Чувство патриотизма начинает складываться уже в дошкольном возрасте, когда дети познают окружающую действительность, приобретают знания и практический опыт. В этот период у детей формируются основы нравственности и духовности. Яркие эмоциональные впечатления, позитивные примеры поведения обогащают эмоциональную сферу развития личности, оставляют след в сознании ребенка на всю жизнь. Патриотизм является сложным социальным явлением, сопровождающим человечество всю его историю, и формирование его основ должно начинаться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание должно быть направлено на развитие у ребенка нравственных качеств личности, на приобщение дошкольника к национальной культуре своего края, воспитание привязанности к родному городу, республике и к окружающей природе. Понимание значимости патриотического воспитания у общества подтверждается государственными документами.
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как «взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними» [1, с. 85].
По мнению Г.Н. Мусс, «патриотизм рассматривается как чувство, отражающее отношение личности к Родине, ориентацию на служение ее интересам, уважение к истории, традициям, ценностям культуры, участие в социально значимой деятельности» [2, с. 20].
Л.Е. Никонова определяет «патриотическое воспитание как процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек» [3, с. 10].
Патриотическая направленность воспитания раскрывается в системе российского образования в обязательных требованиях к дошкольному образованию, выдвигаемых федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательных программах дошкольного образования. «Область социально-коммуникативного развития ФГОС ДО направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Образовательная область познавательного развития предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [4, с. 269].
В государственной программе по патриотическому воспитанию «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, в готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [5].
Современное время кардинально отличается от прошлого, в котором росли наши родители, т.к. сейчас преобладают другие ценности, идеалы и правила жизни в обществе. Изменилось и отношение людей к Родине. К сожалению, перемены заключаются именно в том, что для молодежи опустилось значение патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.
Современный этап развития общества характеризуется недостаточными знаниями детей об истории страны, города, села, о национальных традициях и особенностях жизни своего народа. Невозможно любить и гордиться тем, о чем ничего не знаешь. Именно поэтому перед родителями и педагогами стоит задача разбудить в дошкольниках любовь к родине, стране. Они должны воспитать в детях характер, благодаря которому из сегодняшних дошкольников вырастут достойные люди – граждане своей страны. Необходимо научить детей любить свой дом, улицу, детский сад, уважать пожилых людей, рассказывать о мужестве и подвигах ветеранов, чтобы они гордились достижениями своей страны.
«Якутия – многонациональный регион. По данным переписи населения в 2010 г. было установлено, что в Якутии проживают около 130 людей разных национальностей, среди них коренные жители – якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы, юкагиры. Государственным языком Якутии являются якутский, русский, в местах компактного проживания используются официальные языки малочисленных народов Севера, населяющих территорию Якутии. В последние годы в республике увеличилось число мигрантов из азиатских республик, Китая, приезжающих в поисках работы.
Современные реалии жизни в многокультурном мире, где взаимопроникновение разных культур стало повседневным явлением, ставят новые задачи перед образованием. Необходимо воспитать граждан мира, понимающих ответственность за мир и согласие на земле, взаимоуважение, сотрудничество и толерантность между народами, проживающими в одной стране. Это обстоятельство нацеливает на поиски путей формирования у детей гражданственности, толерантности, взаимоуважения и патриотизма» [6, с. 174].
В педагогике фактически отсутствуют исследования о патриотическом воспитании детей, в которых учитывалась бы поликультурность региона. Это чревато отказом от восприятия себя личностью как части многонационального народа, обладающего патриотическим сознанием. В ДОО патриотическое воспитание приоритетно осуществляется на основе этнокультурных ценностей (на основе культуры родного народа), недостаточно учитываются социокультурные (культура общества) и поликультурные (в общности культуры разных народов) особенности региона.
Патриотизм в поликультурном регионе оценивается нами как инструмент, способствующий гармоничному сосуществованию разных культур, содействующий сохранению национальной культуры, а также исключению этноцентризма.
Нами был изучен педагогический опыт в ДОО республики в течение 2015-2016 гг. Детей знакомят с культурой, традициями чаще всего только двух-четырех этносов (русские, саха, эвены, эвенки). На наш взгляд, необходимо разнообразить тематическое планирование в ДОО в целях формирования широких представлений о географическом многообразии Родины, о ее многонациональности. Развитие патриотизма в поликультурном регионе должно учитывать его специфику, формировать у детей первичные представления не только о преобладающих этносах.
Являясь естественным спутником жизни каждого ребенка, игра обладает огромной воспитательной силой. Именно в игре дети учатся смотреть по-новому на те или иные ситуации, учатся приспосабливаться, подчиняться правилам игры и работе в коллективе, развиваются личностно и эмоционально. Через игру дошкольники учатся справедливо и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих товарищей. Одной из форм игры является дидактическая игра. В этих играх развивается сообразительность ребенка, умение самостоятельно решать поставленную задачу, дети учатся действовать сообща и слаженно.
Проблема патриотического воспитания, на наш взгляд, актуальна во все времена, а дидактические игры являются эффективным средством воспитания патриотизма. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, которые определяют то, каким человеком станет ребенок и чем будет заниматься, какой у него будет характер и в чем он будет нуждаться в плане личностного роста. В это время происходит становление и формирование чувства патриотизма. Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в этот период должна вестись с учетом возрастных особенностей дошкольников. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Именно в игре дети испытывают огромное количество эмоций, радостных моментов, устраняют внутреннее напряжение, комплексы. В игре ребенок развивается всесторонне, происходит невероятный творческий прорыв, креатив. Игра помогает ребенку социализироваться, принимать и понимать жизненные ситуации, принятые в обществе правила и нормы.
Использование развивающего потенциала дидактических игр, их воздействие на формирование знаний о родине, развитие нравственных качеств личности, таких как честность, доброта, дружелюбие, уважение к старшим, уважение к другим народам, любовь к родине, малой родине, готовность помочь близким, является очень важной сферой в изучении нашего вопроса.
«В дидактических играх с предметами, направленных на ознакомление детей с родным городом, могут использоваться народные игрушки и реальные предметы народной культуры. При ознакомлении детей с родным городом больше возможностей у настольно-печатных дидактических игр, так как они разнообразны по видам. Это парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринт. К тому же эти дидактические игры представляют собой наглядные модели. При подборе иллюстраций, наглядного материала для дидактических игр используются художественные образы, транслирующие нравственные смыслы и идеалы. Они не просто должны быть связаны с нравственно-патриотической тематикой, но и должны быть увлекательными для детей, вызывать их эмоциональную реакцию: восхищение, сопереживание, сорадование, удивление и пр. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и запомнят» [7, c. 27].
Дидактические игры – это обучающие игры, которые создаются с определенной целью. Такой вид игр часто используется педагогами для развития познавательных процессов у детей. Разрешая игровую задачу, дошкольники, сами того не ведая, занимаются изучением новой информации, тренируют память, мышление, воображение, речь. Играющим необходимо проявить максимум внимания, чтобы понять правила игры; память позволяет запомнить различные факты, которыми могут являться сведения о родном городе, о национальном многообразии и пр. Операции мышления активизируются в момент, когда нужно провести анализ и синтез, например подобрать пару для картинки, найти сходство или различие. Игры используются для ознакомления с новыми сведениями или углубления ранее изученного материала. Индивидуальные или групповые дидактические игры могут проводиться после экскурсий для закрепления знаний, получения положительных эмоций о родном городе. Такие игры развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Дидактические игры включают в содержание патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Наша экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с № 43 «Улыбка» города Якутска. В эксперименте приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись методики: мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева) [8], технология «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова) [9]. Представленные методики получили широкое применение в исследованиях, посвященных патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. А также нами был использован собственный диагностический материал для выявления уровня сформированности компонентов патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе.
На констатирующем этапе мы выявляли уровни патриотической воспитанности у испытуемых. Детям задавался ряд вопросов о родном крае, об отношении к нему, к сверстникам, к семье. Исходя из ответов детей, мы пришли к выводу, что патриотическая воспитанность у детей находится на среднем и низком уровне. Дети принимали активное участие в опросе, но ответы на некоторые вопросы давались им с трудом.
Как выяснилось, все испытуемые хорошо знают, в какой стране и городе они живут. Главным городом страны многие дети считали г. Якутск, но после того как мы объяснили, что Якутск - главный город нашей республики, а столица страны - это Москва, детям стала понятна разница. Дети не смогли ответить на вопрос о том, как они заботятся о городе, так как они не понимали, как можно заботиться о городе вообще. На вопрос о национальных праздниках дети назвали лишь известные и любимые: Новый год и Ысыах. О народах, населяющих нашу республику, дети очень долго размышляли, но из-за недостаточности знаний не смогли вразумительно ответить.
Качественный анализ результатов изучения уровня патриотического воспитания показал, что дети больше всего затрудняются в вопросах «Какие ты знаешь государственные символы нашей страны и республики?», «Назовите самый главный город нашей страны?», «Как ты и твои друзья заботятся о городе?», «Какие ты знаешь русские и якутские народные праздники?» и «Какие народы живут в нашей республике?». Из результатов диагностики следует, что в патриотическом воспитании больше времени стоит уделять таким темам, как «Государственная символика», «Национальные праздники», «Забота о родном городе» и «Народы нашей республики».
С целью повышения уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, нами был разработан информационно-исследовательский проект «Мой родной город».
Работа по проекту рассчитана на 1 учебный год и осуществляется по тематическим разделам поэтапно. На первом этапе проводится предварительная работа, подготовка наглядного дидактического материала. Следующим этапом происходит внедрение игры (ознакомление детей с содержанием игры, разъяснение правил, показ игровых действий, подведение итогов). На третьем этапе – самостоятельная игра детей.
Кроме задач, реализуемых в аспектах формирования знаний о родном городе, в ходе опытно-поисковой работы мы решали задачи, связанные с развитием игровой деятельности.
Проект осуществлялся по принципам краеведения (игры ориентированы на ознакомление детей сначала с родным краем, а затем с миром), поликультурности (подготовка детей к жизни в условиях поликультурного общества), постепенного усложнения (постепенное введение новых правил игры), наглядности, активного приобщения родителей.
Примеры дидактических игр, которые мы включили в содержание проекта:
Дидактическая игра «Национальные костюмы народов Якутии»
1 этап – подготовительный. Изготовление родителями изображений кукол в разных национальных костюмах народов Якутии (якутский, русский, эвенский, украинский, эвенкийский, татарский, бурятский, киргизский, армянский, узбекский, долганский, юкагирский, чукотский, китайский, корейский). Оформление печатно-настольной игры «Разрезные картинки. Народы Якутии». Оформление демонстрационного и раздаточного материала.
2 этап - формирующий. Разыгрывание сюрпризного момента, знакомство с куклами в национальных костюмах на выставке. Игровое взаимодействие через индивидуальные и групповые занятия. Проведение дидактических игр.
3 этап – заключительный: обобщение материалов и результаты работы. Самостоятельные игры детей.
Дидактическая игра «Здания города Якутска»
1 этап – подготовительный. Проведение ознакомительной экскурсии, виртуальной экскурсии по городу. Оформление педагогами дидактических игр, разрезных картинок с изображениями зданий города (Никольский храм, Преображенская церковь, католическая церковь, соборная мечеть, Дацан, Дом Арчы). Подготовка парных картинок (изображения старого и современного города, церкви, храмы, мечети мира).
2 этап – формирующий. Проведение игр.
3 этап – самостоятельная игра.
Дидактическая игра «Ысыах»
1 этап - подготовительный. Беседа воспитателя с детьми о крупном ежегодном празднике, который олицетворяет начало лета, благополучие, пробуждение живого, объединение. Во время проведения Ысыаха проводятся традиционные ритуалы, такие как встреча солнца, хоровод осуохай, народные игры. Детям демонстрируется альбом с элементами праздника.
2 этап - проведение игры.
3 этап - самостоятельная игра.
С целью подведения итогов, выявления эффективности проведенной технологии мы провели повторную диагностику. В результате мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у детей стал преобладать высокий (33%) и средний (45%) уровень патриотической воспитанности. Значительно снизилась доля детей с низкими показателями (на 50%). У детей повысились знания о достопримечательностях города, памятниках архитектуры, названиях улиц, носящих имена известных людей; о народах родного края, дети стали чаще проявлять положительное отношение к семье, окружающим, родине.
Мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством патриотического воспитания детей, развития интереса к культуре, истории родного края. Через выполнение игровых задач у детей формируются положительные чувства к родине, появляется способность дифференцировать свою национальность, гордиться достижениями родины, значительно повышаются знания о родном городе, национальных символах, народах.
Библиографическая ссылка
Яковлева С.С., Максимова Л.И. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27723 (дата обращения: 10.11.2024).