Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Волчегорская Е.Ю. 1 Андреева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье представлено теоретико-методологические обоснование процесса тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа. Тьюторство рассматривается как фактор, способствующий положительной динамике развития профессиональной социализации будущих учителей, осознанной ориентации студентов к выбору будущей профессии и закреплению в педагогической профессиональной деятельности. В статье разъяснены основные понятия исследования: «социализация», трактуемая как процесс, способствующий усвоению индивидом социальных норм, культурных и нравственных ценностей, принятых в данном обществе; «профессиональная социализация» как процесс, направленный на развитие и самореализацию личности в сфере трудовой деятельности, который предполагает овладение профессиональными умениями и навыками; «тьюторское сопровождение» как универсальная педагогическая составляющая индивидуализации обучения. В статье отмечено, что в педагогической науке отсутствует универсальный подход, позволяющий исследовать особенности тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа, что требует привлечения и интеграции нескольких методологических подходов, обеспечивающих детальное рассмотрение изучаемого феномена. В исследовании обозначены сущностные характеристики, принципы, основные положения и компоненты процесса тьюторского сопровождения профессиональной социализации будущих учителей с точки зрения системно-синергетического, процессно-компетентностного и партисипативного подходов, а также обосновано применение данных подходов в реализации тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа.
профессиональная социализация
тьюторское сопровождение
студенты педагогического колледжа.
1. Фортыгина С.Н., Павлова Л.Н. Павлова Л.Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 6. С.26-36.
2. Затеева Т.Г. Профессиональная социализация студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы: дис. … канд. пед, наук. Владикавказ, 2016. 171 с.
3. Киселева О.С. Профессиональная социализация: к анализу проблемы // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 21 марта 2007 г. / Отв. Ред. Н.А.Коваль. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. С.342-345.
4. Gilberto Tadeu Shinyashiki; Isabel Amélia Costa Mendes; Maria Auxiliadora Trevizan; René A Day. Professional socialization: students becoming nurses. Rev. Libr. July/Aug. 2006. Vol.14 №4. DOI: 10.1590/S0104-11692006000400019.
5. Трифонова П.А. Мотивация как фактор реализации процессно-компетентностного подхода к внутрифирменному обучению: дис. … канд. псих. наук. Ярославль, 2011. 170 с.
6. Биктуганов Ю.И., Игошев Б.М. Формирование мобильности педагогов - перспективное направление деятельности Уральского государственного педагогического университета // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С.6-9.

Процесс профессиональной социализации молодого специалиста в современном российском обществе приобретает качественно новые характеристики. Тьюторское сопровождение профессиональной социализации студентов педагогического колледжа мы рассматриваем как универсальную педагогическую деятельность, осуществление которой способствует укреплению в профессии будущего специалиста.

Цель исследования: интерпретировать основные понятия исследования («социализация», «профессиональная социализация», «тьюторское сопровождение») и раскрыть особенности тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа через представление методологических подходов.

Сегодня студенты ориентированы на потребность в достижении социального престижа, получении социальных гарантий [1]. Мы разделяем мнение Т.Г. Затеевой, которая считает, что понятие «социализация» взаимосвязано с процессом становления, развития и совершенствования личности в социуме, которая формируется под воздействием множества факторов, активно воздействующих на индивида в процессе его становления [2]. В отечественной науке изучением социализации занимались: Г.М. Андреева, В.Г. Бочарова, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Е.П. Шиянов и др.; зарубежные ученые: М. Вебер, Э. Гидденс, Д. Колеман, Д. Мид, Э. Фромм и др. Исследователи рассматривают социализацию как процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека и предполагающий усвоение индивидом социальных норм, культурных и нравственных ценностей того общества, в котором он находится. В процессе социализации человек не только приобретает знания, взгляды, принципы, но и усваивает определённые правила поведения, которые необходимы ему для успешной жизни в социуме [2].

Из общего понятия «социализация» вытекает понятие «профессиональная социализация». О.С. Киселева представляет профессиональную социализацию как непрерывный процесс, направленный на развитие и самореализацию личности в области трудовых отношений, овладение профессиональными умениями и навыками, профессиональным языком, и делает вывод, что профессиональная социализация фактически является приобщением человека к соответствующей профессиональной субкультуре [3]. Мы считаем, что профессиональная социализация студентов педагогического колледжа – это процесс усвоения профессиональных знаний, навыков, умений и ценностей в ходе взаимодействия личности и профессиональной среды, в котором имеет место влияние внешних и внутренних факторов со стороны социума. Профессиональная социализация позволяет будущему специалисту оптимально освоить профессиональную роль и в дальнейшем успешно функционировать в своей профессиональной деятельности. Важно понимать, что жизненные ценности, отношение к профессии, которые закрепляются у студентов за время обучения в педагогическом колледже, напрямую влияют на внутреннюю мотивацию, приверженность и удовлетворение выбранной специальностью [4].

Говоря о роли тьюторства в профессиональной социализации, справедливо заметить, что тьюторство как процесс, осуществляющий построение и реализацию персонального образовательного вектора, где учитывается личный потенциал человека, его образовательная и социальная инфраструктура, решает задачи ориентации на будущую профессию и помогает будущему специалисту в профессиональном становлении. Тьюторское сопровождение – это способ поддержки и помощи студенту, направленный на повышение эффективности становления будущего специалиста в образовательном, социокультурном и профессиональном пространстве педагогического колледжа. Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач и успешное закрепление в будущей профессии студентов. Тьюторское сопровождение профессиональной социализации позволяет подготовить будущих педагогов к эффективному процессу самоопределения и становления в профессии и гармоничному взаимодействию с обществом. Исходя из этого тьюторское сопровождение студентов педагогического колледжа представляется нам как некий ресурс развития их профессионального становления, позволяющий будущим специалистам отвечать требованиям социума.

Материалы и методы исследования. Проведённый анализ специальной литературы и публикаций в периодических изданиях, которые сообразны теме нашей работы, позволил нам обозначить совокупность необходимых теоретико-методологических подходов для её детального раскрытия. Отсутствие универсального подхода, позволяющего исследовать особенности тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа, требует привлечения нескольких методологических подходов, что обеспечивает разностороннее рассмотрение изучаемого нами феномена. Для изучения такого многоаспектного явления, как тьюторское сопровождение профессиональной социализации студентов педагогического колледжа, мы определили комплекс методологических подходов: системно-синергетического, процессно-компетентностного и партисипативного.

Тьюторское сопровождение профессиональной социализации студентов педагогического колледжа – это система взаимодействия различных структурных компонентов, которые взаимосвязаны и объединены одной образовательной целью, необходимостью развития индивидуальности и профессионализма личности студента. На основании данного утверждения мы считаем необходимым применение в нашем исследовании системно-синергетического подхода.

Теоретические общенаучные основы системно-синергетического подхода присутствуют в исследованиях Ю.В. Талагаева, Н.М. Таланчук, В.П. Шалаева и др. и укрепляют идеи системного и синергетического подходов. Педагогическая интерпретация системного компонента освещена в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Ю.А. Конаржевского, Ш.А. Магометова, Е.А. Рассоловой, В.А. Сластенина, Ф.Ф. Шарипова, Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлевой, В.А. Якунина и др.

Ведущим механизмом системного подхода является системный анализ, который представляет собой совокупность методов и приемов для исследования разноплановых объектов, не нарушая при этом их целостность. Очевидно, что любая система – это нечто целое, состоящее из связанных между собой элементов с интегрированными свойствами и закономерностями. Необходимо учитывать, что принцип системности в науке основан на положении о том, что отдельно взятые компоненты одной системы рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. Это позволяет в процессе системного анализа тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа выяснять не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины. Системный подход позволяет нам рассмотреть феномен тьюторского сопровождения профессиональной социализации будущих педагогов как целостностную педагогическую систему, характеризующуюся структурностью и взаимосвязями её элементов, при функционировании которой происходят позитивные изменения в развитии личностных качеств у студентов колледжа, что способствует эффективной профессиональной социализации будущих педагогов.

Вопросы теории синергетики активно рассматривались в работах М.Т. Громкова, Т.М. Давыденко, В.А. Игнатова, О.Н. Козлова, С.В. Кривых, А.Д. Урсул, Т.И. Шамова и др. Опора на социальную синергетику при создании педагогических систем разного уровня получает все более широкое распространение в педагогических научных исследованиях, посвященных проблемам адаптации, социализации и интеграции выпускников образовательных учреждений в современный социум и профессиональную сферу. Как показали исследования, синергетическая доктрина помогает глубже изучить такие сложные системы, как общество и различные социальные институты, в том числе образование. Применение синергетического компонента как составляющей части системно-синергетического подхода в нашей работе вызвано необходимостью изучения взаимодействий процессов воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения и заключается в побуждающем воздействии на профессиональное становление будущего педагога с целью его самосовершенствования и укрепления в профессии. Следует подчеркнуть, что тьюторское сопровождение профессиональной социализации будущих педагогов усиливает синергетическую составляющую: в образовательном пространстве педагогического колледжа обучающий и обучающийся – открытые системы, стремящиеся к личностному развитию и личностному росту. Поскольку тьюторское сопровождение профессиональной социализации будущих педагогов – это часть более масштабного и разнопланового процесса, нацеленного на формирование и конструктивную реализацию жизненных планов личности, самоопределения в профессии, накопления жизненного опыта, очевидно, что достижение положительного результата в данном процессе невозможно вне единства системного и синергетического подходов.

В реализации тьторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа определяющими являются следующие положения системно-синергетического подхода: позиция будущего педагога также является системой с саморазвивающейся целостностью, т.е. студент в данном аспекте способен при взаимодействии с тьютором осознавать промежуточные этапы своего развития и адекватно оценивать собственные действия; необходим переход от традиционной формы управления процессом профессионального становления будущих педагогов, основанной на жесткой регламентации действий обучаемого, к самоорганизации студентов, повышению их внутренней мотивации учения и самоопределения.

Процессно-компетентностный подход обеспечивает последовательную обоснованную смену этапов тьюторского сопровождения профессиональной социализации будущих педагогов, наполнение этапов методическим содержанием, а также выделение и формирование необходимых для будущих педагогов компетенций. Впервые он был рассмотрен в работе П.А. Трифоновой применительно к внутрифирменному обучению [5]. Чтобы максимально раскрыть сущность процессно-компетентностного подхода в исследовании тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа, необходимо рассмотреть особенности как процессного, так и компетентностного подходов.

С позиции процессного подхода любое педагогическое явление возможно изучить как целенаправленное и непрерывное действие, что позволяет конструктивно и эффективно проследить его изменение. Обобщая мнения ученых А.С. Масленникова, Н.К. Серова, В.И. Столярова, В.А. Якунина и др., мы делаем вывод, что педагогический процесс – это комплексное взаимодействие педагогов и обучающихся, которое имеет целенаправленный, управляемый, закономерный характер. Такое взаимодействие ориентировано на преобразование профессиональных и личностных свойств и качеств обучаемых. Специфика процессного подхода в педагогике раскрыта в исследованиях Н.Н. Матвеевой, Д.Ш. Матроса, В.П. Симонова и др.

В рамках компетентностного подхода различные аспекты проблемы профессиональной компетентности освещены в трудах В.А. Болотова, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Дж. Равена, В.В. Серикова, А.И. Субетто, Ю.Г. Татура, В. Хутмахера, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др. Компетентностную составляющую в образовании рассматривали В.И. Байденко, Д.А. Иванов, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, С.В. Макаров, В.П. Сергеева и др. Компетентностный подход мы рассматриваем как инструмент, при помощи которого студент педагогического колледжа в сотрудничестве и с помощью тьютора способен оценить динамику личностного и профессионального развития. Это усиливает его включенность в процесс обучения и позволяет оценить успешность собственной профессиональной социализации. Компетентностный подход в осуществлении тьюторского сопровождения профессиональной социализации будущих педагогов помогает спланировать данный процесс, определить его содержание, логику и результат на начальном этапе и определить критерии успешности профессиональной социализации студентов педагогического колледжа на заключительном этапе. Интеграция процессного и компетентностного подходов способствует формированию профессиональной компетентности у студентов на протяжении всего периода обучения в педагогическом колледже.

Нами выделены основные положения процессно-компетентностного подхода применительно к исследованию тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа: тьюторское сопровождение профессиональной социализации студентов педагогического колледжа является закономерным целенаправленным процессом и состоит из этапов, смена которых позволяет проследить динамику личностного и профессионального развития студентов; элементом тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа является такая единица процесса, как педагогическая задача, направленная на реализацию потенциала будущих учителей и осуществление успешной творческой деятельности в профессиональной сфере.

Партисипативный подход мы рассматриваем как теоретико-методическую стратегию, которая обеспечит тьюторское сопровождение профессиональной социализации студентов педагогического колледжа через реализацию паритетного взаимодействия субъектов. В педагогике партисипативный подход был обоснован в трудах И.В. Касьяновой, И.А. Кравченко, О.В. Лешер, Е.Ю. Никитиной, Т.И. Шамовой и др. Мы согласны с мнением Б.М. Игошева, который, интерпретируя партисипативность в педагогической науке, делает акцент на учет мнения каждого студента при решении той или иной социально значимой проблемы и профессионально-педагогической задачи; совместное принятие решений, выявление проблем и необходимых для их решения действий [6]. Партисипативный подход – это механизм улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимися, это альтернатива авторитарности, диктаторству, императивности и принуждению. Он даёт возможность осуществить диалог субъектов взаимодействия на паритетных началах, укрепить индивидуальную и коллективную ответственность. Партисипативный подход реализуется в следующих направлениях: поиски консенсуса, выявление индивидуальной и коллективной точек зрения всех членов группы; совместное выделение проблем и поиск соответствующих действий для их решения; создание позитивных установок и механизма сотрудничества между субъектами деятельности на основе добровольности и заинтересованности всех участников образовательного процесса.

Положения партисипативного подхода в осуществлении тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа предоставляют ряд возможностей: учет тьютором интересов, потребностей и способностей студентов, что способствует формированию у них необходимых для будущего педагога личностных качеств; создание условия для комфортной совместной деятельности тьютора и студентов, основанной на демократическом стиле управления, что укрепляет атмосферу сотрудничества и сплочения членов студенческой группы.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведённый анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выделить основополагающие позиции для раскрытия нашей темы: процесс тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов педагогического колледжа представляет собой систему целенаправленного функционирования и развития, компоненты которой на разных уровнях подчинены достижению определенных целей; внутреннее содержание каждого этапа тьюторского сопровождения профессиональной социализации студентов характеризуется целеполаганием, применением методов и форм работы с учетом индивидуальных особенностей. Это ведет к становлению ряда необходимых профессиональных компетенций и способствует становлению в профессии будущих учителей. Тьюторское сопровождение профессиональной социализации студентов педагогического колледжа опирается на взаимодействие (а не на авторитарное воздействие) тьютора и студентов с целью совместного решения учебных и педагогических задач, что способствует повышению мотивации к получению педагогической профессии.

Заключение. Мы считаем, что тьюторское сопровождение профессиональной социализации студентов педагогического колледжа будет максимально продуктивно реализовано в результате использования полученных нами ключевых позиций системно-синергетического, процессно-компетентностного и партисипативного подходов. 


Библиографическая ссылка

Волчегорская Е.Ю., Андреева Е.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28038 (дата обращения: 29.11.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074