Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ: ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ А.С. МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Сташкевич И.Р. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»
В статье обсуждается возможность построения воспитательного процесса на основе трудовой деятельности. В этой связи для достижения значимого педагогического эффекта предлагается использовать опыт отечественного педагога А.С. Макаренко, перенесенный в современные социально-экономические условия. Анализируются необходимые и достаточные условия для организации производственной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций, обеспечивающие значимый воспитательный эффект: наличие производственной инфраструктуры и готовность педагогических коллективов реализовывать на практике идеи А.С. Макаренко - воспитание личности в коллективе включением в производительный труд. Приводятся результаты инновационной работы по применению в профессиональных образовательных организациях Челябинской области элементов воспитательной системы А.С. Макаренко: производственная бригада как воспитательный коллектив, обеспечивающий процесс личностного роста каждого члена коллектива благодаря системе перспективных линий; студенческое самоуправление - студенческий парламент как средство воспитания инициативных и творческих личностей, развивающее у студентов чувство ответственности перед собой и коллективом за порученное дело. Рассматривается возможность пролонгировать идеи А.С. Макаренко на новые воспитательные задачи - подготовку студентов к предпринимательской деятельности с высокой социальной ответственностью. Обсуждаются возможности имитационной технологии «Учебная фирма».
воспитание на основе трудовой деятельности
элементы воспитательной системы а.с. макаренко
самоуправление
коллектив
развитие личности
производственная бригада
предпринимательская деятельность
учебная фирма
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф (дата обращения: 24.04.2018).
2. Опалихин В.М. Почему система А.С. Макаренко не реализуется / В.М. Опалихин, А.И. Кузнецов // Народное образование. - 2017. - № 1-2. - С. 67-76.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii (дата обращения: 24.04.2018).
4. Макаренко А.С. О воспитании. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
5. Аминева О.В. Воспитание «Человека Дела» в условиях профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля // Инновационное развитие профессионального образования. - 2014. - № 1 (05). - C. 102-105.
6. Черкасов В.М. Ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - № 9. - C. 24-25.
7. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://profiok.com/files/minobr-education.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
8. Серебренникова Е.А. Диагностика уровня сформированности компетенций предпринимательской деятельности // Европейский журнал социальных наук. - 2017. - № 4. - С. 402-413.
9. Серебренникова Е.А. Практические аспекты подготовки специалистов технического профиля с компетенциями предпринимательской деятельности // Современная конкуренция. - 2017. - Т. 11. - № 4 (64) - С. 63-72.
10. Серебренникова Е.А. Актуальность реализации программ предпринимательской направленности и создание организационно-педагогических условий в образовательных организациях СПО // Инновационное развитие профессионального образования. - 2015. - № 2 (08). - С. 54-58.
11. Усова А.А. Формирование предпринимательских компетенций студентов профессиональных образовательных организаций при использовании педагогической технологии «Учебная фирма» // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 1 (17). - С. 67-71.

Стратегические документы Российской Федерации обозначают приоритетную задачу в сфере воспитания подрастающего поколения - это «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. Обозначенные целевые установки определяют, что необходимо воспитывать, и вынуждают в современных социально-экономических условиях в очередной раз подбирать адекватные формы, методы и средства для достижения целей воспитания. Здесь уместно вспомнить, что отечественная педагогическая наука и практика имеет в арсенале воспитательную систему А.С. Макаренко, отличающуюся высокой результативностью и ориентирующую молодежь на активизацию творческого потенциала и самореализацию в трудовой деятельности.

Цель исследования

Изучить возможность применения элементов системы А.С. Макаренко при организации воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО) в современных социально-экономических условиях.

Материалы и методы

Анализ промежуточных и итоговых результатов деятельности региональных инновационных площадок (далее - РИП) в ПОО Челябинской области.

Результаты и их обсуждение

В современных нормативно-правовых и социально-экономических условиях копирование воспитательной системы реабилитации социально запущенных подростков вряд ли целесообразно. Однако теоретический и практический интерес представляют изучение и апробация в образовательной практике элементов этой системы при организации продуктивной трудовой деятельности студентов ПОО для решения задач воспитания.

Квинтэссенция педагогической идеи Макаренко - воспитание личности в коллективе включением в производительный труд - всегда имела множество оппонентов, что подтверждается и реалиями сегодняшнего дня [2]. Тем более значимыми становятся факты реанимации элементов воспитательной системы А.С. Макаренко в ПОО, традиционно выполняющих высокую социальную функцию, поддерживая подростков, оказавшихся по разным причинам в сложной жизненной ситуации.

Многолетнее изучение проблемы построения воспитательного процесса на основе трудовой деятельности в ПОО Челябинской области позволяет выделить два аспекта в ее реализации. Во-первых, для включения студентов в трудовую деятельность в направлении получаемой профессии/специальности ПОО как необходимое условие должны иметь собственную производственную инфраструктуру и опыт успешной хозяйственной деятельности, что предусмотрено в том числе и статьей 27 Федерального закона «Об образовании в РФ», гласящей, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (…научно-исследовательские… подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские… учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики… и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)» [3]. В этой связи отметим, что в настоящее время в 75% ПОО Челябинской области организовано производство различной продукции и предоставление услуг населению в условиях имеющихся производственных мощностей учебных мастерских. Очевидно, что номенклатура выпускаемой продукции соответствует профилю подготовки рабочих и специалистов среднего звена в конкретной ПОО. Наиболее массовыми являются изготовление сварных конструкций, хлебобулочных и кондитерских изделий, сувениров, производство мебели и другие столярные работы, выращивание зерновых, картофеля и других овощей, авторемонт, парикмахерские услуги и прочее. Подчеркнем еще раз, что наличие производственной инфраструктуры - это лишь необходимое, но далеко не достаточное условие. Включение студентов в производственную деятельность не всегда носит воспитывающий характер. Ведь «труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы» [4, с. 44].

Опыт показывает, что достаточным условием является наличие воли педагогического коллектива (или его лидера - руководителя ПОО) для реализации тезиса А.С. Макаренко, что «…единственным и главным инструментом воспитания является живой трудовой коллектив» [4, с. 120].

Апробация внедрения элементов воспитательной системы А.С. Макаренко в педагогическую практику ПОО Челябинской области осуществляется в условиях РИП. Так, в ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум» работала РИП «Организация сельскохозяйственного производства как условие воспитания "Человека Дела"» [5]. Результат инновационной деятельности - выстроенная система воспитания у студентов техникума позитивного отношения к сельскохозяйственному труду, умения выстраивать коммуникации и работать в команде, осознавая при этом личную ответственность за результаты коллективного труда. Кроме того (в традициях системы А.С. Макаренко) - «создание системы хозяйствования, направленной на производство сельскохозяйственной продукции с целью получения дополнительной прибыли, реализуемой на совершенствование учебно-материальной базы техникума» [5, с. 103].

В процессе инновационной работы педагогам удалось создать коллектив, построенный по производственному принципу («две разновозрастные трудовые производственные бригады, в состав которых входят студенты различных курсов по профессии "мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка" и специальности "механизация сельского хозяйства", мастера производственного обучения, преподаватели и работники техникума» [5, с. 103]), обеспечить процесс личностного роста каждого участника коллектива благодаря системе перспективных линий.

Высокого воспитательного эффекта удалось добиться организацией деятельности бригады на основе студенческого самоуправления в традициях воспитательной системы А.С. Макаренко, а именно: коллективное принятие решений на общем собрании, регулирование производственной деятельности бригад и распределение заработанных денежных средств (как правило, решением общего собрания средства перечисляются в общественный фонд техникума, на благотворительную помощь ветеранам техникума и материальные поощрения студентов).

В настоящее время апробированная в процессе инновационной деятельности воспитательная система - производственная бригада как воспитательный коллектив - внедрена в практику работы техникума и его филиала в поселке Мирный Челябинской области, распространившись за пределы учебного хозяйства техникума на поля его социальных партнеров: ООО «Агрофирма "Ильинка"» и ООО «СХП "Мирный"». Студенты, входящие в состав бригады, демонстрируют личностный рост, в том числе показывая высокие результаты в финале ежегодного областного конкурса студенческих научно-исследовательских работ. О высокой гражданской ответственности говорят темы работ-призеров: «Анализ производства и реализации продукции отрасли растениеводства учебного хозяйства ГБПОУ "Аргаяшский аграрный техникум"», «Особенности формирования высококачественного хлебопекарного зерна яровой мягкой пшеницы в условиях учебного хозяйства», «Что такое ГОК?».

Педагогической практикой А.С. Макаренко показано, что коллектив должен строиться на основе ученического самоуправления, которое выступает не только как необходимое условие поддержания общего порядка, но и как средство воспитания инициативных и творческих личностей, развивая у студентов чувство ответственности перед собой и коллективом за порученное дело. В этом направлении работала РИП «Организация самоуправления трудовой деятельностью студентов как средство формирования профессиональных компетенций по профессиям строительного профиля» в ГБПОУ «Миасский строительный техникум» [6]. В результате инновационной деятельности по этой теме была создана и совершенствуется система соуправления в шести различных направлениях деятельности техникума. В настоящее время в техникуме функционирует Студенческий парламент (далее - СП), высшим органом студенческого самоуправления техникума является общее собрание студентов, на котором:

  • обсуждаются резюме активных обучающихся, представленных учебной группой;
  • избираются (открытым голосованием) члены СП и председатель СП;
  • распределяются функции между членами СП по секторам;
  • предлагаются новые формы деятельности СП и т.д.

На первом заседании вновь выбранного состава СП экс-председатель знакомит новичков с положением о СП, задачами каждого из секторов СП: учебного, производственного, социального, досуга, спорта, информации и печати.

В условиях действующего студенческого самоуправления студенты могут самостоятельно осуществлять постановку целей, планирование деятельности, организацию различных мероприятий, анализ результатов проделанной работы, построение перспектив. Чтобы такая деятельность давала воспитательный эффект, необходима помощь взрослого куратора. Каждый сектор в структуре самоуправления взаимодействует со своим куратором: учебный сектор работает с заместителем директора по учебной работе, производственный сектор - с заместителем директора по учебно-производственной работе, сектор спорта - с руководителями физического воспитания и ОБЖ, социальный сектор, сектор досуга и сектор печати - непосредственно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Кроме того, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в целом отвечает за конструктивное взаимодействие педагогического коллектива и студенческого самоуправления, создание условий для развития творческой инициативы, для проявления желания самими студентами подготовить и провести реальные мероприятия, значимые для всех.

Задача активистов и лидеров СП - не только быть активным самому, но и увлекать за собой коллектив группы, проявляя мобильность как на этапе доведения информации, так и в ходе организации мероприятий.

Подчеркнем, что идеи А.С. Макаренко относительно высокого воспитывающего потенциала ученического (студенческого) самоуправления в настоящее время актуализированы в связи с необходимостью формировать у студентов «сквозные компетенции» для высокотехнологичного производства (коммуникативность, кооперация, креативность и критическое мышление), которые совершенствуются в процессе участия студентов в самоуправлении. Поэтому главный результат инновационной работы - воспитание у студентов умения договариваться, то есть выстраивать коммуникации; умения кооперироваться, то есть работать в команде, подчиняя личные интересы интересам коллектива, не теряя при этом своей индивидуальности; генерировать нетривиальные идеи, доносить их до коллектива и увлекать ими в процессе продуктивной деятельности.

Внедрение опыта РИП осуществляется в ПОО региона посредством организации трудовой деятельности студентов в ресурсных центрах, учебных хозяйствах, учебно-производственных цехах и на учебно-производственных участках.

Однако «…никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная» [4, с. 45], и жизнь предъявляет новые вызовы. Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года [7] поставлена задача создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, в том числе для развития их предпринимательских компетенций, обеспечивающих адаптацию к изменениям внешних условий (развитие «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости).

Новый вызов - новая воспитательная задача. Формирование готовности к предпринимательской деятельности включает не только обучение основам предпринимательства, но и воспитание социальной ответственности потенциальных предпринимателей.

В решение этой задачи включился коллектив ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж», в процессе работы которого был выявлен и в реальных условиях образовательного процесса ПОО апробирован комплекс организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций у студентов ПОО [8-10]. В результате в образовательную практику была введена учебная дисциплина «Основы творческой деятельности» и профессиональной модуль «Организация и управление предпринимательской деятельностью». В процессе освоения модуля у студентов среди прочего формируется этический (социально-поведенческий) компонент деятельности, направленный на формирование представлений о социальной и финансовой ответственности бизнеса. Кроме того, учебная практика студентов II курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», а в последние годы и других специальностей, организовывалась в форме имитации работы фирмы.

Однако готовность к предпринимательской деятельности можно проверить только включением в эту деятельность. Прозрачной кажется идея создания студенческих фирм на базе образовательных организаций. Однако 17 июня 2016 года Государственной думой был отклонен проект «О внесении изменений в статью 103 ФЗ "Об образовании в РФ" (в части создания профессиональными образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств)». Создание студенческой фирмы в структуре ПОО как реально функционирующего предприятия не поддерживается законодательством. Поэтому включение студентов в предпринимательскую деятельность требует инновационных механизмов.

Над этой проблемой в настоящее время работают две РИП. Одна из них открыта в январе 2017 года в ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум» по теме «Учебно-производственная фирма как условие формирования профессиональных компетенций студентов ПОО», она апробирует применение имитационной технологии «Учебная фирма», которая имеет широко интегрированный характер, проявляющийся в построении мультиструктуры, позволяющей вовлечь в процесс деятельности фирмы студентов разных направлений подготовки. Кроме того, в техникуме во внеурочное время функционирует модель «Учебная фирма» как подвид кружковой работы. Сеть кружков организует научно-исследовательскую и творческую работу студентов и составляет организационную структуру управления фирмой. Это кружки с говорящими названиями «Экономика фирмы», «Мир информации», «Кондитерское дело», «Гефест», «Агробизнес», представляющие собой подразделения, ориентированные на выполнение специальных функций [11]. Успешность такого инновационного подхода еще только предстоит оценить.

В январе 2018 года в инновационную деятельность по проблеме «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности ПОО» включилось ГБПОУ «Магнитогорский технологический колледж имени О.П. Омельченко». В настоящее время реализуется первый этап инновационной работы, в основу которой положен кластерный подход. Отметим лишь, что по замыслу научного руководителя РИП студенты, включенные в деятельность учебной фирмы, будут выпускаться из образовательной организации коллективом, готовым к созданию собственного дела.

Выводы

Проведенное исследование дает основание утверждать, что педагогическая система А.С. Макаренко актуальна и в современных социально-экономических условиях, ее элементы можно и нужно внедрять в практику воспитательной работы ПОО.


Библиографическая ссылка

Сташкевич И.Р. ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ: ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ А.С. МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27810 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674