Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МОТИВАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Джиоева И.А. 1 Аликова Т.Т. 1 Фидарова К.К. 1 Кусова И.Т. 2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 Стоматология «Мой ортодонт»
Тенденция роста востребованности профессии врача-стоматолога в значительной степени обусловлена формированием рыночных механизмов в системе здравоохранения, в наибольшей степени проявившихся в оказании стоматологической помощи. Результаты анкетирования показали, что 48,0% студентов при выборе специальности руководствуются ее престижностью и востребованностью на рынке медицинских услуг. Про рыночные ориентации студентов стали более распространенными: 85,7 % студентов планируют организовать свое дело, из них 79,2% хотят основать свою стоматологическую клинику, а 20,8% стоматологический кабинет. Существенно изменились приоритеты в выборе специальности. Наиболее престижными являются ортодонтия (25,3%), имплантология (20%) и терапия (19,2%). В выборе профессии врача-стоматолога присутствуют как прагматические мотивы, так и возможность проявить себя творческим работником, а процесс учебы является базой для будущего роста и карьеры. В мотивации студентов важное значение приобретают также стремительно развивающиеся технологии в стоматологии, что позволяет максимально реализоваться в избранной профессии. В мотивированности студентов важное значение приобретают стремительно развивающиеся технологии в стоматологии, а также совершенствование стоматологической техники, что позволяет максимально реализоваться в избранной профессии.
врач - стоматолог
профессиональная мотивация
ортодонтия
имплантология
терапия
хирургия
ортопедия
парадонтология
1. Деева Е.В. Социальная успешность как фактор профессионального становления молодежи // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 6. – С. 205-209.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
3. Зелко А.С. Динамика учебной мотивации студентов высшего учебного заведения в процессе педагогической поддержки // Известия ПГПУ им В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. – С. 650-659.
4. Изучение мотивационных факторов в обучении студентов четвертого курса лечебного факультета / И.М. Соколов, Н.А. Железнякова, Е.Я. Гафанович // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 6 (73). - С. 156-157.
5. Логвинов И.Н., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебно-профессиональной направленности // Концепт. – 2014. – С. 2666-2670.
6. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163.
7. Турчина Ж.Е., Белобородов А.А., Данилина Е.П. Некоторые аспекты формирования клинического мышления у студентов младших курсов // Сибирское медицинское обозрение. - 2013. - № 4. - С. 88–90.
8. Цимбалюк О.Н., Луницына Ю.В., Токмакова С.И. Семейные традиции студентов стоматологического факультета и их влияние на определение мотивации достижения успеха в профессии // Проблемы стоматологии. - 2012. - № 6. – С. 70-73.

Изменения, характерные для современного общества, обусловливают радикальные перемены в мотивах, связанных с выбором специальности. Во внутреннем мире cовременного студенчества также происходят перемены. Меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностей [1].

Выбор профессии и образование – один из главных механизмов социального восхождения личности. Именно образованный человек по праву занимает достойное место в социальной структуре общества. Профессия врача-стоматолога в настоящее время является высоко престижной и открывает прямые возможности занять достойное место в социальной структуре общества [2; 3]. Выбор профессии и соответствующего образования определяется высокой индивидуальной мотивацией успеха, что, в свою очередь, зависит не только от личностных черт отдельного человека и его индивидуального опыта, но и от особенностей ближайшего социального круга, в частности семьи [4; 5].

Профессия стоматолога в настоящее время становится частым выбором абитуриентов, поступающих в вуз. С точки зрения социальной значимости профессия стоматолога во все времена занимает уверенные лидирующие позиции в списке нужных профессий. Перемены, свойственные современному миру, обусловливают радикальные изменения в мотивах, связанных с выбором профессии [6]. Во внутреннем мире современного студенчества также происходят перемены. Меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентаций [7; 8].

Цель исследования: изучение мотивации студентов при выборе профессии врача- cтоматолога.

Материал и методы исследования

Основной задачей нашего исследования стало выявление субъективного мнения и предпочтений студентов первого и третьего курса стоматологического факультета Северо-Осетинской государственной медицинской академии (СОГМА) при выборе профессии врача-стоматолога. Для выявления тенденций отношения студентов к выбору специализации проведено сравнение с данными проведенного нами аналогичного исследования десятилетней давности.

Проведено добровольное анонимное анкетирование студентов первого и третьего курсов стоматологического факультета, позволяющее по результатам ответов на вопросы анкеты выявить мотивационные подходы в выборе профессии.

Социологическое исследование проведено по специально разработанным анкетам. В анкетировании приняли участие 77 студентов первого курса стоматологического факультета, из них 39% - юно­ши и 61% - девушки 17-18 лет, а также 66 студентов третьего курса. Из них 26% - юно­ши и 74% - девушки 19-20 лет. Результаты анкетирования обработаны в программе Microsoft Excel STATISTICA.

Результаты исследования и их обсуждение

Студент-первокурсник плохо представляет свою будущую специальность, руководствуясь, скорее, амбициями и престижем, чем реальными планами и перспективами. Участие же в практике приводит к положительным сдвигам в учебной мотивации студентов: стать высококвалифицированным специалистом, успешно учиться, приобрести глубокие и прочные знания, быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, получить интеллектуальное удовольствие.

Самая востребованная специальность, которую бы хотели освоить студенты стоматологического факультета - это ортодонтия (25,3%). Вторая по популярности профессия имплантолога, ее выбрали 20% респондентов и третья - терапевта (19,2%). Челюстно-лицевую хирургию выбрали 16,9%, хирургию - 7,6%, ортопедию – 4,8%, пародонтологию - 1,4% студентов. Не определились с будущей специальностью 4,8% респондентов (рис. 1).

Рис. 1. Распределение специальностей, выбранных студентами первого курса

Среди студентов третьего курса относительно вопроса «Какую профессию врача-стоматолога вы планируете выбрать по окончании вуза?» 23% респондентов ответили, что также планируют работать врачами-стоматологами имплантологами, 20% респондентов – ортодонтами, 19% - стоматологами–ортопедами, 16% – терапевтами. Челюстно-лицевую хирургию выбрали 13%, хирургию – 7,5%, пародонтологию – 1,5%. Таким образом, данные, полученные при анкетировании студентов первого курса, в значительной степени коррелируют с результатами анкетирования студентов третьего курса.

Для изучения степени трансформации приоритетов в выборе специальности у студентов стоматологического факультета во времени нами проведен сравнительный анализ данных, полученных при аналогичном исследовании 10-летней давности. Согласно полученным данным, в 2008 году приоритеты распределились следующим образом: 46% респондентов выбрали ортопедию, 24% - терапию, 17% - имплантологию и 13% - ортодонтию (рис. 2).

Рис. 2. Распределение специальностей, выбранных студентами-стоматологами в 2008 году

Как видно на рис. 2, подавляющая часть студентов 10 лет назад была ориентирована на получение специальности по ортопедической стоматологии. Второй по востребованности стала терапевтическая стоматология, а имплантология заняла третье место. Таким образом, приоритеты в выборе специализации у нынешнего поколения студентов стоматологического факультета кардинальным образом поменялись.

При этом на вопрос «Что вы знаете о выбранной Вами специальности?» 48,4% современных студентов первого курса и 43% студентов третьего курса ответили, что выбранная ими специальность востребованная, 21,7% первокурсников и 18,4% студентов третьего курса посчитали, что профессия врача-стоматолога интересная, а прибыльной специальность считают 20,4% первокурсников и 20,2% студентов третьего курса, и лишь 9,5% студентов первого курса ответили, что ничего не знают о выбранной ими профессии.

В 2008 году 39% студентов стоматологического факультета СОГМА ответили, что выбранная ими профессия востребованная, 31% ответили, что интересная, 27% - прибыльная, 3% ответили, что ничего не знают о выбранной ими профессии (рис. 3).

Рис. 3. Вопрос: «Что вы знаете о выбранной Вами специальности?»

Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивом выбора специальности «Стоматология» является возможность оказания квалифицированной помощи больному 43,7% (1 курс), 39,3%, (3 курс) 45,4% (2008 г.). При этом профессию врача-стоматолога как высокооплачиваемую выбрали 11,9% (1 курс) и 13,4% опрошенных третьего курса. В 2008 г. высокооплачиваемой профессию врача считали 33,6%, востребованной 20,9%. Вместе с тем 44,4% студентов первого курса и 47,3% третьего курса посчитали, что выбранная профессия наиболее востребована на рынке труда.

Подавляющее большинство современных студентов первого курса уже имеет определенные планы на будущее. Интересно, что на вопрос «В какой стоматологической организации Вы хотели бы работать?» ответы «В частной» встречаются почти в четыре раза чаще (80,5%), чем «В государственной» (18,2%), и только 2,6% затруднились ответить. При опросе студентов третьего курса отмечается следующая тенденция: 66,3% хотели бы работать в частной поликлинике, 32,1% - в частной, не определились еще с местом работы 1,6% студентов стоматологов. Тогда как 59,2% студентов опрашиваемых в 2008 году ответили, что хотят работать в частной клинике, а 40,8% - в государственной (рис. 4).

Рис. 4. Распределение мнений студентов первого курса о месте работы

Прорыночные ориентации студентов стали более распространенными: сегодня 85,7% студентов первого курса планируют организовать свое дело, из них 79,2% хотят основать свою стоматологическую клинику, а 20,8% собственный стоматологический кабинет, в 2008 году свое дело планировали организовать 65,4% студентов, остальные пока не задумывались об этом (рис. 5).

Рис. 5. Желание студентов первого курса в будущем организовать собственное дело

При ответе на вопрос «По вашему мнению, кто Вам может помочь в реализации Ваших целей?» ответили, что это родители, 59% студентов первого курса, 56,6% студентов третьего курса и 64,1% студентов, участвовавших в анкетировании в 2008 году. Надежды на помощь государства имеют 23% (1 курс), 23,3% (3 курс), а в 2008 году 28,4% студентов.

На участие в реализации целей преподавателей вуза указали 18% современных студентов первого курса, 20,1% студентов третьего курса и 7,5% студентов, проходивших анкетирование в 2008 году (рис. 6).

Рис. 6. Мнение студентов о возможной помощи в реализации целей

Заключение

Интерес к профессии, к ее содержанию, склонность к выполнению соответствующей профессиональной деятельности – один из наиболее существенных мотивов, по которому молодежь выбирает себе профессию врача-стоматолога. В последние два десятилетия наблюдается заметный рост числа абитуриентов, желающих поступить на стоматологический факультет медицинского вуза. Данная тенденция в значительной степени обусловлена формированием рыночных механизмов в системе здравоохранения, в наибольшей степени проявившихся в оказании стоматологической помощи. Судя по результатам анкетирования, студенты-стоматологи как и сейчас, так и десять лет назад при выборе профессии стоматолога руководствовались престижностью специальности «Стоматология» и востребованностью ее на рынке медицинских услуг на данный момент.

Существенно изменились приоритеты в выборе специальности. Если десять лет назад наиболее престижной считалась ортопедия (46%), то сегодня наиболее востребованная специальность, которую бы хотели освоить студенты - это ортодонтия (25,3%). Вторая по популярности профессия среди первокурсников 20% - имплантология, тогда как в 2008 году наиболее востребована была терапия (24%), третья по популярности специальность среди первокурсников - терапия (19,2%), а в 2008 году 17% студентов выбрали имплантологию.

Вместе с тем следует указать, что, поступив на стоматологический факультет, студент выбирает профессию врача-стоматолога осознанно, выбрав как прагматические мотивы, так и возможность проявить себя творческим работником, а процесс учебы является процессом создания базы для будущего роста и карьеры. В мотивированности студентов важное значение приобретают стремительно развивающиеся технологии в стоматологии, а также совершенствование стоматологической техники, что позволяет максимально реализоваться в избранной профессии.


Библиографическая ссылка

Джиоева И.А., Аликова Т.Т., Фидарова К.К., Кусова И.Т. АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МОТИВАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27705 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674