Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИГРОВЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Привалова Н.М. 1 Двадненко М.В. 1 Бурлака С.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Учебный процесс в высшей школе с использованием интерактивных методов обучения может проходить в игровой и неигровой формах, но в обоих случаях, что характерно для такого вида деятельности, он организуется с учетом включенности всех без исключения студентов группы в процесс познания. Такая деятельность подразумевает, что свой особый личный вклад в решение проблемы вносит каждый учащийся. В процессе интерактивных методов обучения идет обмен идеями, способами и методами работы. При этом организуются как индивидуальная, так и групповая работа, используется проектная деятельность, ролевые или деловые игры, осуществляется работа с самыми разными источниками информации. Основой интерактивных методов обучения являются принципы активности и взаимодействия учащихся, создание и решение проблемной ситуации и самооценка выполненной работы. В результате такого тематического общения, которое характеризуется открытым взаимодействием участников, накапливаются совместные знания, что дает возможность лучше усвоить материал, проследить связи конкретной проблемы с сопутствующими, а также появляется возможность взаимной оценки и контроля деятельности. В статье приводится сценарий деловой игры «Демография и экология», подготовка и проведение которой позволяет проанализировать причинно-следственные связи роста численности населения на планете с экологическими, социальными, экономическими и глобальными проблемами современности.
деловая игра
ролевая игра
интерактивные методы обучения
работа в группе
взаимодействие
тематическая конференция
высшая школа
обучение
процесс обсуждения
коллективный опыт
демография
экологические проблемы
1. Привалова Н.М., Двадненко М.В., Бурлака С.Д. Новые технологии в современном образовательном пространстве // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5–3. С. 370–371.
2. Двадненко М.В., Привалова Н.М., Трухляк А.С. Игровые педагогические технологии // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 5. С.11–12.
3. Данилова А.А. Игровое пространство в проектировании деловых игр: опыт организации в вузе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 11. С. 130–134.
4. Чижикова Е.С. Роль активных, интерактивных методов в процессе формирования корпоративной культуры студенческого сообщества // Современные проблемы науки и образования 2015. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18730 (дата обращения: 20.08.2018).
5. Привалова Н.М., Двадненко М.В., Бурлака С.Д. Современные педагогические технологии процесса обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-3. С. 361–362.
6. Башкин М.В. Игровые методы обучения в вузе // Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания и обучения: сб. мат. региональной научно-методической интернет-конференции. 2014. С. 27-30.
7. Двадненко И.В., Двадненко В.И., Привалова Н.М., Привалов Д.М. Инновационные педагогические технологии // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 128.
8. Багатырова М.Н. Возможности игровых методов в обучении студентов // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 187-188.
9. Гаджиева П.Д. Игровые методы обучения в подготовке будущих специалистов в условиях педагогического университета // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 25-33.
10. Гурьев М.Е. Инновационные технологии активного обучения в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 26. С. 22-34.
11. Борисова Н.В., Фетисова М.А. Система деловых игр как одна из форм организации учебного процесса при формировании профессиональных компетенций бакалавров: учебно-методическое пособие для преподавателей и обучающихся по программе бакалавриата направления 08.03.01 Строительство направленность «Промышленное и гражданское строительство». Орел, 2017. С. 40-47.
12. Игра как средство активизации познавательного интереса студентов вуза / Сафронова О.В. // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 4-4 (9). С. 14-16.
13. Ржевская Ю.Е., Хайруллина А.Р., Грязнов А.Н. Игровые технологии как форма и метод обучения в вузе // Наука и образование: проблемы и перспективы: сб. мат. Ежегодной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ» / под ред. Н.М. Прусс, А.Н. Грязнова. Казань, 2017. С. 240-247.

В современном образовательном пространстве все более значимая роль отводится интерактивным методам обучения, которые основываются на организации творческого взаимодействия между участниками процесса обучения. Эти методы могут проводиться как в игровой, так и в неигровой формах [1].

К неигровым интерактивным методам обучения относят групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций, методы коллективного или кооперативного обучения.

 К игровым интерактивным методам обучения можно отнести деловую учебную игру, ролевую игру, психологический тренинг.

Для решения комплексных задач при изучении нового материала, развития и закрепления творческих личностных способностей, а также для формирования учебных умений и навыков используется деловая игра [2-4]. Этот вид интерактивного обучения дает возможность студентам разобрать материал с различных позиций и усвоить его.

Цель исследования: выявление основных преимуществ деловой игры в повышении качества образовательного процесса.

Материал и методы исследования: теоретическое изучение и анализ литературы по интерактивным методам обучения, собственный опыт педагогической практики.

Метод деловой игры может быть представлен множеством модификаций, различающихся способами организации, подготовки и проведения [5-6]. Это может быть коллективное обсуждение конкретного вопроса, проблемы или сопоставление разных теорий, позиций, идей, мнений и предложений, облаченное в форму деловой игры. В процессе деловой игры участники могут дополнять друг друга, при этом будут проявляться качества, присущие диалогу, либо противостоять друг другу, тогда игра будет носить характер спора, когда каждый участник отстаивает свои позиции. Зачастую в деловой игре присутствуют оба эти элемента. Но какой бы фактор ни преобладал, данная интерактивная форма проведения занятия способствует повышению эффективности усвоения учебного материала как за счет сопоставления различных позиций участников деловой игры, так и за счет дополнения друг друга [7-9]. Этапы проведения деловой игры:

– Студенты под руководством преподавателя выделяют интересующие их проблемы и в процессе обсуждения выделяют наиболее значимую для изучения в малых группах (этот предварительный этап проводится в конце занятия, когда определяется задание на следующее).

– Преподаватель выдает группе базовые сведения по выдвинутой проблеме, т.е. представляет учебный материал в сжатой форме (теории, факты, принципы), а также дает ссылки на необходимые литературные источники и интернет-ресурсы.

– Выдвинутая проблема становится предметом изучения и обсуждения в каждой малой группе (этот этап происходит во внеаудиторное время).

– Малые группы последовательно обосновывают свои позиции по поставленной перед ними проблеме всей учебной группе в виде фактов, презентаций (деловая игра может проходить и без этого этапа).

– Общая дискуссия (например, в форме тематической конференции), в ходе которой происходит анализ высказанных малыми группами позиций, дополнение и обогащение их свежими идеями, принятие наиболее перспективных точек зрения [10].

По окончании деловой игры проводится устный опрос членов всех малых групп по нескольким вопросам. Вопросы могут быть следующими:

  1. Активно ли вы участвовали в работе малой группы?
  2. Увлекла ли вас поставленная перед вами проблема, если нет, то почему?
  3. Хорошо ли вам было работать в этой группе?
  4. Повлияло ли на вашу окончательную позицию по обсуждаемой проблеме мнение участников других малых групп?
  5. Хотели бы вы изучить какую-либо другую проблему с использованием игровых интерактивных методов обучения?

На кафедре безопасности жизнедеятельности Кубанского государственного технологического университета разработана и внедрена в учебный процесс такая интерактивная форма обучения, как тематическая конференция на тему «Демография и экология», которая проводится в форме деловой игры.

Студенческая конференция – это мероприятие, которое способствует мотивации активной профессиональной и общечеловеческой позиции, развитию студентов и их активной работе [11]. Наш вуз, как и государство в целом, заинтересовано в том, чтобы готовить специалистов, которые станут «фундаментом» для дальнейшего развития страны, ее процветания и прогресса, выхода на новый экономический и социальный уровень.

Тематическая же конференция дает возможность глубоко вникнуть в суть проблемы, проявить неординарный, творческий подход к теме как на этапе подготовки, так и в процессе ее проведения. Выбор деловой игры в качестве формы проведения тематической конференции позволяет повысить интерес к учебному материалу и «вжиться» в роль представителя той или иной концепции, которая досталась ему по сценарию. В игре моделируется процесс эффективного функционирования различного рода экономических ситуаций, политического режима при решении конкретных вопросов [12; 13]. Отличительной особенностью такой игровой формы анализа учебного материала является то, что участники излагают материал от первого лица.

Участники тематической конференции «Демография и экология»:

– ведущий,

– группа «Зеленая планета»,

– группа «Технологические оптимисты».

 Для проведения конференции необходимо выбрать примерное число участников, которое может быть 30-40 человек. Большее количество участников снизит эффект мероприятия.

 Подготовка к конференции состоит из  следующих этапов:

  1. Подготовительный – лекция (2-4 часа).

В течение этого срока лектор в разделе «Биосфера и человек: Структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды» дает информацию об одной из основных проблем экологии – всевозрастающей численности населения, которая растет по экспоненциальному закону со временем удвоения в среднем 39 лет. В связи с эти возрастает техногенная нагрузка на окружающую природную среду, что вызывает серьезное опасение за будущее цивилизации и планеты в целом. На основании полученной информации студенты узнают о существовании двух диаметрально противоположных взглядов на суть и решение данной проблемы.

Неоднозначные ответы получаются при решении глобальных проблем, вызванных современными темпами прироста населения на нашей планете. Решение этих проблем основано на собственной интуиции и мировоззрении специалистов и ученых. Известен тот факт, что по характеру и взглядам на жизнь люди делятся на оптимистов и пессимистов, идеалистов и прагматиков, «творцов» и догматиков.

В связи с этим в экологической идеологии сформировались два противоположных взгляда на вопросы демографии и вытекающие из них проблемы с природными ресурсами и загрязнением окружающей среды.

Учитывая этот факт, лектор предлагает слушателям сформировать собственный взгляд на видение этой проблемы и разделиться на две дискуссионные группы под названием «Зеленая планета» и «Технологические оптимисты». Лектор назначает ведущего предстоящей конференции и рейтинговую комиссию, которая будет отслеживать и фиксировать эффективность работы каждого участника.

  1. Подготовительный - самостоятельная работа (1-2 недели).

На этом этапе учащиеся проводят сбор, анализ и систематизацию тематического материала. Распределяются роли между участниками малых групп, составляется сценарий выступления участников на конференции, позволяющий в яркой, эмоциональной форме представить свою позицию от первого лица.

При подготовке к конференции рекомендуется использовать технические и наглядные пособия в виде презентаций, плакатов, видеороликов и другие.

  1. Конференция. Ведущий приглашает участников к деловой игре на тему: «Демография и экология».

Одной из глобальных проблем современности является быстрый рост численности населения на нашей планете. Численность населения Земли в настоящее время составляет 7,5 млрд человек. Учитывая, что годовой прирост населения на планете в среднем составляет 1,8%, время удвоения численности населения, растущего по экспоненциальному закону, примерно 39 лет. От начала второго тысячелетия прирост составил 1,5 млрд человек, причем три четверти из них за счет развивающихся стран. Такой бурный рост численности населения Земли оказал сильнейшее воздействие на все сферы жизнеобеспечения нашей планеты, что, в свою очередь, повлияло на проблемы с ресурсами и привело к обострению экологических, экономических, социальных и политических проблем современности.

Бурный рост населения затронул разные страны планеты не в равной степени. Хотелось бы обратить ваше внимание на демографическую ситуацию в России. В 90-е годы ХХ века распад СССР и последовавшая за этим перестройка экономики и социальной политики государства привели к развитию финансового кризиса, спровоцировавшего демографическую яму. На протяжении многих десятилетий смертность в России превышала рождаемость, что привело к отрицательному приросту населения в нашей стране. Своевременная демографическая политика государства, материнский капитал и другие меры способствовали стремительному росту рождаемости и вывели нашу страну из демографической ямы в сторону положительного прироста численности населения. Прирост населения в России с 2017 года составил 0,04%. Демографическая ситуация в России не является показательной для демографической ситуации на планете в целом.

Сегодня в зале собрались представители двух разных концепций, имеющие свой взгляд на демографические и связанные с ними ресурсные и другие глобальные экологические и экономические проблемы, а именно: группа «Зеленая планета» и группа «Технологические оптимисты». Поприветствуем их.

Ведущий конференции устанавливает правила и оглашает регламент дискуссии:

– первым предоставляется слово группе «Зеленая планета»;

– вторыми высказывают свою концепцию группа «Технологические оптимисты»;

– диспут оппонентов.

Ведущий приглашает представителей группы «Зеленая планета» высказать свое мнение на тематику конференции.

«Зеленая планета». В основе нашего мировоззрения лежит концепция построения общества устойчивого развития, т.е. общества, учитывающего баланс экологических и экономических интересов. Мы за природосберегающее общество, основанное на сокращении и регулировании рождаемости. Для решения этой задачи мы предлагаем руководствоваться принципами, изложенными в «теории золотого миллиарда», а также использовать методы ведения военных действий, несанкционированное использование биологического оружия и искусственный дефицит пищевых продуктов.

Ведущий приглашает участников группы «Технологические оптимисты» выразить свое мнение по тематике конференции.

«Технологические оптимисты». В основе нашего мировоззрения лежит концепция «одноразового потребления». Что это означает? Мы считаем, что ресурсная проблема для современного человечества не является актуальной, и еще менее актуальной она будет в будущем, так как с развитием технологии и научно-технического прогресса наша планета станет еще более богата ресурсами, чем на данном этапе развития. Научно-технические достижения обеспечат ресурсами быстрорастущее население нашей планеты и создание неперенаселенного и менее загрязненного мирового сообщества.

Ведущий задает вопросы участникам обеих групп. Примерный перечень вопросов:

– Как вы предполагаете осуществлять восстановление невозобновляемых природных ресурсов?

– Что вы выберете в этом случае: «вернуться назад к природе» или «двигаться вперед к высокоразвитому технологическому обществу, в котором человек будет противостоять природе»?

– Каким образом вы планируете решать глобальные экологические проблемы, связанные с истощением природных ресурсов, загрязнением и деградацией окружающей среды?

– Какими методами вы собираетесь достичь устойчивого развития цивилизации?

– Какие обстоятельства могут препятствовать решить все проблемы сейчас и сразу?

Примерные ответы участников группы «Зеленая планета»:

– Проблема рационального использования природных ресурсов является одной из актуальных проблем современности. Предложенная нами модель развития основывается на активном и разумном использовании возобновимых ресурсов планеты. Скорость потребления этой группы ресурсов не должна превышать скорости их естественного возобновления. В противном же случае не удастся избежать процесса, известного как деградация окружающей среды.

– Невозобновимые ресурсы – это резервные ресурсы человечества. Это ресурсы, которые не восполняются в результате естественных природных процессов, т.е. раз и навсегда нам данные, поэтому их потребление должно рассматриваться с учетом их рециркуляции и повторного использования.

– Производство продуктов и всего необходимого быстрорастущему населению планеты неотвратимо приводит к образованию загрязнений или отходов, которые в огромных количествах поступают в окружающую природную среду. Известно, что природная среда обладает способностью перерабатывать эти загрязнения, но лишь в строго определенных количествах. Поэтому решение экологических проблем современности состоит в том, чтобы не нарушать равновесие между вносимыми в среду и перерабатываемыми ею загрязнениями.

– Мы придерживаемся биоцентрических взглядов, т.е. считаем, что существование человека на планете не является более важным, чем существование любого другого вида. Мы должны вписываться в законы экологии, иначе природа отомстит нам за нашу неразумную деятельность.

Примерные ответы участников группы «Технологические оптимисты»:

– Исчезновение природных ресурсов не представляет угрозу человечеству, потому что, используя новые технологии, возможно разведать новые месторождения или заменить их на созданные искусственным путем.

– Большая часть сторонников этой теории – экономисты, которые убеждены, что при сохранении современных тенденций экономический рост и технологические заслуги обеспечат создание менее перенаселенного, менее загрязненного и более обеспеченного ресурсами мирового общества.

– Мы придерживаемся антропоцентрических взглядов на мир. На наш взгляд, существование человека более важно, чем существование любого другого вида в экосистеме. Мы являемся ее покорителями и завоевателями, поэтому мы отрицаем любой вид ресурсосбережения, если он противоречит целям экономического роста.

Заключительные слова ведущего. Благоприятное существование человека на Земле зависит от того, насколько своевременно и грамотно будут решаться уже существующие экологические проблемы и те, которые возникнут в будущем. Лишь совместные усилия людей в решении глобальных проблем современности смогут обеспечить создание устойчивого мирового сообщества.

В целом анализ полученных в ходе реализации сценария тематической конференции результатов позволил выявить следующие основные преимущества деловой игры в повышении качества образовательного процесса:

  • активизация познавательного интереса студентов вуза;
  • повышение самомотивируемости студентов;
  • формирование профессиональных компетенций будущих специалистов;
  • формирование неординарного, творческого подхода к изучаемой теме;
  • тесная взаимосвязь процесса обучения с процессами обеспечения качества образования.

 


Библиографическая ссылка

Привалова Н.М., Двадненко М.В., Бурлака С.Д. ИГРОВЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27951 (дата обращения: 29.11.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074