Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

Яковлева С.С. 1 Максимова Л.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Современный этап развития общества характеризуется недостаточными знаниями детей об истории страны, города, села, о национальных традициях и особенностях жизни своего народа, снижением уровня патриотизма. Поэтому сегодня вопросы патриотизма, патриотического воспитания подрастающего поколения являются актуальными для исследователей. В целях патриотического воспитания используется различные формы работы с детьми. Одной из них является проведение дидактических игр, которые отличаются качественным и быстрым педагогическим эффектом. Целью исследования является раскрытие содержания образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с учетом поликультурной среды. Исследование показало, что в патриотическом воспитании старших дошкольников необходимо уделять больше внимания таким темам, как «Символика Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)», «Национальные праздники», «Забота о родном городе» и «Народы нашей республики». Впервые авторами предложена система настольно-печатных дидактических игр, повышающих уровень патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста с учетом поликультурности региона. Перспективы данного исследования видятся авторами статьи в дальнейшем обогащении содержания образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
патриотизм
патриотическое воспитание
поликультурный регион
дидактическая игра
проектирование
отечество
родина
малая родина
родной край
народная культура
традиции
государственная символика
1. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. - Минск: ИВЦ Минфина, 1972. - 559 с.
2. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания: учебное пособие. - М.-Берлин: Directmedia, 2015. - 182 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books/about (дата обращения: 20.05.2018).
3. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов. - Минск, 1991. - 112 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Национальное образование, 2016. – 696 с.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Сайт молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html (дата обращения: 20.05.2018).
6. Яковлева С.С., Николаева Л.В. Этнопедагогические идеи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в поликультурной среде // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 2. – С. 174-178 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36927 (дата обращения: 04.05.2018).
7. Бородина Е.Н. Результаты экспериментального исследования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в полихудожественной деятельности / Педагогическое образование в России. – 2015. - № 8. - С. 24-29 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/296504 (дата обращения: 15.05.2018).
8. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Дрофа, 2010. - 160 с.
9. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа (ФГОС) / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2015. - 127 с.

Чувство патриотизма начинает складываться уже в дошкольном возрасте, когда дети познают окружающую действительность, приобретают знания и практический опыт. В этот период у детей формируются основы нравственности и духовности. Яркие эмоциональные впечатления, позитивные примеры поведения обогащают эмоциональную сферу развития личности, оставляют след в сознании ребенка на всю жизнь. Патриотизм является сложным социальным явлением, сопровождающим человечество всю его историю, и формирование его основ должно начинаться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание должно быть направлено на развитие у ребенка нравственных качеств личности, на приобщение дошкольника к национальной культуре своего края, воспитание привязанности к родному городу, республике и к окружающей природе. Понимание значимости патриотического воспитания у общества подтверждается государственными документами.

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как «взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними» [1, с. 85].

По мнению Г.Н. Мусс, «патриотизм рассматривается как чувство, отражающее отношение личности к Родине, ориентацию на служение ее интересам, уважение к истории, традициям, ценностям культуры, участие в социально значимой деятельности» [2, с. 20].

Л.Е. Никонова определяет «патриотическое воспитание как процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек» [3, с. 10].

Патриотическая направленность воспитания раскрывается в системе российского образования в обязательных требованиях к дошкольному образованию, выдвигаемых федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательных программах дошкольного образования. «Область социально-коммуникативного развития ФГОС ДО направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Образовательная область познавательного развития предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [4, с. 269].

В государственной программе по патриотическому воспитанию «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, в готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [5].

Современное время кардинально отличается от прошлого, в котором росли наши родители, т.к. сейчас преобладают другие ценности, идеалы и правила жизни в обществе. Изменилось и отношение людей к Родине. К сожалению, перемены заключаются именно в том, что для молодежи опустилось значение патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.

Современный этап развития общества характеризуется недостаточными знаниями детей об истории страны, города, села, о национальных традициях и особенностях жизни своего народа. Невозможно любить и гордиться тем, о чем ничего не знаешь. Именно поэтому перед родителями и педагогами стоит задача разбудить в дошкольниках любовь к родине, стране. Они должны воспитать в детях характер, благодаря которому из сегодняшних дошкольников вырастут достойные люди – граждане своей страны. Необходимо научить детей любить свой дом, улицу, детский сад, уважать пожилых людей, рассказывать о мужестве и подвигах ветеранов, чтобы они гордились достижениями своей страны.

«Якутия – многонациональный регион. По данным переписи населения в 2010 г. было установлено, что в Якутии проживают около 130 людей разных национальностей, среди них коренные жители – якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы, юкагиры. Государственным языком Якутии являются якутский, русский, в местах компактного проживания используются официальные языки малочисленных народов Севера, населяющих территорию Якутии. В последние годы в республике увеличилось число мигрантов из азиатских республик, Китая, приезжающих в поисках работы.

Современные реалии жизни в многокультурном мире, где взаимопроникновение разных культур стало повседневным явлением, ставят новые задачи перед образованием. Необходимо воспитать граждан мира, понимающих ответственность за мир и согласие на земле, взаимоуважение, сотрудничество и толерантность между народами, проживающими в одной стране. Это обстоятельство нацеливает на поиски путей формирования у детей гражданственности, толерантности, взаимоуважения и патриотизма» [6, с. 174].

В педагогике фактически отсутствуют исследования о патриотическом воспитании детей, в которых учитывалась бы поликультурность региона. Это чревато отказом от восприятия себя личностью как части многонационального народа, обладающего патриотическим сознанием. В ДОО патриотическое воспитание приоритетно осуществляется на основе этнокультурных ценностей (на основе культуры родного народа), недостаточно учитываются социокультурные (культура общества) и поликультурные (в общности культуры разных народов) особенности региона.

Патриотизм в поликультурном регионе оценивается нами как инструмент, способствующий гармоничному сосуществованию разных культур, содействующий сохранению национальной культуры, а также исключению этноцентризма.

Нами был изучен педагогический опыт в ДОО республики в течение 2015-2016 гг. Детей знакомят с культурой, традициями чаще всего только двух-четырех этносов (русские, саха, эвены, эвенки). На наш взгляд, необходимо разнообразить тематическое планирование в ДОО в целях формирования широких представлений о географическом многообразии Родины, о ее многонациональности. Развитие патриотизма в поликультурном регионе должно учитывать его специфику, формировать у детей первичные представления не только о преобладающих этносах.

Являясь естественным спутником жизни каждого ребенка, игра обладает огромной воспитательной силой. Именно в игре дети учатся смотреть по-новому на те или иные ситуации, учатся приспосабливаться, подчиняться правилам игры и работе в коллективе, развиваются личностно и эмоционально. Через игру дошкольники учатся справедливо и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих товарищей. Одной из форм игры является дидактическая игра. В этих играх развивается сообразительность ребенка, умение самостоятельно решать поставленную задачу, дети учатся действовать сообща и слаженно.

Проблема патриотического воспитания, на наш взгляд, актуальна во все времена, а дидактические игры являются эффективным средством воспитания патриотизма. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, которые определяют то, каким человеком станет ребенок и чем будет заниматься, какой у него будет характер и в чем он будет нуждаться в плане личностного роста. В это время происходит становление и формирование чувства патриотизма. Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в этот период должна вестись с учетом возрастных особенностей дошкольников. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Именно в игре дети испытывают огромное количество эмоций, радостных моментов, устраняют внутреннее напряжение, комплексы. В игре ребенок развивается всесторонне, происходит невероятный творческий прорыв, креатив. Игра помогает ребенку социализироваться, принимать и понимать жизненные ситуации, принятые в обществе правила и нормы.

Использование развивающего потенциала дидактических игр, их воздействие на формирование знаний о родине, развитие нравственных качеств личности, таких как честность, доброта, дружелюбие, уважение к старшим, уважение к другим народам, любовь к родине, малой родине, готовность помочь близким, является очень важной сферой в изучении нашего вопроса.

«В дидактических играх с предметами, направленных на ознакомление детей с родным городом, могут использоваться народные игрушки и реальные предметы народной культуры. При ознакомлении детей с родным городом больше возможностей у настольно-печатных дидактических игр, так как они разнообразны по видам. Это парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринт. К тому же эти дидактические игры представляют собой наглядные модели. При подборе иллюстраций, наглядного материала для дидактических игр используются художественные образы, транслирующие нравственные смыслы и идеалы. Они не просто должны быть связаны с нравственно-патриотической тематикой, но и должны быть увлекательными для детей, вызывать их эмоциональную реакцию: восхищение, сопереживание, сорадование, удивление и пр. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и запомнят» [7, c. 27].

Дидактические игры – это обучающие игры, которые создаются с определенной целью. Такой вид игр часто используется педагогами для развития познавательных процессов у детей. Разрешая игровую задачу, дошкольники, сами того не ведая, занимаются изучением новой информации, тренируют память, мышление, воображение, речь. Играющим необходимо проявить максимум внимания, чтобы понять правила игры; память позволяет запомнить различные факты, которыми могут являться сведения о родном городе, о национальном многообразии и пр. Операции мышления активизируются в момент, когда нужно провести анализ и синтез, например подобрать пару для картинки, найти сходство или различие. Игры используются для ознакомления с новыми сведениями или углубления ранее изученного материала. Индивидуальные или групповые дидактические игры могут проводиться после экскурсий для закрепления знаний, получения положительных эмоций о родном городе. Такие игры развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Дидактические игры включают в содержание патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Наша экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с № 43 «Улыбка» города Якутска. В эксперименте приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании применялись методики: мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева) [8], технология «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова) [9]. Представленные методики получили широкое применение в исследованиях, посвященных патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. А также нами был использован собственный диагностический материал для выявления уровня сформированности компонентов патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе.

На констатирующем этапе мы выявляли уровни патриотической воспитанности у испытуемых. Детям задавался ряд вопросов о родном крае, об отношении к нему, к сверстникам, к семье. Исходя из ответов детей, мы пришли к выводу, что патриотическая воспитанность у детей находится на среднем и низком уровне. Дети принимали активное участие в опросе, но ответы на некоторые вопросы давались им с трудом.

Как выяснилось, все испытуемые хорошо знают, в какой стране и городе они живут. Главным городом страны многие дети считали г. Якутск, но после того как мы объяснили, что Якутск - главный город нашей республики, а столица страны - это Москва, детям стала понятна разница. Дети не смогли ответить на вопрос о том, как они заботятся о городе, так как они не понимали, как можно заботиться о городе вообще. На вопрос о национальных праздниках дети назвали лишь известные и любимые: Новый год и Ысыах. О народах, населяющих нашу республику, дети очень долго размышляли, но из-за недостаточности знаний не смогли вразумительно ответить.

Качественный анализ результатов изучения уровня патриотического воспитания показал, что дети больше всего затрудняются в вопросах «Какие ты знаешь государственные символы нашей страны и республики?», «Назовите самый главный город нашей страны?», «Как ты и твои друзья заботятся о городе?», «Какие ты знаешь русские и якутские народные праздники?» и «Какие народы живут в нашей республике?». Из результатов диагностики следует, что в патриотическом воспитании больше времени стоит уделять таким темам, как «Государственная символика», «Национальные праздники», «Забота о родном городе» и «Народы нашей республики».

С целью повышения уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, нами был разработан информационно-исследовательский проект «Мой родной город».

Работа по проекту рассчитана на 1 учебный год и осуществляется по тематическим разделам поэтапно. На первом этапе проводится предварительная работа, подготовка наглядного дидактического материала. Следующим этапом происходит внедрение игры (ознакомление детей с содержанием игры, разъяснение правил, показ игровых действий, подведение итогов). На третьем этапе – самостоятельная игра детей.

Кроме задач, реализуемых в аспектах формирования знаний о родном городе, в ходе опытно-поисковой работы мы решали задачи, связанные с развитием игровой деятельности.

Проект осуществлялся по принципам краеведения (игры ориентированы на ознакомление детей сначала с родным краем, а затем с миром), поликультурности (подготовка детей к жизни в условиях поликультурного общества), постепенного усложнения (постепенное введение новых правил игры), наглядности, активного приобщения родителей.

Примеры дидактических игр, которые мы включили в содержание проекта:

Дидактическая игра «Национальные костюмы народов Якутии»

1 этап – подготовительный. Изготовление родителями изображений кукол в разных национальных костюмах народов Якутии (якутский, русский, эвенский, украинский, эвенкийский, татарский, бурятский, киргизский, армянский, узбекский, долганский, юкагирский, чукотский, китайский, корейский). Оформление печатно-настольной игры «Разрезные картинки. Народы Якутии». Оформление демонстрационного и раздаточного материала.

2 этап - формирующий. Разыгрывание сюрпризного момента, знакомство с куклами в национальных костюмах на выставке. Игровое взаимодействие через индивидуальные и групповые занятия. Проведение дидактических игр.

3 этап – заключительный: обобщение материалов и результаты работы. Самостоятельные игры детей.

Дидактическая игра «Здания города Якутска»

1 этап – подготовительный. Проведение ознакомительной экскурсии, виртуальной экскурсии по городу. Оформление педагогами дидактических игр, разрезных картинок с изображениями зданий города (Никольский храм, Преображенская церковь, католическая церковь, соборная мечеть, Дацан, Дом Арчы). Подготовка парных картинок (изображения старого и современного города, церкви, храмы, мечети мира).

2 этап – формирующий. Проведение игр.

3 этап – самостоятельная игра.

Дидактическая игра «Ысыах»

1 этап - подготовительный. Беседа воспитателя с детьми о крупном ежегодном празднике, который олицетворяет начало лета, благополучие, пробуждение живого, объединение. Во время проведения Ысыаха проводятся традиционные ритуалы, такие как встреча солнца, хоровод осуохай, народные игры. Детям демонстрируется альбом с элементами праздника.

2 этап - проведение игры.

3 этап - самостоятельная игра.

С целью подведения итогов, выявления эффективности проведенной технологии мы провели повторную диагностику. В результате мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у детей стал преобладать высокий (33%) и средний (45%) уровень патриотической воспитанности. Значительно снизилась доля детей с низкими показателями (на 50%). У детей повысились знания о достопримечательностях города, памятниках архитектуры, названиях улиц, носящих имена известных людей; о народах родного края, дети стали чаще проявлять положительное отношение к семье, окружающим, родине.

Мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством патриотического воспитания детей, развития интереса к культуре, истории родного края. Через выполнение игровых задач у детей формируются положительные чувства к родине, появляется способность дифференцировать свою национальность, гордиться достижениями родины, значительно повышаются знания о родном городе, национальных символах, народах.


Библиографическая ссылка

Яковлева С.С., Максимова Л.И. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27723 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674