Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Царев С.А. 1 Царева Р.Ш. 1
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ "Башкирский государственный университет"
Авторы анализируют психолого-педагогические ресурсы ментальной арифметики в дошкольном и школьном образовании в русле формирования готовности детей к социальным отношениям и взаимодействию с точки зрения компетентностного подхода к обучению и воспитанию. Характеризуются позиции специалистов в области нейропсихологии по вопросам развития когнитивных и социальных способностей детей в процессе обучения ментальной арифметике. Рассматриваются продуктивные возможности применения ментальных моделей математических и игровых задач, которые пробуждают устойчивую глубинную мотивацию ребенка к взаимодействию со сверстниками и опираются на апелляцию к реалиям сегодняшнего дня. Анализируются теории, описывающие социальное взаимодействие и формирование психологической устойчивости в выборе поведения и подготовку детей к нему, возможности использования трех геометрических моделей социального взаимодействия. Оптимизация педагогических ресурсов обучения математике дошкольников и младших школьников возможна при условиях: использования исторического опыта социальной деятельности в образовательном учреждении, определения критериев эффективности педагогических действий, направленных на развитие личности, и применения интерактивных технологий. Использование элементов ментальной арифметики как инновационного предмета в образовательных учреждениях способствует социализации дошкольников и младших школьников.
ментальная арифметика
педагогический ресурс
ментальная модель
социальное взаимодействие
когнитивные способности
1. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2 (4). – С. 6-11.
2. Ковальчук А.С. Теоретический аспект исследования социокультурных ресурсов в образовании // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 3 (47). – С. 37-40.
3. Малых Т.А. Информационная безопасность школьников (в помощь педагогу): метод. пособие для практ. работников / автор и сост.: Т.А. Малых. – Иркутск: Изд-во ИИПКРО, 2014. – 85 с.
4. Царев С.А. Становление индивидуального опыта и субъектности студентов в конструктивном взаимодействии. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2014. – 183 с.
5. Озерова Л. Математика под другим углом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pifagorka.com/articles (дата обращения: 11.04.2018).
6. Хамидуллина Н.Е. Секреты ментальной арифметики: сайт. – URL: http://kpfu.ru/elabuga/sekrety-mentalnoj-arifmetiki-raskryla-ekspert.html (дата обращения: 05.04.2018).
7. Бершадский М.Е. Условия и стимулирование когнитивного развития // Образовательные технологии: журн. для организаторов и специалистов обучения в системе высш. и сред. проф. образования. – М.: Нар. образование, 2004. – С. 52-61.

Актуальность нашего исследования определяется недостаточной изученностью в педагогической науке проблемы дефицита произвольности сегодняшних дошкольников и младших школьников - как в умственной, так и в коммуникативно-двигательной сфере. Известный исследователь Д.И. Фельдштейн обращает внима­ние на недостаточное развитие коммуникативных навыков нынешних детей, неготовность общаться и дружить, неспособность к социальному взаимодействию, «неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсут­ствие графических навыков, что сви­детельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определен­ных мозговых структур ребенка, ответ­ственных за формирование общей произвольности» [1, с. 6]. Ученый справедливо подчеркивает: «Снизилась энергич­ность детей, их желание активно дей­ствовать. При этом возрос эмоцио­нальный дискомфорт. В-третьих, отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности» [1, с. 7]. Действительно, в педагогической науке стала по-новому злободневной проблема обучения дошкольников и младших школьников различным произвольным действиями и социально-коммуникативным умениям. Целью нашего исследования является постановка вопроса и прояснение некоторых психолого-педагогических аспектов подготовки детей к социальному взаимодействию в русле использования развивающих ресурсов ментальной арифметики. Нами использовались методы теоретического исследования и методы изучения живого педагогического опыта, в том числе исследование и анализ материалов складывающегося в последние годы опыта обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования Республик Татарстан и Башкортостан.

На учителя ложится задача воспитать человека, подготовленного к социальному взаимодействию, и на сегодняшний день именно коммуникативная компетентность является одной из составляющих успеха в любой из сфер жизнедеятельности. Произвольные навыки общения в совместной деятельности, хорошая адаптация к социальной действительности, способность эффективно взаимодействовать с людьми становятся залогом успеха в жизни и профессии. Сегодня следует выявлять и оптимизировать недостаточно изученные педагогические ресурсы дополнительного образования, влияющие на развитие готовности дошкольника и младшего школьника к общению и обучение познавательным действиям. В хорошей школе ребенок учится налаживать коммуникативный контакт с ровесником, слушать его, понимать, принимать, давать адекватную обратную связь. С точки зрения исследователей, педагогические ресурсы интерактивного образования предполагают не только новые цели, содержание, методы и средства обучения, но и учет своеобразия межличностного общения в совместной работе обучающихся, «проявления отношений в сфере социального взаимодействия» [2, с. 38]. Учеными были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной деятельности сверстников в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, то есть у них более успешно формируются рефлексивные действия по сравнению с учениками, не имеющими возможности сотрудничать в процессе учебной деятельности [3]. Оптимизация педагогических ресурсов интерактивного обучения дошкольников и младших школьников в деятельности школ и дополнительном образовании возможна при условиях: использования исторического опыта социальной деятельности в образовательном учреждении, определения критериев эффективности педагогических ресурсов деятельности, направленной на развитие личности, и применения интерактивных технологий. Ряд школ и учреждения социально-культурного типа (садики и школы, центры дополнительного образования) не в полной мере используют педагогические ресурсы учебно-игровых коммуникаций взрослых и детей, а также предметного общения самих детей [2]. Использование тактильных и визуальных методик образования, в том числе ментальной арифметики, способствует развитию у детей готовности к эффективному взаимодействию в русле интенсивно-деятельностного и компетентностного подходов к их применению. Учащемуся как участнику социального взаимодействия необходимо помочь развивать социальное мышление, научить заниматься визуальным определением своих и чужих ментальных (мысленно представляемых) моделей. Основой для принятия решений и своеобразными «очками», из-за которых человек разглядывает мир, становятся именно эти мысленно представляемые схемы поведения. К основным ментальным арифметическим моделям можно отнести, например, процессы сложения, умножения или вычеркивания и разделения информации, которая не укладывается в рамки прежней существующей модели в сознании ребенка. Необходима аналитическая способность что-то убирать или прибавлять, что-то использовать, делить или складывать, копить, строить в уме картинки отношений, поведения взрослых и детей, своих сверстников. Такие «математические подходы» позволяют растущему человеку избегать препятствий или возникшего непонимания, ему важно осознавать свои схемы и «чертежи» поведения, и в том числе значимость наблюдений за успешными людьми и их стратегиями общения и деятельности. В современной науке существует множество теорий, описывающих социальное взаимодействие, формирование психологической устойчивости в выборе поведения, подготовку детей к нему. В науке рассматриваются возможности использования трех геометрических моделей социального взаимодействия. «Линейная модель, когда коммуникация скорее похожа на математически выверенную стрелу, посланную в цель, когда налицо односторонняя направленность на навыки отправителя, их выражение в этом случае и есть эффективная коммуникация. Замкнутая, цикличная модель, когда коммуникация определяется как двусторонний процесс, когда внимание фокусируется на визуальное прогнозирование обратной связи в качестве ответа, на взаимоотношениях через содержание и понимание. Предлагается третий вариант, когда социальную коммуникацию сравнивают с танцем, в котором партнеры должны расчетливо координировать свои движения, вырабатывать общее понимание относительно того, куда они движутся» [4, с. 9]. Овладение социальным типом мышления требуется для людей всех возрастов, деятельность которых связана с необходимостью переработки больших объемов разнообразной информации, и часто с опорой на математическую логику. Многие деятели науки еще с давних времен считали, что математика тесно переплетается с психологией социального мышления и поведения. Логическое мышление, которое присутствует в точной науке, способствует правильному и последовательному развитию мысли, помогает в развитии коммуникативных навыков и творческого потенциала, в построении разных типов взаимодействия с людьми. Математика – это наиболее обширное понятие, которое включает в себя любые действия с числами. К арифметике, как одному из разделов математики, относятся знакомство с цифрами, простой счет и операции с числами. Обучение ментальной арифметике происходит в жизни ребенка, казалось бы, само собой, в процессе знакомства с окружающим миром. Термин «ментальная арифметика» означает, главным образом, «умение считать и просчитывать в уме». По мнению многих энтузиастов дополнительного образования, ментальная арифметика неслучайно имеет успех во многих странах мира, широко используется в частных российских школах, и она в высокой степени стимулирует аналитические способности детей. Однако некоторые пользователи Интернета заявляют, что ментальная арифметика - просто интересная игра для детей с видимыми во всём мире результатами. В советской школе такое обучение арифметике и логике было само собой разумеющимся. С точки зрения нейропсихологии, объяснение про «задействование левого и правого полушария» одновременно - это упрощенное представление о механизмах психической деятельности (в данном случае мышления). Человеческий мозг устроен очень сложно: помимо правого и левого полушария в мозге есть корковые и подкорковые структуры, есть базальные и другие отделы, есть организация разных частей мозга в единую функциональную систему. У правшей и левшей мозг организован по-разному. И непозволительно сводить мышление к простейшим схемам. Практически не существует активности, в которой было бы задействовано только одно полушарие, и нет ничего особенного и «активизирующего» в ментальной арифметике [5].

Педагоги-практики считают иначе. Опыт обучения ментальной арифметике в Татарстане ученый Елабужского института Казанского федерального университета Н.Е. Хамидуллина проанализировала таким образом: «Вся работа на наших занятиях построена так, чтобы задействовать обе руки – мы рисуем одновременно и правой, и левой, играем в мячики, в качестве физкультминуток используем настольные игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Ребятам нравится, что у нас нет принуждения, учение проходит с увлечением, результаты заметны уже с первых уроков. Кроме того, для детей это не только интересные занятия и полезные знания, но и общение в особом, доброжелательном социуме» [6]. В образовательных центрах городов Республики Башкортостан в настоящее время продуктивно используются известные за рубежом методики развития у детей интеллектуальных навыков, например скоростного счета в уме и так называемого брейн-фитнеса (гимнастики ума). Например, центры ментальной арифметики «Абакус», «Орбита», «Малмала», центры развития интеллекта «Пифагорка», «SmartiKids» и другие. Здесь присутствует не только обучение, в основе которого лежит умение быстро считать на специальных старинных счетах, отличающихся от обычных с десятками. (Abacus в переводе с английского и есть «счеты», потому и название методики звучит так же. Японцы же эту методику называют Соробан-обучение.) Дошкольникам и младшим школьникам предлагаются адаптированные к условиям республики методики обучающего общения и упражнения. Это арифметические упражнения на память: визуальную и слухоречевую, упражнения на внимание: произвольность, концентрацию (сосредоточенность), объем и устойчивость; упражнения формируют как умение сосредоточиваться на зрительной информации, так и на информации, поступающей через слух; упражнения на логику и нестандартное мышление: для этого детям на занятиях предлагаются дополнительные игры, пособия и задания, а также видеоматериалы; упражнения на межполушарное взаимодействие: сюда включены упражнения, направленные на увеличение скорости мыслительных процессов; создание глубинной мотивации к общению и обучению, когда на занятия одинаково с удовольствием ходят как успевающие дети, так и дети с трудностями в обучении. У учебного взаимодействия на таких занятиях есть очень важная функция. Это социализация и преодоление застенчивости, развитие умения работы в команде и способности ясно излагать свои мысли – как составные части комплекса мероприятий, которые направлены на понимание математики. Здесь используется и опыт Сингапурской математики, которую в СМИ успели назвать «математикой ошибок». В самом начале любого занятия учитель знакомит детей не с правилом, а сразу с задачей. Дети пытаются решить её интуитивно, на основе уже имеющихся знаний или догадок. Задача преподавателя – научить детей искать решение задачи среди множества возможных вариантов. А ещё не бояться ошибок и не стыдиться их, ведь они могут привести к правильным ответам и выводам. Работа с ошибками как творческая закладывает детям позитивный образ математики как науки поиска ответа. Дети работают в небольших группах по несколько человек: пробуют коллективно решать задачи, делятся полученными знаниями и тем, как они поняли новый материал. Делают они это в формате обсуждения, а также на основе совместной деятельности, чаще на рисовании совместных проектов или моделировании. Все элементарные действия и сложные математические формулы выражаются в моделях. На уроках используют различные материалы (пластилин, бумажные фигурки, деревянные кубики или брусочки), чтобы наглядно объяснить цель математических закономерностей. Дети с самого начала своего пути понимают, что знания будут применимы к реальности. Двигаясь от простых манипуляций к сложным абстракциям, они помнят, что делают это не для того, чтобы сдать «страшный» экзамен, а для использования новых знаний в жизненных ситуациях. Сами задания по ментальной арифметике содержат в себе особые педагогические возможности. Например, развивают социальные навыки: часто возникает необходимость объяснять вслух (рассказать сверстникам или учителю) способ решения задачи. А когда ребёнок объясняет причину своих действий и затруднений, ему легче будет их осознать и запомнить.

Заключение. Таким образом, понятие «педагогический ресурс» - как запас возможностей, источник, средство воспитания, обучения и развития ребенка - становится важнейшей категорией в нашем исследовании. Ключевым педагогическим ресурсом ментальной арифметики, безусловно, является обучение произвольным действиям и логике. Не только считать и просчитывать в уме. Математика, безусловно, воспитывает ясность мышления, логические способности и приводит «картину мира» растущего человека в порядок. Владение математическими знаниями не позволяет вас обмануть, считают математики. Однако все математические действия должны быть  произвольными и осознаны личным  Я ученика. Следует указать и на следующий развивающий ресурс предмета. Занятия ментальной арифметикой, как подчеркивают многие специалисты-практики, гармонично развивают не только оба полушария головного мозга, но и другие базовые структуры мозга, и прежде всего логическую и творческую грани личности ребёнка. «В результате он может воспринимать с большой скоростью огромное для него количество информации, так же быстро обрабатывать её и оперировать ей в образовательном процессе. Это осуществляется поначалу благодаря выполнению операций на счетах обеими руками» [5]. Ментальная арифметика не только помогает освоить произвольные действия быстрого вычисления, но и практически стимулирует развитие эмоционально-волевой сферы и аналитических способностей ребенка в игровом пространстве решения задач во взаимодействии со сверстниками. В-третьих, важнейшим педагогическим ресурсом ментальной арифметики является обучение концентрации внимания, творческому мышлению, воображению, слуху и наблюдательности. Ибо визуально-математическая модель должна быть проста, даже огрублена и понятна, а ребенок мог выполнять сложные арифметические задания в уме - при «человекоцентричном» подходе учителя к обучению предмету. Используемая в центрах дополнительного образования программа ментальной арифметики «не только охватывает математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах. Она придает ему уверенность, дает возможность справляться с несколькими делами одновременно», - приходят к выводу педагоги из Республики Башкортостан [5]. Рассуждения вслух при решении задачи, необходимость доказывать правильность решения находят отражение в умениях детей формулировать мысли, удерживать в голове сложные взаимосвязи и быть убедительным. И отсюда четвертый, наиболее значимый ресурс, который признает большинство специалистов. Ментальная арифметика, безусловно, помогает растущему человеку в освоении социальных видов деятельности, в обучении преодолевать трудности общения и учебного взаимодействия. Психологическая устойчивость в преодолении таких трудностей «не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от: типа нервной системы человека; детского опыта человека, навыков и умений поведения и деятельности; уровня развития основных познавательных структур личности» [7, с. 55]. По сути, ментальная арифметика формирует особенности мышления ребенка, его ранние представления о пространстве и времени, о человеческом обществе и экономике, оказывает влияние на отношение к собеседникам, к окружающей среде.

Следует учитывать, что коммуникация остается для нынешних младших школьников ведущей деятельностью. Основным ориентиром на уроке ментальной арифметики является, как показал опыт педагогов учреждений дополнительного образования Татарстана и Башкортостана, перемещение «общения в обучение», в том числе через актуальные для детей вопросы взаимодействия, а также понимания ценности математики как науки. Принимая во внимание критику и противоречивые позиции специалистов в области нейропсихологии по вопросам развития когнитивных и социальных способностей детей в процессе внедрения ментальной арифметики, а также обширный положительный опыт педагогов–практиков, мы признаем острую необходимость дальнейших теоретических и практических разработок технологий применения ментальных моделей арифметических и игровых задач, которые пробуждают устойчивую глубинную мотивацию ребенка к социальному взаимодействию и опираются на апелляцию к реалиям сегодняшнего дня. Формирование произвольных навыков деятельности и социализация растущего человека непосредственно связаны с использованием элементов ментальной арифметики как инновационного предмета в образовательных учреждениях.


Библиографическая ссылка

Царев С.А., Царева Р.Ш. К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27721 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674