В современном мире в области физического воспитания и спорта за последний период произошли значительные перемены, которые способствовали пересмотру отечественной теории и методики физического воспитания.
Придуманный и организованный допинговый политизированный скандал, повлекший к многочисленным отстранениям российских спортсменов от соревновательной деятельности, способствовал переоценке современных методов подготовки спортсменов. С введением Федерального государственного образовательного стандарта разрабатываются и внедряются в практику инновационные проекты и программы физического воспитания [1].
В современном мире, с учетом политизированного отношения к нашим спортсменам зарубежных партнеров, необходимо пересмотреть формы и методы физического воспитания в России и обратить внимание не только на развитие основных физических качеств и формирование спортивной культуры, но также на развитие гуманистических ценностей с использованием новых форм соревновательной деятельности.
Еще начиная с дошкольного, школьного возраста, необходимо закладывать детям гуманистическое воспитание на занятиях физической культурой и спортом. Научить детей не только правильно выигрывать, но и правильно проигрывать. Ведь любое поражение, если правильно проанализировать его результаты, помогает разобрать ключевые моменты поражения, исправить ошибки, сформировать интерес подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Кто должен закладывать эти правильные знания выигрыша и проигрыша? В первую очередь инструктор, учитель, преподаватель физической культуры с помощью различных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, в которых игровое соперничество направлено на сотрудничество и имеет гуманистический, культурный потенциал этой деятельности.
Успешность освоения любой специализации напрямую зависит от наличия интереса, который субъект испытывает по отношению к выбранной деятельности. Профессиональный интерес является основополагающим мотивом, стимулирующим индивида к эффективной работе.
О важности, глубине и качестве профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности узнавать одинаково необходимо как преподавателям, которые занимаются профориентационной деятельностью в школах; так и студентам, которые проходят обучение в физкультурных вузах, а также молодым специалистам, так как в первые годы выпускникам высших учебных заведений необходимо найти правильные ориентиры во взаимоотношениях со своей работой.
Отсутствие знаний о таком важном и многоструктурном образовании, как профессиональный интерес, может привести к трудностям в виде неэффективного обучения, смены специализации или ухода с места работы. Возникшие сложности не только наносят урон производству, но и отрицательно сказываются на моральном благополучии человека.
Чтобы разобраться в сложном и специфическом устройстве профессионального интереса и в дальнейшем использовать методы управления его компонентами для достижения результата, необходимо учитывать психические механизмы, лежащие в основе возникновения и формирования у субъекта заинтересованности к спортивно-педагогической деятельности.
Поэтому значительную важность для преподавателей физической культуры имеет отношение их к преподаваемому предмету. В исследовании мы попытались ответить на разнообразные вопросы:
- Какие условия создают преподаватели для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом?
- Какие программы, инновационные технологии и методики они используют для освоения предмета?
- Как подготовлены преподаватели в области инновационных технологий на занятиях физической культурой?
- Какие факторы препятствуют регулярным занятиям физической культурой и спортом?
Основная цель исследования: изучение отношения преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам.
В исследовании была поставлена основная задача: определить подготовленность преподавателей в области инновационных технологий на занятиях физической культурой и спортом в вузе.
В начале исследований были взяты за основу показатели ранних исследований авторов, в период 2013–2014 гг., которые показали, что более половины преподавателей физической культуры «затруднились» оценить возможность или необходимость использования в своей работе инновационных программ, технологий, методик.
Изучение степени знакомства с новинками в области физического воспитания показывает, что многие инновационные проекты не доходят до практиков [2-4].
Исследование проходило в период с сентября 2017 по июнь 2018 года. За основу исследования были взяты используемые ранее исследования автора в период с 2013 по 2016 год, которые показали изменения отношений преподавателей к инновационным программам, технологиям и методикам.
Многие инновационные проекты не доходят до практиков, так как для внедрения инновационных программ преподаватели должны пройти специальный курс обучения, а преподаваемые на базе университета курсы повышения квалификации не содержат таких программ [2-4].
С 2013 г. кафедра «Физическая культура» Института экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения реализует инновационные проекты под названием «Спартианские игры», «Мультикреативные игры», «ГТО-НИКА». Преподавателями на занятиях физической культурой для подготовки и сдачи нормативов Всероссийского спортивного комплекса ГТО используются разнообразные игры, которые в игровой форме способствуют развитию основных физических качеств.
Социологический опрос, проведенный среди студентов, а также преподавателей физической культуры Российского университета транспорта (МИИТ) в период с сентября 2017 по май 2018 г., выявил следующие результаты по инновационным формам и методам современного физического воспитания на занятиях в вузе.
В практику физического воспитания и спорта студентов в Институте экономики и финансов РУТ (МИИТ) был внедрен метод «Медискрин», который показал, что он одинаково успешно работает как при обследовании студентов, занимающихся массовой физической культурой, так и спортсменов-разрядников. В основе метода лежит цифровая модель состояния здоровья человека, которая может послужить основой для организации мониторинга за состоянием его здоровья в течение всего периода занятий физической культурой.
На вопрос о формах и методах физического воспитания, используемых на занятиях физической культурой, более 88% преподавателей вуза предпочитают в своей деятельности использовать разнообразные игры.
Изучение уровня осведомлённости об инновационных средствах телесного воспитания, известных студентам, показало, что среди мужчин 74% знакомы с шейпингом, 73% - степ-аэробикой, 68% - калланетикой, 67% - пилатесом, 38% - аквааэробикой, 27% - методикой игровой, телесной и танцевальной терапии, 12% - артпедагогическими средствами.
В процессе исследования выяснено, что у женщин 94% знакомы с шейпингом, 89% - пилатесом, 87% - степ-аэробикой, 78% - калланетикой, 53% - аквааэробикой, 37% - методикой игровой, телесной и танцевальной терапии, 23% - артпедагогическими средствами, 4% - релаксационным тренингом, дыхательными упражнения(ми) по системам А.Н. Стрельниковой, Г. Чайлдерс, П.С. Брегга и т.п. [5; 6].
Так, способность видеть и понимать красоту (эстетические способности) очень важной считают 2% мужчины и 24% женщин, важной - 12% мужчин и 56% женщин, второстепенной - 77% мужчин и 17% женщин, не имеет значения для 9% мужчин и 3% женщин. Умение разбираться в технике как очень важное качество считают 28% мужчин и 2% женщин, важное - 41% мужчин и 11% женщин, второстепенное - 27% мужчин и 78% женщин, не имеет значения для 4% мужчин и 9% женщин. Общественную активность как очень важное качество отметили только 4% женщин, важное - 5% мужчин и 8% женщин, второстепенное - 67% мужчин и 64% женщин, не имеет значения для 28% мужчин и 24% женщины. Хорошее телосложение (фигура, осанка) как очень важное отметили 17% мужчин и 11% женщин, важное - 33% мужчин и 38% женщин, второстепенное - 28% мужчин и 26% женщин, не имеет значения для 22% мужчин и 25% женщин.
Здоровье считают как очень важное 58% мужчин и 62% женщин, важное 39% мужчин и 37% женщин, второстепенное 3% мужчин и 1% женщин, не имеет значения - никто не отметил. Интеллект (творческие способности): очень важное 38% мужчин и 27% женщин, важное 45% мужчин и 58% женщин, второстепенное 10% мужчин и 8% женщин, не имеет значения 7% мужчин и женщин. Хорошее физическое развитие (сила, ловкость и т.п.): очень важное 45% мужчин и 12% женщин, важное 41% мужчин и 49% женщин, второстепенное 12% мужчин и 38% женщин, не имеет значения 2% мужчин и 1% женщин. Общительность, коммуникабельность как очень важное для преподавателей качество отметили 12% мужчин и 16% женщин, важное 32% мужчин и 58% женщин, второстепенное 47% мужчин и 22% женщин, не имеет значения 9% мужчин и 4% женщин. Красота и выразительность движений: очень важное 17% мужчин и 63% женщин, важное 39% мужчин и 26% женщин, второстепенное 29% мужчин и 9% женщин, не имеет значения 25% мужчин и 2% женщин. Честность, благородство, доброта: очень важное 3% мужчин и 8% женщин, важное 29% мужчин и 37% женщин, второстепенное 62% мужчин и 51% женщин, не имеет значения 6% мужчин и 4% женщин. Умение показывать высокие результаты в спорте: очень важное 5% мужчин и 2% женщин, важное 14% мужчин и 6% женщин, второстепенное 69% мужчин и 74% женщин, не имеет значения 12% мужчин и 18% женщин. Всестороннее и гармоничное развитие личности: очень важное 8% мужчин и 6% женщин, важное 27% мужчин и 34% женщин, второстепенное 62% мужчин и 58% женщин [7].
Эксперимент выявил закономерность, что большинство преподавателей имеют хорошее здоровье. По результатам оценивания своего физического потенциала большинство респондентов отметили, что могут заниматься только «щадящими» видами спорта и физической культуры, которые не требуют нагрузки.
В основном преподаватели физической культуры предпочитают заниматься физическими упражнениями на месте основной деятельности. В результате обследования выявилось, что у большинства преподавателей обнаружена заниженная самооценка уровня физической подготовленности.
Вопросы о подготовленности преподавателей в области инновационных технологий в области физического воспитания выявили, что в основном они мало знакомы и не владеют такими технологиями.
Проблема повышения личностного и социального значения спортивного соперничества, методов ее решения – не только наиболее сложная и дискуссионная, но и наименее разработанная проблема спортивного воспитания детей и молодежи.
Ответы, поставленные на вопрос: «Что Вы предпочитаете в жизни?». Полученные результаты показали, что жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент, хотят 67% респондентов, из них 71% мужчин и 63% женщин. 32% направляют все свои усилия на реализацию цели, которую они поставили перед собой, и в связи с этим отказывают себе во многом (28% мужчин и 36% женщин). Затруднились с ответом только 1% мужчин и женщин.
На вопрос о значении размера и массы тела, которые в физическом воспитании являются элементами структуры телесной культуры, «совсем нет» - ответили 95% мужчин и 96% женщин.
На вопрос о значении результатов деятельности по поддержанию в норме и совершенствованию физического состояния ответили «в полной мере» 27% мужчин и 33% женщин.
На вопрос о наличии соответствующих знаний, умений, ценностных ориентаций у преподавателей и т.д. ответили «в полной мере» 38% мужчин и 45% женщин.
На вопрос о значении современных средств телесного воспитания студенты отметили физические упражнения 62,5% (58% мужчин и 67% женщин), 14,5% выбрали спортивную деятельность, 9,5% - естественные силы природы. Туризм выбрали 7,5% респондентов, 2,5% выбрали подвижные игры и 2% - отдых, питание. Рациональный режим труда - 1,5% респондентов.
Больше половины опрошенных специалистов 41% - считают, что основной фактор, препятствующий регулярным занятиям физической культурой и спортом у детей и молодежи, – нехватка денежных средств и материально-технического обеспечения для полноценных занятий (43% мужчин и 39% женщин). У 38% респондентов – нехватка времени (34% мужчин и 42% женщины). 16% считают, что это усталость, лень, нежелание заниматься. У 4% опрошенных - отсутствие навыков и привычки к занятиям. 2% мужчин считают, что другое – плохая информационная пропаганда о занятиях физической культурой и спортом.
Большинство специалистов в области физического воспитания (79%) считают, что улучшение материального положения влияет на занятия физической культурой в системе досуга детей и молодежи (77% мужчин и 81% женщин). 14,5% специалистов считают, что это улучшение жилищных условий (14% мужчин и 15% женщин). 6% ответили, что это смена социального окружения (8% мужчин и 3% женщин). 1% мужчин и женщин считают, что объективным фактором, влияющим на занятия физической культурой в системе досуга детей и молодежи, является хорошая информационная пропаганда физического воспитания.
Выводы
- Использование на занятиях физической культуры и спорта разнообразных инновационных форм и методов значительно повышает уровень мотивации к занятиям физкультурой и спортом у студентов.
- Применение разнообразных форм и методов современного гуманистического воспитания в вузе таких проектов, как «Спартианские игры», «Мультикреативные игры», «ГТО-НИКА», позволит принять участие в этих увлекательных мероприятиях студентам, отнесенным к различным медицинским группам (основной, подготовительной, специальной). Проекты способствуют формированию интереса студентов к занятиям физической культурой, искусством, увеличению духовно-нравственной ориентации [8-10].
- Использование на занятиях тренажёра Агашина способствует приросту основных физических качеств, соответствующих среднему и высокому уровню их развития.
- При помощи метода «Медискрин» организация управления процессом физического воспитания на базе информации, связанной с комплексом изучаемых психофизиологических состояний организма студентов, позволила осуществить неинвазивный скрининг состояния основных органов и систем организма человека.
Исследование еще раз подтвердило, что на современном этапе профессиональный рост преподавателя физической культуры невозможен без потребности в самообразовании. Для современного преподавателя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, обязательно идти вперёд. Использование на занятиях физической культуры инновационных программ, технологий, методик с гуманистической направленностью поможет сформировать устойчивый интерес студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Библиографическая ссылка
Фирсин С.А., Липский Е.В. ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАЗНООБРАЗНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ, ТЕХНОЛОГИЯМ, МЕТОДИКАМ // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28012 (дата обращения: 19.05.2025).