Основная цель современного высшего образования – это подготовка специалиста, способного усваивать все возрастающий объем информации, осознающего потребности в знании и владеющего навыками и инструментами, необходимыми для его получения, что ставит на другой уровень задачи обеспечения мотивационной готовности и постановку ориентиров, личностно значимых для обучающегося [1]. Ученые отмечают значимость мотивации для успешного развития обучающегося: «это основное направление проработки материала» [2], значимый фактор влияния на продуктивность обучения [3]. Мотивация определяется не только образовательным учреждением, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося, педагога, но спецификой учебного предмета [4], в нашем случае - иностранного языка, имеющего огромный образовательный, воспитательный потенциал, представляющего собой инструмент для овладения новыми средствами выражения мыслей о предметах, явлениях, отношениях.
Актуальность исследования
Проблема мотивации к изучению иностранного языка в постоянно меняющихся социально-культурных условиях является приоритетной. Регулярно обновляющееся содержание, структура изучаемого материала, внедрение новых технологий и методов обучения, введение новых стандартов и информационно-коммуникационных инноваций значительно влияют на повышение мотивации, однако вопрос остается нерешенным в полной мере. Это, на наш взгляд, связано с недостаточным пониманием и/или знанием сути самой категории «мотивация», способов мотивации обучающихся, возможностей для моделирования их познавательной деятельности. Важным для повышения мотивации являются осознание потребностей, интересов, имеющихся компетенций, общеобразовательного уровня обучающихся, а также знание преподавателем стилей преподавания, технологий и методов обучения, новых информационно-коммуникационных технологий.
Цель исследования состоит в определении методических возможностей использования лекций TED для повышения коммуникативной мотивации в изучении иностранного языка.
Материал и методы исследования. В ходе исследования проведен теоретический анализ российских и зарубежных источников по проблемам использования интернет-технологий в образовательном процессе, формирования и повышения мотивации к обучению, применения видеоматериалов как образовательного инструмента в обучении иностранному языку, в результате чего определена роль образовательных интернет-ресурсов в повышении коммуникативной мотивации к изучению иностранного языка; определены отличия традиционной организации учебного процесса от организации учебного процесса с применением инновационных электронных ресурсов; конкретизировано понятие «лекция TED». Анкетирование, блиц-опрос школьников и студентов позволили выявить потребности, интересы, мотивы изучения иностранных языков с целью определения критериев отбора материалов для изучения на занятиях по иностранному языку. Результатом наблюдения и применения метода сплошной выборки стал отбор лекций TED, на основе которых разработан алгоритм работы с видеолекциями, описаны задания, способствующие повышению коммуникативной мотивации.
Результаты и обсуждение
Изучение мотивации, ее роли, содержания, видов, способов формирования и развития отражено в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна. Мотивацию трактуют как «особый вид детерминации» [5], реализующейся через психику. Мотивация, по мнению С.Л. Рубинштейна, это первая составляющая воли, а воля - составляющая детерминации [6]. И.А. Зимняя определяет мотивацию как «запускной механизм», который вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств, приемов, их упорядочение для достижения целей [7]. Мотивация – душевное состояние, которое побуждает кого-либо к действию, заставляет действовать в определенном направлении и заниматься определенной деятельностью [8]; это душевное состояние, которое побуждает, направляет и поддерживает стремление к чему-либо [9]. Мотивация – это «внутреннее состояние, которое побуждает студентов к действиям, направляет их к определенному поведению, помогает им в осознании того, что эмоциональный настрой и действия должны соотноситься с определенным поведением и соответствовать учебному процессу» [10, с. 98].
Следовательно, мотивация определяется внутренними потребностями обучающегося, направляет его к определенным действиям, поведению. В этом же и состоят трудности вызова мотивации, ее сохранения, так как необходимо поддерживать внутреннее состояние самого обучающегося, создавая интерес к предмету изучения, ощущение успешности, уверенности в положительном результате, привлекая все внешние возможности (новые информационно-коммуникационные технологии, коммуникативные технологии, средства наглядности, художественные произведения). Именно использование новых информационно-коммуникационных технологий позволяет создавать аутентичную атмосферу (виртуальные музеи, виртуальные путешествия, лекции TED).
Результатом исследования внутренней мотивации при овладении иноязычной лексикой С.Т. Григорян стало выделение ее трех разновидностей: инструментальной, лингвопознавательной, коммуникативной. Последняя имеет в своей основе естественную потребность обучающихся – коммуникативность, которую в учебном процессе достаточно трудно сохранить, так как какие бы коммуникативные ситуации ни создавались на занятии, они носят «условный характер». В основе коммуникативной мотивации как одной из разновидностей внутренней мотивации, особенно важной для изучения иностранных языков, – коммуникативность, потребность в общении, основанном на межличностных отношениях, обмене информацией, способность передавать свои мысли, чувства, эмоции, получать и перерабатывать информацию. Для формирования и повышения коммуникативной мотивации важны: правильное целеполагание [11, с. 87]; убеждение обучающихся в практической необходимости не только содержания изучаемого, но и навыков, вырабатываемых в процессе обучения; индивидуализация обучения; интерактивность; учет принципа проблемности; эмоциональное воздействие; использование различных форм самостоятельной работы на разных этапах работы с видеолекциями TED.
Определение отличий традиционной организации учебного процесса и организации учебного процесса с использованием инновационных электронных ресурсов стало возможным благодаря анализу статей, интернет-источников, форумов и анкет, проведенных среди преподавателей и обучающихся школ г. Оренбурга и студентов Оренбургского государственного университета. Всего в опросе приняли участие 149 человек (28 преподавателей и 121 обучающийся).
С позиции обучающихся традиционная организация учебного процесса характеризуется недостаточной активностью, инициативностью; отсутствием желания и умения организовать самостоятельную работу; признанием приоритетной роли преподавателя; организация учебного процесса с использованием инновационных электронных ресурсов - интерактивностью; ответственность за обучение - осмысленным обучением; вовлеченностью в процесс обучения; большой долей самостоятельной работы обучающихся; активным участием в дискуссиях; ориентацией на личные достижения; открытием знаний в совместной или самостоятельной работе.
С позиции преподавателя традиционная организация учебного процесса характеризуется передачей знаний в готовом виде; контролем знаний обучающихся; решением проблем с концентрацией внимания, дисциплиной, порядком; организация учебного процесса с использованием инновационных электронных ресурсов - созданием творческой, доверительной атмосферы; конструированием учебного процесса (аудиторной и самостоятельной работы обучающихся); формированием ответственности за обучение.
Традиционный учебный процесс строится по схеме «Послушай, запомни, воспроизведи» [12], а с использованием инновационных электронных ресурсов предполагает применение активно-деятельностных форм обучения, большого объема аутентичных материалов, одновременно нескольких видов речевой деятельности, различных видов перевода; представляет собой многоаспектный учебно-творческий процесс с погружением в языковую среду.
Доступ к открытым образовательным ресурсам открывает новые, прогрессивные возможности. Имеются в виду обучающие, научные, учебные материалы, благодаря чему обучение приобретает совершенно новый формат [13]. Мы в своей работе обратились к лекциям TED. Это популярные публичные лекции, «представленные на официальном сайте известной во всем мире конференции о технологиях, развлечениях, дизайне, глобальных проблемах, бизнесе и саморазвитии TED (Technology / Entertainment / Design)» [14, с. 19]. Эти лекции отличают формат, стиль подачи научно-популярной информации, выбор лингвистических средств. Для использования в учебной аудитории данный формат имеет временное преимущество – они длятся от 5 до 20 минут, что делает возможным их многократный просмотр.
Анализ проведенного анкетирования показал, что преподаватели оценивают лекции TED как средство повышения мотивации к предмету «Иностранный язык», так как они дают возможность «быть всегда в тренде», «знать все самое новое, важное из мира социальных отношений, технологий, науки, психологии, искусства», познакомиться с «идеями, достойными распространения», «создавать "уроки наоборот"», «сделать занятия более индивидуальными», «получить опыт восприятия и общения на разные темы», «исключить шаблонность и однотипность высказываний», «акцентировать внимание на отдельных языковых моментах», «совершенствовать воображение, догадку». С позиции обучающихся лекции TED - это эффективное средство развития речи, они «заставляют задуматься», позволяют «обсуждать сложные темы», «научиться высказывать собственные доводы», «работать самостоятельно, в собственном ритме».
Тематика лекций настолько разнообразна, что дает возможность удовлетворить любые интересы, отработать лексику и проблематику, отражающую различные сферы жизнедеятельности человека (научную, общественно-политическую, социальную, культурную), обогатить круг представлений обучающихся, расширить их кругозор, развивать умения слушать и слышать, наблюдать, выстраивать логические, причинно-следственные связи, обобщать.
Просмотр лекций TED дает возможность услышать людей, говорящих на иностранном языке с различными акцентами, что вселяет уверенность и дает осознание того, «что они (обучающиеся) не должны смущаться или бояться неидеально говорить на нем» [15, с. 14]. Благодаря просмотру лекций обучающиеся имеют возможность наблюдать аутентичное речевое поведение носителей языка в формальной обстановке. Однако следует отметить, что рассматриваемая форма предъявления отличается от академических лекций, что обусловлено прагматической направленностью популярной публичной лекции.
Безусловно, использование лекций TED, как и других видеоматериалов, вызывает определенные трудности и недостатки, которые связаны с необходимостью тщательного отбора лекций согласно уровню обучающихся, с затратами времени на подготовку к занятиям с использованием лекций TED, с привычкой к академическому предъявлению материала, с неготовностью преподавателей к смещению акцента на активную, самостоятельную деятельность обучающихся. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к их широкому использованию в учебном процессе, однако остаются вопросы о роли преподавателя и его месте в изменившихся условиях.
Алгоритм работы с лекциями TED при обучении иностранному языку выработан нами на занятиях по французскому языку. Примером служит лекция на тему «Mais comment font-ils pour apprendre une langue?» (Sharon Pepercamp at TEDxVaugirardRoad 2013).
Преддемонстрационный этап имеет целью снять языковые, лингвострановедческие трудности восприятия, трудности понимания содержания в целом, вызвать интерес к обсуждаемой теме, мотивировать обучающихся, настроить их на выполнение заданий, сделав активными участниками процесса обучения. На этом этапе активизируются имеющиеся у обучающихся знания ключевых слов и словосочетаний, разговорные клише, фразеологизмы, лингвострановедческие реалии, термины, вводится новая лексика, необходимая для понимания текста лекции. Задания на преддемонстрационном этапе направлены на работу с вокабуляром, на интерпретацию, антиципацию, на составление ассоциограмм.
Devinez la problématique de la conférence TED d’après la liste de mots suivants : langue d’adoption, apprendre les langues maternelles, retenir le sens des mots, identifier le mot dans une phrase, mécanisme d’apprentissage des mots.
Renseignez-vous sur l’apprentissage des langues: quels sont les avantages et les inconvénients ? Apportez les résultats de vos recherches en classe.
Que vous évoque le titre «Mais comment font-ils pour apprendre une langue?»? Quels peuvent être les sujets traités dans cette conférence?
Quels mots associez-vous à la passementerie? Que savez-vous sur la passementerie? (Échange en petits groupes sur le sujet).
Демонстрационный этап имеет целью обеспечить развитие языковой, речевой компетенций и предполагает активную деятельность обучающихся. Задания направлены на работу с фонетическим, лексическим, грамматическим материалом, понимание содержания лекции. Имеющиеся в базах данных лекции и доступ к ним позволяет организовать работу с учетом индивидуализации обучения, так как обучающиеся могут заранее просмотреть лекцию, самостоятельно поработать с ней, а задания выполнять на занятии. Если для других видеоматериалов возможен селективный просмотр, то для лекции TED необходим интенсивный, что связано с логикой построения лекции, эмоциональным воздействием, как внешним, так и внутренним (выбор лексических, интонационных средств, слов-связок, пауз хезитации). Задания на демонстрационном этапе направлены на поиск языковой информации, на развитие рецептивных умений (выделение общей и детальной информации), навыков говорения, социокультурных умений.
Comment expliqueriez-vous l’expression «avoir du mal à retenir les mots»?
Relevez tous les mots se rapportant au thème «Apprentissage des langues».
Dans quels contextes la speakerine utilise-t-elle les adjectifs suivants «malin», «frustrant», «miraculeux», «vulnérable», «excellent (statisticien)».
Que veut dire l’expression «voir noir sur blanc» dans ce contexte ?
Remplacez les points par les verbes aux temps qui conviennent. Expliquez l’emploi des temps: Dans les semaines qui ... , il ... à plusieures reprises dans les conversations avec mon ami. Et à chaque fois je ... incapable de le dire moi-même, bien que désormais je le ... parfaitement bien et je ... de quoi il s’... .
Mettez les phrases dans l’ordre logique : 1. Les bébés apprennent leurs langues sans efforts apparents. 2. Implicitement les bébés font des calculs de l’information qu’ils entendent. 3. Les bébés retiennent tous ces schémas d’occurrence entre les syllabes et ça leur permet de conclure que «biberon» est un mot. 4. A propos des mots, savez-vous que les bébés commencent à apprendre les mots dès l’ȃge de 4 ou 5 mois et que peu de temps après ils comprennent déjà quelques autres mots comme «biberon, banane»? 5. Mon apprentissage des mots français passe par l’écriture.
Последемонстрационный этап имеет целью развитие речевых умений в вопросно-ответных упражнениях, заданных ситуациях общения, ролевых играх, если речь идет об устной форме, и в письменных заданиях (написание писем, статей, резюме). Продуктивными являются задания на воспроизведение речи лектора для отработки фонетических навыков, развития памяти, лексических навыков, навыков говорения. На этом этапе работы с лекциями TED важны проблемные вопросы, задания коммуникативного характера. Содержание данных заданий предполагает изложение собственной позиции с элементами критики, одобрения, комментированием, обсуждением проблем, дискуссиями.
Quelles expressions traduisent le jugement personnel de la speakerine envers l’apprentissage des langues par les bébés?
Quelles difficultés a-t-on en apprenant une langue étrangère ? Faîtes le sondage et prouvez votre point de vue par les résultats du sondage.
Rédigez un court article pour présenter votre point de vue sur l’apprentissage des langues. Recherchez des informations sur Internet pour compléter votre récit.
Faîtes un exposé «Par quoi commencer pour apprendre une langue ?»
Jouez une interview entre un journaliste, un linguiste, un savant et un professeur sur le problème traité dans la conférence de Sharon Pepercamp.
Organisez un débat sur le problème «Apprendre une langue étrangère, c’est se donner une ȃme de plus» (V. Cherbuliez).
Выводы
Использование лекций TED дает возможность представить изучаемый материал в форме лекций профессионалов (ученых, изобретателей, предпринимателей), являющихся увлеченными рассказчиками, в которых поднимаются интересные и актуальные проблемы, что способствует повышению качества обучения, уменьшению утомляемости обучающихся, созданию атмосферы иноязычной среды. Форма видеолекции позволяет регулировать темп восприятия информации и ведения занятия, рационально организовать структуру занятия, эффективно использовать время. Важным является эмоциональное воздействие лекторов на обучающихся: интонация, мимика, жесты, позы, одежда, которые также могут стать предметом описания, обсуждения. Это те аудиовизуальные компоненты, которые так влияют на восприятие, чувства, впечатления, и являются стимулом как к более глубокому пониманию, так и самовыражению. Грамотно разработанная система заданий направлена на развитие языковой и речевой компетенций, что способствует формированию и поддержанию коммуникативной мотивации в изучении иностранного языка.
Библиографическая ссылка
Мосиенко Л.В. ЛЕКЦИИ TED КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28019 (дата обращения: 03.12.2024).