Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Сотникова Е.Б. 1 Моргачева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
Статья посвящена изучению особенностей формирования социализированной личности школьника. Продемонстрированы различные подходы педагогов-исследователей к понятию «социализация» и процессу формирования социализированной личности. Продемонстрирована модель соответствующего психолого-педагогического и учебно-методического обеспечения работы преподавателей со школьниками; определены этапы и особенности учебно-воспитательных процессов, направленных на социализацию личности подростка. Авторами дана собственная интерпретация понятия «социализированная личность», определены качества, которыми должен обладать социализированный человек. Выделены основные компоненты социализации, такие как содержательный, диагностико-результативный, рефлексивно-управленческий, которые в своей совокупности позволяют моделировать образовательный процесс школы, от которого в итоге зависит уровень социализации молодого поколения. Также предложены критерии сформированности социальных компетенций. К ним авторы отнесли эмпатию и мотивационно-ценностный критерий. Приведены результаты исследования уровня социализации по указанным критериям с помощью эмпирических методов, так как они относятся к одним из основных методов педагогических исследований. Описаны опросники, тесты и методы статистической обработки различными педагогами-психологами критериев социально адаптированного к социуму индивида. Приведены примеры эмпирических методов собственного исследования, а также результаты статистического анализа с помощью различных методик.
школьники
эмпирический методы
формирование личности
личность
социализация
социализированная личность
1. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
2. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальная педагогика, семья и школа: учебное пособие. Ставрополь: СКИУУ, 1993. 184 с.
3. Иванов О.Н. Проблема социального воспроизводства и теория социализации // Социологические проблемы семьи и молодежи. Л., 1972. С. 16–25.
4. Гаррас Ж.Е., Ефремов О.Ю. Развитие теории и практики применения эмпирических методов педагогических исследований // Вестник СПУ МВД России. 2012. № 2. С. 195-201.
5. Агафонова О.П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников // Человек и образование. 2015. № 3. С. 136-139.
6. Акутина С.П., Николина В.В. Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у современных школьников: теоретико-методологический анализ проблемы // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 34-38.
7. Поддьяков А.Н. Зрелость и незрелость в контексте ортогенетического закона развития // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: РАН, 2017. С. 47-605.
8. Трубина Г.Ф. Социализация личности школьника: компетентностный подход // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 11-16.
9. Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional empathy // Journal of Personality. 1972. № 4. P. 371-378.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла // Библиотека зарубежной психологии. М.: Прогресс, 1990. С. 84.
11. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2015. Т. 28. № 2. С. 44-55.
12. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. Л.: ЛГУ, 2013. 117 с.
13. Леонов Н.И., Главатских М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия СГУ. 2014. Т. 14. № 1. С. 55-60.
14. Лельчицкий И.Д., Пурышева Н.С. Диссертационные исследования по педагогическим наукам: анализ тематики // Педагогика. 2017. № 3. С. 37–48.

Ориентация на социализацию личности становится неотъемлемой частью воспитательного процесса, так как наиболее архаичной, но не изжившей себя формой социальной общности является общинность. Сам процесс социализации зависим от культуры окружающей среды, психологии общества и политики государства. Наибольшее распространение в вопросе формирования социализированной личности школьника получили эмпирические методы, основанные на чувственном восприятии и являющиеся наиболее точными.

С одной стороны, процесс социализации личности во многом зависит от условий существования общества и его внутренней среды. Коллективизм – специфическая черта русской культуры, определившая в качестве государственной стратегии специфику социальной и личной жизни советского человека [1]. Даже в период крушения СССР, когда  активизируются процессы индивидуализма и глобализма, коллективистские корни кардинально отличают эту новую модель взаимоотношений в обществе от индивидуализма западноевропейского формата. С другой стороны, процесс социализации личности зависит от социального опыта ребенка, который включает в себя представления об элементарных нормах взаимодействия со сверстниками, взрослыми, опыт бытовой культуры, полноценных семейных отношений и т.п. Особенно важны социальные взаимоотношения в образовательной среде, где подросток проводит большую часть своего времени.  

Целью нашей работы является  исследование особенностей формирования социализированной личности школьника путем применения эмпирических методов в образовательном процессе школы. Материалом исследования послужило изучение научной литературы по обсуждаемой теме, а также отечественный опыт применения эмпирических методов в данной сфере на современном этапе развития педагогической науки.

В педагогической теории и практике такие исследователи, как В.Н. Гуров [2] и О.А. Иванов [3], акцентируют свое внимание на необходимости совершенствования методов формирования социальной компетенции, поскольку она представляет собой основное  качество личности, позволяющее успешно адаптироваться в обществе. Однако проблема агрегирования понятий «социализация», «социализированная личность», «социальная компетенция», а также выявление их маркеров в поведении детей до сих пор не нашли своего окончательного решения. В нашем понимании социализированная личность – интеллектуальный субъект общества, обладающий толерантностью, эмпатией,  способностью принимать ответственные решения, творческим потенциалом и стремлением к самосовершенствованию.  Мы рассматриваем социализацию личности как процесс освоения набора следующих национальных ценностей: общественное признание как следствие утверждения в своем социуме, среди  коллег, друзей и знакомых;  активная общественная деятельность, а значит духовное обогащение за счет общения с интересными людьми; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению; креативность без вызова и протеста.  

В условиях любого тоталитарного общества система формирования социализированной личности всегда остается довольно строгой. Такая система подразумевала, что на личность школьника можно воздействовать только достаточно жестким контролем, приводящим к появлению таких качеств личности, как безоговорочное принятие чужого мнения, безынициативность, шаблонность мышления. Общеизвестный факт, что выбор метода обучения и воспитания непосредственно влияет на формирование личности подростка. Эмпирические методы, включающие в себя педагогическое наблюдение, эвристические приемы, ранжирование, мониторинг, позволяют обучить школьников всему многообразию языков коммуникации и способов налаживания доброжелательного контакта с социумом [4].  

В своей работе, посвященной процессам социализации школьников, О.П.  Агафонова пишет, что к содержательным компонентам процесса социализации в целом необходимо отнести установки с ценностями и социальными идеями, моделями и социальными навыками поведения [5]. Нами предложена модель процесса социализации личности школьника, включающая следующие компоненты: целевой, результативно-диагностический,  рефлексивный.

Смоделированная нами программа формирования целевого  компонента социализированной личности школьника  включает в себя: педагогические технологии воспитательного воздействия; взаимоотношения всех участников классного сообщества; коммуникативные связи. Этот компонент является системообразующим. Наиболее результативной в данном случае будет та педагогическая технология, которая позволяет в максимальной мере активизировать субъективные функции личности: смыслопоисковые, рефлексии, проявление инициативы, ответственности, культуры самовоспитания. Важную роль здесь играет целенаправленная системная работа педагога.

Результативно-диагностический компонент социализации включает различные методики и приемы изучения социализированности школьника; показатели эффективности работы, то есть образовательный процесс строится на основе педагогического мониторинга становления личности.  Мониторинг обеспечивает постоянную обратную связь в управлении формированием социализированной личности школьника. Это позволяет вовремя замечать отклонения, прогнозировать результаты образовательной деятельности, видеть влияния, которые оказывают те или иные педагогические воздействия на личность, и корректировать процесс.

Рефлексивный компонент основан на контроле  учебно-воспитательного процесса  с помощью рефлексивного управления. В него включены критерии уровня сформированности нравственных и духовных ценностей подростков. Опираясь на педагогический опыт, мы включаем в рефлексивное управление систему направленного воспитательного воздействия на развитие у учащихся способности к рефлексии. Обращение к собственному Я поможет осознать не просто цели деятельности, а значимости их для себя (для чего Я это делаю,  правильно ли Я это делаю, справился ли Я?) [6]. Смысл рефлексивного управления заключается в целенаправленном побуждении к самоанализу на основе нравственных ценностей, в осознании ответственности за свои суждения и поступки на основе рефлексии; помощь в самоосознании и самоопределении.

Основой конструирования моделей формирования качеств или поведения личности является системный подход, сущность которого заключается в том, что обучение рассматривается как система, включающая множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающих интегративными свойствами и закономерностями [7]. Наша программа формирования социализированной личности школьника с использованием эмпирических методов  состоит из трёх этапов:  мотивационно-целевого, организационно-процессуального, условно-завершающего.

На первом этапе (переход учеников из начальной школы в среднее звено) решаются такие задачи, как создание условий для адаптации учеников среднего звена к требованиям педагогов и особенностям взаимоотношений в новом коллективе; общая адаптация, связанная с разрешением противоречия между общим положительным отношением младшего школьника к учебной и общественной деятельности и неполной осознанностью подростком целей процесса учения и активного участия в жизни класса; формирование устойчивого интереса и положительной мотивации в целом к обучению. 

На данном этапе уместны такие эвристические приемы эмпирических методов, как развивающие, деловые и ролевые игры, ранжирование; моделирование и проектирование; лабораторные и практические работы в сочетании с НИТ.

Результат: гармонизация внутреннего мира подростка, продвижение к обретению целостности, аутентичность на основе преобразования своего духовного опыта и толерантность на основе опыта взаимодействия с другими детьми.

Второй этап  (6-8 классы) связан с разрешением противоречия между наличием у школьника новообразований в процессе развития интеллектуальной инициативы и недостаточным опытом самостоятельной реализации и самовыражения. На этом этапе предполагается овладение знаниями, умениями, а также выявление интересов и склонностей учеников с помощью анкетирования, интервьюирования, мониторинга.

Третий этап (9-11 классы) завершающий. Осуществляется подготовка к сдаче выпускных и вступительных экзаменов, завершается изучение способностей и склонностей учеников, происходит личностное самоопределение школьника.

Названные этапы в основном касаются только учебного процесса, не раскрывают социально-коммуникативные, духовно-нравственные аспекты становления личности школьника. В процессе работы по программе  усложняются цели, и перед школьниками ставятся новые задачи; вскрываются противоречия, окружающие подростка, развиваются представления о жизненной позиции человека - хозяина своей судьбы, о нравственных формах взаимоотношений, проявление толерантности; показывается величие Человека как существа, мыслящего нравственно и физически здорового, творческого [8]. Программа реализуется в различных формах взаимодействия на уроках, классных часах, дискуссиях, конференциях, турнирах, олимпиадах и др. Работа по программе раскрывает содержательную сущность данной модели, ориентированную на формирование социализированной личности школьника.

В ходе нашего исследования, пользуясь такими эмпирическими методами, как опрос, тестирование и статистическая обработка данных,  мы провели диагностику учащихся 9-11 классов с целью выяснить их ценностные ориентации – один из важнейших показателей социализации. Вопросы анкеты подразделялись на две группы: качества, которыми должен обладать каждый человек, и ценности, к которым стоит стремиться в жизни. Результаты показали, что, по мнению ребят, все перечисленные нами качества (такие, как хорошие манеры, высокие требования к себе, дисциплинированность, но в то же время способность действовать решительно, непримиримость к недостаткам других, рационализм, кругозор, толерантность  и др.) должны сочетаться в человеке. Не много школьников выбрали такие качества, как «смелость в отстаивании своего мнения» и «рационализм», но «жизнерадостность» ценится почти всеми респондентами.

Проанализировав ценности, к которым стоит стремиться в жизни, мы пришли к выводу о том, что, к сожалению, подростки больше предпочитают достижение материального благосостояния, чем духовное обогащение. В настоящее время довольно большая часть населения сосредоточена на удовлетворении лишь своих материальных потребностей и  не рассматривает образование и собственное развитие как высшую ценность. По нашему мнению,  социально адаптированными являются люди,  ориентированные на собственный внутренний духовный и интеллектуальный рост, нашедшие свое место в жизни, стремящиеся к  карьерному росту.

С помощью методики А. Мехрабиен и Н. Эпштейна [9] мы проанализировали уровень эмпатийности школьников. Эмпатия – основа сбалансированных межличностных отношений, а следовательно, неотъемлемая черта социализированного индивида. Из полученных нами данных выяснилось, что большинство респондентов экспериментальной группы, 78 человек из 115  (66,8%), показали нормальный уровень эмпатийности, который присущ подавляющему большинству людей, 27 школьников (23,4%) – низкий, и 9 подростков (7,7%) имели высокий уровень. Без умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей невозможно считаться социально адаптированной личностью.

По нашему мнению, в обязанности педагогов должна также входить работа по нравственной социализации, экономической (задача – обучение рациональному использованию ресурсов, правильному отношению ко всем экономическим видам ресурсов), политической (задача – формирование представлений о политическом устройстве, необходимости проявления гражданской инициативы, направленной на благо общества в целом) и правовой (задача – формирование навыков поведения в рамках правового поля, указание на ценностные ориентиры личности, опирающиеся не только на принятые нормы и негласные правила, но и требования закона).

Обучение использованию этих компонентов позволяет подготовить качественную основу для получения социального опыта, эти компоненты в процессе социализации трансформируются во внутренние требования личности.

Взаимоотношения человека и общества, с одной стороны, подчинены той или иной массовой социальной модели, то есть являются универсальными, с другой - всегда имеются антагонистические специфические социальные идентичности, такие как национализм, расизм, ярко выраженный субкультурный контекст и др. Еще один очевидный факт: как правило, существуют периоды смены мировоззренческих догм, касающихся связей в социуме, которые переживаются под знаком противоречия, конфликтов, утраты смысла, кризиса культуры и дисгармонии общественных отношений. Такие периоды особенно критичны для социализации молодого поколения. Задача воспитательно-образовательной среды не допустить утраты смысла жизни, без которого невозможно сформировать социально адаптированную личность, или подмены его индивидуализацией и актуализацией собственного эго. Безусловно, Смысл нельзя дать в готовом виде, но педагог обязан помочь найти его: «Смысл должен быть найден, но не может быть создан» [10]. Наличие жизненных целей и представлений о социально приемлемых способах их достижения – одна из наиболее характерных черт социальной адаптации.

Говоря о социализации и формировании социализированной личности как о субъекта социума [11], мы имеем в виду воспитание системы устойчивых личностных качеств, являющихся основой успешного выполнения деятельности; генерирование собственного Я; совершенствование способностей; толерантную направленность становления личности; развитие ценностных ориентаций, системы целеполагания, эмпатийных отношений в коллективе; создание адекватной самооценки; культивирование способности устанавливать личностно значимые приоритеты; формирование эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности личности. Именно в школе выстраивается фундамент социализированной личности.

По результатам проведенного исследования авторы сделали вывод, что формирование социализированной личности школьника будет более эффективным и результативным, если данный процесс осуществляется на основе личностно ориентированного принципа образования, учебный материал информационно содержателен в отношении нравственной и духовной социализации,  если в моделируемой образовательной среде выполняются все педагогические условия и применяются эмпирические методы для диагностики и коррекции поведения школьников.  Для достижения качественного результата педагогу необходимо не только создать оптимальные условия для социализации школьников, но и такие условия, которые позволят школьникам ощутить себя частью глобальной социализации [12]. При множестве педагогических подходов и методов именно эмпирические позволяют проводить унифицированный системный мониторинг развития социальных компетенций по каждому ребенку; своевременно выявлять векторы усиления коррекционной работы, зоны ближайшего развития, оптимизировать педагогические усилия педагогов и воспитанников в направлении ожидаемых результатов.

Социально ориентированные теории утверждают, что зрелость обретается посредством овладения социальным опытом, освоения норм социальной среды и реализации их в непосредственном поведении [13].  Процесс формирования социализированной личности школьника должен отвечать ее объективной специфике, требованиям целостности и носить управляемый характер.

В качестве критериев формирования социально сформированной личности используются показатели, такие как способность адаптироваться к новым условиям, адекватно вести себя в деятельности и общении, ценностные ориентации, способность к разумному риску на основе эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой гибкости; коммуникативность; способность к достижению успеха; способность к самообразованию, самооценке; способность быстро овладевать новыми видами деятельности [14]. В качестве механизма социализации молодого поколения, а по сути, и в качестве условия самого существования человека выступает образование, которое являет собой центр преображения общества.


Библиографическая ссылка

Сотникова Е.Б., Моргачева Н.В. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27952 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674