В последние годы растет влияние экологизации образования на развитие науки и экономики. Этому способствуют переход к «зеленой» экономике, модернизация общественного сознания, опыт проведения международной выставки EXPO-2017 и др. Поэтому есть острая необходимость подготовки кадров с обновленным духовным сознанием в контексте «зеленой» экономики. Зарождение в педагогической науке таких направлений, как экологическое образование и экологическая педагогика, свидетельствует о высокой степени разработанности проблем формирования экологической культуры в целом и экологической компетентности в частности. Тем не менее высокий динамизм общественно-политических и экономических преобразований в жизнедеятельности государств и сообществ требует постоянного поиска новых решений в области экологических проблем. Следовательно, и подготовка будущих специалистов к решению экологических проблем в рамках предстоящей профессиональной деятельности также нуждается в постоянном обновлении содержания и образовательных технологий в целом.
Целью данного исследования является разработка теоретических и практических аспектов процесса формирования экологической компетентности будущих специалистов в условиях вуза.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент), статистические (обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследования).
Результаты исследования. На сегодня история развития научной разработки проблем обучения и воспитания сообразно экологическим законам имеет широкий спектр теорий и концепций, научных школ, обосновывающих необходимость формирования экологической культуры и развития экологического образования. Научные поиски в этой области простираются от философских концептов природосообразности до методологических инноваций коэволюционного развития. Касательно систем образования данная проблема приобретает более широкий контекст, актуальность которого определяется мировыми тенденциями развития образовательных систем [1].
В 2013 году президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. утвердил Указ о Концепции по переходу на «зеленую» экономику. Основными задачами по переходу к «зеленой» экономике, стоящими перед страной, являются: повышение эффективности использования и управления ресурсами (водными, земельными, биологическими и др.); модернизация имеющейся и строительство новой инфраструктуры; повышение благосостояния населения и улучшение качества окружающей среды; повышение национальной безопасности [2]. В Концепции по переходу к «зеленой» экономике отмечено, что одной из приоритетных задач является подготовка новых кадров с новыми навыками. При подготовке специалистов в вузах необходимо уделить внимание учебным планам с учетом включения в них проблем в области производительности ресурсов и охраны окружающей среды. В нынешнее время есть большая потребность в квалифицированных инженерах, и восполнить этот кадровый пробел возможно, только увеличив количество мест в вузах, используя на практике производственное обучение, а также организуя курсы повышения квалификаций для нынешних инженеров, дополнительные курсы обучения для фермеров и представителей органов управления; необходимо экологизировать учебные планы вузовского и школьного образования; осуществлять пропаганду среди населения в вопросах рационального использования природных ресурсов и экологических проблем. Вышеназванные меры будут способствовать изменению мышления и поведения населения в эффективном использовании систем отопления и охлаждения, переработки отходов и использования воды [3]. В национальной концепции перехода к «зеленой» экономике говорится, что образование должно обеспечить государство квалифицированными кадрами, увеличить подготовку инженеров в области охраны окружающей среды, а также нужны новые навыки. Необходимо обеспечить новыми навыками ныне работающие кадры.
В современном мире идет глобальный переход на «зеленую» экономику. В отчетах ООН по переходу на «зеленую» экономику говорится, что в современном мире созданы миллионы «зеленых» рабочих мест в отраслях возобновляемой энергетики, и их число растет. Возникает вопрос: какие рабочие места называют «зелеными»? ООН определяет «зеленые» рабочие места как сектора и рабочие места, минимизирующие выбросы загрязнений и отходов. В международных публикациях часто понятия «зеленые рабочие места» и «зеленые навыки» рассматриваются как аналогичные. Однако их точное значение часто зависит от контекста их использования. По мнению ученых Christine Evans-Klock, Peter Poschen, Ana Belén Sanchez, Christine Hofmann [4], «зеленые» рабочие места будут уменьшать негативное воздействие на окружающую среду и приведут экономику к стабильному развитию. «Зеленые» рабочие места будут работать во многих секторах экономики в энергетической отрасли, а также в сельском хозяйстве и транспорте. Они будут содействовать сокращению потребления энергии, ограничению использования сырья и потреблению воды через высокоэффективные технологии, а также уменьшению выбросов парниковых газов, предотвращению загрязнения окружающей среды, сокращению всех видов отходов для того, чтобы защитить и восстановить экосистемы и биоразнообразие.
Какие навыки необходимы для перехода к экологизированной экономике? Над этой задачей работает Международная организация труда, которая пытается разработать стратегические направления развития и начальные результаты этого перехода. Также можно отметить тесное сотрудничество в этой области таких авторитетных организаций, как Международная организация работодателей (IOE), Программа по охране окружающей среды ООН (UNEP), Международная конфедерация профсоюзов (МКП). Данное сотрудничество дает возможность мобилизовать правительства, работодателей и работников, чтобы участвовать в реализации экологической экономики, которая должна обеспечить достойной работой многих людей. Достойный труд определен как возможность обеспечения работой женщин и мужчин, не наносящей ущерба человеку, его свободе, безопасности и человеческому достоинству. Он обеспечивает стабильный доход, право голоса, личное развитие, семейное благополучие, справедливость, гендерное равенство. Обозначенные выше критерии достойного труда укрепляют мир и согласие в обществе, а главная цель заключается в сокращении бедности.
Каково же соотношение между «зелеными» рабочими местами и достойным трудом? Это взаимовстречные потоки, устремленные к общей цели развития Первого Тысячелетия – сокращение бедности и цели развития Второго Тысячелетия – защита окружающей среды. В перспективе эти потоки сольются в единое целое. Но в настоящее время они представляют собой зарождающиеся идеи, связанные с глобальными задачами устойчивого развития. Именно эта общность целей и обусловливает сущность «зеленых» навыков, которые в отчетах Европейского центра развития профессионального обучения определяются как знания, способности, ценности и отношения, необходимые для жизни, развития и поддержки устойчивости в эффективном обеспечении ресурсами общества.
В более конкретном контексте «зеленые» навыки можно понимать как навыки, необходимые для всех уровней и секторов экономики, адаптирующихся к изменению климата путем усиления экологической безопасности. Так, в отчетах Defra (Министерство охраны окружающей среды, проблем пищевых продуктов и сельского развития Великобритании) в дополнение к «зеленым» навыкам предлагаются: для лидеров и менеджеров: навыки лидерства, стратегическое и финансовое планирование, углеродный бухгалтерский учет; навыки для устойчивости: улучшение экологически ответственной практики у трудящихся во всех отраслях; углеродная грамотность и углеродные навыки, которые будут все более и более необходимы во всех организациях [5]. Ana Belén Sanchez и Christine Hofmann выделяют набор деловых и социальных компетенций по отношению к «зеленым» навыкам: предпринимательские навыки для управления возможностями низкоуглеродных технологий; управленческие навыки; основные навыки (учиться и вводить новшества); навыки лидерства для влиятельных политиков, чтобы правильно стимулировать людей, создавать условия для более чистого производства и т.д. Для овладения «зелеными» навыками необходимо ясно понимать их сущность, применять и адаптировать сформированный навык в разных ситуациях [6].
Чтобы обеспечить правильный переход к зеленой экономике, необходимо обучать не только влиятельных политиков, но и рабочих, и работодателей. Содержание устойчивости должно быть включено в образование и обучение на всех уровнях и способствовать чистому производству и потреблению. Таким образом, для правильного перехода необходимо модернизировать навыки. Формирование «зеленых» навыков зависит от следующих факторов: желание обучаться в течение всей жизни, личная мотивация к самосохранению и сохранению окружающей среды; знания, умения (к примеру, работать в команде), способность к творческому созиданию; сформированность экологической культуры как каждого человека в отдельности, так и целых людских сообществ; приверженность к высшим социальным ценностям (таким как гуманизм, любовь к людям, к жизни и др.). В связи с этими утверждениями мы полагаем, что для правильного перехода на «зеленую» экономику необходимо прежде всего поменять общественное сознание людей. Именно сознание людей должно быть готовым к таким переменам. Недостаточно будет обучать только молодое поколение или только работников «зеленых» секторов, а нужно обучать «зеленым» навыкам всех граждан. Помимо сознательных граждан и потребителей необходимы специалисты, которые способны профессионально обеспечить устойчивое развитие государства [7].
В целом при раскрытии сущности «зеленых» навыков целесообразно придерживаться утвердившегося определения касательно того, что навык – это действие, выработанное путем повторения и доведенное до автоматизма. Каждый новый способ действия, проходя вначале как самостоятельное развернутое и осознанное действие, затем вследствие многократных повторений может реализовываться как автоматически выполняемый компонент действия. Исходя из этого мы предлагаем свое понимание «зеленых» навыков – это автоматизированные действия, направленные на снижение энергопотребления, защиту экосистем и биоразнообразия, сведение до минимума загрязняющих выбросов и отходов [8]. В этом смысле устойчиво сформировавшиеся «зеленые» навыки во многом обусловливают высокий уровень экологической компетентности и потому в ее структуре занимают свое место наряду с экологическими знаниями и социально и профессионально значимыми качествами личности. Именно феномен «зеленых» навыков позволяет по-новому пересмотреть структурное содержание экологической компетентности в целом и, в частности, экологической компетентности будущих специалистов в модусах профессиональной направленности их подготовки. В наше время одним из приоритетных направлений с точки зрения развития экологической подготовки в стране является введение и развитие непрерывной экологической системы образования, направленной на образование научных и практических знаний и способностей, а также ценных ориентаций, поведения и деятельности в сфере охраны окружающей среды, устойчивого экологического контроля и потребления, образования, экологического образа жизни.
Однако изучение типовых учебных планов практически всех специальностей казахстанских вузов, в особенности специальностей, остро востребованных в «зеленой» экономике (инженеров, проектировщиков, исследователей), свидетельствует о крайней недостаточности учебных материалов, направленных на формирование как «зеленых» навыков в частности, так и экологической компетентности будущих специалистов в целом. Следует отметить, что изучаемая в казахстанских вузах на протяжении последних десяти лет общеобязательная дисциплина «Экология и устойчивое развитие» не обладает достаточными ресурсами для формирования искомой нами компетентности. Это подтверждают результаты проведенного социологического опроса среди сотрудников ряда организаций [9].
Касательно задач как пошаговых действий по достижению цели мы отмечаем, что они спроектированы в соответствии с основными компонентами экологической компетентности, поэтому иерархично они представлены следующим образом: формирование экологических знаний (соотносимо с критериями первого компонента ЭК); вовлечение в экологосообразную деятельность (соотносимо с критериями второго компонента ЭК); развитие экологического сознания и мышления, а также приобщение к экологической культуре и системе высших социальных и эколого-нравственных ценностей (соотносимо с критериями третьего и четвертого компонентов ЭК).
Основными методами для выполнения запланированных действий, на наш взгляд, должны быть инновационные приемы обучения в сочетании с традиционными методами классической дидактики. В связи с этим в комплекс основных методов формирования экологической компетентности будущих специалистов в условиях современной высшей школы мы включили: кейс-технологии; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); а также ряд традиционных, но постоянно развивающихся методов (метод прямого наблюдения, методы экологических расчетов, методы анализа, диагноза и прогноза, методы моделирования, методы исторического анализа, сравнительного анализа, методы математической обработки статданных и др.).
В полной мере это относится и к организационным формам обучения. Здесь возможно относительно условное размежевание в зависимости от образовательной среды, поэтому мы полагаем, что для институциональной образовательной среды наиболее оптимальной формой являются аудиторные и внеаудиторные занятия, а для внеинституциональной и неформальной среды – тренинги, конкурсы, фестивали, практические работы на предприятиях в сфере услуг и производства.
Учитывая выявленные нами показатели исходного состояния сформированности экологической компетентности студентов, а также личный опыт преподавания в вузе, мы полагаем, что наиболее уместными средствами обучения могут выступить: модульная книга «Устойчивая жизнь в Казахстане»; кейсы «Регенерация мусора», «Какую воду пить в Астане?», «Добывающие отрасли промышленности – благо или проклятие?», «Снежный барс – символ Казахстана»; мультимедийные лекции, гостевые лекции; лабораторные и практические работы по выявлению загрязнений атмосферного воздуха с помощью хвои сосны, исследованию состояния почвы и т.д.; экскурсии на предприятия в сфере услуг (автосервис, услуги питания, утилизация отходов и др.) и производства (производство ПВХ, пищевые комбинаты и т.д.); модульные проекты «Зеленые университеты – университеты будущего», «Экологический аудит», «Вторичная переработка бытового мусора» и др.; студенческие научные конференции и семинары; экологические молодежные форумы; ресурсы глобальной сети Интернет; тематические фильмы и т.д.
Причем первые три из указанных дидактических средств в большей степени приемлемы для формирования экологических знаний, четвертая позиция – для целенаправленного формирования «зеленых» навыков. Безусловно, в своей совокупности лабораторные и практические работы также приемлемы для усиления и углубления экологических знаний. Остальные позиции[C1] , будучи адекватны задачам формирования личностных качеств в контексте экологической подготовки, также способствуют повышению эффективности и результативности формирования экологических знаний и «зеленых» навыков.
Выводы. Политические решения в области экологических проблем в основном осуществляются силами государственных структур, компетентных органов и учеными – экспертами в данной области. Известно, что во многих международных документах по устойчивому развитию отмечаются настоятельная необходимость повышения качества образования, возможность эффективного формирования наиболее важных навыков в контексте «зеленой» экономики. Вместе с тем мировое педагогическое сообщество до сих пор не выработало методологически значимых стратегий развития систем образования в контексте принимаемых политических решений в области «зеленой» экономики.
Итак, изучение научно-педагогических основ формирования экологической компетентности будущих специалистов в условиях современной высшей школы позволило выявить:
- понимание экологической компетентности как системы знаний, умений и навыков, позволяющих будущему специалисту осуществлять сознательную деятельность, направленную на гармоничные взаимоотношения в системе «человек – общество – природа»;
– эмпирические предпосылки формирования экологической компетентности будущих специалистов в условиях казахстанских вузов, которые свидетельствуют о следующем: в мировом сообществе сформирована устойчивая тенденция перехода к «зеленой» экономике, стратегии развития которой концептуально закреплены в ряде документов международных организаций и правительственных документов отдельных государств. Казахстан в этом списке занимает позиции, связанные с национальными инициативами в области усиления экологической безопасности; эти инициативы продиктованы потребностями ведущих секторов экономики в развитии «зеленых» навыков занятого на рынке труда населения. Вместе с тем образование в казахстанских вузах не обеспечивает системную и целенаправленную подготовку кадров к переходу на «зеленую» экономику.
На основе выявленных теоретических основ и практических аспектов формирования экологической компетентности будущих специалистов в условиях современной высшей школы в нашем исследовании мы предлагаем концептуальную стратегию формирования компетентной личности, обладающей высоким уровнем социально и профессионально значимых качеств, усиленных экологическими знаниями и «зелеными» навыками.
Статья публикуется в рамках проекта AP05132519
Библиографическая ссылка
Стукаленко Н.М., Длимбетова Г.К., Булатбаева К.Н. О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27859 (дата обращения: 08.10.2024).