Анализ литературных источников показал, что дифференциацию и индивидуализацию содержания тренировочного процесса с целью эффективного развития координационных способностей наиболее целесообразно проводить с учетом типологических свойств нервной системы спортсмена [1, 2]. Достоверно известно, что именно типологические свойства являются ведущими факторами функциональной организации нервной системы человека [3, 4].
Результаты научных исследований Б.М. Теплова [5], И.Г. Горбунова [4] свидетельствуют о наличии индивидуальных различий во взаимосвязях развития показателей физических качеств с показателями психических процессов человека. Причем результаты корреляционного анализа позволили ряду исследователей выявить наличие как положительных, так и отрицательных корреляционных взаимосвязей в развитии исследуемых показателей [6, 7]. Под положительными корреляционными взаимосвязями авторы понимают такие взаимосвязи, которые предполагают возможное положительное влияние координационных способностей на психические процессы во время тренировочной деятельности. Кроме того, изменение одного показателя координационных способностей вызывает прогрессивное изменение целого ряда показателей как кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма, так и психических процессов у испытуемых [1, 3, 4].
На основе анализа таких взаимосвязей показателей координационных способностей спортсменов с показателями работоспособности функциональных систем организма и психических процессов в таких видах спорта, как футбол, баскетбол, художественная гимнастика, были разработаны классификации «ведущих» и «дополнительных» координационных способностей, преимущественное и дифференцированное развитие которых способствовало улучшению качества учебно-тренировочного процесса у спортсменов с различными типологическими свойствами нервной системы [2, 6, 7].
Цель исследования – улучшение качества учебно-тренировочной деятельности лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы, осуществляемое за счет дифференциации и индивидуализации содержания средств развития их координационных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2016 г. по апрель 2018 г. на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 3» (СДЮСШОР № 3) г. Кирова. В исследовании приняли участие лыжники-гонщики 10–11 лет, занимающиеся в учебно-тренировочных группах начальной подготовки первого года обучения, в количестве 60 человек. Контрольная и экспериментальная группы были сформированы при помощи метода случайной выборки [8]. Кроме того, как экспериментальная, так и контрольная группы были распределены на две подгруппы по 15 человек («слабых» и «сильных»), каждая с учетом типологических свойств спортсменов («сила – слабость» нервной системы по процессу возбуждения).
До начала основного научного эксперимента был проведен корреляционный анализ уровневых показателей координационных, кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы [9]. Достижение поставленной цели исследования осуществлялось в следующей последовательности:
- комплектование контрольной и экспериментальной групп;
- выделение в контрольной и экспериментальной группе подгрупп спортсменов с «сильной» и «слабой» нервной системой по процессу возбуждения;
- педагогическое тестирование, включавшее измерение уровневых показателей развития координационных и кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов испытуемых, имеющих разные типологические свойства нервной системы;
- проведение корреляционного анализа между исследуемыми показателями;
- математическая обработка результатов педагогического тестирования и корреляционного анализа;
- обоснование методического подхода к процессу совершенствования учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы.
Величины коэффициентов корреляции рассчитывались и ранжировались по методике М.А. Харченко [9] следующим образом: показатели r > 0,70 относили к сильной взаимосвязи, показатели r = 0,50–0,69 – к средней взаимосвязи, показатели r = 0,30–0,49 – к умеренной взаимосвязи, показатели r = 0,20–0,29 – к слабой взаимосвязи и показатели r < 0,19 – к очень слабой взаимосвязи.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показателей корреляционной матрицы позволил выявить наличие различий в корреляционных взаимосвязях между показателями координационных способностей с показателями кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов у лыжников-гонщиков 10–11 лет со «слабой» и «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой.
В таблице 1 представлено общее количество положительных корреляционных взаимосвязей между показателями координационных способностей с показателями кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов у лыжников-гонщиков со «слабой» и «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой (НС). Из таблицы 1 видно, что у лыжников-гонщиков 10–11 лет со «слабой» (по процессу возбуждения) нервной системой наибольшее количество положительных корреляций с остальными исследуемыми показателями имеется у следующих координационных способностей:
- статическое равновесие (четыре корреляции);
- перестроение движений (пять корреляций);
- ориентирование в пространстве (пять корреляций);
- дифференциация силовых параметров движений (пять корреляций).
В то же время у лыжников-гонщиков 10–11 лет, занимающихся в группе начальной подготовки СДЮСШОР № 3 г. Кирова, с «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой наибольшее количество положительных корреляций с другими исследуемыми показателями выявлено у таких координационных способностей, как:
- динамическое равновесие (пять корреляций);
- дифференциация пространственных параметров движений (пять корреляций);
- дифференциация силовых параметров движений (пять корреляций);
- темпо-ритмовая способность (пять корреляций).
Анализ полученных в ходе исследования результатов корреляционного анализа позволил установить наличие различий в количестве положительных корреляций между показателями координационных способностей лыжников-гонщиков 10–11 лет со «слабой» и «сильной (по процессу возбуждения) нервной системой с показателями их кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов. Опираясь на различия в количестве положительных корреляций между исследуемыми показателями и результаты ранее проведенных М.П. Бандаковым и его учениками исследований [2, 6, 7], можно выделить следующие виды координационных способностей у лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойств нервной системы: «основные» (имеющие наибольшее количество положительных корреляций) и «вспомогательные» (имеющие наименьшее количество положительных корреляций) координационные способности (табл. 2).
Таблица 1
Количество положительных корреляций между уровневыми показателями координационных способностей, кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов у лыжников-гонщиков 10–11 лет со «слабой» и «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой
П/п
№ |
Виды координационных способностей |
Лыжники-гонщики 10–11 лет |
|||||||
«Слабая» нервная система |
«Сильная» нервная система |
||||||||
Кондиционные способности |
Функциональные системы организма |
Психические процессы |
Всего корреляций |
Кондиционные способности |
Функциональные системы организма |
Психические процессы |
Всего корреляций |
||
1 |
Статическое равновесие |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
Динамическое равновесие |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
5 |
3 |
Быстрота реагирования |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
Перестроение движений |
2 |
1 |
2 |
5 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Ориентирование в пространстве |
2 |
0 |
2 |
4 |
1 |
0 |
1 |
2 |
6 |
Согласование и комбинирование движений |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
7 |
Дифференциация пространственных параметров движений |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
5 |
8 |
Дифференциация силовых параметров движений |
2 |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
2 |
5 |
9 |
Темпо-ритмовая способность |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
5 |
Анализ таблицы 2 наглядно свидетельствует о том, что как «основные», так и «вспомогательные» координационные способности в группах «сильных» и «слабых» лыжников-гонщиков 10–11 лет имеют как различия, так и ряд сходств.
Таблица 2
Классификация видов координационных способностей лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы («сила – слабость» нервной системы по процессу возбуждения)
Виды координационных способностей |
Лыжники-гонщики 10–11 лет |
|
«Слабая» нервная система |
«Сильная» нервная система |
|
«Основные» |
1) Статическое равновесие |
1) Динамическое равновесие |
2) Дифференциация силовых параметров движений |
2) Дифференциация силовых параметров движений |
|
3) Ориентирование в пространстве |
3) Дифференциация пространственных параметров движений |
|
4) Перестроение движений |
4) Темпо-ритмовая способность |
|
«Вспомогательные» |
5) Динамическое равновесие |
5) Статическое равновесие |
6) Быстрота реагирования |
6) Быстрота реагирования |
|
7) Согласование и комбинирование движений |
7) Согласование и комбинирование движений |
|
8) Дифференциация пространственных параметров движений |
8) Перестроение движений |
|
9) Темпо-ритмовая способность |
9) Ориентирование в пространстве |
В группу «основных» координационных способностей, преимущественное развитие которых, на наш взгляд, обеспечит прогрессивные изменения показателей кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов лыжников-гонщиков, вошли следующие:
1) для лыжников-гонщиков со «слабой» (по процессу возбуждения) нервной системой – это способности к статическому равновесию, перестроению движений, ориентированию в пространстве и дифференциации силовых параметров движений;
2) для лыжников-гонщиков с «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой – это способности к динамическому равновесию, дифференциации силовых параметров движений, дифференциации пространственных параметров движений и темпо-ритмовая способность.
В группу «вспомогательных» координационных способностей у лыжников-гонщиков со «слабой» и «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой вошли:
1) для лыжников-гонщиков со «слабой» (по процессу возбуждения) нервной системой – это способности к динамическому равновесию, быстрому реагированию, согласованию и комбинированию движений, дифференциации пространственных параметров движений и темпо-ритмовая способность;
2) для лыжников-гонщиков с «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой – это способности к статическому равновесию, быстрому реагированию, перестроению движений, согласованию и комбинированию движений и ориентированию в пространстве.
Заключение. Подтвержден ранее сформулированный Г.Г. Полевым [4] и В.С. Поперековым [5] тезис о том, что взаимосвязи в развитии физических качеств и психических процессов у спортсменов с различными типологическими свойствами нервной системы имеют как положительную, так и отрицательную направленность. Результаты проведенного исследования позволили классифицировать координационные способности лыжников-гонщиков 10–11 лет со «слабой» и «сильной» по процессу возбуждения нервной системой на два вида: «основные» и «вспомогательные».
На основании анализа показателей корреляционной матрицы с учетом уточненного содержания классификации видов координационных способностей лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы, организацию деятельности по акцентированному развитию «основных» координационных способностей целесообразно осуществлять, опираясь на принцип сопряженного педагогического воздействия и принцип дифференциации и индивидуализации средств спортивной подготовки.
Именно дифференциация средств развития координационных способностей с акцентом на развитие «основных» координационных способностей лыжников-гонщиков, имеющих различные типологические свойства нервной системы («сила» и «слабость» процесса возбуждения), будет способствовать сопряженному и одновременно прогрессивному развитию кондиционных способностей, а также показателей работоспособности функциональных систем организма и, что особенно важно, показателей их психических процессов. По всей вероятности, это создаст условия для улучшения качества учебно-тренировочной работы и, как следствие, обеспечит повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков.
Библиографическая ссылка
Бандаков М.П., Ковязина Г.В., Санникова А.В. КЛАССИФИКАЦИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 10–11 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27918 (дата обращения: 08.10.2024).