Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Данилова Е.Н. 1
1 ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет", Институт физической культуры, спорта и туризма
Атлетическая гимнастика является одной из популярных форм физической активности. Она обеспечивает укрепление мышечного корсета и профилактику избыточных статических напряжений мускулатуры, возникающих в течение учебного дня. Студенты, начинающие занятия атлетической гимнастикой, различаются по уровню физической подготовленности, наличию опыта занятий физической культурой и спортом, движущим мотивам. Для сохранения и укрепления здоровья в процессе атлетической тренировки необходимо соблюдение правил безопасности, учет состояния здоровья, противопоказаний. Большое количество студентов, поступающих на первый курс, имеют нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата по причине длительной работы за письменным столом и компьютером. Необходимо это учитывать при организации их занятий атлетической гимнастикой. На выбор целей атлетической тренировки влияют различные факторы. Эти факторы отличаются у мужчин и женщин, также они отличаются у атлетов, имеющих разный стаж тренировок. В их числе желание развить физические качества, потребность в самоутверждении, укрепление здоровья. По мере увеличения срока тренировок уменьшается важность мотивов самоутверждения и увеличивается важность мотивов укрепления здоровья. Следует учитывать изменения мотивации студентов к тренировкам при организации занятий атлетической гимнастикой в высших учебных заведениях.
атлетическая гимнастика
студенты
физическая культура
физическая активность
мотивация
здоровье
профилактика
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, 2006. – 976 с.
2. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки: учебник / Г.П. Виноградов, И.Г. Виноградов. – М.: Спорт, 2017. – 408 с.
3. Завьялов А.И. Спортивная тренировка (начало XXI века): монография / А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили / Красноярск, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 312 с.
4. Вериго Л.И. Дидактический потенциал дисциплины «Атлетическая гимнастика» для подготовки инструкторов по силовому фитнесу (статья) / Л.И. Вериго, Е.Н. Данилова, Н.Н. Демидко // Вестник КГПУ. - 2016. - № 2. - С. 111-113.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-e изд. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2014. – 352 с.

Различные формы физической активности становятся все более популярными у сторонников здорового образа жизни. При этом движущие мотивы и поставленные цели могут быть самыми различными. В числе популярных форм активного досуга – занятия атлетической гимнастикой. Особенно актуально обеспечение необходимого объема физической активности для студентов, опорно-двигательный аппарат которых получает значительные статические нагрузки в течение учебного дня.

Цель исследования: выявление факторов, оказывающих влияние на выбор студентами занятий атлетической гимнастикой в качестве формы физической активности.

Материал и методы. Исследование проведено на сплошной выборке студентов c I по IV курс, выбирающих для занятий физической культурой атлетическую гимнастику [1]. Возраст участников: 17–22 года. Всего в исследовании приняли участие 155 человек. Программа атлетических тренировок [2-4] студентов строилась с учетом таких факторов, как уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, в частности наличие противопоказаний к определенным видам физической нагрузки, имеющийся опыт занятий физической культурой и спортом, мотивация.

Были применены методы: педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, антропоскопия (визуальный осмотр), собеседование и интервью, а также методы статистического анализа.

Результаты и их обсуждение. Как следует из результатов проведенного опроса, всех студентов, начинающих организованные занятия атлетической гимнастикой, условно можно подразделить на три группы: 1) не занимавшиеся физической культурой и спортом ранее (21,5%); 2) занимавшиеся другими видами физической культуры и спорта, кроме атлетической гимнастики (60,5%); 3) занимавшиеся атлетической тренировкой самостоятельно (18%). Соответственно можно выделить характерные особенности физического развития и функционального состояния представителей каждой группы, влияющие на построение тренировочного процесса в каждой группе.

В результате тестирования начинающих атлетов выявлено, что у не тренировавшихся ранее исходный уровень развития физических качеств, как правило, низкий. Нередко имеют место нарушения осанки, такие как искривление позвоночника во фронтальной плоскости, сколиоз и гиперкифоз (сутулость) вследствие слабости мышечного корсета, длительного нахождения в статичной позе при выполнении учебных заданий, использования мебели не эргономичной и не соответствующей росту. Упражнения для таких студентов желательно выбирать по возможности базовые, предполагающие движение в нескольких суставах, комплексно воздействующие на организм, вовлекающие в работу максимальное количество нервно-мышечных единиц и, как следствие, максимально способствующие развитию силовой выносливости, координации и повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Нередко встречается такое затруднение, как недостаточный уровень физической и технической подготовленности занимающихся, препятствующий правильному выполнению базовых упражнений, что может стать причиной травмирования. В данном случае необходимо применение более простых в исполнении подводящих упражнений либо замена каждого базового несколькими изолирующими (односуставными) или базовыми, включающими в работу те же мышечные группы, но менее сложными физически и технически, т.е. разложение двигательных заданий на составляющие. В тренировку представителей данной группы обязательно следует включать упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета и формирование навыка правильной осанки. Выбор конкретных заданий, а также соотношения упражнений силовой направленности и циклических локомоций осуществляется с учетом индивидуальных особенностей телосложения и уровня физической подготовленности.

Для занимавшихся ранее другими видами спорта, кроме атлетизма, характерны достаточно высокий уровень развития физических качеств, а также развитая координация, что облегчает освоение техники упражнений атлетической гимнастики. Наиболее успешно, как показывает практика, осваивают упражнения атлетизма легкоатлеты и гимнасты, а также представители некоторых видов единоборств, что связано с применением в названных видах спорта близких по технике двигательных заданий. Возможно назначение таким занимающимся комплексов упражнений для опытных атлетов при незначительной корректировке техники исполнения по мере необходимости.

У занимавшихся атлетической тренировкой самостоятельно в большинстве случаев развиты силовые способности. При этом техника выполнения упражнений может нуждаться в корректировке по причине бесконтрольного ее изучения. Большинство таких занимающихся при формировании навыков правильной техники и овладении необходимым объемом теоретической подготовки могут в скором времени переходить к самостоятельной тренировке в атлетическом зале и выполнять функции инструктора-общественника в работе с начинающими.

Следует также учитывать, что к возрасту, в котором студент поступает на первый курс вуза, практически завершается развитие всех систем его организма. Растет сила, совершенствуется координация движений. Проблему в данном возрастном периоде может представлять то, что к старшему школьному возрасту у большинства подростков, как правило, уже имеются нарушения осанки и другие заболевания. Поэтому для начинающих занятия атлетической гимнастикой обязательным является выполнение заданий, направленных на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Также вследствие вынужденной гипокинезии, вызванной длительным нахождением за письменным столом и компьютером, сердечно-сосудистая система нуждается в постепенной адаптации к нагрузке. Из физических качеств для студентов приоритетное значение имеет развитие общей и силовой выносливости, а также специальной координации. В процессе тренировки применяются как силовые тренажеры, так и свободные отягощения (штанга, гантели) при индивидуальном подходе к каждому занимающемуся.

Для предотвращения травматизма в процессе атлетических тренировок следует учитывать, что наиболее распространены такие его причины, как нарушения правил техники безопасности при работе со свободными отягощениями и на тренажерах; нарушение структуры тренировочного занятия (особенно часто встречается пренебрежение разминкой); использование неподходящей для занятий одежды и обуви, неиспользование специальной экипировки; неблагоприятные гигиенические условия в местах занятий (слишком высокая или низкая температура воздуха в спортивном зале, повышенная влажность и т.д.); несоблюдение сроков восстановления организма после предыдущей нагрузки, а также после травм и заболеваний; применение нагрузки, не соответствующей физическим возможностям организма, а также самостоятельное выполнение упражнений, техника которых не освоена занимающимся достаточно прочно.

Соответственно, сохранению и укреплению здоровья атлетов будут способствовать следующие условия.

1. Обязательное выполнение разминки в подготовительной части тренировки, применение упражнений на растягивание и расслабление после завершения работы с отягощениями, в том числе висов на перекладине или нахождения в разгрузочном положении как средства профилактики заболеваний позвоночника после воздействия на него осевых нагрузок.

2. Выполнение упражнений в соответствующей одежде и обуви (закрывающая плечи и верх спины майка из нескользящей ткани, свободно пропускающей воздух и влагу; отсутствие в одежде и другой экипировке жестких травмирующих элементов; наличие у тренировочной обуви фиксирующего стопу задника необходимой жесткости, а также нескользкой амортизирующей подошвы; обязательное ношение носков и т.д.).

3. Применение средств специальной экипировки (пояса, бинты и др.) при работе со свободными отягощениями, вес которых составляет 80% и более от индивидуального максимума.

4. Строгое соблюдение сроков восстановления организма после предыдущих нагрузок (в том числе сроков суперкомпенсации), а также после перенесенных травм и заболеваний. Допуск к занятиям после болезни только при вынесении соответствующего врачебного заключения.

5. Контроль технического состояния спортивного инвентаря и оборудования; при работе со свободными отягощениями – соблюдение безопасной дистанции до элементов оснащения спортивного зала, а также до других занимающихся (не менее 2 м свободного пространства в каждую сторону).

6. Учет уровня физической подготовленности занимающегося при назначении нагрузки и выборе упражнений.

Способствуют возникновению опасности для здоровья и жизни такие условия, как наличие недолеченных хронических травм и заболеваний, усталость, невнимательность и стрессовое состояние занимающегося, перетренированность, отвлечение на посторонние раздражители во время выполнения упражнений. По этой причине обязательно ограничение громкости звучащей в зале музыки до уровня, предписываемого санитарными нормами. Длительное нахождение в условиях шума приводит к снижению концентрации внимания и может стать причиной травмирования атлета.

При назначении объема и интенсивности физической нагрузки, а также выборе конкретных заданий следует учитывать, что определенная часть посетителей студенческих атлетических залов имеет различные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, а также других органов и систем. Поэтому следует не только четко формулировать цели и задачи, которые ставит перед собой начинающий атлет, но и выявлять во время предварительной беседы возможные противопоказания и ограничения по состоянию здоровья.

В результате интервьюирования девушек (57 чел.), начинающих занятия атлетической гимнастикой, установлено, что к тренировкам их побуждают такие задачи, как:

1) уменьшение объемов тела за счет жировых отложений (28%);

2) повышение тонуса мускулатуры без существенных изменений массы тела (27%);

3) корректировка телосложения в целом, улучшение осанки, достижение более гармоничных пропорций фигуры (45%).

Задачи, связанные с развитием каких-либо физических качеств, например силы или выносливости, девушками, как правило, не ставятся.

В процессе собеседования со студентами, занимающимися силовыми тренировками (235 чел.), были выделены два направления определяемых ими целей: 1) самоутверждение в социальной группе путем формирования гармоничного телосложения, развития силы и выносливости, победы в соревнованиях; 2) профилактика возможных нарушений здоровья и компенсация уже имеющихся. Принимая во внимание предложенное А. Маслоу [5] подразделение мотивов на такие, как приобретение преимущества и избегание неприятностей, можно отметить, что в мотивации студентов к занятиям атлетизмом прослеживаются оба эти направления.

Обращает на себя внимание то, что по мере увеличения стажа тренировок у занимающихся происходит смена основных целей, которые ставятся в ходе занятий. Так, для первого-второго года (рис. 1) это: у мужчин – развитие силы (55%), увеличение мышечной массы и самоутверждение в коллективе (оба ответа выбрали по 45% респондентов); у женщин – улучшение телосложения (59%), контроль массы тела, как правило, ее снижение (26%), повышение самооценки (15%).

Рис. 1. Распределение приоритетов занимающихся в первый-второй год тренировок

 

Для третьего-четвертого года занятий (рис. 2) на первые места в рейтинге приоритетов выходят: у мужчин – гармонизация телосложения, достижение эталонных пропорций (43%), повышение рельефности и улучшение формы мускулатуры (38%), сохраняется также цель самоутверждение в коллективе (19%); у женщин – гармонизация телосложения (67%) и самоутверждение в коллективе (33%).

Рис. 2. Распределение приоритетов занимающихся

в третий-четвертый год тренировок

 

На пятом и последующих годах занятий (рис. 3) приоритеты в основном изменяются и у мужчин, и у женщин – повышается значимость сохранения здоровья (59% и 62% соответственно), поддержания физической формы (24% и 19%). Мотивы развития физических качеств, повышения физической привлекательности и самоутверждения в коллективе сохраняются (в среднем 15%), но уступают первые позиции вышеназванным.

Рис. 3. Распределение приоритетов занимающихся в пятый

и последующие годы тренировок

 

Заключение

Таким образом, можно заключить следующее:

1. При организации занятий студентов атлетической гимнастикой выбор методов и средств должен основываться на таких факторах, как наличие опыта физкультурно-спортивной деятельности, состояние здоровья, уровень физического развития, индивидуальные особенности организма, а также поставленные цели.

2. По мере увеличения стажа атлетических тренировок изменяются приоритеты занимающихся – от повышения самооценки и самоутверждения в коллективе к сохранению здоровья и профилактике его нарушений, что целесообразно учитывать при формировании мотивации студентов к занятиям атлетической гимнастикой.


Библиографическая ссылка

Данилова Е.Н. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27835 (дата обращения: 13.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674