Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СТРАН

Юдина А.И. 1 Юдин М.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный институт культуры»
Проблема исследования определяется поиском путей эффективного использования ресурсов историко-культурного наследия для развития межкультурной коммуникации студентов разных стран. Студенческая молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. В ближайшем будущем молодежь решающим образом будет определять судьбу развития планеты. Именно поэтому объединение студенческого сообщества по сохранению мирового историко-культурного наследия в современных социально-культурных условиях приобретает особое значение. Историко-культурное наследие представляет собой специфический ресурс территории, обладающий большим педагогическим потенциалом в формировании национально-культурной идентичности личности и развитии межкультурной коммуникации. При этом вся совокупность наследия охватывает не только памятники истории и культуры, но и - народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультуру, природное окружение. В научной статье авторами представлен опыт сотрудничества Кемеровского государственного института культуры и некоммерческой общественной организации «Международный фонд Ромуальдо Дель Бьянко» (Флоренция, Италия) по сохранению и популяризации историко-культурного наследия как ресурса межкультурной коммуникации студентов разных стран. Одним из главных принципов философии Фонда Ромуальдо Дель Бьянко является сохранение самобытности территорий, различных форм культурного самовыражения. Реализуя данный принцип в образовательной деятельности вуза, особое внимание уделяется популяризации объектов историко-культурного и природного наследия.
межкультурная коммуникация
историко-культурное наследие
ресурсы
1. Юдина А.И. Социально-культурная среда современного индустриального города: сохранение и популяризация историко-культурного наследия // Сб. докладов и тезисы VI Международной науч. практич. конф. «Традиции и современное состояние культуры и искусств» [гл. ред. А.И. Лакотко]. - Минск: Право и экономика, 2016. - С. 846-849.
2. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации. – М.: АСТ; Астрель; Хранитель, 2007. – 286 с.
3. Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – С. 347-354.
4. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дис. … докт. культурологии. – М., 2009. – 342 с.
5. Юдина А.И., Филиппова О.А. Формирование социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 5 (54). – С. 168-171.
6. Институт «Жизнь вне туризма» итальянского фонда Ромуальдо Дель Бьянко [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lifebeyondtourism.org/ (дата обращения: 24.05.2018).
7. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kemguki.ru/ (дата обращения: 06.06.2018).
8. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии [Электронный ресурс]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001246/124687r.pdf#page=77 (дата обращения: 24.05.2018).

Актуальность темы исследования определяется тем, что способность к межкультурной коммуникации в современных социально-культурных условиях становится одной из основных компетенций специалиста сферы культуры и искусств.

Цель исследования заключается в теоретическом анализе и практическом обобщении опыта использования историко-культурного наследия как ресурса межкультурной коммуникации студентов разных стран.

Процессы глобализации стремительно и необратимо усиливают культурные контакты человечества. В современном мире увеличивается плотность «информационного потока», что дает возможность различным культурам выйти за пределы своих этнических или национальных рамок, обрести динамику собственного развития. В то же время глобализация вызывает перемены не только в экономической, политической сфере жизни общества, но и самым непосредственным образом отражается на тех процессах, которые протекают в сфере культуры. Глобализация усилила интенсивность культурных и образовательных обменов, расширила возможности людей для путешествия по разным странам.

Современное общество сталкивается с проблемой национально-культурной идентичности, которая определяется понижением статуса национальных языков, исчезновением многообразия типов культурного самовыражения, разрушением объектов всемирного историко-культурного и природного наследия. Историко-культурное наследие представляет собой специфический ресурс территории, обладающий большим педагогическим потенциалом в формировании национально-культурной идентичности личности и развитии межкультурной коммуникации. При этом вся совокупность наследия охватывает не только памятники истории и культуры, но и народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультуру, природное окружение. Материальное и нематериальное историко-культурное наследие рассматривается как непосредственная и существенная часть национального достояния, определяющая самобытность культуры страны или ее региона [1].

В этой связи особое значение приобретает разработка проектов по сохранению богатства историко-культурных ресурсов Российской Федерации и реализация программ их популяризации, способствующих развитию межкультурной коммуникации.

Теоретической базой исследования стали труды отечественных ученых. Вопросы межкультурной коммуникации в своих научных трудах исследовали ученые: Тер-Минасова С.Г., которая при описании процесса общения и взаимодействия культур использовала понятие «диалог культур» [2]; Бахтин М.М., который рассматривал само человеческое бытие как «событие в мире с другими» [3], Садохин А.П., который изучал сущность и механизмы межкультурной компетентности [4].

Проблема нашего исследования определяется поиском путей эффективного использования ресурсов историко-культурного наследия для развития межкультурной коммуникации студентов разных стран.

Студенчество представляет собой особую социально-демографическую группу, которая проходит период становления социальной зрелости. В ближайшем будущем молодежь решающим образом будет определять судьбу развития планеты. Именно поэтому объединение студенческого сообщества по сохранению мирового историко-культурного наследия в современных социально-культурных условиях приобретает особое значение [5].

В ходе исследования был проведен эксперимент по оценке результативности использования потенциала историко-культурного наследия как ресурса межкультурной коммуникации студентов разных стран. На этапе констатирующего эксперимента нами был разработан экспертно-опросный лист, включающий три блока вопросов и экспертных оценок. В опросе приняли участие студенты Кемеровского государственного института культуры, обучающиеся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Респондентам было предложено оценить правильность предложенных утверждений по отношению к себе от 0 до 5 баллов.

Анализ первого блока вопросов позволил определить способность студентов к пониманию собственной национальной идентичности. Ответы большинства респондентов (87%) показали, что знание культуры и истории собственной страны развивают представления студентов о ее роли и значимости в международном сообществе.

Второй блок вопросов был направлен на оценку способности студентов к пониманию и принятию других культур. 64% респондентов отметили, что особенно значимым для развития межкультурной коммуникации является толерантное отношение к представителям других культур, знание особенностей национальных традиций и уважение форм культурного самовыражения.

В третий блок вопросов входила оценка способности студентов к адаптации в социокультурном пространстве другой страны. Анализ ответов на поставленные вопросы показал, что 54% студентов испытывали трудности в адаптации к социально-культурным условиям другой страны. Основной причиной был назван языковой барьер.

В ходе формирующего эксперимента студенты были поставлены в ситуацию профессиональной пробы, являясь участником различных международных научных мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия. Профессионально ориентированные ситуации общения студентов из разных стран, направленные на диалог культур и популяризацию историко-культурного наследия, рассматриваются нами как средство развития межкультурной коммуникации, причем большую роль играет реальная и виртуальная мобильность обучения.

Положительным опытом в развитии межкультурной коммуникации студенческой молодежи является сотрудничество Кемеровского государственного института культуры и Фонда Ромуальдо Дель Бьянко (Fondazione Romualdo Del Bianco® - Life Beyond Tourism® г. Флоренция, Италия), который являлся партнером в проведении экспериментальной части исследования [6].

Фонд Ромуальдо Дель Бьянко, обладая обширной сетью международных связей, поддерживает молодежные контакты, направленные на ознакомление с культурным наследием Европы и сотрудничество студентов из разных стран. Такое международное сотрудничество важно для музейной и туристической практики, формирования системы сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия территорий [7].

Студенты и преподаватели вуза стали участниками различных мероприятий, проводимых Фондом во Флоренции. Участие в семинарах и конференциях позволило обменяться опытом организации и проведения мероприятий, связанных с туристическим бизнесом и музейной деятельностью, а также наладить профессиональные контакты с коллегами из других стран.

Так, например, международный семинар «Эффективный межкультурный диалог молодёжи в сфере сохранения мирового культурного наследия» (г. Флоренция, Италия), который состоялся в марте 2017 года, позволил участникам представить концепции применения и усовершенствования передовых практик, применяемых в туризме и направленных на сохранение мирового историко-культурного наследия.

Студентами и аспирантами КемГИК были презентованы исследовательские проекты, посвящённые историко-культурным объектам Кемеровской области: «Шорский экомузей «Тазгол»; «Шестаковский природный комплекс»; «Новокузнецкий литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского»; «Музей-заповедник «Кузнецкая крепость»; «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница»; «Голландское архитектурное наследие Кемеровской области» [6].

Особый интерес у студентов вызвало участие в интерактивном семинаре и мастер-классах по технологиям реставрации живописи, экспонирования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, реконструкции париков, театральных масок.

Вторым этапом флорентийского семинара стал Международный семинар-практикум «Сохранение культурного наследия и устойчивый туризм – международный обзор культурного туризма», который прошел в сентябре 2017 года на базе Кемеровского государственного института культуры в городе Кемерово.

В рамках семинара-практикума на заседании круглого стола «Межкультурный диалог и точки роста в развитии туризма» обсуждались вопросы развития устойчивого туризма на основе сохранения и актуализации культурного и природного наследия, совершенствования общественных и просветительских инициатив в данной области. Завершился семинар-практикум проведением открытых лекций ведущих ученых, представителей учреждений культуры Западной Сибири; мастер-классов «Реконструкция традиционных женских ремесел шорцев» и «Актуализация традиционной русской кухни в музее».

Одним из главных принципов философии Фонда Ромуальдо Дель Бьянко является сохранение самобытности территорий, различных форм культурного самовыражения. Реализуя данный принцип в образовательной деятельности вуза, особое внимание уделялось популяризации объектов историко-культурного и природного наследия как ресурса для развития межкультурной коммуникации студентов и преподавателей.

Особо следует отметить подготовку педагогов к работе со студентами по развитию навыков межкультурной коммуникации в ситуации профессиональных проб. Большую работу в данном направлении ведет Международный институт «Life Beyond Tourism» (Жизнь вне туризма), созданный при Фонде Ромуальдо Дель Бьянко. На базе Института организованы учебные курсы для педагогов, ориентированных на принципы и передовой опыт инициативы «Жизнь за пределами туризма». Так, педагоги Кемеровского государственного института культуры прошли обучение на базе Международного центра исследований во Флоренции (Италия). Курс обучения включал в себя лекции, семинары, научные дискуссии и исследовательскую работу в различных областях культуры и всемирного культурного наследия для диалога между культурами и уважения форм культурного самовыражения.

География слушателей интенсивного курса достаточно широка, это ученые из России, Беларуси, Азербайджана, Италии. По результатам обучения слушателями были представлены проекты реализации учебных курсов по развитию туризма и сохранению всемирного историко-культурного наследия для развития межкультурной коммуникации студентов в вузах разных стран. Проекты программ получили одобрение и были рекомендованы для включения их в учебные планы КемГИК.

Результаты эксперимента и анализ опыта работы с зарубежными и отечественными студентами и преподавателями на международных мастер-классах, семинарах, конференциях во Флоренции свидетельствует об эффективности использования ресурсов историко-культурного наследия в развитии межкультурной коммуникации студентов разных стран.

Научно-практические международные мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия, предусматривают реальное участие студентов и преподавателей в доступной форме по продуманной программе развития межкультурной коммуникации студентов.

В русле деятельности института «Life Beyond Tourism (Жизнь вне туризма)» при Фонде Ромуальдо Дель Бьянко было предусмотрено построение благоприятной рабочей обстановки по направлениям:

  • от туризма к путешествию и историко-культурному наследию для диалога: с преодолением языкового барьера, с разрешением проблем согласования терминологии, с обеспечением условий периодических публикаций, эффективного профессионального виртуального и реального диалога;
  • умное путешествие для диалога: организация умного путешествия, способствующего приобретению богатых профессиональных знаний, навыков и умений;
  • умная архитектура: организационная структура «трилистник» (3 основных компонента и объединяющая тема - историко-культурное наследие: мероприятие в одной стране, подобное в другой стране и менее крупное мероприятие в той или иной стране).

Участники флорентийских семинаров могли встретиться с представителями межгосударственных организаций ЮНЕСКО, ИКОМОС, ИКОМ и ведущими специалистами в области сохранения историко-культурного наследия на открытых лекциях и мастер-классах. Перспектива работы в подобных мероприятиях дает стимул участвовать в интегрированном обучении и добиться качественных результатов, освоить и закрепить знания и навыки основ профессиональной коммуникации в международном культурном деловом контексте, получить международные сертификаты участия.

Сегодня важно поощрять и распространять ценности, поведение и взгляды, способствующие диалогу, ненасилию и сближению культур в соответствии с принципами Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, которая гласит: «…необходимо создавать благоприятную среду для культурных обменов и расцвета творческих способностей, питающих жизненные силы общества» (Статья 2. «От культурного разнообразия к культурному плюрализму») [8].

Выводы. Опыт сотрудничества Кемеровского государственного института культуры и Фонда Ромуальдо Дель Бьянко подтвердил результативность участия в образовательных проектах, подобных флорентийскому семинару «Эффективный межкультурный диалог молодежи в сфере консервации, реставрации, сохранения и презентации историко-культурного наследия» для студентов и представителей вузов культуры. Полноценное формирование и повышение квалификации специалиста возможно на основе междисциплинарного подхода с учетом возможностей мобильности обучения, что позволяет более полно обеспечивать благоприятные условия и раскрывать проблематику межкультурного взаимодействия.

Перспективы международного сотрудничества КемГИК и Фонда Ромуальдо Дель Бьянко мы видим в совместных мероприятиях, направленных на пропаганду передового опыта в области сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия, а также на развитие межкультурного диалога студентов разных стран.

Приоритетными научно-творческими проектами и программами института в рамках сотрудничества КемГИК с международными партнерами определены:

  • реализация проекта «Музеологическая школа», способствующего установлению конструктивного диалога, обмену опытом, научной дискуссии специалистов в области музейного дела в ходе работы образовательных и коммуникационных площадок;
  • проведение студенческих научно-практических семинаров, обучающих мастер-классов, лекций ведущих отечественных и зарубежных ученых по сохранению и популяризации историко-культурного наследия;
  • разработка и реализация арт-проекта «В зеркале искусства», направленного на развитие информационной культуры личности в соответствии с программой ЮНЕСКО «Информация для всех» в аспекте диалога культур;
  • проведение фестиваля «Диалог культур», способствующего распространению идей ЮНЕСКО, основанных на принципе разнообразия культур народов мира;
  • реализация на базе вуза образовательных программ по изучению и пропаганде русского языка;
  • проведение Международного фестиваля творческих индустрий «С любовью к городу», основной идеей которого является развитие межкультурных коммуникаций в условиях социально-культурной среды современного индустриального города.

Опыт участия в проектах международного уровня позволил выпускникам вуза культуры: освоить профессиональные и общекультурные компетенции; получить навык адаптации в иноязычной культурной среде; повысить мобильность обучения; приобрести умения в использовании технологий сохранения и популяризации историко-культурного наследия. В свою очередь, все перечисленные аспекты повлияли на развитие межкультурной коммуникации и повышение конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Таким образом, уделяя большое внимание развитию межкультурной коммуникации студентов разных стран, мы общими усилиями открываем, познаем, делимся и обучаем культуре, способствуем диалогу культур и установлению прочных связей между странами.


Библиографическая ссылка

Юдина А.И., Юдин М.О. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СТРАН // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27923 (дата обращения: 04.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674