Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В ВУЗЕ

Назарова Г.И. 1 Низамиева Л.Р. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Статья посвящена развитию познавательной самостоятельности обучаемых за счет внедрения в учебный процесс информационных образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения. В ней представлены содержательные и процессуальные аспекты разработки электронных образовательных ресурсов, а также опыт их применения в дисциплинах профессиональной подготовки. Статья содержит описание структурных составляющих и функциональных возможностей дистанционного курса методики обучения второму иностранному языку (французскому), предназначенного для студентов, проходящих обучение по направлению «Педагогическое образование», а также анализ эффективности его применения в учебном процессе в вузе как в плане формирования профессиональной компетентности обучаемых, так и в развитии их познавательной самостоятельности. Положительные результаты организованного опытного обучения, данные, полученные при анкетировании участвовавших в нем студентов, а также педагогическое наблюдение позволяют сделать вывод, что дистанционные образовательные курсы являются средством развития и стимулирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых в вузе. Они обеспечивают более комфортную образовательную среду, благоприятно влияющую на способность и готовность будущих педагогов обучаться, самосовершенствоваться и развиваться на всем протяжении их дальнейшей профессиональной деятельности.
познавательная самостоятельность
информационные образовательные технологии
дистанционное обучение
электронные образовательные ресурсы
дистанционный курс
методика обучения иностранному языку
профессиональная подготовка
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) М.: ИИО РАО, 2007. 234 с.
3. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Мультимедийные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 187-192.
4. Martin J. Developing course material for online adult instruction. Merlot Journal of Online Learning. 2009. 5(2). Р. 364-371.
5. Li C. & Irby B. An overview of online education: Attractiveness, benefits, challenges, concerns and recommendations. College Student Journal. 2008. 42(2), Р. 449-458.
6. Hastie M., Hung I., Chen N., dr. Kinshuk. A blended synchronous learning model for educational international collaboration. Innovations in Education and Teaching International. 2010. 47(1). Р. 9-24.
7. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 03.09.2018).
8. Теория и методика обучения второму иностранному языку (французскому) [Электронный курс]. URL: http://edu.kpfu.ru/enrol/index.php?id=866 (дата обращения: 03.09.2018).
9. Ярмакеев И.Э. Мониторинг профессионального педагогического воспитания студентов в образовательном процессе ВУЗа // Филология и культура. 2015. № 3(41). С. 313-319.
10. Назарова Г.И., Низамиева Л.Р. Использование информационных технологий при формировании умений иноязычной диалогической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58): в 3-х ч. Ч.1. С. 201-203.

Современные тенденции мирового развития ставят всё новые цели в сфере образования, для достижения которых необходимо формирование конкурентоспособной образовательной среды. Это требует большей информатизации образования, внедрения инновационных образовательных технологий, создания возможностей для развития познавательной самостоятельности обучаемых.

Проблемам организации дистанционного образования и создания электронных образовательных ресурсов посвящен целый ряд научных исследований. Рассматриваются процессуальные стороны и психолого-педагогические аспекты информатизации образования [1; 2]. Методика организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности в онлайновой среде предлагается в трудах таких исследователей, как Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова, Дж. Мартин и многих других [3; 4]. Проблемы и преимущества дистанционного обучения, необходимость организации двустороннего сотрудничества между преподавателем и обучаемым, важность наличия обратной связи раскрываются в исследованиях С. Ли, Б. Ирби, М. Гасти, И. Ханг, Н. Чен [5, с. 10; 6, с. 451].

В связи с адаптацией к современным социально-экономическим условиям, в том числе ввиду поставленных перед российской системой образования задач вхождения в мировое образовательное пространство, в вузах регулярно появляются новые образовательные направления и специальности. Это приводит к значительным изменениям учебных планов и методики преподавания целого ряда дисциплин профессиональной подготовки. В дисциплинах профессионального цикла обучения наблюдается актуальная тенденция ко всё большей специализации в целях формирования профессионально значимых компетенций будущих специалистов и повышения их конкурентоспособности на глобальном рынке труда.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения результаты обучения представляются в виде характеристик приобретаемых компетенций. Так, профессиональная подготовка по методике преподавания иностранных языков в высшей школе ориентирована как на формирование общекультурных компетенций, среди которых фигурирует способность к самоорганизации и самообразованию, так и профессиональных компетенций, выражающихся в том числе в способности «использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов, способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности» [7, с. 7].

Одним из средств развития познавательной самостоятельности студентов и повышения эффективности образовательного процесса выступают активно разрабатываемые дистанционные образовательные технологии, которые находят все более широкое применение на различных ступенях обучения как в очной, так и в заочной формах.

Цель исследования. Цель исследования состояла в апробации электронного курса по методике преподавания иностранного языка в учебном процессе высшей школы и в выявлении его потенциала для развития познавательной самостоятельности обучаемых. Материалом исследования послужил электронный курс «Теория и методика обучения второму иностранному языку (французскому)», разработанный на кафедре романской филологии Казанского федерального университета в поддержку соответствующей учебной дисциплины [8].

Материал и методы исследования. Дистанционный образовательный ресурс рассчитан на студентов старших курсов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», и направлен на формирование профессиональных компетенций будущих учителей. Данный курс способствует приобретению студентами знаний об основных закономерностях процесса обучения иностранному языку, который выступает как средство коммуникации, образования, развития и воспитания учащихся; о современных методах оценивания достижений обучающихся. В процессе усвоения данной дисциплины обучаемые овладевают методами и технологиями формирования речевых навыков и умений и учатся творчески применять их в профессиональной преподавательской деятельности.

Методами исследования выступили изучение и обобщение педагогического опыта, беседы с преподавателями вузов и студентами, наблюдение за учебным процессом, тестирование, анкетирование, опытное обучение и анализ результатов учебной деятельности.

Разработанный электронный курс методики обучения второму иностранному языку (французскому) обеспечивает прочную теоретическую подготовку будущих специалистов благодаря изучению основных теоретических положений, включающих базовые методические понятия и определения. В курсе подробно рассматриваются особенности формирования навыков и умений в сфере французского языка в сопоставлении с первым иностранным языком. Закрепить полученные знания и выявить уровень их усвоения помогают тематические тестовые задания.

Поскольку учебный план поддерживаемой данным электронным ресурсом дисциплины включает в себя лекционные и практические занятия, разработчиком представлены конспекты лекций, задания для подготовки к практическим занятиям и для самостоятельной работы. К основным элементам рассматриваемого электронного курса относятся также рабочая программа по дисциплине, глоссарий, список ключевых слов и сокращений. Контрольный блок включает в себя вопросы для самопроверки, примерный перечень вопросов к зачету и итоговый проверочный тест. Для удобства пользователей разработаны методические указания для обучаемых и для преподавателей по работе с электронным ресурсом, представлены учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Помимо методических указаний, высокая интерактивность курса обеспечивается также за счет тестов для самоконтроля по всем разделам и итогового контрольного тестирования, заданий с обратной связью и возможности мониторинга деятельности обучаемых. В электронном курсе предусмотрены различные формы общения преподавателя со студентами, поэтому он может использоваться во время как аудиторной, так и самостоятельной работы.

Содержание курса представлено пятью тематическими блоками. Каждый блок состоит из методических указаний для студентов, конспекта лекции, презентации по теме, практических заданий и заданий для самостоятельной работы, вопросов для самоконтроля и теста по изученным в рамках темы теоретическим вопросам. Дополнительный материал представлен в виде PDF-документов, ссылок на сайты и открытые электронные ресурсы, например: справочный материал «Лексика классного обихода на уроке французского языка» в виде PDF-документа; презентация «Игровые технологии в обучении французскому языку»; ссылки на Федеральные образовательные стандарты, официальный сайт Министерства образования и науки РФ; статьи «Обучение произношению на уроке французского языка в младшей школе», «Обучающие и контрольные языковые тесты».

Практические задания разработаны по каждой изучаемой теме и направлены на формирование и совершенствование профессиональных педагогических умений обучаемых. Так, по теме 1 «Теоретические основы методики обучения французскому языку» предлагается следующее задание: определить цели и задачи урока французского языка (по одному из учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки для преподавания в школе). Цель данного задания – актуализировать полученные теоретические знания и продемонстрировать способность к их применению в практической преподавательской деятельности. Задание отправляется на проверку преподавателю, а затем обсуждается на практическом занятии.

Тестовый контроль по этой теме включает в себя задания на проверку знания лексики классного обихода, владение которой помогает обучаемым подготовить и продемонстрировать на последующих практических занятиях фрагменты уроков французского языка.

В теме 2 «Формирование языковых навыков французского языка» раскрываются особенности и приемы формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Представлены, в частности, следующие практические задания: разработать фонетическое упражнение для введения и тренировки произношения звуков французского языка; предложить и обосновать наиболее подходящие способы введения различных типов лексических единиц и разработать комплекс упражнений для их тренировки; ввести новый грамматический материал и разработать упражнения на тренировку и автоматизацию грамматических навыков по этой теме. Все задания отправляются на проверку преподавателю.

Тема 3 «Особенности формирования рецептивных умений французского языка» рассматривает особенности и технологии формирования умений чтения и аудирования. Среди практических заданий предлагаются следующие:

  1. Подобрать и представить на практическом занятии текст для аудирования на старшей ступени средней общеобразовательной школы (СОШ). Разработать к нему задания на понимание основной информации и на детальное понимание текста. Подготовиться к демонстрации фрагмента урока с применением разработанных материалов. Текст заданий отправляется на проверку преподавателю, фрагмент урока демонстрируется на практическом занятии.
  2. Разработать задания к предлагаемому тексту для чтения, в соответствии с поуровневым принципом проникновения в текст (текст представлен в виде PDF-файла). Задание отправляется на проверку преподавателю.

В теме 4 «Особенности формирования продуктивных умений французского языка» рассматриваются технологии формирования умений говорения и письма. Приведем примеры практических заданий, отправляемых студентами в виде файлов на проверку преподавателю:

  1. Составить речевую ситуацию для проведения урока-дискуссии по одной из тем, изучаемых на старшей ступени СОШ.
  2. Подобрать нормативно составленные речевые образцы для формирования умений письменной речи в соответствии с содержанием обучения письму на средней ступени СОШ.

Завершается курс темой 5 – «Виды и способы контроля речевых навыков и умений французского языка». Основной практической задачей по этой теме является формирование умений осуществления различных видов контроля на уроке французского языка. В качестве примера тематических заданий можно привести следующие:

  1. Составить тест на контроль лексических и грамматических навыков в соответствии с тематикой обучения французскому языку на средней ступени СОШ. Ответ на задание высылается преподавателю в виде файла.
  2. Составить задания на контроль умений аудирования для средней ступени обучения французскому языку в СОШ. Задание проверяется вне сайта на практическом занятии.
  3. Подготовить демонстрацию фрагмента одного из контрольных уроков по учебнику французского языка для СОШ. Использовать презентацию в POWER-POINT. Задание проверяется вне сайта на практическом занятии.

Во всех тестах и во многих практических заданиях имеются ограничения по времени. Перед выполнением практических и контрольных заданий по всем темам студентам рекомендуется внимательно изучить лекционные и дополнительные материалы, представленные в курсе. При разработке демонстраций фрагментов уроков рекомендуется и поощряется широкое использование современных средств обучения и инновационных обучающих технологий.

Результаты исследования и их обсуждение. Курс введен в эксплуатацию в 2014 г. В опытном обучении приняли участие более 100 студентов. В сравнении с традиционным обучением применение дистанционного курса показало себя более эффективным как в плане формирования профессиональных навыков и умений, так и в развитии познавательной самостоятельности обучаемых.

Формирующиеся программой отчеты по заработанным баллам позволяют определить результативность работы каждого пользователя, проходящего обучение по дисциплине. Инструменты образовательной площадки дистанционного курса обеспечивают автоматическую проверку правильности выполнения заданий тестов, при этом преподавателю предоставляется возможность мониторинга полученных результатов. Доступный только для преподавателя журнал оценок отражает результаты всех пользователей, записанных на курс. В нем также выводятся средние показатели успеваемости группы по отдельным теоретическим тестам или практическим заданиям, автоматически высчитывается итоговая оценка за прохождение всего курса. Обратная связь со студентами обеспечивается возможностью отправления сообщений и проверенных работ на электронный адрес каждого пользователя.

Анкетирование среди пользователей рассматриваемого электронного курса выявило ряд положительных сторон его применения в учебном процессе, приводим их в порядке убывания значимости, по мнению респондентов:

  • постоянная доступность всех материалов курса, в том числе тестов по теоретическим вопросам и практических заданий (как отмечают 98% опрошенных);
  • наличие заданий с обратной связью и интерактивность курса (97%);
  • наличие презентаций по темам, краткого и полного конспектов лекций (93%);
  • обеспечение возможности самостоятельного планирования собственной учебной деятельности (92,5%);
  • возможность неоднократного возвращения к пройденному с целью повторения плохо усвоенного материала (89,5%);
  • обеспеченность курса разнообразными заданиями и дополнительными материалами для более эффективного формирования и развития необходимых навыков и профессиональных компетенций в сфере методики преподавания иностранного языка (85,5%);
  • повышение мотивации к изучению учебной дисциплины (69%).

Заключение. Модернизация системы современного образования в России предполагает совершенствование форм и методов обучения, что успешно решается за счет разработки и все более широкого привлечения в учебный процесс электронных образовательных ресурсов различного характера. Применение дистанционных образовательных технологий открывает большие возможности для развития познавательной самостоятельности обучаемых, профессионально значимых деловых качеств будущего специалиста [9, с. 313], а также способствует формированию у них способности и готовности продолжать свое образование и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни [10, с. 201].

В первую очередь, речь идет об обеспечении большей свободы действий студентов и преподавателей в плане организации и осуществления процесса обучения. В частности, в случае необходимости дистанционный формат образовательного курса позволяет пользователям самостоятельно освоить модули учебной дисциплины, пройти контрольные тесты и выполнить предусмотренные практические задания в собственном ритме и в удобное для них время, обращаясь к рекомендованной для этого преподавателем справочной литературе и другим информационным ресурсам. С точки зрения организации образовательного процесса, грамотное применение электронных курсов обеспечивает необходимую на сегодняшний день индивидуализацию стратегий обучения, приводящую к формированию приобретаемых знаний, навыков и умений на более сознательной основе, а также способствует расширению творческого потенциала личности, что отвечает актуальным задачам формирования компетентностно-ориентированной образовательной среды.

Таким образом, беспрецедентное распространение информационных технологий, а также постоянное изменение условий жизни современного общества приводят к необходимости регулярного обновления содержания, форм и методов обучения в целях обеспечения модернизации образования. В связи с этим разработка и внедрение электронных образовательных курсов в учебный процесс российских вузов представляет собой переход к более продуктивному стилю преподавания, который развивает творческую индивидуальность обучаемых и стимулирует их познавательную самостоятельность и активность.


Библиографическая ссылка

Назарова Г.И., Низамиева Л.Р. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28063 (дата обращения: 29.11.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074