В последние годы чрезвычайно актуальной проблемой медицины стали психосоматические расстройства и нарушения психоэмоционального статуса у детей и подростков [1; 2]. Психосоматические расстройства (синдромы) – группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов, в настоящее время являются важной медико-социальной проблемой. Наиболее частыми видами психосоматических расстройств, встречающимися у детей и подростков, являются артериальная гипертензия (АГ), синдром вегетативной дисфункции (СВД), первичные головные боли, чаще – головная боль напряжения (ГБН), синкопальные состояния (СС), астенический синдром (АС).
Важным аспектом в рамках данной проблемы является ранняя диагностика и эффективная коррекция указанных нарушений, с учетом в том числе особенностей метаболических процессов, протекающих в мозговой ткани, и их влияния на функционирование ЦНС [3; 4]. Особая роль в модуляции нейропластических процессов принадлежит нейротрофическим факторам (НТФ). Наиболее изученным в настоящее время является мозговой нейротрофический фактор – BDNF (brain-derived-neurotrophic-factor). BDNF представляет собой белок с молекулярной массой 27 кДа, экспрессируется в фибробластах, астроцитах, нейронах, тромбоцитах и леммоцитах. Он относится к физиологически активным полипептидам, регулирующим рост и дифференцировку нейронов в процессе филогенеза, способствующим в постнатальном периоде формированию новых синаптических связей [5].
Учитывая, что эмбриональное развитие тромбоцитов и нейронов происходит от одного и того же предшественника в нервном гребешке, содержание BDNF в крови может отражать уровень синтеза BDNF в ЦНС. Специфичность действия BDNF обусловлена двумя видами рецепторов к данному пептиду – низкоафинными рецепторами к NGF с молекулярной массой 75 кДальтон (LNGFR) и высокоафинными рецепторами к тропомиозинкиназе-В с молекулярной массой 145 кДальтон (TrkB). Нейротрофические факторы (в т.ч. BDNF) отличаются довольной высокой функциональной активностью. В период развития нервной системы они участвуют в дифференцировке, созревании нейронов и формировании синапсов. Во взрослом организме им принадлежит важная нейропротекторная роль, заключающаяся в защите нейронов головного мозга от ишемии. Высказывается предположение, что он может играть роль в образовании памяти [6].
В последние годы такие заболевания, как эпилепсия, шизофрения, депрессия, стали относить к нейродегенеративным заболеваниям. Мозговой нейротрофический фактор BDNF и серотонинергическая система взаимодействуют друг с другом в ЦНС и совместно модулируют мозговые процессы, играя значимую роль в патогенезе тревоги, депрессии и нарушении когнитивных функций у человека [7]. Установлено, что BDNF играет значимую роль в патогенезе нейродегенеративных заболеваний, в регенерации мозговой ткани и восстановлении ее функций после травматических и сосудистых поражений нервной системы.
Выявление значимой роли НТФ, и в частности BDNF, в стимуляции нейропластичности является перспективным в лечении сосудистых, травматических и нейродегенеративных заболеваний нервной системы [8]. В процессе терапии антидепрессантами возрастает выработка BDNF, в результате чего восстанавливаются процессы нейрогенеза и нейрональная пластичность [5; 8]. В последние годы активно изучается возможность использования уровня BDNF в сыворотке крови и/или полиморфизмов гена BDNF для прогноза и оценки эффективности проводимой терапии [9-11].
Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) – нарушение развития соединительной ткани в эмбриональном и постнатальном периодах, генетически детерминированное состояние, характеризующееся дефектами волокнистых структур и основного вещества соединительной ткани, приводящее к расстройству гомеостаза на тканевом, органном и организменном уровнях в виде различных морфофункциональных нарушений висцеральных и локомоторных органов с прогредиентным течением, определяющее особенности ассоциированной патологии [12]. Недифференцированные ДСТ – это генетически гетерогенная группа заболеваний мультифакториальной природы, нередко ассоциированная с развитием хронической соматической патологии и различных видов психосоматических расстройств, в том числе – артериальной гипер- и гипотензии, синдрома вегетативной дисфункции, рецидивирующих головных и абдоминальных болей, синкопальных состояний, астенического синдрома и др.
Цель исследования: изучить уровень мозгового нейротрофического фактора BDNF у подростков с дисплазией соединительной ткани, дорсопатией и различными вариантами психосоматических расстройств для оценки его вероятного участия в патогенезе данных видов нарушений.
Материал и методы исследования
Объектом исследования были подростки 12-17 лет (мальчики и девочки) в количестве 80 человек, пациенты детского соматического отделения с проявлениями ДСТ, с патологией шейного отдела позвоночника – дорсопатией (ДП) и различными психосоматическими синдромами (АГ, СВД, ГБН, СС, АС), предметом исследования – мозговой нейротрофический фактор BDNF. Структура дорсопатий у обследованных пациентов была представлена патологической нестабильностью ШОП за счет слабости мышечно-связочного аппарата, патологией костного аппарата ШОП, ювенильным остеохондрозом ШОП, наличием болей в ШОП (дорсалгией). Содержание BDNF в плазме крови определяли методом ИФА с использованием набора реактивов «Quantikine® ELISA» по протоколу производителя фирмы (R&D systems® a bio-techne brand®). Оценивали распределение обследованных подростков с нормальным, повышенным и пониженным уровнем BDNF в группах сравнения.
Состояние психоэмоционального статуса (уровень дистресса, депрессии, тревоги и соматизации) определяли с использованием русскоязычного четырехмерного опросника «4ДДТС», разработанного голландскими специалистами B. Terluin и соавт. (The Four-Dimensional Symptom Questionnaire – 4DSQ) (B. Terluin и соавт., 2006). Оценивали степень выраженности нарушений данных характеристик: низкий уровень, повышенный и значительно повышенный.
Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением пакета прикладных программ Statistica 12.0 for Windows. Анализ статистической значимости различий качественных бинарных признаков проведен с помощью критериев χ2 Пирсона, а для малых выборок – двусторонний точный критерий Фишера.
Результаты исследования
Сравнительный анализ числа пациентов с различным уровнем BDNF в группах с ДСТ и без ДСТ показал, что в 1-й группе было несколько меньше лиц с нормальным и повышенным уровнем мозгового нейротрофического фактора и больше – с пониженным уровнем (рис. 1А).
В группе с ДСТ 1 степ. было больше пациентов с низким уровнем BDNF (рис. 1Б).
А Б
Рис. 1. А - распределение пациентов с ДСТ и без ДСТ по уровню BDNF (%).
Б - распределение пациентов без ДСТ, с ДСТ 1 степ. и ДСТ 2 степ. по уровню BDNF (%)
Среди пациентов с дорсопатией оказалась меньше доля обследованных с нормальным содержанием мозгового нейротрофического фактора BDNF и больше – с низким уровнем показателя (рис. 2А). Число пациентов, имевших повышенную концентрацию BDNF в плазме крови, в группах с ДП и без ДП было сопоставимым. Наличие у пациентов лабильной АГ ассоциировалось с меньшим числом лиц, имевших нормальную и низкую плазменную концентрацию BDNF, и, напротив, в этой группе было больше пациентов с повышенным уровнем данного показателя (рис. 2Б).
А Б
Рис. 2. А - распределение пациентов с ДП и без ДП по уровню BDNF (%).
Б - распределение пациентов с АГ и без АГ по уровню BDNF (%)
В группе с СВД выявлено больше пациентов с пониженным уровнем мозгового нейротрофического фактора и меньше было число обследованных с нормальным содержанием BDNF (рис. 3А). Соотношение обследованных с повышенным уровнем анализируемого показателя в сравниваемых группах было сопоставимым (рис. 3А).
А Б
Рис. 3. А - распределение пациентов с СВД и без СВД по уровню BDNF (%).
Б - распределение пациентов с ГБН и без ГБН по уровню BDNF (%)
Группа пациентов с РГБ отличалась несколько большим числом обследованных с повышенным содержанием BDNF и меньшей долей лиц с нормальным уровнем данного показателя (рис. 3Б). Пониженное содержание BDNF имело сопоставимое число лиц в группах с РГБ и без РГБ (рис. 3Б).
Группа пациентов с синкопальными состояниями в анамнезе характеризовалась большей долей лиц, имевших нормальное содержание мозгового нейротрофического фактора в плазме крови, и, напротив, в этой группе оказалось меньше пациентов с повышенной плазменной концентрацией BDNF (рис. 4).
Среди обследованных с астеническим синдромом выявлено меньшее число пациентов с нормальным уровнем BDNF и большее – с пониженным уровнем показателя. Повышенное содержание BDNF имело сопоставимое число пациентов сравниваемых групп (рис. 4).
Рис. 4. Распределение пациентов с СС и без СС, с АС и без АС по уровню BDNF (%)
В результате проведенного исследования установлено, что от 19 до 46% обследованных детей имели нарушения различных характеристик психоэмоционального статуса: у 45,6% подростков выявлен повышенный уровень дистресса; у 46,9% – повышенный уровень соматизации; у 31,6% – повышенный уровень депрессии; у 19% – повышенный уровень тревоги. Для 45,6% детей были характерны клинические проявления астенического состояния.
При анализе структуры нарушений оцениваемых характеристик психоэмоционального статуса обследованных подростков установлено, что у 54,4% обследованных отмечался низкий уровень дистресса, у 24,05% – умеренно повышенный и у 21,5% – значительно повышенный уровень дистресса; у 10,13% отмечался умеренно повышенный и у 21,52% – значительно повышенный уровень депрессии; у 7,59% диагностирован умеренно повышенный и у 11,39% – значительно повышенный уровень тревоги.
У половины всех обследованных подростков (53,2%) проявлений соматизации не отмечалось, у 34,2% степень выраженности соматизации достигала умеренно повышенного уровня и у 12,7% – значительно повышенного уровня. Для 45,6% были характерны клинические проявления астенического состояния, при этом у 32,9% астения была слабой степени выраженности и у 12,7% – умеренно выраженной.
Мы проанализировали количественные показатели BDNF в группах обследованных с наличием и отсутствием нарушений психоэмоционального статуса. Подростки с нарушением психоэмоционального статуса отличались более низким содержанием мозгового нейротрофического фактора BDNF в плазме, выявлена тенденция к снижению концентрации BDNF по мере нарастания степени выраженности дистресса, депрессии, тревоги, соматизации и астении. Количество детей с нормальным содержанием НТФ уменьшалось по мере нарастания выраженности депрессии.
Нормальное содержание BDNF в 44,3% случаев сочеталось с низким уровнем тревоги, в 2,5% случаев регистрировалось у подростков с умеренно повышенным и в 5,1% - со значительно повышенным уровнем тревоги. Что также подтверждало общую тенденцию. Нормальное содержание BDNF регистрировалось у 27,9% подростков без астенических проявлений, у 21,5% – со слабо выраженной астенией и у 2,5% – с умеренно выраженной астенией.
Заключение
Таким образом, проведенные нами исследования позволили выявить общую тенденцию в распределении обследованных подростков с дисплазией соединительной ткани, дорсопатией и различными психосоматическими синдромами по уровню мозгового нейротрофического фактора в плазме крови. Наличие у пациентов соединительнотканной дисплазии, дорсопатии, синдрома вегетативной дисфункции и астенического синдрома ассоциировалось с меньшим числом лиц, имевших нормальную плазменную концентрацию BDNF и большей долей лиц с низким содержанием данного показателя. Группы с артериальной гипертензией и рецидивирующей головной болью отличались меньшим числом пациентов с нормальным уровнем BDNF и большей долей лиц с повышенным содержанием показателя.
Структура нарушений психоэмоционального статуса у обследованных нами подростков 12-17 лет представлена повышенным уровнем дистресса, повышенным уровнем соматизации, повышенным уровнем депрессии, повышенным уровнем тревоги. Для 45,6% детей характерны клинические проявления астении. Подростки с нарушением психоэмоционального статуса отличаются более низким содержанием НТФ в плазме, выявлена тенденция к снижению концентрации BDNF по мере нарастания степени выраженности дистресса, депрессии, тревоги, соматизации и астении.
Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований с целью уточнения роли и степени участия BDNF в патогенетических механизмах данного спектра психосоматических расстройств у подросткового детского населения.
Библиографическая ссылка
Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Реушева С.В., Гришкевич Н.Ю., Зайцева О.И., Боброва Е.И., Ахмельдинова Ю.Р. УРОВЕНЬ МОЗГОВОГО НЕЙРОТРОФИЧЕСКОГО ФАКТОРА BDNF У ПОДРОСТКОВ С ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ И РАЗЛИЧНЫМИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ СИНДРОМАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28072 (дата обращения: 03.10.2024).