Олимпийские игры являются мощным фактором развития практически всех сфер жизнедеятельности человека, объединяя их в единую социокультурную концепцию развития общества. Такое интеграционное проникновение возбуждающих идей «олимпизма» в общество создает мощную мотивационную базу для его постолимпийского многостороннего, прежде всего социокультурного, развития. Действительно, престиж Олимпиады может быть использован государством и местным сообществом для поднятия своего статуса в глазах всего мира. Однако для передачи идей олимпийского наследия будущим поколениям следует воспитывать у населения и прежде всего у молодежи культуру «олимпизма», создать основы для формирования гармонично развитой самоутверждающейся личности, осознающей необходимость достижения конкретных результатов в постолимпийский период и готовой нести ответственность за них. Следовательно, обучение молодежи требуемым временем социальным и профессиональным компетенциям, инициированное подготовкой к Олимпиаде 2014 года, должно продолжаться и в постолимпийский период развития города Сочи [1].
Цель. Исследование места и роли средств массовой коммуникации в профессиональной ориентации подростков в постолимпийский период развития города Сочи.
Материал и методы исследования. Социальная важность проблемы кадрового обеспечения постолимпийского периода развития Сочи подчеркивает необходимость создания эффективной системы дополнительного образования учащихся. Миссия дополнительного образования учащихся – создать конкурентоспособный кадровый потенциал на постолимпийский период развития Сочи, ориентированный на стратегические цели развития города как конкурентоспособного международного субъекта спортивного и культурного мира.
Новые реалии предъявляют новые требования к дополнительному образованию учащихся в постолимпийский период: во-первых, формирование контингента специалистов за счет местных кадров; во-вторых, использование идеологии «олимпизма» как мощного стимула формирования конкурентоспособной личности [2].
В современном мире бурных информационных взаимодействий, в которые «с головой» погружена молодежь, реализация этих требований возможна только на основе целенаправленного Pr-сопровождения процесса дополнительного образования, противодействующего западной идеологии, которая ставит под сомнение и стремится изменить устоявшийся культурологический уровень и общественное сознание молодых россиян. Умело спекулируя советским прошлым, западные Pr-идеологи предлагают свой вариант образа свободного человека, «свою демократию» и свое видение реальности. В современной политической ситуации при формировании личности подростка особое внимание должно быть уделено противодействию деструктивному влиянию из-за рубежа, направленному на размывание российских традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
Вышесказанное является отправной точкой в организации и планировании дополнительного образования учащихся в постолимпийском Сочи. Необходима разработка научных междисциплинарных подходов к управлению процессом профессионального самоопределения подростков в системе дополнительного образования. Она должна быть направлена на реальную помощь учащимся на пути осознанного, правильного и востребованного обществом выбора своего жизненного и профессионального будущего.
Большинство выпускников школ не имеют представления о том, что такое научный выбор профессии, не владеют информацией о том, какие требования предъявляет профессия к человеку. Современным школьникам сложно анализировать свои возможности в профессиональном выборе, так как они не имеют достаточного уровня профессиональной ориентации. Следствием такой безграмотности является неспособность подростка четко сформировать свой индивидуальный образовательный запрос, понять и осознать свои личностные потребности во взвешенном выборе направления продолжения дальнейшего образования.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации является профессиональное информирование учащихся, включающее:
– предоставление сведений о специфике различных профессий, их значении для народного хозяйства;
– знания о потребностях рынка труда и динамике его развития;
– сведения о возможностях профессионального самоопределения и самореализации в современных социально-экономических условиях;
– сведения о требованиях, предъявляемых профессией к индивидуальным психологическим и физиологическим качествам человека, способах и путях их развития и пр.
В профессиональном информировании учащихся всегда присутствуют основные признаки рекламы как средства, направленного на распространение рекламного сообщения и способствующего достижению необходимого полезного для обеих сторон осведомительного эффекта. В данном случае рекламное сообщение – это важный и незаменимый инструмент общения между производителем услуг (образовательным учреждением) и их потребителями (учащимися, родителями и т.д.) [3]. Профессиональное информирование имеет все четыре известных рекламных элемента:
– рекламодатель – лицо, осуществляющее заказ и финансирование рекламного продукта. В учреждении дополнительного образования это руководитель;
– исполнитель, создатель рекламного продукта (как правило, сотрудники образовательного учреждения);
– средства распространения рекламы – определенным образом подобранная совокупность материальных и нематериальных распространителей рекламного продукта, обеспечивающих достижение запланированного рекламного эффекта (радио, телевидение, печатные издания; брошюры, опросные анкеты и др.);
– потребитель – лицо, на которое направлено действие рекламы (учащиеся, их родители и др.).
Разработка системы профессиональной ориентации, включающей элемент образовательной рекламной кампании, ориентирована на усиление эффекта информационного воздействия, поскольку задача рекламы – возбудить интерес у потребителя к образовательному продукту, и это является общей целью как системы профессиональной ориентации, так и производителя образовательной рекламы. В данном случае под рекламной кампанией мы будем понимать комплекс целенаправленных, тщательно спланированных профориентационных мероприятий, направленных на привлечение внимания подростков к работе вообще и рабочим специальностям в частности. Сюда же, естественно, входят формирование интереса к профессии и области деятельности, формирование установок на исполнение конкретных ролей в организационной структуре, закрепление сформированных установок. Тогда образовательная рекламная кампания становится комплексом целенаправленных профессионально-ориентированных процедур, ориентированных на привлечение внимания подростков к будущей профессиональной деятельности. Правильно личностно-ориентированная рекламная кампания опирается на имеющийся у подростков интерес к профессиям, а также на сформированные установки (готовности) на исполнение тех или иных конкретных ролей в будущей профессиональной деятельности.
Потенциальный работник должен получить полную и развернутую информацию о характере своей будущей деятельности и основных предъявляемых к нему требованиях, о перспективах профессионального и должностного роста. Именно в таком виде рекламную кампанию полезно рассматривать как рекламное сопровождение процесса профориентации. «В самом процессе профессиональной ориентации всегда присутствуют элементы Pr-технологии в виде рекламы (возможно, скрытой от полного осознания подростком в настоящее время, но имеющей задел на будущее осознание) с целью изменить (склонить) мнение в нужное русло, в интересах прежде всего личности и желательно в соответствии с потребностями народного хозяйства и потребностями страны» [4, с. 110].
Важным условием разработки системы профессиональной ориентации, включающей элементы рекламной кампании, является привлечение качественных маркетинговых исследований. Маркетинговый подход к профориентации предполагает ориентацию не только на приобретение и развитие социальных и профессиональных компетенций подростков, но и на формирование у них адекватного социально-экономического представления и понимания особенностей рыночной среды [5]. Он характеризуется нацеленностью обучения на развитие у подростков способности социально-экономического анализа, направленного на понимание тенденции развития современного рынка и своего места в нем; умение видеть меняющуюся рыночную ситуацию и принимать адекватные решения относительно собственной стратегии трудоустройства; готовность правильно организовывать взаимоотношения с партнерами по бизнесу.
Маркетинговая поддержка выбора профессии учащимися направлена на реализацию системного подхода в профессиональной ориентации и популяризацию профессий, так как в своем анализе опирается на информацию:
– о реальном состоянии и стратегическом развитии социокультурных, экономических, образовательных, политических и иных процессов;
– об инновационных информационных технологиях и их роли в распространении информации о профессиях и возможности их использования в качестве методов профессиональной ориентации;
– о возрастающем потенциале систем и методов эффективных межличностных и дистанционных коммуникаций в процессе профессиональной ориентации;
– о социокультурных ценностях, среди которых особо выделяется свобода личности, характеризующаяся активной жизненной позицией человека и его свободой выбора;
– о социально-психологических барьерах, сложившихся у молодых россиян к некоторым видам профессий как непрестижных или несерьезных, существенно влияющих, например, на процесс выбора рабочих профессий;
– о роли профессиональной ориентации молодежи в формировании конкурентоспособной личности как необходимого внутреннего условия для полноценного развития личности.
Социологические исследования в системе профориентации должны вскрывать насущные проблемы подростков в плане их адекватной профессиональной и социальной ориентации. А рекламная составляющая как необходимый элемент любой профориентации направлена на выполнение следующих задач:
– мотивирование напрямую или скрытно подростка на спектр тех профессий, в которых нуждается социум;
– развитие подростка в духе патриотизма как гражданина России;
– ориентация подростка на профессии, к которым у него имеются наибольшие способности, и пр.
И, наконец, именно результаты грамотно организованного социологического исследования выступают как ориентир для рекламной кампании.
Результаты исследования и их обсуждение. На протяжении 2004–2017 гг. включительно среди учеников старших классов школ г. Сочи проводился профориентационный социологический опрос по специально разработанной анкете (см. в монографии В.И. Шаповалова «Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования», 2004 г.). Цель социологического исследования – оценить динамику профессиональной ориентации учащихся старших классов – до Олимпиады (2014 г.) и в настоящий постолимпийский период (2017 г.) и выработать решения по популяризации профессий в контексте проблем постолимпийского развития г. Сочи.
Cопоставительный анализ результатов социологического опроса по проблемам будущей профессиональной деятельности в старших классах школ г. Сочи за 2004 г. (712 учащихся) и 2017 г. (184 учащихся) показал следующее.
Уровень тревоги по вопросу трудоустройства. 88,8% в 2014 г. и 60,25% в 2017 г. выпускников «очень тревожит» или «тревожит» проблема трудоустройства после окончания школы. Как видим, условия постолимпийского Сочи способствуют снижению уровня тревоги в этом отношении. Тем не менее уровень тревоги 60,25% респондентов, имеющий место в 2017 г., является достаточно неблагоприятным фактором социальной действительности. Как известно, тревожность, возникающая в ситуациях неопределенности своего профессионального будущего и проявляющаяся в ожидании неблагополучного развития событий, может приводить к возникновению внутриличностных конфликтов личности, интроверсии профессионального будущего, замене реальной социально-профессиональной ситуации воображаемой (виртуальной), принятию неразумных решений и пр.
Как результат тревоги по поводу своего профессионального будущего с годами увеличивается процент учащихся, планирующих выезд из города после окончания учебы, с 24,2% в 2004 г. до 46,3% в 2017 г. Отметим, что при такой вынужденной миграции город теряет, как правило, наиболее перспективную часть молодежи.
Для сохранения квалифицированного кадрового потенциала в городе необходима постоянно действующая кампания, направленная на популяризацию города Сочи не только с точки зрения гарантированности профессиональной занятости, но и с точки зрения социокультурной и жизненной привлекательности.
Что касается внешнего социального воздействия на механизмы личностной профориентации, то здесь получены наиболее интересные и настораживающие результаты. Социологический опрос показал, что действительно, в вопросе обустройства своей будущей профессиональной и жизненной деятельности 69,3% школьников могут рассчитывать только на себя и свою профессиональную ориентированность. Учитывая «сетевой» характер формирования жизненных ценностей современного молодого человека, ожидать от него адекватной мотивации при выборе профессии не приходится. В данном случае «сетям» же и надо отдать бразды правления будущим профессиональным самоопределением учащихся. Конкурировать с социальной «сетью» вряд ли способна даже какая-либо серьезная организация по связям с общественностью. Так что проблема состоит в том, как развернуть сетевое общение молодежи в русло, нужное для профориентации и полноценной популяризации разнообразных профессий в г. Сочи.
Второе место по влиянию на выбор профессии учащимися занимают родители (47,6% в 2004 г. и 28,25% в 2017 г.). Влияние родителей на учащихся при этом существенно снизилось за последние годы. Видимо, и здесь имеет место пресловутое сетевое общение, отвлекающее внимание школьников от авторитета родителей и формирующее псевдосамостоятельность.
Проведенные исследования показывают, что СМИ оказывают небольшое влияние на выбор профессии – только лишь 6,2% в 2004 г. и 4,3% в 2017 г. учащихся. Видимо, такой процент отображает не столько количество времени и количество передач на тему профориентации молодежи в деятельности СМИ, сколько низкую конкурентоспособность предлагаемых ими образовательных реклам.
Кроме того, надо иметь в виду, что родители в силу своей все более увеличивающейся под напором научно-технического прогресса некомпетентности часто не в состоянии должным образом повлиять на профессиональный выбор подростка в правильном направлении. А работа с родителями по повышению знаний в области профориентации и жизненной ориентации своих детей в стране серьезно не ведется.
Относительно влияния учителей на выбор профессии получены самые неутешительные результаты: только 3,7% в 2004 г. и 3,07% в 2017 г. подростков ориентируются в своем выборе профессии на учителей. Это при том, что общество рассчитывает на существенную помощь школы в профессиональной и жизненной ориентации своих детей.
Интересные ответы получены на вопрос о помощи, которую ожидают подростки в процессе своего будущего трудоустройства: на помощь родителей надеются 48,5% в 2004 г. и 38,95% в 2017 г. учащихся; на собственные силы – 19,0% в 2004 г. и 48,30% в 2017 г.; на участие в трудоустройстве Центра занятости населения – 2,4% в 2004 г. и 11,75% в 2017 г. учащихся. Как положительный момент отметим увеличение самостоятельности подростков в процессе собственного трудоустройства; отрицательный – низкую надежду на помощь в трудоустройстве центров занятости населения.
Заключение. Данные социологического исследования позволяют выявить «больные» точки в будущем трудоустройстве молодежи и разработать предложения для СМИ по вопросу профориентации и популяризации рабочих профессий в постолимпийский период развития Сочи:
– необходимо создать службу опережающей профессиональной ориентации и профессионального консультирования учащейся молодежи, направленную на получение школьниками исчерпывающей информации о себе как о будущих профессиональных деятелях и обо всем спектре возможных профессий;
– популяризация престижности и имиджа города Сочи как места для реализации молодежью своего профессионального и карьерного роста поможет снизить число подростков, желающих выехать из города после окончания учебы;
– необходимо шире и продуманнее использовать желание молодых людей работать по рабочей специальности, совмещая учебу и работу. В СМИ нужна широкая популяризация этого не использованного в полной мере скрытого сегмента рабочей силы;
– развернуть сетевое общение молодежи и СМИ в нужное для профориентации и полноценной популяризации рабочих и других профессий направление в г. Сочи;
– организовать работу с родителями по повышению знаний в области профориентации и жизненной ориентации своих детей;
– повысить требования к учителям в плане профориентационной работы с учениками; внедрить критерии оценки качества работы педагога, учитывающие их эффективность в профориентации учащихся.
Данные социологического исследования показывают высокую потребность в научном управлении профессиональной ориентацией в системе дополнительного образования с привлечением средств массовой коммуникации. Реализация его через специализированные образовательные рекламные кампании поможет учащимся на практике осуществлять адекватный выбор стратегии использования своего компетентностного образовательного и жизненного потенциала, собственных профессиональных интересов и склонностей, планировать индивидуальную профессиональную карьеру и оценивать ее стратегическую перспективу в постолимпийский период развития Сочи.
Библиографическая ссылка
Шаповалов В.И., Шуванов И.Б., Шуванова В.П. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПОСТОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27914 (дата обращения: 10.11.2024).