В последнее время в педагогической науке отмечается дефицит историко-педагогического знания как источника информации для более глубокого понимания и осмысления проблем образования прошлого и будущего. Особенно это касается проблем регионального образования, поэтому исследование формирования системы физического образования в региональном классическом университете Калининграда является актуальной задачей. Следует отметить, что работ, посвященных данному виду историко-педагогического исследования, недостаточно [1]. Изучение истории возникновения и становления физического образования в крупнейшем региональном вузе, знакомство с творческим наследием ученых и педагогов-физиков прошлого и настоящего будет способствовать эволюции вузовского образовательного процесса на современном этапе. Как отмечается в работе [2], «современный институт образования переживает переломные времена. Столетиями складывающиеся традиции обучения и передачи знания в университетах сейчас подвергаются мощному давлению со стороны новых форм образования», поэтому анализ традиций прошлого важен как никогда. Сказанное отнесем и к изучению становления системы образования по физике.
Цель исследования заключается в построении четкой картины возникновения и развития образования в области физики в региональном классическом университете Калининграда (взаимосвязь и преемственность Альбертина – БФУ им. И. Канта).
Материал и методы исследования
Для выполнения систематической, целенаправленной работы по построению картины становления и развития системы физического образования в Калининградском университете необходимо воспользоваться существующим научным подходом в изучении историко-педагогических явлений. В работе [3] отмечается, что для организации историко-педагогического исследования «необходим выход на современный теоретико-методологический уровень». Учеными, занимавшимися этой проблематикой, были изучены разнообразные стороны обеспечения историко-педагогического исследования (Т.М. Аминов, В.И. Беляев, С.В. Бобрышов, В.С. Бухмин, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, И.И. Легостаев, З.И. Равкин, В.К. Пельменев, М.М. Рубинштейн, Е.Н. Шиянов и др.). В работах упомянутых выше авторов были обоснованы ключевые идеи методологических подходов, методика организации исследования, логика построения историко-педагогического исследования, понятийный аппарат. Однако методология любого исследования «по-своему уникальна и условна», поэтому она определяется спецификой конкретного исследования, объекта, задачи исследования [4, 5].
Одним из важнейших вопросов данного исследования является анализ системы физического образования в Калининградском университете с точки зрения педагогики: «содержания, организационных форм, физических научных школ, профессорско-преподавательского и студенческого составов, учебной, методической и научно-исследовательской деятельности» [6].
Существующую систему методологических подходов в историко-педагогическом исследовании согласно С.В. Бобрышеву можно классифицировать следующим образом:
- «базовые общенаучные подходы (системный, структурный, функциональный, исторический, логический, модельный, синергетический и др.);
- парадигмальные (парадигмально-педагогический, полипарадигмальный, антропологический, социально-стратификационный, аксиологический, культурологический, цивилизационный, стадиально-формационный);
- инструментальные подходы технологического характера (сравнительно-сопоставительный, герменевтический, различные интерпретационные подходы, проблемно-генетический, онтологический, феноменологический, диверсификационный и др.)» [3, с. 16]. Исходя из особенностей исследования, связанного с изучением историко-педагогических явлений в физическом образовании, необходимо опираться на специфику данного предмета и объекта исследования и сочетать описанные выше подходы, принимая во внимание поставленные задачи на каждой ступени исследования. Особая роль в этом отводится современному весьма эффективному и структурно-функциональному методологическому подходу – полипарадигмальному, предполагающему одновременное использование нескольких педагогических парадигм [4, 7, 8].
Результаты исследования и их обсуждение
Для осмысления историко-педагогического наследия предлагается воспользоваться концепцией, в основе которой лежит целостный педагогический процесс [1]. Под педагогическим процессом понимают процесс «решения педагогических задач в тех или иных реальных условиях…» [9, с. 61].
При описании эволюции системы образования в области физики в Калининградском университете следует принимать во внимание не только исторические факты, но и такие компоненты физического образования, как: закономерности и принципы организации целостного педагогического процесса; цели; задачи; содержание; формы; методы; средства; результаты деятельности и их оценка. При раскрытии логики и структуры истории профессионального образования в России использовать эту концепцию предлагается в работе [1].
История развития системы физического образования в Калининградском университете неразрывно связана с историей образования и становления относительно молодой Калининградской области. Однако система физического образования в университете имеет более глубокие корни, так как Кенигсбергский университет Альбертина считается предшественником и основоположником традиций современного Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Возрождение и продолжение традиций Кенигсбергского университета было и есть одной из приоритетных задач современного вуза, так как правила и законы, положенные в систему образования Альбертины, утрачены, но востребованы на современном этапе. В частности, физики и математики Альбертины состояли в научном сообществе (называемом физико-математическим семинаром), которое имело единую концепцию исследования. В своей работе профессора Альбертины умело совмещали учебную и научно-исследовательскую деятельность, активно привлекая к ней обучающихся. Данное сообщество физиков и математиков стало центром педагогов-новаторов.
Становление системы физического образования в Альбертине и Калининградском университете имеет определенные исторические этапы. Одним из значимых методологических средств является периодизация, применяющая различные методы анализа изучаемого историко-педагогического явления на различных этапах [3]. Отбор нужного способа построения периодизации предопределен особенностями парадигмальных методологических подходов, положенных в основу исследования.
Можно выделить два периода в истории становления и эволюции физического образования в Кенигсбергском университете. Первый период начинается с момента основания Альбертины (1544 год) и продолжается до конца XVIII – начала XIX веков. Этот период назван известным калининградским ученым К.К. Лавриновичем периодом «предыстории математики и естествознания» в Альбертине [10, 11]. Естествознание как система знаний о природных явлениях и объектах возникло до появления отдельных естественных наук. Оно активно развивалось (XVI–XIX века) до того момента, пока не возникло разделение на такие науки, как астрономия, биология, география, химия и физика.
В этот период предмета физики, а, следовательно, и физического образования как такового не было. Однако сведения о наиболее общих законах природы в составе естественнонаучных знаний студенты получали, обучаясь на философском факультете. Данный факультет был низшим по сравнению с тремя высшими: теологическим, юридическим и медицинским. Задачей университета в то время было обеспечение Пруссии государственными чиновниками, практиками, а также церковнослужителями. Преподаватели вели научную работу лишь в рамках личной инициативы.
В этот период следует отметить деятельность некоторых представителей Кенигсбергской высшей школы. Например, Мартин Кнутцен (1713–1751), будучи профессором логики метафизики, владел знаниями в области ньютоновской механики. А его именитый ученик Иммануил Кант написал работу «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой изложил свои мысли о возникновении Солнечной системы.
Еще одним из представителей профессуры среди естественнонаучников Альбертины был Карл Готфрид Хаген (1749–1829), ставший пионером в обучении химии в университете [2]. Его педагогические воззрения способствовали совершенствованию системы университетского образования. Преобразования в Альбертине начались с проведения образовательной реформы прусского министра образования Вильгельма фон Гумбольдта.
С этого момента начинается второй период в истории становления и развития физического образования в Кенигсбергском университете (начало XIX века – 1945 год). В начале XIX века положение математики и естествознания меняется. В Альбертине впервые начали обучение физическим наукам после того, как в Кенигсберг приехала группа молодых ученых: математик К.Г. Якоби, физик и минералог Ф.Э. Нейман, физик Г.В. Дове, химик Ф.Ф. Дульк, ботаник Э.Г.Ф. Майер [12,13]. Данное знаменательное событие стало началом прославленной системы физического и математического обучения в Альбертине.
Нейман и Якоби в 1834 году заложили основу знаменитого физико-математического семинара (своеобразной школы), принципы работы которого используются и современной научной школой [10–14]. Появилась новая методика обучения студентов: обучающиеся выступали с сообщениями на семинаре и принимали участие в ходе практических или лабораторных занятий с элементами исследования [14]. Разработка приборов и обработка экспериментальных данных на основе теории инструментальных ошибок были одним из видов обязательных занятий. Физико-математический семинар был, с одной стороны, учебным заведением, с другой – научно-исследовательским учреждением. Семинар просуществовал до 1937 года.
В 1888 году был открыт в построенном для этих целей здании физический институт, оснащенный лабораторным оборудованием. Институт имел отделения математической и экспериментальной физики.
Во время Первой мировой войны к Кенигсбергу приблизилась линия фронта, были эвакуированы некоторые подразделения университета. С 1934 года деятельность университета была подчинена господствовавшей фашистской власти. 28 января 1945 года распоряжением властей университет завершил свое существование.
Третий период начинается с момента основания нового учебного заведения советской системы высшего образования – педагогического института. 1 сентября 1948 года начал работу Калининградский государственный педагогический институт (КГПИ), в составе которого были созданы такие факультеты, как физико-математический, исторический и литературный. Это начало первого этапа. Данный этап длился до 1967 года. В это время физическое образование только зарождалось в новом вузе, приехали специалисты со всей страны. Принципами работы стали сложившиеся в то время идеологические установки во всех областях педагогической и научной деятельности.
Второй этап начинается с 1967 года, в котором КГПИ был преобразован в Калининградский государственный университет (КГУ). В этом же году была образована кафедра теоретической физики. В 1974 году был заложен новый физико-математический корпус, в котором ныне располагаются физические лаборатории. В 1974 году под руководством профессора В.С. Гречишкина создана кафедра квантовой радиофизики, вследствие этого направление «Квантовая радиофизика» стало активно развиваться.
В 1977 году физический и математический факультеты стали отдельными структурными подразделениями университета, что явилось началом третьего этапа. Началось активное формирование лабораторной базы. Физические лаборатории оснащались в основном за счет средств от выполняемых научно-исследовательских работ.
Физический факультет стал занимать одно из ведущих положений в сфере университетской науки. 1984 год ознаменовался переездом физического и математического факультетов в новый корпус. В 1995 году открылся диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций. В 1996 году факультет получил доступ в сеть Интернет, а в 1997 году на физфаке был открыт собственный компьютерный класс. Появились возможности электронной коммуникации. Началась эпоха информационных технологий и стремительного развития физической науки.
Четвертый период становления системы физического образования относится к настоящему времени. Первый этап этого периода начинается в 2005 году, когда Калининградский государственный университет получил статус Российский государственный университет имени Иммануила Канта (РГУ имени И. Канта).
Второй этап начинается с 2010 года. В этом году председатель Правительства Российской Федерации подписал распоряжение о создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Калининградский университет стал одним из десяти федеральных университетов России такого уровня. Физический факультет получил возможность вести научную работу на уровне мировых стандартов, а также готовить специалистов в области фундаментальной и прикладной физики, телекоммуникаций, IT-технологий.
В 2014 году открылся лабораторный центр Научно-технологического парка «Фабрика». В новое здание были перевезены приборы и научное оборудование из некоторых лабораторий физико-технического института. Данный этап отличается максимальной интеграцией науки и образования в области физики в федеральном университете.
Студенты, магистранты и аспиранты принимают активное участие в научно-исследовательской работе. Обучающиеся имеют доступ к современному научному оборудованию, могут использовать фонды и ресурсы не только университетской библиотеки, но и внешних организаций. Молодежь имеет возможность заниматься экспериментальной физикой и выполнять курсовые, дипломные работы и кандидатские диссертации под руководством высококвалифицированных ученых.
В 2015 году БФУ им. И. Канта стал участником проекта «5-100» по повышению международной конкурентоспособности российских университетов. В 2016 году образовался Институт физико-математических наук и информационных технологий на базе Физико-технического института и Института прикладной математики и информационных технологий БФУ им. И. Канта. Данное событие также оказало влияние на дальнейшие преобразования в системе физического образования регионального университета.
Заключение
Таким образом, несомненным является тот факт, что «обращение к педагогическим событиям прошлого является способом расширения, углубления и обогащения понимания проблем теории и практики образования» [15]. Все это касается и проблем формирования физического образования в региональном ведущем вузе на современном этапе. Связь прошлого, современного и будущего в педагогике осуществляется через осмысление богатого наследия ученых и педагогов-новаторов, внесших свой вклад в формирование системы физического образования в Калининградском университете.
Весь процесс становления и развития физического образования в региональном университете разбит на четыре периода, два из которых охватывают отрезок времени, относящийся к функционированию Альбертины (Кенигсбергского университета), а другие два – к работе Калининградского классического университета. Внутри каждого периода становления физического образования выделяются несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику.
Процесс эволюции физического образования в университете имеет как общие характеристики, присущие развитию физического образования в целом, так и особенные, связанные со спецификой региона (его отдаленностью от России, составом населения, ближайшими соседями) и другими факторами, такими как социальный заказ, требования научно-технического прогресса и т.д.
Библиографическая ссылка
Корнева И.П. ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27882 (дата обращения: 16.10.2024).