраста, оценить очень сложно, так как у половины детей заболевание протекает бессимптомно – это, в свою очередь, затрудняет выявление, а значит и его своевременное лечение [6].
Во многих исследованиях показано, что в процессе обучения в школе возрастает распространенность хронических болезней, частота которых увеличивается с возрастом [7].
Дети, обучающиеся в лицеях-интернатах, - это особая популяция, так как они находятся вдали от семей, у большинства отмечены нерациональный подход к режиму дня, умственным и физическим нагрузкам, негативные психоэмоциональные переживания, редкое пребывание на свежем воздухе, что в свою очередь может способствовать возникновению сердечно-сосудистых заболеваний и их дальнейшему прогрессированию во взрослой жизни. Много исследований по поводу артериальной гипертензии проводится среди школьников, но среди обучающихся в условиях режимных учреждений этот вопрос по-прежнему остается мало изученным.
Цель исследования
Выявить артериальную гипертензию у старшеклассников, обучающихся в условиях лицея-интерната.
Материал и методы исследования
Исследование было выполнено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice). Протокол исследования был одобрен локальным этическим комитетом. До включения в исследование у всех участников было получено письменное информированное согласие.
В исследовании приняли участие 274 учащихся 10-11 классов лицея-интерната в возрасте от 15 до 18 лет (средний возраст составил 16,02±0,04 года), из них 75 юношей (27,4%) и 199 девушек (72,6%), средний возраст – 15,97±0,08 и 16,04±0,05 года соответственно. С целью исключения вторичной артериальной гипертензии нами были проанализированы медицинские карты подростков, с которыми они поступали в лицей-интернат. В результате был выявлен юноша, имеющий патологию почек, а также в анамнезе – гломерулонефрит, этот пациент в обследовании участие не принимал. Всем старшеклассникам было проведено трехкратное измерение артериального давления по методу Н.С. Короткова на трех различных приемах в условиях медицинского пункта лицея-интерната. Подготовка и проведение исследования осуществлялось согласно клиническим рекомендациям «Артериальная гипертензия у детей», 2016 г. Затем всем учащимся 10-11 классов лицея-интерната было проведено суточное мониторирование артериального давления (СМАД), которое выполнялось с помощью комплекса программно-аппаратного суточного мониторирования АД «БиПиЛаб» (ООО «Петр Телегин», Н. Новгород, Россия; декларация о соответствии № РОСС RU.РС52.Д00282 от 16.12.2015 г.). Обработка данных осуществлялась с использованием программного продукта Microsoft Office Excel 2007, SPSS Statistics 17.0.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам полученного офисного АД были сформированы 2 группы подростков:
I группу составили подростки с нормальными значениями офисного артериального давления от 10 до 95 процентиля – 235 человек (85,8%): юношей – 55 (23,4%), девушек – 180 (76,6%).
II группу составили подростки с офисным артериальным давлением более 95 процентиля – 39 человек (14,2%), юношей – 20 (51,3%), девушек – 19 (48,7%).
В таблице 1 представлены характеристики принявших в исследовании учащихся 10-11 классов лицея-интерната, а в таблице 2 - результаты измерений офисного АД.
Таблица 1
Характеристики старшеклассников лицея-интерната, участвовавших в исследовании
(М±σ) (доверительный интервал 95%)
Показатели |
Количество (n) |
Средние значения (M±σ) |
все подростки |
||
Возраст, лет |
274 |
16,02±0,04 |
Рост, см |
274 |
166,63±0,50 |
Вес |
274 |
59,75±0,64 |
ИМТ |
274 |
21,46±0,18 |
девушки |
||
Возраст, лет |
199 |
16,04±0,05 |
Рост, см |
199 |
163,26±0,40 |
Вес |
199 |
56,80±0,62 |
ИМТ |
199 |
21,29±0,21 |
юноши |
||
Возраст, лет |
75 |
15,97±0,08 |
Рост, см |
75 |
175,59±0,85 |
Вес |
75 |
67,56±1,29 |
ИМТ |
75 |
21,91±0,34 |
Таблица 2
Результаты измерений офисного АД у учащихся 10-11 классов лицея-интерната
(М±σ) (доверительный интервал 95%)
Показатели |
I группа |
II группа |
||
Количество (n) |
Средние значения (M±σ) |
Количество (n) |
Средние значения (M±σ) |
|
все подростки |
||||
САД ср., мм рт. ст. |
235 |
114,42±0,52 |
39 |
134,93±0,97* |
ДАД ср., мм рт. ст. |
235 |
68,22±0,49 |
39 |
74,77±1,74** |
девушки |
||||
САД ср., мм рт. ст. |
180 |
112,94±0,56 |
19 |
131,70±1,32* |
ДАД ср., мм рт. ст. |
180 |
68,03±0,55 |
19 |
73,96±2,28*** |
юноши |
||||
САД ср., мм рт. ст. |
55 |
119,25±1,01 |
20 |
138,00±1,05* |
ДАД ср., мм рт. ст. |
55 |
68,85±1,06 |
20 |
75,53±2,66**** |
* р < 0,001; ** р = 0,012; *** р = 0,029; **** р = 0,003.
В таблицах 3 и 4 представлены результаты суточного мониторирования АД у старшеклассников лицея-интерната по группам и в гендерном аспекте.
Таблица 3
Средние значения показателей по результатам СМАД у старшеклассников лицея-интерната
I группы (М±σ) (доверительный интервал 95%)
Показатели |
Нормальный профиль суточного АД |
Скрытая артериальная гипертензия |
||
Количество (n) |
Средние значения (M±σ) |
Количество (n) |
Средние значения (M±σ) |
|
все подростки |
||||
САД д, мм рт. ст. |
223 |
111,54±0,49 |
12 |
130,50±1,47 |
ДАД д, мм рт. ст. |
223 |
65,23±0,36 |
12 |
76,75±1,29 |
ИВ САД д, % |
223 |
1,06±0,15 |
12 |
45,17±4,48 |
ИВ ДАД д, % |
223 |
0,61±0,08 |
12 |
20,83±4,23 |
САД н, мм рт. ст. |
223 |
99,62±0,51 |
11 |
111,64±2,65 |
ДАД н, мм рт. ст. |
223 |
60,05±0,25 |
11 |
61,27±1,98 |
ИВ САД н, % |
223 |
0,73±0,14 |
11 |
22,91±6,28 |
ИВ ДАД н, % |
223 |
0,35±0,06 |
11 |
7,55±2,85 |
СИ САД, % |
223 |
13,35±0,28 |
11 |
14,36±1,19 |
СИ ДАД, % |
223 |
13,33±0,29 |
11 |
20,45±1,86 |
девушки |
||||
САД д, мм рт. ст. |
176 |
110,42±0,55 |
4 |
125,75±1,84 |
ДАД д, мм рт. ст. |
176 |
64,43±0,37 |
4 |
76,50±2,87 |
ИВ САД д, % |
176 |
0,83±0,15 |
4 |
43,75±6,57 |
ИВ ДАД д, % |
176 |
0,60±0,09 |
4 |
20,75±6,21 |
САД н, мм рт. ст. |
176 |
97,86±0,52 |
4 |
106,50±2,22 |
ДАД н, мм рт. ст. |
176 |
59,62±0,24 |
4 |
60,25±3,09 |
ИВ САД н, % |
176 |
0,49±0,11 |
4 |
16,25±7,92 |
ИВ ДАД н, % |
176 |
0,26±0,05 |
4 |
5,00±4,06 |
СИ САД, % |
176 |
13,35±0,30 |
4 |
15,25±0,75 |
СИ ДАД, % |
176 |
13,19±0,32 |
4 |
21,25±1,11 |
юноши |
||||
САД д, мм рт. ст. |
47 |
115,72±0,84 |
8 |
132,88±1,39 |
ДАД д, мм рт. ст. |
47 |
68,23±0,87 |
8 |
76,88±1,47 |
ИВ САД д, % |
47 |
1,91±0,46 |
8 |
45,88±6,15 |
ИВ ДАД д, % |
47 |
0,62±0,16 |
8 |
20,88±5,83 |
САД н, мм рт. ст. |
47 |
106,21±0,97 |
7 |
114,57±3,62 |
ДАД н, мм рт. ст. |
47 |
61,68±0,69 |
7 |
61,86±2,72 |
ИВ САД н, % |
47 |
1,62±0,50 |
7 |
26,71±8,88 |
ИВ ДАД н, % |
47 |
0,68±0,22 |
7 |
9,00±3,95 |
СИ САД, % |
47 |
13,32±0,67 |
7 |
13,86±1,84 |
СИ ДАД, % |
47 |
13,85±0,61 |
7 |
20,00±2,93 |
Таблица 4
Средние значения показателей по результатам СМАД у старшеклассников лицея-интерната II группы (М±σ) (доверительный интервал 95%)
Показатели |
«Гипертензия белого халата» |
Артериальная гипертензия |
||
Количество (n) |
Средние значения (M±σ) |
Количество (n) |
Средние значения (M±σ) |
|
все подростки |
||||
САД д, мм рт. ст. |
15 |
117,73±1,65 |
24 |
131,46±1,59 |
ДАД д, мм рт. ст. |
15 |
70,27±1,69 |
24 |
75,08±0,81 |
ИВ САД д, % |
15 |
8,13±1,90 |
24 |
47,71±4,36 |
ИВ ДАД д, % |
15 |
3,80±1,37 |
24 |
12,67±1,75 |
САД н, мм рт. ст. |
15 |
105,47±1,55 |
24 |
114,25±1,95 |
ДАД н, мм рт. ст. |
15 |
59,07±1,00 |
24 |
60,42±1,35 |
ИВ САД н, % |
15 |
7,33±1,69 |
24 |
33,88±5,88 |
ИВ ДАД н, % |
15 |
2,73±0,95 |
24 |
4,92±2,02 |
СИ САД, % |
15 |
10,40±1,40 |
24 |
12,88±1,28 |
СИ ДАД, % |
15 |
15,47±1,74 |
24 |
19,54±1,57 |
девушки |
||||
САД д, мм рт. ст. |
10 |
115,30±2,00 |
9 |
124,67±1,76 |
ДАД д, мм рт. ст. |
10 |
70,10±2,47 |
9 |
76,22±1,31 |
ИВ САД д, % |
10 |
7,60±2,51 |
9 |
37,78±6,72 |
ИВ ДАД д, % |
10 |
4,50±2,00 |
9 |
15,00±3,13 |
САД н, мм рт. ст. |
10 |
103,70±1,61 |
9 |
110,56±2,44 |
ДАД н, мм рт. ст. |
10 |
59,40±1,08 |
9 |
62,00±2,42 |
ИВ САД н, % |
10 |
5,70±2,30 |
9 |
35,00±9,61 |
ИВ ДАД н, % |
10 |
2,00±0,83 |
9 |
5,11±2,12 |
СИ САД, % |
10 |
10,00±1,80 |
9 |
11,22±2,01 |
СИ ДАД, % |
10 |
14,60±2,44 |
9 |
18,56±3,01 |
юноши |
||||
САД д, мм рт. ст. |
5 |
122,60±1,33 |
15 |
135,53±1,55 |
ДАД д, мм рт. ст. |
5 |
70,60±1,57 |
15 |
74,40±1,03 |
ИВ САД д, % |
5 |
9,20±3,02 |
15 |
53,67±5,26 |
ИВ ДАД д, % |
5 |
2,40±1,03 |
15 |
11,27±2,07 |
САД н, мм рт. ст. |
5 |
109,00±3,02 |
15 |
116,47±2,65 |
ДАД н, мм рт. ст. |
5 |
58,40±2,25 |
15 |
59,47±1,62 |
ИВ САД н, % |
5 |
10,60±1,47 |
15 |
33,20±7,70 |
ИВ ДАД н, % |
5 |
4,20±2,37 |
15 |
4,80±3,02 |
СИ САД, % |
5 |
11,20±2,42 |
15 |
13,87±1,65 |
СИ ДАД, % |
5 |
17,20±1,98 |
15 |
20,13±1,81 |
По результатам СМАД в I группе старшеклассников с нормальным офисным АД выявлены подростки со скрытой артериальной гипертензией - 12 человек (5,1%) (8 юношей и 4 девушки). Среди старшеклассников с цифрами офисного АД более 95 процентиля выявлены подростки с «гипертензией белого халата» (ГБХ) - 15 человек (38,5%) (5 юношей и 10 девушек) и подростки, у которых был подтвержден диагноз «Артериальная гипертензия» - 24 человек (61,5%) (15 юношей и 9 девушек).
Структура величины АД, по данным СМАД, у учащихся 10-11 классов лицея-интерната представлена на рисунке 1, а в гендерном аспекте – на рисунке 2.
Рис. 1. Структура величины АД у учащихся 10-11 классов лицея-интерната, в %
Рис. 2. Структура величины АД среди учащихся 10-11 классов лицея-интерната в гендерном аспекте, в %
Таким образом, среди учащихся, имеющих цифры офисного артериального давления более 95 процентиля (n=39), диагноз «Артериальная гипертензия» был подтвержден у 61,5% подростков. Среди старшеклассников лицея-интерната артериальная гипертензия была выявлена 13,2%, в том числе скрытая артериальная гипертензия – у 4,4%.
При гендерном анализе данных получено:
- по данным СМАД регистрируется высокий процент нормального суточного АД как среди девушек (88,4%), так и среди юношей (62,7%), но все же преобладает среди девушек;
- процентное количество выявленных случаев как АГ, так и скрытой АГ преобладает среди юношей по сравнению с девушками;
- процентное количество выявленных случаев «гипертензии белого халата» среди девушек и юношей примерно одинаково (5,0% и 6,7% соответственно).
Также была проведена оценка суточного профиля АД - величины суточного индекса (СИ) - по степени ночного снижения артериального давления:
- с нормальным ночным снижением артериального давления (СИ 10-20%, dippers),
- с недостаточным ночным снижением артериального давления (СИ менее 10%, non-dippers),
- с избыточным снижением артериального давления ночью (СИ более 20%, over-dippers),
- с устойчивым повышением ночного артериального давления (СИ менее 0%, night-peakers).
В таблице 5 представлены средние величины СИ у старшеклассников лицея-интерната с нормальным суточным АД, ГБХ и АГ в гендерном аспекте.
Таблица 5
Средние значения СИ у учащихся старших классов лицея-интерната с нормальным суточным АД, ГБХ и АГ в гендерном аспекте, в %
Результат СМАД |
СИ САД, % (M±σ) |
СИ ДАД, % (M±σ) |
Подростки с нормальным суточным АД |
||
всего подростков (n=223) |
13,35±0,28 |
13,33±0,29 |
девушки (n=176) |
13,35±0,30 |
13,19±0,32 |
юноши (n=47) |
13,32±0,67 |
13,85±0,61 |
Подростки с «гипертензией белого халата» |
||
всего подростков (n=15) |
10,40±1,40 |
15,47±1,74 |
девушки (n=10) |
10,00±1,80 |
14,60±2,44 |
юноши (n=5) |
11,20±2,42 |
17,20±1,98 |
Подростки с артериальной гипертензией |
||
всего подростков (n=35) |
13,34±0,95 |
19,83±1,21 |
девушки (n=13) |
12,46±1,48 |
19,38±2,10 |
юноши (n=22) |
13,86±1,25 |
20,09±1,51 |
Полученные средние величины показали нормальное ночное снижение артериального давления и примерно одинаковые значения в гендерном аспекте.
На рисунках 3-5 представлена структура выявленных нарушений суточного профиля АД у учащихся 10-11 классов лицея-интерната с нормальным суточным АД, с ГБХ и АГ в гендерном аспекте.
Рис. 3. Структура выявленных нарушений суточного профиля АД у старшеклассников с нормальным суточным АД в гендерном аспекте, в %
Рис. 4. Структура выявленных нарушений суточного профиля АД у старшеклассников с ГБХ в гендерном аспекте, в %
Рис. 5. Структура выявленных нарушений суточного профиля АД у старшеклассников с АГ в гендерном аспекте, в %
При оценке структуры нарушений суточного профиля АД по степени его ночного снижения полученные средние величины СИ показали:
- среди подростков с нормальным суточным АД выявлен высокий процент нормального ночного снижения артериального давления - dippers (69,5%), как у девушек, так и у юношей (70,5% и 65,9% соответственно),
- среди подростков с ГБХ в структуре профиля АД преобладало недостаточное ночное снижение артериального давления - non-dippers (46,6%), встречавшееся чаще у девушек по сравнению с юношами (50% и 40% соответственно),
- среди подростков с АГ преобладало избыточное снижение артериального давления ночью - over-dippers (54,3%), встречавшееся чаще у юношей по сравнению с девушками (59,1% и 46,1% соответственно).
Заключение
1. Среди 274 старшеклассников лицея-интерната артериальная гипертензия выявлена у 13,2%, в том числе скрытая артериальная гипертензия – у 4,4%.
2. «Гипертензия белого халата» выявлена у 15 из 39 подростков (38,5%).
3. Нарушение суточного профиля артериального давления было выявлено в группе подростков с «гипертензией белого халата» – у 73,3% (non-dippers – 46,6%, over-dippers – 26,7%), в группе подростков с артериальной гипертензией – у 82,9% (non-dippers – 28,6%, over-dippers – 54,3%).
4. Результаты исследования показали высокую выявляемость артериальной гипертензии среди учащихся в условиях лицея-интерната, что указывает на необходимость уделять пристальное внимание профилактике развития сердечно-сосудистых заболеваний у обучающихся в данных условиях.
Библиографическая ссылка
Амелина А.Б. ВЫЯВЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28111 (дата обращения: 21.09.2024).