Современная государственная политика направлена на создание эффективной системы физического воспитания и укрепление здоровья населения. В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой значительное внимание уделено развитию массового спорта. Активно внедряется ВФСК «Готов к труду и обороне», предусматривающий приобщение к систематическим занятиям физкультурой и спортом обучающихся и трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, в том числе и лиц с особыми образовательными потребностями. Однако значительное снижение уровня здоровья населения, в том числе и здоровье детей и подростков, вызывает особую тревогу. Так, по данным Росстата, за 2014–2016 годы количество детей с заболеваниями нервной системы увеличилось на 700 человек, а юношества – на 300 человек; положительная динамика отмечается у лиц с заболеваниями сахарным диабетом (800 – дети; 400 – юношество) и ожирением: 4.800 и 3.900 соответственно. Также отмечается увеличение количества детей-инвалидов на 8.200 человек за период 2014–2016 гг. [1].
Исходя из того что физической культурой и спортом занимаются различные социально-демографические группы населения не только с индивидуальными возможностями здоровья, но и с культурно-историческими ценностями, назрела объективная необходимость внесения изменений в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов данной сферы, обладающих профессионально значимыми качествами, лежащими в основе их профессиональной компетентности. Особую значимость в сложившейся ситуации приобретает толерантность как устойчивое интегративное свойство личности, выражающееся в эмпатии, оптимизме, доброжелательности, справедливости, гуманности, самообладании и эмоциональном контроле. Вместе с тем необходимость формирования толерантности как ценности межнационального сотрудничества в ученических, студенческих и трудовых коллективах нашла отражение и в разделе «Молодежная политика» Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [2].
Цель исследования: разработка концептуальной модели формирования толерантной деятельности у будущих специалистов по физической культуре.
Материал и методы исследования. В настоящее время толерантность, являясь сложным, многозначным понятием, с разными характеристиками и смысловыми оттенками, становится одним из главных методологических инструментов взаимодействия. В силу практической значимости проблема толерантности и её сущности раскрывается разными авторами [3-5] (рис. 1).
Рис. 1. Сущность понятия «толерантность»
Вызывает определенный интерес позиция Н.Н. Бордовской и А.А. Реана, которые определяют толерантность как психофизиологическое понятие, означающее ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [6].
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: толерантность выступает ценностно-целевой установкой, которая проявляется в деятельности (поведенческий аспект) и в общении (коммуникативный аспект). Мы разделяем позицию О.Б. Нурлигаяновой в том, что толерантность как социальная категория – это ценностная установка принятия другого человека, его эмпатическое восприятие в процессе открытого взаимодействия [7]. На наш взгляд, толерантность – это фундамент эмоционально-нравственной готовности будущих специалистов по физической культуре, которая выражается в способности достигать взаимопонимание с субъектами физкультурно-спортивной деятельности.
Включенное наблюдение за проявлением толерантности у студентов выявило наличие определенных тенденций, выражающихся в применении мер принуждения, давления, а порой и унижения занимающихся. Особенно это касалось лиц, имеющих некоторые отклонения в интеллектуальном или физическом развитии личности. Следовательно, возникает объективная потребность в совершенствовании подготовки будущих специалистов, направленной на формирование толерантного сознания, толерантного отношения и толерантной деятельности.
При моделировании процесса формирования толерантной деятельности у будущих специалистов по физической культуре системообразующими элементами выступают принципы личностной центрации (признание приоритета личности по отношению к обществу и социальным институтам) и субъектности (актуализация способности студентов осознавать свое «Я» в связях с другими людьми, проявлять внешнюю и внутреннюю активность на основе осмысленного выбора жизненных решений), а также подходы – сферный и человекоцентрированный. Сферный подход обеспечивает активное воздействие на экзистенциальную, предметно-практическую, волевую, эмоционально-мотивационную, интеллектуальную и сферу саморегуляции личности. Человекоцентрированный подход проявляется в личностной вовлеченности, самоинициируемости, проникающей способности и адекватной самооценке [8].
Остановимся более подробно на субъектной включенности студентов и человекоцентрированном подходе. В психолого-педагогических исследованиях развитие взаимодействия «учитель – обучающийся» раскрывается в определенной последовательности: субъект - объектные, субъект – объект - субъектные, субъект - субъектные. Заметим, что на последнем этапе (субъект - субъектные) не являются завершающими, что предопределило бы возможность дальнейшего развития. Данный факт противоречит закону развития систем, так как должна последовать фаза преобразования. И она действительно раскрывается в научных исследованиях понятием «субъектная включенность», которая рассматривается как процесс, явление, условие, принцип [9] (рис. 2).
Рис. 2. Многоаспектность понятия «субъектная включенность»
Следовательно, субъектная включенность бакалавра – это процесс становления субъектной позиции и субъект-субъектных отношений в учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающий саморазвитие и самовоспитание значимых качеств личности.
Основные положения человекоцентрированного подхода базируются на том, что сущность человека позитивна, конструктивна и социальна, проявляется только во взаимоотношениях с другими при условии его позитивного принятия, эмпатического понимания и открытого самопредъявления. В процессе реализации данного подхода проявляется личностная активность обучающихся, которая выражается в личностной и самоинициируемой вовлеченности, проникающей способности и самооценке событий учения.
Вышеназванные принципы и подходы к формированию толерантности студентов обеспечивают становление субъектной позиции и субъект-субъектных отношений в учебно-профессиональной деятельности, которые понимаются нами как субъектная включенность не только в образовательный процесс, но и в организацию социально значимых физкультурно-спортивных мероприятий. Гармоничное единство принципов, подходов и субъектной включенности в различные виды деятельности позволило нам спроектировать модель формирования толерантной деятельности студентов (рис. 3).
Апробация. Формирование толерантного сознания студентов в образовательном процессе осуществлялось через ознакомление с нормами и правилами толерантного взаимодействия, осознание значимости и степени проявления толерантности как признания, принятия и понимания другого. Этому способствовала реализация на занятиях активных методов обучения: проблемные и эвристические лекции, деловые игры, дискуссии, кейсы и т.п.
Рис. 3. Формирование толерантной деятельности студентов
Проявление толерантного отношения достигалось за счет участия студентов в разнообразных воспитательных мероприятиях, организованных кафедрой (предметная олимпиада «Лучший по профессии», «День кафедры» и т.п.), институтом (педагогическая олимпиада, конкурс профессионального мастерства и т.п.) и университетом (студенческая спартакиада, конкурс строя и песни, фестиваль ГТО и др.). Это привело к созданию позитивного морального климата среди участников образовательного процесса на основе взаимоуважения, взаимоподдержки и предупреждения случаев нетерпимости в межличностных отношениях. Расширение рамок толерантного отношения у студентов наиболее ярко проявилось на Всероссийской VIII Олимпиаде студентов по специальности «Физическая культура» (г. Ростов-на-Дону).
Толерантная деятельность развивалась и в процессе организации социально значимых спортивных мероприятий для различных категорий населения. Так, например, студенты принимали активное участие в разработке сценария и проведении областных спортивных мероприятий для детей - сирот и воспитанников воскресных школ, осуществляли помощь в организации спартакиады «Будь здоров» для лиц пожилого возраста. Формированию выраженной системы социальных установок и толерантности бакалавров способствовала организация волонтерского движения «Физкультура и спорт», деятельность которого совпадала с основным вектором обучения. Например, толерантная деятельность наиболее ярко проявлялась в процессе реализации акции «Добровольцы - детям» для воспитанников интернатских учреждений, в рамках которой студенты не только обсудили с детьми важность занятий физической культурой, значимость доброжелательных отношений в коллективе, но и в театрализованной форме представили тематические игровые композиции, логоритминки, танцевальные упражнения, кроссворды и веселые эстафеты.
Результатом внедрения модели формирования толерантной деятельности будущих специалистов по физической культуре выступают изменения в ценностно-целевых установках, которые проявлялись в общении (эмпатия, оптимизм, доброжелательность, справедливость, самообладание и эмоциональный контроль) и деятельности (признание права на отличие и принятие другого человека при взаимодействии с ним на основе согласия и взаимопонимания).
В заключение отметим, что степень сформированности указанных компонентов модели определяет успешность толерантной деятельности будущих специалистов как важной составляющей профессиональной компетентности. Создание условий для её формирования способствует изменению стереотипов поведения, развитию социально-психологической устойчивости, адаптации к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит и их конкурентоспособность на рынке труда.
Библиографическая ссылка
Чистякова Е.Г., Федотова Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28094 (дата обращения: 21.09.2024).