В современном мире негативных тенденций проблема формирования такого личностного качества, как толерантность, приобретает особую актуальность. Теоретический анализ показывает, что научная разработка проблем толерантности началась сравнительно недавно. Рассмотрению различных подходов к анализу толерантности вообще и межэтнической в частности посвящены работы А.Г. Асмолова [1], Н.А. Асташовой [2], С.К. Бондыревой [3], С.Л. Братченко [4], Л.М. Дробижевой [5], Т.Л. Евдокимовой [6], Д.В. Зиновьева [7], Г.У. Солдатовой [8], Х.Х. Тиловой [9] и др.
Цель настоящего исследования заключается в разработке и обосновании теоретических и методических условий воспитания межэтнической толерантности подростков.
Основными субъектами воспитательного процесса являются воспитатель и воспитуемый. Воспитатель в процессе воспитания выступает в качестве носителя определенной педагогической цели, он «уполномочен» обществом осуществлять воспитательный процесс [10]. Воспитанник как субъект воспитательного процесса является носителем определенного личностного поведения, которое складывается из системы поступков, в которых выражается его отношение к себе, другому человеку, событию, миру в целом (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, М.С. Каган).
В чем же заключается смысл поступка воспитанника?
Во-первых, поступок возникает как действие в результате определенных побудительных мотивов, которые не всегда осознаются. Во-вторых, он является результатом выбора между тем, что хочется и что должно, что нравится, привычно и что страшит своей новизной. В-третьих, поступок всегда является микрочастицей бытия, реального проживания жизни.
Следует отметить, что в основе функционирования любого педагогического процесса лежат определенные закономерности. Так, И.Ф. Харламов [11] к числу общих закономерностей процесса воспитания относит: включение воспитанника в конкретную деятельность; организацию деятельности путем стимулирования; проявление гуманности к воспитанникам; обеспечение в процессе воспитания перспективы духовного роста воспитанника; опору на положительные качества воспитанника и учет возрастных и индивидуальных его особенностей; единство и согласованность педагогических усилий и др.
В качестве закономерностей воспитания межэтнической толерантности мы признаем: природосообразность; культуросообразность; определяющую роль Я-концепции. С точки зрения первой закономерности воспитание межэтнической толерантности должно рассматриваться как педагогическая помощь растущему человеку, развивающейся личности в ее самоопределении в окружающей действительности. Культуросообразность воспитания межэтнической толерантности определяет обусловленность данного процесса культурой межэтнических отношений. Наконец, для процесса воспитания межэтнической толерантности важно не только как осуществляется педагогическое взаимодействие, но и то, как в этом взаимодействии воспитанник сам себя воспринимает, понимает, оценивает, к чему стремится [12].
Помимо закономерностей, процесс воспитания межэтнической толерантности должен опираться на ряд принципов: гуманизации и демократизации воспитания; учета в воспитании индивидуальных, возрастных, половых различий детей; педагогического оптимизма; целенаправленности, единства и целостности воспитательного процесса; коллективности воспитания.
Для российского общества с его национальным, конфессиональным, культурным и иным многообразием проблема толерантности и формирования толерантных отношений чрезвычайно актуальна, особенно в молодежной среде [13-15].
Еще К.Д. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании», опубликованной в 1857 г. в «Журнале для воспитания», акцентировал внимание на том, что центром воспитания детей должна быть школа. В современных условиях воспитательная роль школы сузилась до чрезвычайно малых размеров и все больше носит формальный характер, сводится к отдельным «воспитательным мероприятиям».
Что касается воспитания межэтнической толерантности как объекта целенаправленной работы школы, то она занимает в педагогическом процессе весьма скромное место, хотя заслуживает более пристального внимания.
Как показывают наблюдения, среди подростков нетерпимость проявляется по-разному - как отстраненность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужденность, приобретая характер агрессии, бунта, стремления совершать хулиганские, не поддающиеся логике и здравому смыслу поступки.
В ходе исследования подросткам (220 человек учащихся 8-9 классов) предлагались вопросы, связанные с выявлением установок личности когнитивного и поведенческого характера. Результаты исследования представлены в таблице.
Результаты исследования когнитивных и поведенческих установок учащихся
Вопросы |
Ответы учащихся |
||
Положительный, % |
Отрицательный, % |
Нет ответа, % |
|
Испытываете ли вы стремление к познанию культуры народа (этноса), к которому вы принадлежите? |
48 |
28 |
24 |
Испытываете ли вы желание познавать культуру других народов? |
32 |
28 |
40 |
Считаете ли вы терпимое отношение к людям другой национальности и культуры непременным качеством воспитанной личности? |
37 |
21 |
42 |
Считаете ли вы, что в общении со сверстниками другой национальности всегда проявляете уважительное отношение? |
24 |
45 |
31 |
Считаете ли вы терпимость (толерантность) условием бесконфликтного сосуществования людей разных национальностей и культур? |
68 |
22 |
10 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о следующем: 1) стремление к познанию культуры собственного народа (этноса) проявляет лишь половина школьников (48%); 2) желание познавать культуру других этносов изъявляют немногим более 30% школьников; 3) терпимость к людям другой национальности как качество воспитанности признают около 40% респондентов; 4) уважительное отношение к сверстникам – представителям других этносов в своем общении с ними называли 24% опрошенных школьников; 5) толерантность как необходимое условие сосуществование людей разной национальной принадлежности признали 68%.
Как показывает анализ приведенных данных, проблема межэтнической толерантности в подростковой среде является актуальной и далека от своего решения.
Своеобразной стратегией организации процесса воспитания в школе является педагогическая теория. К концептуальным подходам к воспитанию Н.Ф. Голованова относит: формирующий (управление поведением), культурологический (введение ребенка в многообразный мир культуры), социализирующий (обеспечение социализации и личностного самоопределения ребенка), герменевтический (обращение к жизненному опыту ребенка), аксиологический (понимание мира ценностей), антропологический (развитие индивидуальных способностей ребенка), психотерапевтический (оказание помощи ребенку в проблемных ситуациях) [10]. К этому перечню необходимо добавить возрастной подход.
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений [16].
В ряде исследований показано, что воспитание межэтнической толерантности наиболее целесообразно начинать именно в подростковом возрасте, когда, с одной стороны, сознание детей сохраняет гибкость по отношению к внешним воздействиям, а с другой – уже готово к самостоятельному осмысленному восприятию того, что хорошо, а что плохо [17-19].
Остановимся на некоторых особенностях подросткового возраста, наиболее значимых, на наш взгляд, для решения поставленной в данном разделе задачи исследования.
Прежде всего, отметим, что подростковый возраст – это переходное состояние между ролью младшего школьника и взрослением. Значимым фактором развития подростков считается общение со сверстниками, при котором появляются такие особенности, как избирательность, целенаправленность восприятия, повышение значимости собственного Я.
Формирование сложной системы самооценок в подростковом возрасте происходит на основании первых попыток самоанализа, а также сравнения себя с другими, что протекает в такой называемой подростковой среде, обладающей своей субкультурой.
Субкультура подростковой среды – это особое явление социального мира, имеющее свои особенности:
1) функционально - это объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания и подготовки к интеграции в общество;
2) содержательно – это процесс освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со сверстниками и взрослыми, сообществом людей в целом;
3) сущностно – это особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей мере регулируемому и определяющему действию социального.
Субкультура подростковой среды – это особое явление социального мира, имеющее социальный и личностный аспекты: 1) источник информации; 2) межличностное общение; 3) эмоциональные контакты.
Для организации процесса воспитания межэтнической толерантности важно понимать, какие возрастные потребности удовлетворяются подростком в пространстве его субкультуры. Как показывает опыт, это потребности: в обособлении от взрослых, преодоления конфликта со взрослыми; в самоактуализации, самоутверждении, реализации своих способностей, успехе; в принятии социумом: принадлежность к группе, объединение с себе подобными; в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера; в получении удовольствий, новых ощущений, информации, не получаемой в школе, семье.
На личностном уровне растут цинизм, грубость, жестокость, агрессивность, нравственная распущенность. С наибольшей жестокостью проявляется нетерпимость к людям другой национальности, культуры, образа жизни, верований, привычек. Причем признаки неприязни проявляются как в явном, так и неявном виде [20]. Преодоление этого негатива возможно лишь в целенаправленной, систематической и системной работе по внедрению в подростковую среду норм культуры межэтнических отношений и толерантности - как позитивной социально-психологической установки.
Исходя из сказанного, ведущая идея воспитания межэтнической толерантности подростков должна, на наш взгляд, состоять в следующем:
1) создание ситуаций успеха в наиболее значимых видах деятельности, создающих возможность позитивного самоутверждения в межэтнических отношениях;
2) формирование культуры межэтнических отношений как ценностной установки;
3) предупреждение отклонений в межличностных отношениях и нравственном развитии.
Непременной частью процесса воспитания межэтнической толерантности должна стать индивидуальная воспитательная работа, осуществляемая на основе принципов: субъектности, равенства, принятия, индивидуализации, деятельности.
Если рассматривать формирование межэтнической толерантности как систему воспитательной деятельности по формированию межэтнической толерантности подростков, то в ней, по нашему мнению, следует выделять три основных ее вида: развивающая работа, проектирование, превентивная практика.
Таким образом, воспитание межэтнической толерантности в подростковой среде предстает как многоплановая система, а в условиях современной школы – как приоритетная [21-23].
Совершенно очевидно, что воспитание межэтнической толерантности вообще и в подростковой среде в частности должно опираться на идеи гуманистической психологии и гуманной педагогики.
Основной идеей гуманистов-психологов (М. Грин, Д. Динкмейер, Р. Дрейкурс,
Дж. Колт, А. Комбс, С. Мадди, Г.Д. Мак-Кейм, А. Маслоу, Дж. Неллер, Б.Э. Риэрдон,
К. Роджерс, Д. Фрейберг, С. Френе и др.) является воспитание толерантности как личностного качества на основе уверенной коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми, создание прочных, развивающих и поддерживающих взаимоотношений с ребенком, особых условий повседневного воспитания: заботы, искренности, полного принятия, понимания.
Гуманистические идеи получили отражение и в работах прогрессивных педагогов прошлого: К.Н. Вентцеля, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Р. Штейнера и др. Их взгляды касались развития ребенка на основе уважения его личности и предоставления свободы в действиях и желаниях, активной роли самостоятельности и роли при этом взрослого, терпимости воспитателей как нравственного качества, деликатного отношения к психическому самочувствию ребенка.
Все достижения прошлого и настоящего явились предпосылкой становления новой педагогики - «педагогики ненасилия», суть которой состоит в ненасильственном развитии природы каждого ребенка, проявляющейся в его стремлении к развитию, свободе и потребности взросления [24].
Идея педагогики ненасилия получила свое закрепление в деятельности
В.А. Сухомлинского, педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.).
Педагогика ненасилия – одно из значимых средств воспитания у подрастающего поколения межэтнической толерантности (уметь жить в многоликом мире; уметь конструктивно решать межнациональные конфликты; проявлять ответственность в поступках и др.). В практическом плане это означает воспитание человека культуры.
По словам Е.В. Бондаревской [25], человек культуры – это, прежде всего, гуманная личность, отличающаяся милосердием, добротой, способностью к состраданию, сопереживанию, терпимостью, доброжелательностью, готовностью оказывать помощь близким и дальним, стремлением к миру, добрососедству, пониманием ценности человеческой жизни. Многие из названных качеств характеризуют человека культуры как толерантную личность, а их порождение возможно лишь в специально организуемом процессе, который называется личностным развитием.
По утверждению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева [26], категория «развитие» одновременно должна удерживать и совмещать в себе три достаточно самостоятельных процесса: становление, формирование, преобразование.
Следует отметить, что в реальной практике все три процесса протекают как «совокупная деятельность», как сотрудничество ребенка и взрослого, что у некоторых авторов обозначается как воспитывающая деятельность. В свете рассматриваемого нами вопроса результатом такой деятельности должны стать терпимость как личностное свойство воспитуемого и толерантный тип поведения как смысло-жизненная стратегия, свойственная человеку культуры. Данный результат считаем возможным обозначить как «личностное новообразование», возникающее в процессе личностного развития и под влиянием педагогических воздействий (убеждения, внушения, подражания, заражения). В содержательном плане оно может быть представлено следующим образом:
1) знания (понятие о толерантности, процессах; представление о своей жизни);
2) относительно устойчивые чувства к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке);
3) предрасположенность к такому типу социального поведения, основой которого является понимание и сотрудничество.
Библиографическая ссылка
Киргуева Ф.Х., Жукова О.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОРОДСКИХ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28106 (дата обращения: 21.09.2024).