Актуальность нашего исследования определяется недостаточной изученностью в педагогической науке феномена «электронное портфолио в учреждениях высшего образования». В настоящее время ведение электронного портфолио обучающимися в учреждениях высшего образования России стало насущной необходимостью, продиктованной требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно пункту 7.1.2. новых стандартов электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, вместе с тем теоретические вопросы использования электронного портфолио в образовании в российской педагогической литературе проработаны слабо, имеющиеся исследования посвящены в большинстве своём методической стороне вопроса [1; 2].
Цель исследования – анализ теоретической разработки темы «электронное портфолио» в научной литературе, расширение таксономии этого понятия.
Материалы и методы исследования. В статье осуществлен обзор и теоретический анализ последних исследований электронного портфолио, осуществлённых работниками высшего образования Австрии и Германии.
Термин «портфолио» использовался в Западной Европе уже в ХV-XVI вв. для обозначения папки с готовыми проектами и набросками новых проектов, представляемой архитекторами заказчикам. Дизайнеры, архитекторы, художники, фотографы и студенты, обучающиеся по этим и некоторым другим творческим специальностям, по-прежнему используют «бумажный» вариант портфолио в виде папки, в которую вложены выполненные лично работы.
Конструктивистский подход к портфолио как к средству самоконтроля восходит к идеям древнегреческих философов о самоконтроле, рефлексии личностного развития человека. Эти идеи были подхвачены в эпоху Ренессанса (XIV-ХVII века), горячо обсуждались в ХVIII-ХIХ веках и были актуализированы теоретиками и практиками реформаторской педагогики в конце ХIХ - начале ХХ века в форме рабочих тетрадей, рабочих папок, учебных дневников, «тетрадей жизни». В 1978 году последователи реформаторской педагогики Фриц Карзенс и Рупперт Ферлингер в развитие «тетрадей жизни» Селестена Френе предложили заменить школьные отметки «папкой DLV – Direkte Leistungsvorlage» – «папкой прямого предоставления достижений» (идея была в резкой форме отвергнута министерством образования Австрии) [3, с. 28].
С распространением компьютерных технологий идея сбора артефактов пережила ренессанс [4, с. 92]. В середине 80-х годов XX столетия в США в школах и колледжах случился «портфолио-бум», способом фиксирования индивидуальных достижений студента для многих вузов стало сохранение выполненных студентами учебных заданий в виде PDF-файлов, презентаций и других электронных документов в отдельную папку на компьютере. К собранному таким образом портфелю достижений, на наш взгляд, уже можно применить термин «электронное портфолио» (e-Portfolio). Применительно к e-Portfolio, размещённому в Интернете в форме сайта, применяют термины «онлайн-портфолио», «веб-портфолио», «webfolio» (исследователи предлагают как минимум 27 важнейших критериев для определения лучшего программного обеспечения ведения электронного портфолио [5, с. 7]). Электронные и веб-портфолио расширили возможности постоянной целенаправленной рефлексивной работы, содействовали использованию коммуникации и социального обучения [6, с. 18-19]. Преподаватели, которых учебные планы отдельных предметов обязывают использовать портфолио в обязательном порядке, нашли в электронных портфолио альтернативу бумажному варианту [7].
Исследования на тему «портфолио в образовании» в США, Европе интенсивно ведутся с начала 90-х годов прошлого века [8], и в настоящее время портфолио рассматривается как неотъемлемая часть процесса «обучения через всю жизнь» (см., например, диссертацию А. Пайкар-Меганц [9]). В высшей школе Швейцарии, как и в других немецкоязычных странах, «классическим полем применения портфолио» являются направления подготовки «Социальная работа», «Здравоохранение», «Образование» [10, с. 3; 11, c. 227-238].
В основе определения содержания работы с электронным портфолио лежат широко распространённые за рубежом позитивистская и конструктивистская психолого-педагогические концепции организации учебного процесса [12].
Позитивисты считают, что целью ведения портфолио является набор артефактов, позволяющих дать внешнюю оценку результатов обучения.
Конструктивисты [12, 13] считают, что целью ведения портфолио является изучение обучающимся самого себя, изучение процесса собственного продвижения в обучении: «цель портфолио не должна состоять в том, чтобы рассказать студентам о том, над чем они должны работать, или чтобы дать им оценку. Это не имеет никакого смысла, поскольку портфолио должно способствовать проявлению индивидуальности обучающихся, и работа с ним не должна быть ограничена правилами» (здесь и далее перевод с немецкого языка наш) [12, с. 77]. Определение портфолио как инструмента самоконтроля образовательного продвижения будущих педагогов закреплено министерствами школ и образования некоторых федеральных земель Германии документально [14].
На наш взгляд, цели ведения электронного портфолио, определяемые позитивистами и конструктивистами, можно «примирить» и дополнить: размещаемые в веб-портфолио артефакты следует рассматривать как материал и для внешнего оценивания, и для рефлексии хода процесса обучения всеми участниками учебного процесса: и студентами, и преподавателями. С одной стороны, и студент, и преподаватель получают возможность увидеть «западающие» места в процессе продвижения обучающегося в овладении нужными компетенциями, с другой – преподаватель может увидеть и скорректировать недочёты собственной работы по организации учебного процесса.
В научной литературе портфолио часто разделяют на портфолио-процесс и портфолио-продукт.
Портфолио-продукт – это портфолио продукта – портфолио, направленное на рефлексию, развитие и презентацию результатов обучения (деятельности). Портфолио-процесс – это портфолио процесса – портфолио, направленное на рефлексию, развитие и презентацию процесса обучения (деятельности). В качестве портфолио-процесса рассматривается работа с портфолио в университете Падеборна [15, с. 103].
Другая трактовка: портфолио-продукт – это конечный результат процесса составления портфолио – портфолио в виде портфолио-презентации. Портфолио-процесс – формирование портфолио-продукта в ходе следующих этапов: сбор материала, классификация, упорядочивание, обоснование, оценка, окончательные выводы, представление.
Нам представляется правильным рассматривать портфолио как сочетание портфолио продукта и портфолио процесса в первой трактовке.
В реальной практике составляющая портфолио часть «портфолио процесса» – сложный элемент, не реализуемый без специального педагогического консультирования обучающихся, причём, по мнению исследователей, ответственность преподавателей в сопровождении рефлексии является определяющей [16, с. 272].
По функциональности принято различать (в немецкоязычной Википедии, например) три основных типа портфолио: портфолио рефлексивное, портфолио развития, презентационное портфолио.
Портфолио рефлексивное (портфолио-рефлексия):
а) собственно портфолио-рефлексия – портфолио, направленное на саморазвитие его составителя, который является владельцем портфолио. Содержание портфолио, цели его ведения формируются самим владельцем. Англо- и немецкоязычные авторы обозначают эту разновидность портфолио как «портфолио учёбы», «учебное портфолио» – «Learning Portfolio», «Lernportfolio» [17, с. 4];
б) оценочное портфолио – портфолио, в котором фиксируется продвижение обучающегося в овладении компетенциями. Содержание портфолио предписывается учебным планом.
Мы рассматриваем портфолио как симбиоз портфолио-рефлексии и оценочного портфолио в описанных выше трактовках и считаем возможным применить к нему термин «учебное портфолио».
Портфолио развития – то же, что и портфолио рефлексивное, но включающее в себя и «внешнюю ориентацию» на карьерное продвижение, элементы резюме для работодателя. Разновидности этого типа: портфолио компетенций, портфолио-биография, портфолио профессии, портфолио квалификации. Пример: в университете Кёльна (Германия) «кёльнское портфолио», которое обязаны вести все будущие педагоги [18] позиционируется как портфолио развития, портфолио-биография педагога [19, с. 21].
Презентационное портфолио, портфолио достижений. Этот тип ориентирован на внешнее представление достигнутого – портфолио-продукт. Одна из разновидностей этого типа – портфолио претендента на рабочее место.
Существенными категориями таксономии электронного портфолио могут быть: время, наличие обратной связи, объективность, активность, артефакты, представление, связи [18, с. 5].
Наиболее исчерпывающим мы находим определение процесса работы с электронным портфолио (e-Portfolio) как спираль из пяти последовательно осуществляемых шагов и предлагаем следующую последовательность содержания шагов этого процесса:
1) определение целей и контекста работы с портфолио;
2) сбор, отбор артефактов, связанных с целями обучения/самообразования/ саморазвития. Под артефактами могут пониматься собственные блоги, подкасты, вики, текстовые и мультимедийные файлы, оценочные материалы (свидетельства, дипломы, благодарности, грамоты и т.п.), при этом в качестве артефакта может рассматриваться только документ значимый – в подтверждение этого тезиса в литературе используется перевод латинского слова artefactum как «работа, выполненная с блеском» [20, с. 13];
3) презентация и ретрансляция артефактов;
4) внешнее оценивание и (или) рефлексия хода обучения/самообразования/ саморазвития
5) подведение итогов.
Рассмотрим основные функции учебного портфолио.
Предъявление успехов в овладении компетенциями. Портфолио содержит итоговые учебные работы его владельца (курсовые, контрольные и т.п. работы), качество выполнения которых свидетельствует о степени овладения им той или иной компетенцией, при этом следует иметь в виду, что не все учебные предметы позволяют однозначно судить о степени их усвоения через те или иные артефакты.
В университете Koblenz-Landau (Австрия) в ходе реализации проекта по обучению бакалавров одновременно двум предметам портфолио бакалавров обозначено как «Портфолио компетенций» [21, с. 45]. В ходе реализации проекта по внедрению электронного портфолио в техническом университете Дармштадта (Германия) студентам предлагалось накопленные в портфолио артефакты предъявлять в ходе устных или письменных экзаменов по изучаемым дисциплинам [22, с. 53], использование материалов портфолио на экзамене предполагает и «Гамбургская модель портфолио» для будущих педагогов [23, с. 9].
Обеспечение рефлексии. Собранные в портфолио материалы позволяют его владельцу окинуть взглядом пройденный путь, сопоставить результаты с поставленными задачами, обнаружить возникшие проблемы, скорректировать своё продвижение. Некоторые исследователи предлагают 4-ступенчатую модель рефлексии: 1) документирование и описание; 2) интерпретация и анализ собственных достижений; 3) оценка в соответствии с установленными критериями; 4) планирование, определение альтернативных путей движения [24, с. 24].
Фиксация процесса обучения. На страницах портфолио (в папках), классифицированных по компетенциям, учебным предметам или по другим основаниям, в хронологическом порядке собираются результаты выполнения учебных заданий, а иногда – и документируется ход их выполнения. Это позволяет владельцу портфолио и (или) имеющему доступ к соответствующим материалам портфолио преподавателю скорректировать процесс обучения.
Предъявление достижений. Функция является основной для портфолио достижений, которые предоставляются соискателями будущему работодателю. Для портфолио учебного функция эта тоже важна: портфолио позволяет систематизировать успехи его владельца в различных областях деятельности и повышает его самооценку.
Индивидуализация обучения. Материалы портфолио позволяют наставникам обучающегося скорректировать траекторию его обучения.
Эта функция наиболее ярко представляет электронное портфолио и как форму цифровой поддержки процесса самообразования: владелец портфолио сам выбирает приоритеты в образовании и пути их достижения.
Исходя из всего выше изложенного, определим учебное веб-портфолио как инструмент электронной информационно-образовательной среды учебного учреждения, позволяющий:
а) обучающимся:
– иллюстрировать ход продвижения в овладении компетенциями по учебным дисциплинам, по некоторым дисциплинам – фиксировать сам процесс обучения;
– накапливать артефакты для проведения рефлексии процесса обучения и саморазвития, фиксировать результаты этой рефлексии;
– накапливать копии документов, свидетельствующих о достигнутых успехах в различных областях деятельности;
б) преподавателям:
– иметь контрольный механизм отслеживания процесса выполнения учебных заданий (для отдельных предметов);
– получать материал для рефлексии хода процесса обучения;
– фиксировать свои комментарии (оценки, оценочные суждения, рекомендации) хода процесса овладения обучающимися соответствующим учебным контентом (знаниями, умениями, навыками, компетенциями).
Заключение. Основываясь на проведенном обзоре и анализе научной литературы, можно сделать следующие выводы:
– к субъектам использования рефлексивной функции электронного портфолио наряду с обучающимися можно отнести и преподавателей: с одной стороны, и студент, и преподаватель получают возможность увидеть «западающие» места в процессе продвижения обучающегося в овладении учебным контентом, с другой – преподаватель может увидеть и скорректировать недочёты собственной работы по организации учебного процесса;
– по мнению автора, таксономию портфолио можно расширить, введя классификацию, основанную на определении степени владения (владелец, совладелец) участниками учебного процесса контентом электронного портфолио и (или) его программным обеспечением:
- портфолио организации:
организация – владелец контента портфолио и, как правило, владелец материального носителя. Портфолио организации выполняет чаще всего презентационную функцию и реализуется в форме сайтов-визиток, страниц-презентаций на корпоративных сайтах;
- портфолио физического лица (в частности, обучающегося), выполненное при помощи свободно распространяемого программного обеспечения: физическое лицо – владелец контента («Моё портфолио» как часть проекта AIMs-Portfolios университета Падеборна обозначено как частное собрание артефактов, не подлежащее публикации [25, c. 5]);
- портфолио физического лица (в частности, обучающегося), выполненное при помощи программного обеспечения, пользование которым оплачено из личных средств:
физическое лицо – владелец и контента, и материального носителя;
- портфолио обучающегося, созданное в рамках информационно-образовательной среды учебного учреждения: совладельцы контента – обучающийся и учебное учреждение. Программное обеспечение для создания электронного портфолио, как правило, используется учебным учреждением на правах пользователя с правами администрирования: с правом предоставления конструктора портфолио обучающимся и правом удаления портфолио после завершения студентом (магистрантом, аспирантом) учёбы.
Библиографическая ссылка
Бурняшов Б.А. ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТАКСОНОМИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27825 (дата обращения: 02.05.2025).